Прежде всего, хотелось бы отметить, что развитие в
науке и технике невозможно без обмена информацией, в том числе между людьми,
говорящими на разных языках. Специалисты должны постоянно следить за всем
новым, что появляется в науке за рубежом и извлекать полезную для своей
профессиональной деятельности информацию. Для этого необходимо владение
иностранным языком.
Развитие науки и техники в наше время не мыслимо без
широкого обмена специальной информацией между людьми, говорящими на разных
языках. Специалисты в самых разнообразных отраслях науки и техники должны
постоянно следить за всем новым, что появляется за рубежом и извлекать полезную
для их профессиональной деятельности информацию. Для этого каждому
образованному специалисту необходимо обладать определенными знаниями
иностранного языка.
В наше время изучение иностранных языков является
важным аспектом жизни современного человека. Оно способствует не только
знакомству с культурой и традициями других стран, но и дает возможность для
развития мышления, воображения и памяти. Его знание необходимо для эффективного
взаимодействия государств друг с другом во многих сферах жизни (науке,
политике, культуре, искусстве и т. д.). Владение иностранным языком в наши дни
– одно из условий профессиональной компетенции.
Сейчас в мире наблюдается процесс глобализации –
возникновения гибридной мировой культуры, смешения национальных традиций,
усиления сотрудничества между нациями. Данный процесс провел к бурному росту
межкультурных контактов во всех сферах нашей жизни. В нее прочно вошли такие
ситуации межкультурного общения, как учеба в школе и в вузе по обмену,
стажировки ученых, международные конференции, совместные предприятия,
туристические поездки, выставки, гастроли, спортивные соревнования и т. д.
Таким образом, одним из условий успешной адаптации в социальном пространстве
становится владение иностранными языками.
Как пишет исследователь И. К. Войтович в своей
монографии «Иностранные языки в контексте непрерывного образования»,
«политические, социально-экономические и культурные изменения в России в 90-х
гг. существенно расширили функции иностранного языка. Включение России в
мировой рынок, расширение сотрудничества с зарубежными странами значительно
увеличили возможность контактов для представителей различных социальных и
возрастных групп. Появились реальные условия для получения образования и работы
за рубежом, для продвижения российских товаров и услуг на мировой рынок, для
обмена студентами, школьниками, специалистами. Вследствие этого изменилась роль
иностранного языка в обществе. Из простого учебного предмета он превратился в базовый
элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной
реализации личности».
С развитием международных деловых контактов, освоением
новых зарубежных технологий и расширением профессионального сотрудничества с
иностранными специалистами возросла потребность отдельных регионов России в
специалистах, владеющих иностранными языками. «Владение иностранными языками,
особенно английским как языком международного общения, актуально для всей
российской молодежи, желающей найти хорошую работу, соприкоснуться с внешним
миром, улучшить свои культурологические знания. Согласно исследованиям, 76%
россиян считают, что изучение иностранных языков помогает познанию другой
культуры, развивает память, а также является важнейшей составляющей при их
трудоустройстве, поэтому знать иностранный язык, по их мнению, обязательно».
Необходимо отметить, что, помимо европейских языков, спрос вырос и на китайский
язык – сотрудничество российских компаний с крупнейшей страной Азии с каждым
годом набирает обороты. Наравне со свободным владением «традиционными»
европейскими языками ценятся специалисты, знающие иврит, португальский, хинди.
А в последние годы значительно вырос интерес к чешскому, польскому, словацкому,
а также к языкам скандинавской группы – финскому, шведскому, норвежскому.
Что касается современной науки, важно, чтобы
отечественные специалисты были, во-первых, в курсе развития мировой науки и
техники и не тратили силы и средства на создание того, что уже существует в
других странах, и, во-вторых, использовали в развитии нашей экономики все
ценное и передовое в мировой науке и технике с наименьшими затратами. А чтобы
быть в курсе последних разработок из мира науки и техники, необходимо уметь
читать статьи на языке оригинала и владеть базовыми навыками перевода
технических текстов. Так, на занятиях студенты учатся работать с техническими
текстами по специальности, терминологией, обучаются составлению аннотации на
иностранном языке к научной статье, к дипломному проекту, переводу и
составлению инструкций и руководств на изучаемом языке.
Компетентность в иностранных языках требует знания
словаря и грамматики, а также осведомленности об основных типах вербального
взаимодействия и языковых стилей. Так, студенты знакомятся с основными темами
повседневного общения, предусмотренными Рабочей Программой: «Знакомство.
Описание людей. Характер», «Повседневная жизнь. Досуг», «Россия. Культура и
традиции», «Страны изучаемого языка», «Научно-технический прогресс», «Человек.
Здоровье. Спорт» «Межличностные отношения», «Общественная жизнь. Профессия,
карьера», «Отдых. Туризм», «Государственное устройство и правовые институты»,
«Транспорт», «Культурные и национальные традиции нашей страны и стран
изучаемого языка» и другие. В рамках данных тем студенты учатся рассуждать на
основные темы обиходного общения, у них формируются представления о здоровом
образе жизни, о культуре родной страны и стран изучаемого языка, а также их
политическом и правовом устройстве, о будущей профессии, о глобальных
проблемах человечества и прочее.
На занятиях по дисциплине «Английский язык»
прорабатываются такие ситуации как, например, покупка билета на поезд или
самолет в международном аэропорту, резервирование комнаты в гостинице, а также
основные ситуации межличностного общения (приветствие, прощание, светская
беседа, например, беседа-обсуждение планов на выходные или предстоящего
путешествия, рассказ о своей семье или друге, о традициях своей страны и стран
изучаемого языка, о профессии своей мечты), написание личного письма на разные
темы и официального письма (например, резюме или заполнение карты прибытия в
другую стану).
Также студенты обучаются поиску, обработке и
представлению информации на иностранном языке (выполнение проектов «Достоинства
и недостатки Интернета и телевидения», «Мой родной город/ мое родное село»,
«Праздники в России/ в Великобритании», «Языковые ситуации в разных странах
мира», «Молодежные движения», «Глобальные проблемы и пути их
решения», «Политические партии в России/ США/ Великобритании» и др.)
В целом можно сказать, что изучение иностранного языка
делает духовный мир людей богаче, учит их выражать свои мысли кратко и четко.
Например, В. Гумбольт писал, что язык является органом, образующим мысли.
Мышление не просто зависит от языка, но обусловлено каждым языком, и каждый
язык - это орган оригинального мышления народа. В языке представлена интерпретация
мира человеком, и в нем представлено видение мира. Язык, созидая и обозначая
отдельные предметы, тем самым созидает для говорящего на нем народа картину
мира. Каждый язык образует вокруг народа круг, выйти за пределы которого можно
только вступив в другой круг. Язык оказывает на человека (регулирующее)
влияние, т.е. человек обращается с предметами так, как это предписывается и в
своем поведении он руководствуется языком.
Таким образом, изучение иностранного языка дает
возможность общения с людьми с другим мировоззрением и ментальностью, что в
итоге способствует духовному обогащению, разрушению стереотипов, культурному
развитию. Знание иностранных языков способствует проникновению в прошлое
народов, знанию их настоящего, предвидению будущего. Также, изучение
иностранных языков помогает лучше понять культуру родной страны, взаимосвязь
исторических процессов в родной стране и странах изучаемого языка и в мире в
целом. Изучение иностранных языков позволяет глубже понимать родной язык и
значение слов родного языка, проследить влияние одного языка на другой.
Также оно открывает перед людьми возможность более
легких путешествий по разным странам мира общения в них.
Четко обозначим факторы, обуславливающие
изучение иностранных языков:
1) работа – знание иностранного языка поможет найти
более перспективную работу, получить повышение по службе, отправиться в
командировку в другую страну и т. д.;
наука – без знания учеными иностранных языков
невозможно ознакомление с зарубежными источниками и взаимодействие с
иностранными коллегами;
2) учеба – для обучения в других странах и изучения их
культуры и искусства;
3) эмиграция;
4) путешествия;
5) религия – проповедование религии в разных странах
мира;
6) личные мотивы – интернациональные браки, общение с
друзьями-иностранцами, хобби.
В современном мире язык выступает как:
– механизм межкультурной коммуникации;
– средство взаимопонимания и толерантности
народов;
– средство саморазвития и обогащения внутреннего
мира;
– средство непосредственного знакомства с
достижениями зарубежной литературы, культуры и техники.
Таким образом, в современном мире знания иностранного
языка необходимы для формирования разносторонне развитой и активной личности и
успешного специалиста.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.