КГУ «
Основная школа села Акпан»
Акимата
Осакаровского района.
ДОКЛАД
По теме:
«Обновленная программа :
надежды
и опасения.»
учитель
начальных классов
Джолдинова
Акмарал Кумисбековна
2017-2018гг.
«Образование
- одна из самых критикуемых сфер,
и реформы в ней редко проходят безболезненно»
Министр образования и науки
Казахстана Ерлан Сагадиев
В концепции 12-летнего среднего общего
образования Республики Казахстан определена главная цель - формирование и
развитие образованной и творческой, компетентной и конкурентной личности,
способной жить в динамично развивающей среде, готовой к самоактуализации как в
своих собственных интересах, так и в интересах общества.
Нашим
детям нужны не сумма знаний и умений, а способности к их получению ;
не исполнительность, а инициатива и самостоятельность.
Саморазвитию
научить напрямую нельзя – эта способность не передается. Педагог может
создать условия для саморазвития обучающихся и такое умение учителя становится
профессиональным требованием. В процессе обновления образования педагог-профессионал
не транслятор предметных знаний, он становится организатором учебной
работы по решению творческих задач,
многоплановой социально значимой деятельности обучающихся. Поэтому, в наше
время настоящий педагог – это волшебник, который может творить чудеса и
создавать мир, и в котором хочется просто быть, а значит, творить и узнавать
пока еще непознанное.
Древняя
китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание
на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь. Думаю,
что вы со мной согласитесь в правоте этой мудрой мысли, которая полностью
совпадает с концепцией 12-летнего среднего образования.
А
теперь давайте обратимся к истории. За годы независимости этапы реформирования
школы можно условно разделить следующим образом:
1991—1994
гг. — становление национальной системы
образования, возрождение национальной системы семейного воспитания,
провозглашение национальной модели школы, создание законодательной и
нормативной базы системы образования, кризисные явления в системе образования;
1995—2000
гг. — концептуальное обоснование школьных реформ,
разработка Государственного стандарта и программ, построенных по
концентрическому принципу, создание республиканского Центра тестирования,
первый этап осуществления Государственной программы информатизации 1997-2001
гг.
2001—2004
гг. — реализация Государственного стандарта образования
2002 г., начало издания учебников нового поколения (Целевая программа издания
учебников нового поколения 20012007 гг.), второй этап информатизации системы
образования Республики Казахстан на 2002-2004 гг. и разработка стратегии
вхождения в мировое образовательное пространство (Концепция развития
образования в РК до 2015 г.), реализация идеи 12-летнего обучения в
экспериментальном варианте в 104 школах республики по модели 4+6+2, введение
единого национального тестирования (ЕНТ).
2005—2010
гг. — реализация Государственной программы развития
образования на 2005-2010 гг. Подписание Болонской декларации в марте 2010 2007-2010
гг -переход на новый стандарт и программы обучения.
2010—2016
гг. — этап модернизации школьного образования
С
2016 г — этап постепенного перехода на 12-летнее обучение.
Т.е.
, отечественная система образования
проходила путь постепенной интеграции в международную образовательную систему.
Нельзя
не учитывать тот факт, что к двадцать первому веку мы обязаны обретением
советской и отечественной систем образования, которыми гордимся и о
недостатках которых часто спорим. И считаю, что осуществление реформ школьного
образования необходимо вести с учетом опыта этих школы, т.е. бережно
относиться к имеющемуся потенциалу, и синтезировать казахстанскую традиционную
систему образования и опыт ряда ведущих стран мира.
Но
«минус» состоит в том, что эти системы не соответствует духу времени. Происходящие изменения отражаются в первую
очередь на методических системах обучения, основным компонентам которых
являются цель, содержание, методы, средства, форм и контроля результатов
обучения.
Вот
поэтому возникла необходимость изменения содержания школьного образования в
Республике Казахстан ,обусловленная следующими факторами:
§ в
содержании образования должны были найти отражение ценности нового мира, в том
числе гуманизация, интеграция личности в национальную и мировую культуру,
вариативность, дифференциация, индивидуализация;
§ содержание
образования должно было быть направлено на то, чтобы научить познавать
(учиться), научить делать (действовать), научить жить вместе, научить жить
(доклад международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века «Образование:
сокрытое сокровище», 1996 г.);
§ пересмотр
содержания образования был обусловлен необходимостью учета международных
критериев оценки школьного образования, т. е. не знания, умения, а уровень
способности учащихся к решению учебных и жизненных задач (жизненные навыки,
компетенции);
§ система
образования должна была выполнять здоровьесберегающую функцию. Пересмотр содержания
образования должен был быть направлен на учет возрастных возможностей,
психологических особенностей учеников, оптимизацию учебной нагрузки.
§ С
появлением Интернета возникло противоречие между неограниченным объёмом
информации и ограниченной возможностью ее потребления. Происходит переход о
традиционного обучения к компетентностному, в основе которого лежит
выработка у обучаемых способности применять полученные знания, умения, навыки,
опыт творческой деятельности и ценностных отношений для решения проблем в
нестандартных ситуациях
В целом
обновление содержания образования должно осуществляться, с одной стороны, в
сторону уменьшения учебной нагрузки на ученика, а с другой — в сторону его
обогащения через отражение ценностей нового мира, достижений общественных и
естественных наук;
А
теперь хочу поделится своими впечатлениями об обновленной программе. Ну,
сначала позитивное:
Во-первых, подготовлен полный ресурс методических
материалов для учителя: это учебные программы, поурочные планы, учебники,
руководство для учителя, рекомендации по критериальному оцениванию
Во-вторых, были подготовлены тренера по обучению преподавателей начальных школ обновленному
содержанию программ
В-третьих, введение трехязычия
В-четвертых, внедрение пятидневной учебной недели. Он нужен как для детей, так и для родителей.
Весь цивилизованный мир понимает важность восстанов- ления, важность общения в
семье. Одного дня явно недостаточно. Мы практически удваиваем время для
семейного воспитания и дополнительного развития ребенка. Появляется возможность больше
заниматься спортом, музыкой, искусством - это тоже важно.
В-пятых ,эта программа даёт действительно нестандартно
мыслить и выражать свои эмоции .На примере
суммативного оценивания по естествознанию
В –шестых, даёт возможность педагогу творчески
подходить к процессу обучения, выполняя роль волшебника, что поднимает статус
учителя.
Ну ,а теперь проблемы в нашей работе по
обновленной программе :
Во-первых, материально-техническая база школ особо не обновлялась,
а это доставляет много неудобств
Во-вторых, уровень подготовки первоклассников разноуровневый
и не соответствует новшествам программы (хочу отметить ,что это моя
субъективное мнение)
В-третьих, не все родители адекватно воспринимают
нововведения в образовании. Но это не веская проблема, тут всё зависит от
учителя
Что
ещё хочется добавить : система образования
Казахстана сейчас находится в переходном состоянии. Дать однозначную оценку
достигнутого уровня образования пока трудно. Требуется некоторый период,
чтобы проводимая модернизации сказалась положительно на результатах системы
образования.
Хочется
надеяться, что проводимые в стране реформы и нововведения образования — переход
к двенадцатилетнем обучению, внедрение принципов Болонского процесса, широкое
развитие международных связей в сфере образования и науки, творческая адаптация
зарубежного и другие инновации в недалеком будущем приведут к существенном
повышению качества образования в нашей стране.
Литература
1.https://rodoswet.ru/pritcha-mudrec-chelovek-i-ryba/
2.Зима
Н.А. Инновационные тенденции модернизации в образовании в условиях
глобализации. Педагогические науки., 2006, №7. с.78—80.
3. Щетинин В.П. Образование в контексте теории
человеческого капитала. Педагогика, 2003, №6, с.40—46.
4.
Хуторской А. Ключевые компетенции: технология конструирования. Народное образование,
2003. №5. с.55—61.
5.Шалыюва
Н.Н., Орлов СБ., Радаева М.Н. Личностно -ориентированное обучение — развивающий
потенциал естественнонаучного образования. Успех современного образования.
2004, №5, с.93—94. 8.
6. https://tengrinews.kz/conference/150/
7.Инструктивно –методическое письмо на 2016-2017
учебный год, Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2017 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.