На фоне глубоких
социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные
перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов
вследствие наметившейся тенденции в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному
обучению и воспитанию. В сфере образования детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование
ребенка. Инклюзия (включение) означает обеспечение гарантий поддержки тем, кто
в ней нуждается, в какой бы форме она им не потребовалась. В образовательной
области – это форма обучения, при которой учащиеся с ОВЗ посещают те же школы,
что и их нормально развивающиеся сверстники; имеют индивидуальные,
соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели и обеспечиваются
необходимой поддержкой.
В государственной
Программе развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы,
утверждённую Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года №
1118, прогнозируется, что к 2015 году доля детей, охваченных инклюзивным
образованием, охваченного от общего количества детей с ограниченными
возможностями составит 25%, а к 2020 году 50%.
Вот уже 2 года я
работаю с детьми, которые обучаются в коррекционном классе. По заключению ПМПК
у всех учащихся имеется задержка психического развития. В классах
коррекционного обучения нашей школы система работы направлена на компенсацию
недостатков и восполнение пробелов дошкольного развития, преодоление негативных
особенностей эмоционально - личностной сферы, нормализацию и совершенствование
учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию
познавательной деятельности и другое.
Использование
активных методов обучения при работе с учащимися с задержкой психического
развития (ЗПР) особенно важно, т.к. у данной категории детей отмечается низкий
уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,
сниженная способность к приёму и переработке перцептивной информации,
недостаточная сформированность операций анализа, сравнения, синтеза, отвлечения
и обобщения. Все эти особенности детей с ЗПР приводят к изменению процесса
овладения этими детьми речевой функции и определяют своеобразие их речевого
развития: речевую инактивность, ограниченность словаря, несформированность
словообразовательных процессов, бедность грамматических конструкций,
затруднения при развёрнутом высказывании, что в конечном итоге сказывается на
социализации этих детей в обществе.
В качестве средств
активизации учения выступают содержание, методы, приемы и формы
организации учебного процесса. Таким образом, уровень активности школьника в
процессе обучения определяется тем насколько содержание, методы и организация
обучения способствуют этой активности.
Наиболее
приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ,
считаем объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый,
коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля
и взаимоконтроля.
С понятием метода тесно
связано понятие «приема обучения».
Для активизации
деятельности учащихся с ОВЗ на уроках использую следующие активные методы и
приёмы обучения:
1. Использование
сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной
стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам,
карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность.
Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний
учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность
их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование
вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда
и т. д.
Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида
задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно
ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на
память(составление,
запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые
нужно запомнить).
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления,
подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при
выполнении заданий.
4. Работа с
бланковыми методиками. Материалы для
логопедической работы с младшими школьниками представлены в виде
карточек-бланков, сопровождающихся рекомендациями по применению субтестовых
заданий, связанных с темой и содержанием занятия и направленных на активизацию
познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня обученности,
с учетом индивидуальных особенностей и возможных затруднений. Бланковые
методики используются в диагностических целях и для коррекционной работы.
5. Восприятие
материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами
используется для
развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального
состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной
деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной
трудности и т. д.
6. Использование
кинезиологических упражнений на логопедических занятиях.
Комплексы
упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные
упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики,
упражнения на релаксацию и массаж.
7. Использование
презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации
по ходу логопедического занятия.
При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная,
слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые
визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи
центральной нервной системы.
8. Использование
картинного материала для смены вида деятельности в ходе
занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации
словарного запаса, развития связной речи.
9. Активные методы
рефлексии.
Данные виды
рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание
и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения,
возрастные и психологические особенности учащихся.
На своих уроках
наиболее часто я использую рефлексию настроения и эмоционального
состояния.
Широко использую приём
с различными цветовыми изображениями.
«Дерево
чувств» –
учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они
чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.
«Море радости» и
«Море грусти» –
пусти свой кораблик в море по своему настроению.
Все
вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени
стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Таким образом,
применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность
учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в
образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что
в равной мере относится и к детям с ОВЗ.
Разнообразие
существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды
работы, что также является эффективным средством активизации учения.
Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от
переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а
также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе /
Ю. К. Бабанский.– М.: Просвещение, 1985. - 208 c.
2.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г.
Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001, - 224 с.
3.
Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи,
письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер,
С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
4.
Кудрина, С. В. Средства активизации учебной деятельности младших школьников с
интеллектуальным недоразвитием: автореф. дис. … канд. пед. наук / Светлана
Владимировна Кудрина. – СПб., 2000. – 20 с.
5.
Кузьмина, Е. В. Бланковые методики в работе логопеда /
Е. В. Кузьмина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.
6.
Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Научное
издательство БРЭ, 2003, - 526 с.
7.
Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике /
составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 350 с.
8.
Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов : учеб. пособие для вузов /
И. П. Подласый. - М.:
ВЛАДОС, 2004. - 365 с.
9.
Проблемы обучения и воспитания детей с задержками психического развития:
сборник методических материалов / под ред. И. Ю. Майсурадзе. –
Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 92 с.
10.
Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности : учеб.
пособие / В. В. Сериков / под ред. В. А. Сластенина,
И. А.Колесниковой. – М. : Академия. – 2008. - 256 с.
11.
Сиротюк, А. Л. Коррекция обучения и развития школьников /
А. Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2002. - 80 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.