Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / ДОКЛАД По теме: «Повышение эффективности качества преподавания на уроках математики, путем внедрения идей программы третьего (базового) уровня «Семь модулей» в образовательный процесс».

ДОКЛАД По теме: «Повышение эффективности качества преподавания на уроках математики, путем внедрения идей программы третьего (базового) уровня «Семь модулей» в образовательный процесс».


КГУ « Основная школа села Акпан»

Акимата Осакаровского района.








ДОКЛАД




По теме: «Повышение эффективности качества преподавания на уроках математики, путем внедрения идей программы третьего (базового) уровня «Семь модулей» в образовательный процесс».



учитель начальных классов

Джолдинова Акмарал Кумисбековна











2017-2018гг

« Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования…Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации.»

Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г.



Не случайно эпиграфом я выбрала слова послания Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана, они ярко отражают актуальность проблем стоящих перед современным образованием. Меня как учителя очень волнует современное преподавание в школах. Педагогический поиск – это процесс постоянный, а в перспективе – бесконечный. Позади долгий путь, главное приобретение на котором – опыт. А впереди – только движение вперед.За долгие годы работы я поняла, что достигла какой – то планки, какого – то предела и не видела дальнейшего продвижения вперед, и часто себе задавала вопрос: « Как дальше учить? Чему учить? Как воспитать достойного гражданина своей страны?» И с такими мыслями я приехала на трехмесячные курсы в филиал АО «НЦПК «Өрлеу» в г. Караганды. Да, были большие сомнения: «А применима ли система обучения, преподаваемая на курсах к моему предмету, так как математика – наука точная, весьма сложная для учащихся». Но я знала, что нельзя упускать ни одного подхода, делающего математику более доступной. Ошибочны представления о том, что я сообщаю интересный материал, а дети «ловят его на лету». Здесь нельзя останавливаться, необходимо искать те формы и  методы преподавания, которые бы обеспечили наиболее оптимальный результат. Ответы на все свои вопросы я получила после нескольких дней пребывания на курсах. Вначале было очень сложно ломать свои стереотипы о методах и формах преподавания, но потом пришло понимание того, что данная методика лишь дополняет накопленный опыт работы учителя, дает новый взгляд на преподавание, вносит элементы игры в преподавание предмета, таким образом, облегчая понимание, восприятие учащимися темы урока. Сейчас легко писать, как ты понимаешь систему обучения, преподаваемую на курсах, но вначале это был большой стресс – ведь в процессе изучения системы преподавания, рождался абсолютно новый взгляд на преподавание. А почему было вначале так тяжело - да потому, что мы учителя - практики сами себя загоняем в жесткие рамки преподавания, оправдывая свои действия требованиями гос.стандартов, инструктивными письмами, мы забываем, что ребенок - это не бесправный объект обучения, а равноправный участник процесса обучения. И помогали обрести это новое видение учебного процесса команда опытных тренеров. Собираясь на курсы, я ожидала долгих лекционных занятий, старенького седого преподавателя. Но приехав, я окунулась с головой в веселую, легкую, непринужденную обстановку, где ты сам добываешь знания, просыпается твое творчество, которое глубоко, глубоко внутри тебя спит, с удовольствием бегаешь и прыгаешь во время игр на свежем воздухе (как когда-то в детстве), участвуешь в дебатах, учишься работать в команде, учишься «слушать-слышать-наблюдать-помогать». Ты как-то незаметно освобождаешься от комплексов, сам становишься на место ученика и начинаешь видеть мир глазами ребенка. Приходит осознание того, что ты хочешь быть не просто учителем, а эффективным учителем. Учителем, который будет инициатором, воздействующем на процесс обучения, проявляющем заботу и активно, с энтузиазмом занимающимся преподаванием и обучением. Учителем, который осознает, что каждый ученик думает и знает, как формировать свое понимание предмета; конструирует знания и практический опыт в контексте этих знаний; имеет профессиональные знания и понимание их содержания для обеспечения обратной связи таким образом, чтобы каждый ученик прогрессировал по уровням образовательной программы. Учителем, который знает цели обучения и критерии успешности урока, знает, в какой степени они соответствуют этим критериям со своими учениками, и знает, что делать далее для устранения пробела между имеющимися знаниями и осознанными учениками эталонами успешности «Куда двигаться дальше?», «Как действовать?», «Что делать далее?». Учителем, который может совершенствоваться , получая импульс от единственной идеи до множества идей, синтезировать и в дальнейшем пополнять и углублять их таким образом, чтобы ученики могли воспроизводить и самостоятельно формировать эти идеи. Основная цель программы – помочь казахстанским учителям  в  интенсивно развивающихся жизненных обстоятельствах, быть готовыми к  непрерывному профессиональному развитию, оказывать поддержку в процессе обучения инновационным методам, который обеспечит эффективность методических работ, обеспечить необходимым знанием и практической подготовленностью для организации учебного процесса. А так же помочь казахстанским учителям  совершенствовать педагогический опыт и оценивать успешность своей работы, так как стержневой фигурой в воплощении целей  и задач программы является учитель.

После окончания курсов я вернулась в родную школу. Здесь необходимо отметить, всестороннюю поддержку со стороны администрации школы, коллег - учителей в моих начинаниях. Прежде всего, мною был разработан план дальнейших действий - внедрение идей семи модулей программы в практическую деятельность. Так как я работаю в начальных классах, что внедрение данной программы необходимо вводить постепенно во всех классах, но особое внимание хотелось бы уделить учащимся 2 класса. Обычно учащиеся этого возраста подходят для учителей, проходящих практику в школе по Программе Кембриджской системы обучения. Поэтому я считаю, что именно школьники 4 класса могут наглядно продемонстрировать, что интеграция семи модулей в образовательный процесс повышает качество знаний (а это очень важно для учащихся, готовящихся к итоговой аттестации в форме гос. экзаменов или ЕНТ ), пробуждает мотивацию, интерес учащихся к учебе, развивает саморегуляцию, побуждает школьников самих добывать знания, дает возможность раскрыть талантливых и одаренных учеников.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.   Деятельностный и проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики “открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности.
  Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал.   
Мой принцип: позиция учителя – к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом, позиция ученика – за познание мира. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. Приведу примеры использования “проблемных ситуаций”. При изучении темы 6 класса “Сложение дробей с разными знаменателями” в устный счёт, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (“Ситуация успеха”) включаю задание, где знаменатели разные. Происходит “заминка” (проблема), и начинаем думать: “почему не получилось?”. Индуктируем, дедуктируем, анализируем, синтезируем, сравниваем, обобщаем… Итог: верное решение и понимание – что делаем? как делаем? зачем?

Все определения понятий и способов стараемся формулировать самостоятельно, сверяясь затем с текстом учебника. Базовую тему по математике для 5 класса “Десятичные дроби и действия над ними” изучали, используя приёмы и методы сопоставления, наблюдения, анализа. В итоге по теме “Деление десятичных дробей на натуральное число” детьми было выведено самостоятельно правило, которое в последствие использовалось для проверки правильности постановки запятой в частном. Это правило было проверено детьми на различных примерах, и возгласы: “Работает!” ознаменовали наше Открытие.

При изучении тем “Геометрические фигуры” учащимся дается творческое домашнее задание: изобразить фигуры. Выполнять работы можно как угодно: нарисовать, наклеить.

Замечу, что с моими учениками мы вместе “упорядочиваем” весь учебный материал. На уроках использую формы работы:

эвристическая и проблемно-поисковая беседа;
– демонстрационный эксперимент;
– лабораторная работа;
– практическая работа;
– уроки-диспуты.

Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяю уже не в целях активизации запоминания, а для создания проблемной ситуации на уроках. Это серии рисунков, схем, графиков на которых изображается определенная учебная ситуация, требующая самостоятельных размышлений учеников, для высказывания каких-то обобщений, выявления доминирующих причин.

В своей работе использую и информационно-коммуникативные технологии.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:

  • сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;

  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

  • индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;

  • раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагируют на ошибки;

  • совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;

  • организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.

Использую ИКТ на разных этапах урока:

  1. Устный счёт включает в себя устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала;

  2. На этапе первичного закрепления. Предложенные учителем задания по новой теме, позволяют определить степень усвоения нового материала;

  3. При проверке домашнего задания. Педагог предлагает кому – нибудь из учеников выполнить домашнюю работу или её часть в форме презентации. На этапе проверки домашнего задания он показывает и озвучивает своё решение. Проверяются самые важные домашние работы или наиболее проблемные задания;

  4. При объяснении нового материала;

  5. При закреплении, повторении используются готовые демонстрационные – энциклопедические программы.

  6. На этапе контроля ЗУН.

На уроке создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее:

  • чёткая организация учебного труда для предупреждения утомляемости; при планировании урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности: интеллектуальная – эмоциональная– двигательная;

  • использование динамических пауз, минут для здоровья (профилактические упражнения для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки) для снятия напряжения, усиления работоспособности; предлагаемые упражнения для физминутки органически вплетаются в канву урока;

  • на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “здоровый образ жизни”, “правильное питание”, “экология”;

  • осуществляю индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

  • провожу тренинговые мини-занятия для уменьшения степени тревожности учащихся, такие как “Учитесь поддерживать друг друга”, “Приветствия бывают разными”, “Работа в группах”, “Мы и успех”.

Необходимо добавить несколько слов об оценивании и самооценивании учащихся. На уроках с ребятами мы разрабатываем критерии оценивания, благодаря которым учащиеся могут объективно оценить свою работу. Использование критериального оценивания способствует развитию индивидуальных способностей каждого ученика, его свобод и прав; формированию у учащихся критического мышления, отзывчивости и сострадания; воспитанию у учеников стремления и способности к непрерывному образованию в течение всей жизни; формированию у учащихся личной системы ценностей, выражающей в их реальных поступках; продуктивному взаимодействию детей друг с другом, развитию их индвидуальности, способностей к творчеству и самоорганизации; установлению прочных связей между учебной деятельностью и реальной жизнью детей. Использование критериального подхода позволяет также привлекать к процессу оценивания самих учащихся, то есть проводить самооценивание, являющееся важнейшим компонентом образовательного процесса, так как только рефлексивная деятельность учашихся позволяет им извлекать опыт из своей деятельности, мобилизовать внутренние русурсы на решение поставленной задачи, лучше понимать себя.

Деятельность учителя, связанная с развитием оценочных умений школьников, заключается в создании условий для их продвижения в направлении зоны высокоразвитых умений. Положительное изменение в развитии оценочных умений происходит за счет усложнения оценочной деятельности учащихся, повышения активности и самостоятельности в ее осуществлении. Продвижение по степеням развития оценочных умений в границах каждого из трех уровней (репродуктивного, продуктивного и творческого) осуществляется с помощью следующих этапов:

  • обсуждение (зачастую разработка) с учащимися критериев и норм оценивания;

  • демонстрация учителем проведения действий контроля и оценки заданий определенных уровней сложности;

  • организация отработки контрольно-оценочных умений в упрошенных условиях;

  • организация самостоятельной практики оценочных действий учащихся с непрерывной обратной связью и положительным подкреплением со стороны учителя;

  • проведение рефлексии учащимися.

Оценка, основанная на критериях, позволяет предоставлять учащимся возможности показывать свою компетентность; более точно определять объем содержания для усвоения учащимися; учитывать процессуальный, концептуальный и поведенческий аспекты обучения; оценивать обучение как целостный процесс, как совокупность содержания или взаимосвязанных компетенций; реализовать индивидуальную или групповую оценку ориентировать процесс обучения на непрерывную форму оценивания.

Подведя итоги, хочется сказать, что результатом моей работы учителя, прошедшего трехмесячные курсы, стало привитие школьникам навыков критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации, повышение качества знаний учащихся. Но главное для учителя - это воспитание достойного гражданина своей страны.


  • Другое
Автор Джолдинова Акмарал Кумисбековна
Дата добавления 16.04.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 195
Номер материала MA-078875
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС»