РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩЕГОСЯ
БисембековаШамшибануДжамшитовна,
Заместитель
директора по УВР, учитель русского языка и литературы
СШ №275 г. Байконур
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую
популярность, т. к. является своего рода ответом системы образования на
социальный заказ государства и родительской общественности.
Проектная работа стала
популярным видом деятельности. Основная школа в будущем – это школа проектов.
Многие педагоги
используют метод проектов как на уроках по отдельным предметам, так и
элективным курсам. Появилась
возможность развития личностных качеств личности, овладения учащимися
коммуникативной и других ключевых компетентностей. Практика использования метода
проектов показывает, как отмечает С.Полат, что “вместе учиться не только легче
и интереснее, но и значительно эффективнее”.
Самое
решающее звено в реализации проекта - учитель. Меняется его роль.
Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора
деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию
необходимых знаний и информации из различных (может быть
и нетрадиционных) источников.
В
определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля,
педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте,
многообразии.
Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной
помощи.
Проектная
деятельность - один из методов учебной деятельности, в основе которого лежит
мотивация для осуществления поставленной учащимися цели. Желательно, чтобы учащийся сам выбрал тему проекта и
сформулировал ее, смог определить ее актуальность для общественной жизни, для
расширения познавательного уровня тех, кто будет знакомиться с результатами его
работы.
Задачи учителя: поддержать интерес ребенка к вопросу,
проблеме, научить выдвигать гипотезы и проверять их своими исследованиями. Результатом этой деятельности является
создание творческого продукта. На протяжении всей работы ученик решает ряд
поставленных перед собой задач, создает план и реализует их. Учитель выступает
в роли консультанта и организатора.Если ученик не справляется с задачами своего
проекта, то на помощь ему должны приди учитель, одноклассники.
Задача, которая ставится перед учителем – это научить
школьников работать с источниками, научной литературой, кроме того сформировать
нестандартное мышление, развить навык работы с информацией, выступать в
аудитории, выработать способы представления информации.
Ученик
|
Учитель
|
Определяет цель деятельности
|
Помогает определить цель деятельности
|
Открывает новые знания или способы деятельности
|
Рекомендует источники получения информации
|
Экспериментирует
|
Предлагает возможные формы работы
|
Выбирает пути решения
|
Содействует прогнозированию результатов
|
Активен
|
Создает условия для активности школьника
|
Субъект деятельности
|
Партнёр ученика
|
Несёт ответственность за свою деятельность
|
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.
|
Возможности метода
проектов для развития личности и
социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя
и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при
традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в следующем
виде:
Авторитет учителя определяется
его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет
тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто
бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и
вызовом самому себе.
В работе над проектом
учитель:
·
помогает ученикам в поиске
нужных источников информации;
·
сам является источником;
·
координирует весь процесс;
·
поощряет учеников;
·
поддерживает непрерывную
обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Что делать учителю, выбравшему методику проектной деятельности
учащихся?
1. Составить план работы.
2. Ознакомиться с методами
исследования проблемы и данными науки по этому вопросу.
3. Создать положительную мотивацию к
работе у учащихся.
4. Совместно с учащимися участвовать
в анализе проблем по теме проектной работы.
5. Осуществлять промежуточный
контроль и коррекцию выполняемой учеником работы.
6. Выработать критерии оценки
проектной деятельности учащихся.
7. Составить нормы и требования по
оформлению работы.
8. Разработать примерные критерии
оценки выступления докладчиков на защите проекта.
9. Составить положения методического
подхода к проектной деятельности.
10. Составить совместно с учащимися список тем
для проектной деятельности.
Руководитель, приступая к
работе с учеником, должен тщательно и четко вместе с ним спланировать
предстоящую работу.
Примерный план такой работы
может выглядеть следующим образом:
1. Помочь ученику на основе его
интересов определить тему его будущего исследования и четко её сформулировать
2. Установить сроки:
- начало работы;
- промежуточных этапов её
выполнения;
- окончание работы;
и стремиться четко их
придерживаться.
3. Ученик, приступающий к
исследованию, должен ясно представлять себе его цели. Этому могут помочь
вопросы, на которые в процессе работы должны быть получены ответы.
4. Для того чтобы работа была хорошо
и успешно организована важно продумать способы хранения полученного во время
работы материала.
5. Одной из важнейших сторон
исследовательской работы является систематизация полученного материала по
содержанию, выделение наиболее существенного, главного материала, его обзор,
рецензирование.
6. Когда вся работа
проделана, необходимо подумать, в какой форме удобней и целесообразней
представить результаты исследования.
Наконец, важно дать
собственную оценку работе. Критерии при этом могут быть такими:
- тщательность выполнения;
- новизна содержания;
- полученные исследователем
новые знания;
- дальнейшие интересы,
вытекающие из исследования.
Только
при таком подходе исследовательская работа может быть по-настоящему полезной
для ученика, вызвать его интерес к теме исследования и принести ему подлинное
интеллектуальное.
Можно
сделать вывод, что педагогу в ходе реализации проекта предстоит «прожить»
следующие роли:
•
Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий
учащихся на достижение цели
•
Специалист,
обладающий
знаниями и умениями в нескольких (не обязательно во всех) областях
•
Консультант,
организующий
доступ к информационным ресурсам, в т.ч. к другим специалистам
•
Руководитель
(особенно в
вопросах планирования времени)
•
Организатор (человек,
который задает вопросы)
·
Координатор
группового
процесса
·
Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта, т.е она
разная на различных этапах проектирования.
Выбирая роль, которую вы будете играть в этой работе, следует
учитывать индивидуальные особенности подростка, а также те задачи обучения и
воспитания, которые необходимо решить в ходе работы над проектом. Обсудите с
учеником степень своего участия в проекте. Зная заранее меру своей
самостоятельности и ответственности, он не будет чувствовать себя обделенным
вашим вниманием, брошенным на произвол судьбы, и в то же время у него не
возникнет искушения переложить работу на плечи учителя.
Согласитесь, правильно выбранная позиция учителя в
значительной степени определяет успех проекта как метода обучения и воспитания.
Еще один совет. Договоритесь с учеником, что на
протяжении всей работы над проектом будет вестись дневник. Его могут вести сам
ученик или ученик и учитель вместе. Дневник – рабочий документ, обязательно
должен вестись регулярно, сопровождать весь процесс от начала до конца. В нем
фиксируются встречи учителя и ученика, записываются все возникающие идеи,
советы, который ученик получает от учителя, задачи, которые необходимо решить.
Это нужно для того, чтобы ничего не упустить из виду, принимая во внимание, что
в основном ученик выполняет все работу самостоятельно, работа эта длительная и
многоплановая, а встречи с учителем происходят нечасто. И вообще ведение
текущих записей по ходу работы дисциплинирует и помогает не выбиться из
графика.
В ходе размышлений по данному вопросу хочется пожелать
себе и своим коллегам:
1.
Умейте находить общий язык
со своими учениками.
2.
Идите в ногу со
временем.
3.
Пополняйте свой
словарный запас и не теряйте чувство юмора.
4.
Будьте современным
интеллигентным человеком.
5.
Не смущайтесь своими
ошибками. Экспериментируйте, ищите.
6.
Сохраняйте в себе
детскость.
7.
Примите всё то,
что есть в ребёнке.
8.
Помогайте и
одобряйте труд ребёнка.
9.
Старайтесь ничему не
учить ребёнка напрямую. Учитесь сами.
10. Искренне восхищайтесь всем красивым, что
видите вокруг.
11. Педагогика нежности – требование
сурового времени.
12. Не ждите вознаграждения за свою работу.
Ш.Д.БИСЕМБЕКОВА,
учитель русского языка и литературы сш №275 г. Байконур
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.