Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Другое / Доклад: Воспитание в условиях реализации общенациональной идеи " Мәңгілік ел"

Доклад: Воспитание в условиях реализации общенациональной идеи " Мәңгілік ел"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС




КГУ «Основная школа села Акпан»



















Доклад

« Воспитание в условиях реализации общенациональной идеи

«Мәңгілік ел»»















Учитель:

Джолдинова А.К



















2017-2018 учебный год



Пояснительная записка



Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. В современных школах работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства любви и гордости за свою страну, за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому, формирование чувства любви к родному краю, к природе.

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладают внеклассные мероприятия в школе.

Развитие казахстанского государства и общества ставит новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества.

Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.



Цель и задачи воспитания

Цель: формирование образованной личности, воспитанной на общечеловеческих и национальных ценностях, обладающей лидерскими качествами и способной к социальному и личностному самоопределению и самореализации.

Задачи:

- развитие мотивационно-ценностной сферы личности каждого ребенка;

- воспитание личности на общечеловеческих и национальных ценностях, уважения к родному языку и культуре казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан;

- формирование гражданина и патриота, способного жить в новом демократическом обществе, обладающего лидерскими качествами;

- усиление воспитательного потенциала семьи;

- формирование у учащихся компетенций для успешной социализации, непрекращающегося самообразования и самореализации, их сознательное участие в разностороннем саморазвитии и в самовоспитании.



Введение



Нашему поколению выпала высокая честь и ответственность под лидерством Елбасы,Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева созидать историю нового Казахстана. Сплотившись вокруг Елбасы, мы прошли великий путь свершений и сегодня с гордостью называем себя гражданами Независимого Казахстана – сильного и успешного государства. Следуя историческому "Слову о Независимости" Нурсултана Назарбаева, мы, граждане Казахстана, едины в своем стремлении созидать Нацию Единого Будущего – Мәңгілік Ел.

В основе Мәңгілік Ел – простые, понятные и самые ценные для каждого из нас истины: благополучие наших семей, гостеприимство и трудолюбие, стабильность, безопасность и единство, уверенность в завтрашнем дне.Мы призываем укреплять, хранить и передавать от поколения к поколению  Семь незыблемых основ Мәңгілік Ел:

Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел, представленной президентом, – это гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна - страна толерантности.

За 25 лет суверенного развития Казахстана созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Эти ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавшие испытание временем.

Во - первых, это Независимость Казахстана и Астана.

Во - вторых, национальное единство, мир и согласие в нашем обществе.

В - третьих, это светское общество и высокая духовность.

В - четвертых, экономический рост на основе индустриализации и инноваций.

В - пятых, это Общество Всеобщего Труда.

В - шестых, общность истории, культуры и языка.

В - седьмых, это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем, ЭКСПО 2017.

  В этом случае гражданство будет самым надежным фундаментом устойчивого и успешного государства.

В настоящее время в Республике Казахстан модернизируется система образования. Необходимость совершенствования отечественного образования вызвана рядом приоритетных государственных задач: формирование конкурентоспособного человеческого капитала для вхождения в 30 развитых стран мира, повышение уровня и качества обучения и воспитания подрастающего поколения в соответствии потребностями мировой рыночной экономики и открытого гражданского общества, внедрение эффективных механизмов, инновационных технологий и методик по формированию у подрастающего поколения этнокультурной и гражданской идентичности, основанной на знании истории государства, государственного языка, национальных культурных ценностей народов Казахстана, использование опыта зарубежных стран по формированию у воспитанников патриотических ценностей, обогащение национальной системы воспитания на идеях казахстанского патриотизма.

Современной методологической основой национального воспитания является Национальная идея «Мәңгілік Ел».

Гражданственность, патриотизм. Что значит быть гражданином? Вопрос не простой и не праздный, особенно для тех, кто скоро окончит школу и станет совсем взрослым человеком. Взрослым человеком – взрослым гражданином, лицом, которое пользуется всеми правами и должно выполнять свои обязанности, определенные законами государства.

Сумеют ли наши школьники стать гражданином? Это зависит от того, как они уже сейчас относятся к происходящему вокруг, к собственным поступкам, от того, сумеет ли он сказать человеку, что думает о его неправильных действиях.

Сейчас о чем бы ни думал, чем бы ни занимался современный школьник, его мысли постоянно обращаются к будущей профессии. В ней молодому человеку предстоит окончательно осознать себя гражданином, патриотом. В этом самоопределении огромную роль играет помощь молодым специалистам от государства.

Наиболее актуальной и фундаментальной чертой характера современного подроста, будущего надежного гражданина нашей страны является трудолюбие, заключающее в положительном отношении личности к трудовой деятельности. Трудолюбие очень важно в жизни – необходимо, потому что это естественно для человека чувствовать себя нужным, знать что сделал что-то хорошее, создал что-то хорошее, оставил после себя след в этой жизни. Трудолюбие нужно воспитывать – его не нужно перевоспитывать, оно есть в нас самих, это наша сущность. Трудолюбие надо поддерживать с самого раннего детства и давать ребенку возможность работать и помогать нам, а впоследствии проявлять трудолюбие в области, где ему интересно и действительно нравится проявлять его.

Мораль нашего сегодняшнего общества диктует нам подлинно человеческие отношения между людьми: равноправие, товарищество, взаимное уважение и заботу о ближних. Эти же требования положены в основу правил поведения, в основу национальной идеи «Мәңгілік Ел», обсуждаемой педагогической общественностью Казахстана.

У разных народов разные обычаи. Различия обуславливаются историческими и местными условиями, характером народа и другими факторами. Поэтому мы не должны навязывать обычаи одного народа другому.

Считаю, что Президенту нашего государства принадлежит огромная заслуга в сохранении и поддержке мира и согласия среди всех населяющих на территории республики наций, конфессий – воспитание и формирование с малых лет у каждого казахстанца бережного чувства языковой толерантности. Нурсултан Назарбаев прикладывает все силы для развития уважительного отношения этносов друг к другу, проживающих на казахстанской  территории; соблюдение гражданских, языковых прав и экономических интересов их носителей, обеспечение возможности для всех этносов пользоваться родными языками в любых коммуникативных сферах, где это возможно на данном уровне развития того или иного языка. Мы живем в эпоху новой эры, в период критической переоценки старого, и полны творческого рвения во имя будущего. Нашему обществу должна быть присуща вежливость, вытекающая из сердечности и доброжелательности друг к другу. С правилами поведения, этикета, морали молодое поколение казахстанцев должно срастись, и чем раньше это произойдет, тем естественнее и непосредственнее станет казахстанское общество.

Общий вектор Концептуальных основ воспитания сегодняшнего подростка направлен на формирование человека гармоничного, всесторонне развитого, обладающего развитыми духовно-нравственными качествами, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, активно участвующего в достижении главной цели Стратегии «Казахстан − 2050» − «Мәңгілік Ел».

Проблемы развития воспитания, несомненно, заслуживают пристального внимания, так как речь идет о завтрашнем дне Казахстана, ценностных ориентирах нашего общества о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения.

На сегодняшний день в нашей стране выстроена целостная система воспитания, ориентированная на современные потребности общества и государства в целом. Именно поэтому развитие воспитания в системе образования Республики Казахстан в последние годы по праву стало одним из самых приоритетных направлений. Социальный заказ государства на воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, находит отражение в ежегодных Посланиях Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева.

Актуальность разработки программы обусловлена необходимостью ориентации воспитания на духовную, национальную идентификацию и социализацию личности обучаемого, способствующую усвоению, закреплению, проявлению и трансляции опыта национальной культуры.

Позитивные изменения в стране нашли свое отражение в системе воспитательной деятельности организаций образования. Идет процесс осмысления политической и нравственной сути казахстанского патриотизма, гражданственности, духовности, формирования гуманистически ориентированной, социально активной, гармонически развитой личности. Создаются условия для возрождения интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации с учетом общеказахстанского менталитета, культурных, национально-исторических традиций.

Социологические исследования показывают, что в сознании учащейся молодежи увеличиваются новые позитивные тренды - престижность образования, экономическая заинтересованность в сохранении своего здоровья; традиционными жизненными ценностями школьников остаются семья, друзья, здоровье, материальное благополучие, интересная работа, карьерный рост. Вместе с тем, наблюдается противоречие между осознанием необходимости национального воспитания и недостаточным уровнем формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, национального достоинства у детей и молодёжи.

В настоящее время в школьной среде усиливается прагматическая ориентация, в ряду жизненных ценностей наиболее значимым становится стремление к материальному достатку. Жизненный успех, достижение высокого социального статуса не связываются с умением упорно и результативно трудиться, последовательно добиваться поставленных целей. Распространение массовой потребительской культуры сопровождается утверждением определенного набора ценностей: культа наслаждения, комфорта, достатка и личного эгоизма.

Одной из причин такого положения является недооценка воспитания и как социального явления, и как целенаправленного процесса, объектом которого является духовное, нравственное, патриотическое развитие детей и учащейся молодёжи. Именно воспитание определяется такими категориями, как ценности, отношение, поведение, мораль и нравственность.

Как подчеркнуто в Послании Главы государства Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: «Единая цель, единые интересы, единое будущее», за 25 лет суверенного развития  созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев  и составляют фундамент будущего нашей страны. Президент также поставил задачу формировать активных, образованных и здоровых граждан, дать новые импульсы развитию всеказахстанской культуры. Патриотичная, образованная, обладающая здоровьем, ответственная и энергичная, успешно работающая в условиях инновационной экономики, владеющая казахским, русским и английским языками, впитавшая ценности и культуру казахстанского народа, толерантная, узнаваемая и уважаемая в мире – такой видится казахстанская молодежь 2020 года.

В КГУ «Средняя общеобразовательная школа №91», как и в ряде других организаций образования Республики Казахстан, создана и успешно функционирует воспитательная система, ориентированная на потребности учащихся, родителей, педагогов и всего общества в целом, что позволяет расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность.

Но, тем не менее, существует много нерешенных проблем:

1. Потеря национальных ценностных ориентиров. Попытки педагогов сформировать ответственное отношение к общечеловеческим и общегосударственным ценностям не всегда приносят эффективный результат.

2. Подмена жизненных ценностей узкопрагматичными взглядами, приводящими к отрицанию истинных патриотических чувств.

3. Ослабление воспитательной роли социального института семьи.

4. Игнорирование здорового образа жизни.

5. Негативное влияние средств массовой информации на формирование личности.

6. Недостаточное владение педагогами воспитательными технологиями.

7. Низкая эффективность воспитывающего потенциала ДМО.

Исходя из вышеобозначенных проблем, следует рассматривать воспитание подрастающего поколения как одну из стратегических задач развития современного казахстанского общества.







Методологические основы организации воспитательного процесса

При переходе на новое содержание образования процесс воспитания предполагает:

Личностно-ориентированный подход – опора на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, поддержка процессов самопознания, самосовершенствования и самореализации личности, развития его индивидуальности.

Деятельностный подход в воспитании  единство личности с ее деятельностью, непосредственно и опосредованно осуществляющая изменения в структурах личности. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода состоит в том, что в центре внимания стоит не только деятельность, а совместная деятельность воспитанников и педагогов по реализации вместе выработанных целей и задач.

Компетентностный подход – совокупность общих принципов определения целей воспитания, организации воспитательного процесса и оценки его результатов, формирование у учащихся компетенций и обеспечивающий им возможность успешной социализации.

Комплексный подход  единство и целостность воспитания, отражающие главные, сущностные стороны воспитательного процесса. Комплексный подход применим и эффективно срабатывает при рассмотрении явлений, объектов действительности, отношений, деятельности и т.д. всех систем и уровней. При рассмотрении комплексного подхода к воспитанию он приобретает ранг основополагающего принципа, отражающего главные, сущностные стороны воспитательного процесса, обуславливающего конечный результат – всесторонне гармоническое развитие личности.

Социальный подход – влияние социальной реальности на цели и задачи личности на протяжении всей его жизни, педагогические последствия этого влияния для человека и общества.

Ценностный (аксиологический) подход – общечеловеческие и национальные ценности, определяющиеся сознанием и личностными смыслами отношений человека к миру, людям, самому себе, направлен на создание условий для обретения ребенком смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой.

Амбивалентный подход (Л.И.Новикова) - предполагает рассмотрение педагогических явлений и процессов на основе учета их, на первый взгляд, исключающих, противоречащих друг другу сторон. Например, амбивалентный подход применим при изучении коллектива и индивидуальности, свободы и ответственности, дифференциации и интеграции. Как правило, педагогам свойственно абсолютизировать какую-то одну из дуальных характеристик: в школе должен быть только порядок, а хаос — это уже негативная характеристика; если свободное воспитание, то уже никакого принуждения; если развитие индивидуальности, то вне коллектива. Подобный подход не только не соответствует реальности, но значительно обедняет смыслы и содержание педагогической деятельности. В этом плане амбивалентный подход обладает неоспоримым преимуществом.

Системный подход, предполагает рассматривать объект как сложное образование, не сводимое к сумме составляющих его частей и имеющее иерархическую структуру. Системное рассмотрение предполагает выделение структурных компонентов, их функций, установление функционально-иерархических связей, определение системообразующего фактора, анализ внешних связей. Используется при анализе и построении воспитательных систем, воспитательного процесса.

Синергетический подход позволяет рассматривать воспитание как процесс, в значительной степени самоорганизующийся, не основанный на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающий неоднозначно; процесс, обусловленный множеством внутренних и внешних влияний: закономерных и случайных, предсказуемых и стихийных, упорядоченных и хаотичных.

Средовой подход ориентирует воспитателей на рассмотрение процесса развития личности в зависимости от условий и характеристик окружающей среды. Этот подход предусматривает систему действий со средой, которые обеспечили бы ее превращение в средство диагностики и проектирования воспитательного результата. В рамках подхода под средой подразумевают все, что окружает субъекта и посредством чего он реализует себя как личность.

Антропологический подход ориентирует на работу с воспитанником как целостной и уникальной личностью, на максимальный учет комплекса знаний о человеке.



Принципы организации воспитательного процесса при переходе на новое содержание образования:



Принцип гуманистической направленности – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегия его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе гуманных отношений.

Принцип диалогичности воспитания предполагает использование возможностей различных детских сообществ, в том числе организованных педагогами, для формирования опыта руководства, выполнения обязательств и сотрудничества, развития способностей к самоменеджменту, апробации социальной мобильности при одновременном соблюдении общественных интересов и реализации личностно-ценной цели.

Принцип культуросообразности  воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур.

Принцип непрерывности воспитания – всестороннее развитие личности на всех этапах ее жизнедеятельности, обогащение ее творческого потенциала и возможностей во все более полной реализации ее сил и способностей, ее профессионального и общекультурного роста.

Принцип природосообразности  приоритет общих законов развития природы; взаимосвязь естественных и социальных процессов; учет пола и возраста в воспитательной работе.

Принцип целостности воспитания обеспечивается интеграцией учебной и внеучебной деятельности: учебная деятельность формирует когнитивный компонент казахстанской идентичности; во внеучебной деятельности развивается эмоционально-ценностный поведенческий компонент.

Принцип этничности – формирование культурообразующей среды, способствующей расцвету общенациональной культуры на основе единения этнических культур, достижение гражданского согласия и гармонии, общественных отношений.



Ценности воспитания

Ценности – общественно-значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм. Они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их формирование направлен педагогический процесс.

Человек – абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей». Высшей ценностью нашего государства является человек, его жизнь, права и свободы. В современных условиях развития человек представляется не просто как объект изучения, а, прежде всего, как субъект творчества и познания, создающий величайшие образцы культуры и увлекающий своим стремлением к творчеству.

Семья – начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Брак двух людей еще не составляет семьи, семья возникает, когда в ней появляется ребенок.

Родина, родной край – единственная, уникальная для каждого человека родная земля, данная ему судьбой, доставшаяся от предков, связывающая с духовной культурой своего народа, его историческим прошлым.

Здоровье, здоровый образ жизни – непременное условие счастливой, продуктивной жизни; ответственное отношение к своему здоровью должно стать естественной внутренней потребностью человека. В Послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан - 2030» здоровье признается одним из стратегических долгосрочных приоритетов развития республики.

Труд - основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни». Одухотворенный, сознательный, творческий труд наиболее естественно выражает природную сущность человека.

Образование  необходимое условие развития каждой личности и социального прогресса. Результатом учения являются знания. Воспитательная сущность образования состоит в том, что оно не самоцель, а средство достижения цели.

Культурное наследие – великое богатство каждого народа и всего человечества в сфере духовной и материальной жизни. Настоящая культура соединяет в себе извечное стремление к истине, добру и красоте.

Язык – основное средство взаимодействия людей, одна из важнейших социокультурных ценностей.

Дружба - индивидуально-избирательные, свободные и основанные на взаимной симпатии отношения. Дружба предполагает не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь. Недаром мы называем друга своим alter ego («другим Я»).



Приоритетные направления воспитательной работы

Учитывая особенность казахстанской системы образования, предлагается «Ценностная модель воспитания», основанная на национальной идее общеказахстанского дома «Мәңгілік Ел».

Мәнгілік Ел – это наша ответственность перед поколениями народа Казахстана, наша стратегия развития достойного и великого Казахстана, которому обозначено и суждено войти в число 30-ти конкурентоспособных стран мира. Началом нашего созидания Мәнгілік Ел становится новая ценностная модель воспитания, т.к. в образовании, как и в других сферах, требуется образец для подражания в воспитании и обучении таких детей и молодежи, которым предстоит создавать судьбу страны вместе со всем народом.

В целях реализации цели и задач Концептуальных основ воспитания определены приоритетные направления воспитательной работы:

воспитание нового казахстанского патриотизма и гражданственности

духовно-нравственное воспитание

национальное воспитание

интеллектуальное воспитание

трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

физическое и психологическое воспитание, здоровый образ жизни

экологическое воспитание

поликультурное воспитание

художественно-эстетическое воспитание

развитие лидерских качеств

семейное воспитание



1. Воспитание нового казахстанского патриотизма и гражданственности

Казахстанский патриотизм – это способность любить и конструктивно участвовать в управлении страной, решении общенациональных задач. Данное направление направленно на формирование гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуру, развитого национального самосознания, культуры межнациональных отношений, социальной и религиозной толерантности, основанных на гуманизме, любви и уважении к языку, истории и обычаям казахского народа, сохранении и развитии его лучших традиций, изучении, приятии и освоении культур других народов Казахстана. Особенное значение в современных условиях приобретает формирование правосознания воспитанников, готовности противостоять противоправным проявлениям в детской и молодежной среде.

Гражданственность – это интегрированное свойство социализированной личности, позволяющее последней быть действенным субъектом и объектом политико-правовой активности на различных уровнях развития общества и государства



Критерии:

-любовь к Родине;

-способность и готовность служить интересам Родины;

-знание государственного языка;

-приумножение достижений страны в сфере внутренней жизни и на международной арене.

-сформированное чувство собственного достоинства;

-способность быть истинным субъектом права;

-внутренняя свобода, превращенная в самостоятельную дисциплину;

-способность превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права;

-уважительное отношение к другим гражданам и к власти



Задачи:

1. формировать патриотическое сознание у подрастающего поколения, готовность служения Родине, стремление к реализации активной гражданской позиции;

2. воспитывать любовь и уважение к Родине (культуре, истории, фольклору, обычаям и традициям Казахстана), правовую культуру;

3. способствовать развитию уважительного отношения к гражданам, органам власти;

4. развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны, собственного достоинства и значимости в социуме;

5. пропагандировать знания о государственных символах;

6. совершенствовать правовую культуру учащихся, правосознания и стремления к правомерному поведению, психологическую готовность человека совершенствовать в себе положительные качества и преодолевать отрицательные, способности противостоять к проявлениям нарушения закона.

Механизм реализации:

- Через учебные предметы, внеурочную деятельность, дополнительное образование.

- Уроки мужества, чести и достоинства.

- Патриотические форумы, акции.

- Конкурсы и олимпиады школьников на знание атрибутов государственности и государственных символов Республики Казахстан.

- Краеведческие экскурсии по изучению культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа, других этносов, проживающих в Казахстане



  • Другое
Дата добавления 16.04.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 87
Номер материала MA-078872

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы