Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Доклад "Применение технологии «Биоинформатика и синергетика» как средство управления качеством на уроке биологии"

Доклад "Применение технологии «Биоинформатика и синергетика» как средство управления качеством на уроке биологии"

КГУ «Красносельская СШ»







Применение технологии

«Биоинформатика и синергетика»

как средство управления качеством

на уроке биологии


(выступление на августовской конференции)





















Учитель биологии

Шарая Елена Алексеевна




2017 год


Применение технологии «Биоинформатика и синергетика»

как средство управления качеством на уроке биологии.



Приоритетной задачей современного образования становится развитие личности обучающихся, способных самостоятельно, активно действовать, принимать ответственные решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Только в этом случае современное образование становится качественным. Сегодня качество обучения является наиболее активной темой современного образования. Всем известно, что качество определяется при помощи ЕНТ, ВОУД, аттестации, рейтинга качества знаний школы, открытых уроков преподавателей, количеством достижений учащихся и прежде всего применением новых технологий. Сегодня дети всё меньше читают, медленно пишут, плохо говорят и вообще с неохотой учатся, снижение качества идет уже в начальной и средней школе. И перед учителями всё чаще встают проблемы: Как сделать учебный процесс увлекательным? Как повысить качество обучения? Качество знаний своих учеников? Качество своего нелёгкого труда? Одним из основных ресурсов повышения качества образования является совершенствование современных образовательных технологий. Педагогическая технология - это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника.

Одной из таких технологий является технология «Биоинформатики и синергетики» («БиС»).

«Мы не определяем качество образования по индикатору ЕНТ или по количеству выпускников, поступивших в вузы. Наш показатель – дети, ставшие успешными в жизни. Мы с первого класса даем им навыки менеджмента, они учатся быть управленцами, быть лидерами. И пусть кто-то скажет, что не это самое важное в жизни человека».

Автором этих слов и уникальной образовательной технологии является казахстанский учёный, кандидат педагогических наук, президент Общественного Фонда «Качество и образование», научный консультант Фонда Образования Н. Назарбаева – Вассерман Фёдор Яковлевич.

Новая технология «БиС» начала разрабатываться с 1999года.

А в марте 2017 года Вессарман Ф. Я. провёл обучающий семинар с педагогами школ нашего района, в ходе которого учителя осваивали азы пошагового внедрения технологии управления  качеством обучения.
“Управление качеством обучения - это выполнение требований по соблюдению совокупности принципов, методов, средства и форм управления обучением разработанных и применяемых в учебных заведениях с целью повышения эффективности образования посредством объективного механизма измерения качества обучения». Эти слова принадлежат также Вассерману Ф.Я.

Биоинформационный подход в технологии связан с информационными возможностями нашего мозга, как биологической среды. Биоинформационный принцип измерения отражает закономерности работы клеток мозга, имеющих определенную пропускную способность обрабатываемой информации во времени. Синергетический принцип механизма измерения отражает закономерности и особенности суммарных возможностей ученического сообщества и направлен на формирование единых стандартов качества обучения в рамках возможностей конкретного коллектива. 

Технология предполагает:

-повышение уровня деятельности ребенка до максимального;

-развитие ребенка должно идти впереди обучения.

Роль учителя:

- тренер по развитию

- специалист по качеству

- предметник.
После проведенного в нашем районе семинара я начала применять технологию «БИС» на своих уроках биологии.

Условия технологии – это участие на уроке всех учеников, при этом требуются введение в урок технологических карт – специальных средств управления учебным процессом. Технологических карт – 11 штук. Карта разминок, Триада «Алгоритм», «Биоинтернет», «Тренажёр», «Логика», «Лидер», «Устный урок -1-2-3» и «Универсальная карта», «СРВ.

На уроках биологии наиболее применимы такие технологические карты, как «Устный урок - 1,2, 3». 

В первую очередь я ознакомила обучающихся с правилами работы, и довела до их сведения то, что весь урок нацелен на активную работу каждого, на развитие их мышления в усвоении предмета.

Одним из инструментов управления качества является матрица посадочных мест. Её можно рисовать на доске, но я использую баннер. МПМ напоминает игру в морской бой и отражает порядок, в котором ученики
сидят за партами в классе. У каждого ученика свой номер и ячейка, куда
заносятся все отметки о его достижениях в ходе урока. Ставится только плюс или минус учащемуся, ответившему полным ответом через 3 секунды после заданного вопроса. После урока по количеству отметок ставится оценка в журнал.

В результате проведенных исследований и экспериментально - практической работы Вассерман Ф. Я. установил нормативный показатель качества обучения – не ниже 63%. Качество считается достигнутым, если 63% учащихся получили оценку – пять или четыре. Им была разработана таблица для выполнения норматива, в зависимости от количества обучающихся в классе.

«Устный урок - 1» и «Устный урок - 2» имеют небольшие отличия. Это можно проследить на примере 2 уроков.

Структура технологической карты «Устный урок - 1» 

Тема: Особенности строения вирусов как примитивных форм организации (6 кл.)

Форма проведения: карта «Устный урок – 1».

Цель: усвоение учебного материала по требованиям норматива – 63%, учащихся на уроке. Развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса, информационной компетентности. Выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета, как критерий успешного человека.

Задача: выполнение регламента технологической карты.

Планируемый результат: достижение поставленной цели.

1 тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала имеет следующую логику: мотивация → актуализация субъективного опыта учащихся → организация восприятия → организация осмысления → первичная проверка понимания → организация первичного закрепления → анализ → рефлексия

Цели и задачи прописаны в технологических картах. Это очень удобно для учителя, не нужно на них тратить время. Но так как еще нет готовых технологических карт по биологии, поэтому я самостоятельно их составляла к каждому уроку.

Структура и порядок работы по карте «Устный урок-1»


1.Организационный момент. Мотивация.


Мотивация учащихся как класс – команды: Прием «Волшебная жизнь за окном. И чтобы быть успешным в жизни после школы, нужно быть и успешным на уроке. Объясняется порядок работы по карте. Для активизации класса дается слово лидеру.


В правом верхнем углу доски в круг ставится число нормы 63%, табл. №1.


2.Актуализа- ция субъектного опыта учащихся

Перекрестный опрос проводится для опроса домашнего задания . (вопросы читаются 1 раз)

  1. Растения, выращиваемые человеком в искусственных условиях для удовлетворения своих потребностей, называются… культурные

  2. Центры происхождения культурных растений определил русский ученый… Вавилов

  3. Группу растений, имеющих одинаковые признаки и свойства называют… сорт

  4. Процесс создания новых сортов растений и пород животных называют… селекция

  5. Сколько видов пшеницы выращивают в Казахстане? 6

  6. Какую пшеницу высевают осенью? озимую

  7. Сколько сортов картофеля выращивают в Казахстане? 100

  8. Какая пшеница называется яровой?

  9. Какая пшеница называется озимой?

  10. Какие признаки характерны для мягкой пшеницы?

  11. Какие признаки характерны для твердой пшеницы?


Первая отметка. Всем учащимся ставится плюс или минус по результатам в МПМ.

На доске записать результат:

1 этап - ≤ или ≥ нормы


3. Организация восприятия


Первая критическая точка.  Для тренировки памяти и быстрого письма используется методика опорных слов. Перед началом урока на доску заносятся опорные слова по изучаемой теме в количестве 7, 14 или 21 слова. Объясняю значение слов в теме. Опорные слова закрываются. После окончания времени на запоминание слова закрываются и ученики воспроизводят слова за то же время,
за которое запоминали. По окончании времени на запись, опорные слова открываются, ученики обмениваются тетрадями и подсчитывают друг у друга количество слов, а затем сообщают учителю, который заносит результаты в МПМ. На
первых уроках плохо запоминались опорные слова, а при написании делались ошибки и записывались не по порядку, что очень важно.

Опорные слова.

1.Вирус

2.Ивановский

3. Бактериофаг

4-5.Табачная мозаика

6-7.Нуклеиновая кислота

Вторая отметка в МПМ.

На доске записать результат:

2этап - ≤ или ≥ нормы


4.Организа-ция осмысления


Учащиеся должны прочитать текст в учебнике с.173-174 по нормативному времени.


6 класс: 4 минуты на лист текста


5.Первичная проверка понимания


Перекрестный опрос. 

  • Мельчайшие неклеточные формы жизни называют….

  • Ученый, открывший вирусы

  • Как называется вирус, открытый Д,И,Ивановским?

  • В каком году был открыт вирус табачной мозаики?

  • При каких условиях вирус начинает размножаться?

  • Через какое время, образовавшиеся новые вирусы способны делиться?

  • Как называется нуклеиновая кислота вирусов

  • Вирусы, поражающие бактерии называют…

  • Какое количество вирусов живут в растительных организмах? 400

  • Какое количество вирусов живут в животных организмах? 500

  • Что ещё входит в состав вирусов кроме нуклеиновых кислот?

Вторая критическая точка. Учитель объясняет и раскрывает те значения темы, которые учащиеся не поняли (1-2 мин)

Спасательный круг тем учащимся, у которых два минуса. Даются три вопроса и каждый из этих учеников может, подняв руку, ответить и исправить свой минус.

  1. При помощи какого устройства можно разглядеть вирусы?

2.К какому царству относят вирусы?

3.Как переводится с латинского «вирус»?


Третья отметка в МПМ.

На доске записать результат:

  1. этап ≤ или ≥ нормы


6.Организация первичного закрепления

Критический опрос.  Критический опрос, содержит в себе: 10 правильных и 20 ошибочно построенных вопросов. Но я составляла вопросы по количеству обучающихся. Правила построения вопроса: первая часть вопроса строится при помощи
отвлекающих вопросов: где, когда, почему, по какой причине, сколько, каким образом, откуда и т. д.; вторая часть вопроса заведомо должна быть ошибочной.

    1. Мельчайшие неклеточные формы жизни называются бактериями (вирусами)

    2. Ученый, открывший вирусы – Д.И.Иванов (Д.И. Ивановский)

    3. Вирус, открытый Д.И,Ивановским, называется вирусом гриппа (табачной мозаикой)

    4. Вирус табачной мозаики был открыт в 1992 году (1892)

    5. Вирусы бывают трех угольной формы (шаровидной, овальной, палочковидной, нитевидной)

    6. Нуклеиновая кислота вирусов носит название АТФ (ДНК или РНК)

    7. Вирусы, поражающие бактерии, называются паразитами (бактериофагами)

    8. В растительных организмах живет около 900 вирусов (400)

    9. В животных организмах живут около 1000 вирусов (500)

    10. Чтобы увидеть вирусы используют лупу (микроскоп)

    11. Вирусы размножаются в любом организме (в живом)

Третья критическая точка. Учитель объясняет и раскрывает те значения темы, которые учащиеся не поняли (1-2 мин)

Спасательный круг тем учимся, у которых два минуса. Даются три вопроса и каждый из этих учеников может, подняв руку, ответить и исправить свой минус.

1.Слово «вирус» переводится с латинского «отравляющий» (яд

2.Вирусы относят к царству растений (вирусов)

3.Через 60 минут в клетке могут появиться сотни новых вирусов (30 минут)


Четвёртая отметка  ставится всем учащимся плюс или минус по результатам.

4этап ≤ или ≥ нормы

7.Анализ

Время 5 минут


Проводится тематический словарный запас (ТСЗ) по изучаемой теме. Слова пишутся, разборчиво не сокращая. Будет учитываться количество написанных слов. Предлоги, цифры и союзы не считаются словами.

Четвертая критическая точка. Учитель, по результатам урока определяет те области изучаемой темы, которые учащиеся не поняли или не раскрыли в полной мере.


Норматив слов в таблице №1. 6 класс - 56 слов

Пятая отметка  ставится всем учащимся плюс или минус по результатам.

4этап ≤ или ≥ нормы

8.Рефлексия


Учитель, кратко анализирует урок по выполнению нормы на каждом этапе, а затем по количеству оценок 4 и 5 в соответствии с нормой. Учитель мотивирует учащихся на упорство и целеустремленность.



9. Оценки


Норматив выставления оценок в журнал:

  • 5-4 отметки – 5 баллов

  • 3 отметки – 4 балла

  • 2 отметки – 3 балла

  • 1 отметка – 2 балла


Норматив качества: 63% учащихся должны получить 5 баллов.

10.Домашнее задание


Параграф 53.




Структура технологической карты «Устный урок - 2» 

Тема: Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерий от клетки растений. Понятие о прокариотах и эукариотах.(6 кл.)

Цель: усвоение учебного материала 63% учащихся посредством самостоятельной поисково-творческой работы. Выработка устойчивой положительной мотивации и рефлексии у детей на результаты своего труда. Повышение скорости, качества и объема техники чтения. Развитие скорости мышления, памяти, внимания. Выработка интереса и мотивации к качественному усвоению предмета, как критерию успешного человека.

Задача: выполнение технологического регламента.

Планируемый результат: достижение цели.

2 тип. Учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности:

Мотивация актуализация ведущих знаний и способов действий → конструирование образца применения знаний в стандартной измененной ситуациях самостоятельное применение знаний контроль и самоконтроль коррекция рефлексия.


Структура и порядок работы по карте «Устный урок-2»


1.Организационный момент. Мотивация.


Мотивация учащихся как класс – команды: Прием «Волшебная жизнь за окном. И чтобы быть успешным в жизни после школы, нужно быть и успешным на уроке. Объясняется порядок работы по карте. Для активизации класса дается слово лидеру.


В правом верхнем углу доски в круг ставится число нормы 63%, табл. №1.


2.Актуализа-ция субъектного опыта учащихся

Перекрестный опрос по теме предыдущего урока. (вопросы читаются 1 раз)

  1. Мельчайшие неклеточные формы жизни называют….

  2. Ученый, открывший вирусы

  3. Как называется вирус, открытый Д,И,Ивановским?

  4. В каком году был открыт вирус табачной мозаики? 1892 г.

  5. При каких условиях вирус начинает размножаться?

  6. Приведите пример заболевания, вызываемого вирусами

  7. Назовите неизлечимое заболевание, вызываемое вирусом. СПИД

  8. Назовите вирус, вызывающий СПИД. ВИЧ

  9. Какой вид нуклеиновой кислоты содержится в вирусе ВИЧ? РНК

  10. Способность организма сопротивляться к действию возбудителей заболеваний называется…. иммунитет

  11. Наука, изучающая вирусы…. вирусология


Первая отметка. Всем учащимся ставится плюс или минус по результатам в МПМ.

На доске записать результат:

1 этап - ≤ или ≥ нормы


3. Организация восприятия


Первая критическая точка. Учитель делает краткое введение в новую тему, важно правильно нацелить учащихся на тот объем знаний, который должен быть изучен в рамках этой темы. Это критерий методической квалификации учителя

Учащиеся должны прочитать текст (с.183-185) из расчёта указанной нормы на лист учебника и найти опорные слова по изучаемой теме. Учащимся дается возможность сначала прочитать текст за половину нормативного времени, а затем они должны поднимать руку и называть слово. Если оно совпадает со списком учителя, то ученик получает плюс в ячейку МПМ и продолжает читать, до окончания времени нормы. Если слово не совпало, то ученик продолжает читать и называть слова до тех пор пока не добьётся совпадения или не закончится время выделенное на чтение. По окончании времени работы каждый ученик получает либо плюс либо минус.

    1. Бактерии

    2. Левенгук

    3. Пастер

    4. Микробиология

    5. Одноклеточные

    6. Безъядерные

    7. Клеточная стенка

    8. Цитоплазма

    9. Кольцевая ДНК

    10. Шаровидные

    11. Палочковидные

    12. Извитые

    13. Споры

    14. Цианобактерии

    15. Синезеленые водоросли

    16. Сапрофиты

    17. Паразиты

    18. Поперечное деление

    19. Бациллы

    20. Вибрионы

    21. Кокки

Вторая отметка в МПМ.

На доске записать результат:

2этап - ≤ или ≥ нормы



6 класс: 4 минуты на лист текста (8 минут)

4.Организа-ция осмысления


Учащиеся должны запомнить все слова. После окончания времени на запоминание (30 сек.) слова закрываются и ученики воспроизводят слова за то же время за которое запоминали. По окончании времени на запись, опорные слова открываются, ученики обмениваются листочками и подсчитывают друг у друга количество слов, а затем сообщают учителю, который заносит результаты в МПМ. Опорные слова:

1. Бактерии

  1. Левенгук

  2. Пастер

  3. Микробиология

  4. Одноклеточные

  5. Безъядерные

  6. Шаровидные

  7. Палочковидные

  8. Извитые

  9. Сапрофиты

После этого учитель проводит выборочный контроль у тех учащихся, которые получили плюс и если находит неверно данные результаты, то минус получает оба ученика, за фальсификацию результатов.


Третья отметка в МПМ.

На доске записать результат:

3этап ≤ или ≥ нормы

10 слов- 45 мин.

5.Первичная проверка понимания


Перекрёстный опрос. Учитель по МПМ опрашивает учащихся по теме урока, но не по порядку.

1.Какой ученый впервые обнаружил мельчайшие живые организмы? Левенгук

2. Какой французский ученый установил, что микроорганизмы вызывают инфекционные заболевания и порчу продуктов? Пастер

3. Как называется наука, изучающая мельчайшие живые организмы? Микробиология

4. Сколько клеток у бактерий? 1

5. Сколько ядер у бактерий? Отсутствуют

6. В виде чего расположена наследственная информация в бактериях? Кольцевая ДНК

7. По форме выделяют 3 группы бактерий. Какие? Шаровидные, Палочковидные, Извитые

8. У каких бактерий происходит фотосинтез? Цианобактерии

9. Какие бактерии называют сапрофиты?

10. Какие бактерии называют паразиты?

11. Что образуют бактерии при неблагоприятных условиях? споры

Вторая критическая точка. Учитель объясняет и раскрывает те значения темы, которые учащиеся не поняли (1-2 мин)

Спасательный кругтем учащимся, у которых два минуса. Даются три вопроса и каждый из этих учеников может, подняв руку, ответить и исправить свой минус.

        1. Как размножаются бактерии? Делением пополам

        2. Через сколько минут вновь образовавшаяся клетка способна делиться? 20-30 минут

        3. Чем дышат бактерии?


Четвёртая отметка  ставится всем учащимся плюс или минус по результатам.

4этап ≤ или ≥ нормы

6.Организа-ция первичного закрепления

Время 5 минут


Взаимотестирование.

Тестовая дуэль.

Учащиеся составляют тесты по изученной теме и опрашиваются по матрице посадочных мест. Если успевают, то могут составить и второй вопрос, который будет рассмотрен в « Спасательном круге». Один ученик вызывает к ответу другого, и они обмениваются, вопросами, называя номер в МПМ другого ученика.

Третья критическая точка. Учитель по результатам тестирования определяет те области изучаемой темы, которые учащиеся не поняли или не раскрыли в полной мере. Затем, в течение 1-2 минут учитель объясняет и раскрывает проблемные зоны.

«Спасательный круг» тем учащимся, у которых два минуса. Именно этим учащимся даются три вопроса и каждый из них может подняв руку ответить и исправить свой минус.


Пятая отметка. Плюс ставится в тестовой дуэли только победителю, а минус побежденному.

Тест – это вопрос с тремя вариантами ответов. Ответ должен быть полным.

На доске записать результат:

5 этап ≤ или ≥ нормы

7.Анализ

Время 5 минут


Проводится тематический словарный запас (ТСЗ) по изучаемой теме. Слова пишутся, разборчиво не сокращая. Будет учитываться количество написанных слов. Предлоги, цифры и союзы не считаются словами.

Норматив слов в таблице №1. 6 класс - 56 слов


Шестая отметка  ставится всем учащимся плюс или минус по результатам.

6этап ≤ или ≥ нормы

8.Рефлексия


Четвертая критическая точка. Учитель по результатам урока определяет те области изучаемой темы, которые учащиеся не поняли или не раскрыли в полной мере. Затем, в течение 1-2 минут учитель объясняет и раскрывает проблемные зоны.

Учитель кратко анализирует урок по выполнению нормы на каждом этапе, а затем по количеству оценок 4 и 5 в соответствии с нормой. Учитель указывает учащимся на их проблемы с развитием мышления по каждому этапу и мотивирует их на упорство и целеустремлённость.


9. Оценки


Норматив выставления оценок в журнал:

  • 5-4 отметки – 5 баллов

  • 3 отметки – 4 балла

  • 2 отметки – 3 балла

  • 1 отметка – 2 балла


Норматив качества: 63% учащихся должны получить 4-5 баллов.

10.Домашнее задание


Параграф 55.




Лично мне очень нравится технология «БИС». Так как на уроке работают все дети, даже самые слабые. Никто не просиживает на уроке, все работают, отвечают. За урок каждый ученик опрашивается несколько раз: перекрестный опрос по домашнему заданию, по новой теме, затем уже критический опрос. Проводя на каждом уроке тематический словарный  запас также помогает пополнению словарного запаса, скорости письма, зрительный и слуховой памяти, внимания, что положительно сказывается на результатах обучения и подготовки домашнего задания. Улучшается качество знаний учащихся, повышается мотивация к обучению. Детям нравятся данные уроки. Раньше на уроках опрашивалось только несколько учеников, а при использовании данной технологии все получают оценки.

Деятельность учащихся на уроках по технологическим картам означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не, только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества, развивает личные качества учеников.


















  • Другое
Автор Шарая Елена Алксеевна
Дата добавления 04.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 337
Номер материала MA-073092
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы