Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Доклад "Оригами - как возможность для интеграции различных образовательных областей в ДОУ"

Доклад "Оригами - как возможность для интеграции различных образовательных областей в ДОУ"

оригами как возможность для
интеграции различных образовательных областей в доу

Одной из наиболее обсуждаемой за последние годы в педагогической науке проблем в свете реформирования современного образования является разработка индивидуального и дифференцированного подходов, как средство преодоления несоответствия между требованиями воспитательно -образовательного процесса и реальными возможностями ребенка. Происходящие кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве государства не могут не затрагивать системы образования, которая в новых условиях тоже вынуждена и должна изменяться, чтобы быть способной удовлетворять новым требованиям, предъявляемым обществом и государством. Суть дифференцированного подхода к образованию заключается в создании оптимальных для каждого ребенка форм, методов, содержания и условий обучения с учетом возрастных, умственных, гендерных и других индивидуальных особенностей. Такая методика призвана сломать стереотипы, избавиться от уравниловки и равнения на среднестатистические показатели и позволяет глубже и ярче развить способности всех детей, в том числе и творческие. Значение занятий творчеством для целостного и гармоничного развития дошкольников трудно переоценить. Творческие занятия не только способствуют развитию мелкой моторики и сенсорных чувств, но и позволяет детям выражать свои эмоции и мироощущение, демонстрируя свое отношение к социуму и окружающим людям. Занятия по оригами развивают в ребенке потребность доводить до конца начатое, умение организовывать рабочий процесс, ставить перед собой определенные цели и стремиться к их достижению, а также помогать товарищам, взаимодействовать и общаться с другими детьми и педагогом, органично чувствовать себя в коллективе. Занятия оригами, как и другие творческие занятия, помогают привить дошкольникам такие чувства, как доброта, развить у них фантазию, воображение, пространственное восприятие. Обучение оригами невозможно без постижения навыков анализа, синтеза, планирования и поиска самостоятельных решений. Однако формирование все этих полезных навыков и умений в условиях традиционной формы обучения возможно лишь у отдельных групп детей, поэтому дифференцированный подход к системе образования в части творчества у воспитанников дошкольных учреждений представляется действительно актуальным и целесообразным, а так же способствует формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой. Какими же средствами и методами можно добиться стоящей перед педагогами ДОУ благой цели – развития у детей художественных и творческих способностей с учетом того, что каждый ребенок является самостоятельной и неповторимой личностью? Начать, следует с теоретической подготовки – анализа имеющейся базы и поиска лучших способов внедрения дифференцированного подхода в процесс обучения дошкольников различным видам художественного творчества. Следует разработать программу с учетом индивидуальности каждого ребенка, обеспечить благоприятную атмосферу для развития и личностного роста детей, развивать и поощрять проявление инициативы и принятие самостоятельных решений. Программа обучения должна быть основана на тесном взаимодействии ребенка и педагога на равных началах, также рекомендуется привлечение родителей для участия в совместном с детьми творческом процессе.

Утвержденные требования к структуре программы дошкольного учреждения требуют соблюдения принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса дошкольников.

Новизна. Оригами может являться тем самым стержнем, вокруг которого будут объединены разные виды образовательных областей: коммуникация, творчество, социум, познание, здоровье.

Цель: Рассмотрим возможность использования в воспитательно -образовательном процессе  дошкольного учреждения оригами в качестве средства для интеграции различных образовательных областей.

Интеграция оригами с изодеятельностью

На занятиях по изодеятельности, дети овладевают навыками работы в данной технике.

Интеграция оригами с изобразительной деятельностью дает ребенку дополнительную радость от занятий, ведь сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми способами.

Практика показывает, что при работе с детьми, самой эффективной формой оформления полученных результатов, является составление аппликаций, коллажей, коллективных работ.

Часто дети делают живописный подмалевок, «фон» для работы, затем складывается оригамская фигурка, которая на него наклеивается. Наиболее успешно применение оригами позволяет выполнять предметную и сюжетную аппликации. Наиболее проста из них предметная аппликация. В этом случае фон и нарисованные на нем предметы и фигуры подчеркивают значимость сложенного объекта, помещают его в соответствующую сказочно-игровую среду. Грибы на фоне лесной травы или старого пня, домики, стоящие вдоль нарисованной улицы.… Такие работы доступны самым маленьким воспитанникам.

Сюжетная аппликация сводится к размещению нескольких разных

объектов, связанных общей темой или историей. Работа над сюжетными аппликациями в технике оригами позволяет развивать у ребят чувство соразмерности и композиции, ведь изделия можно передвигать, сравнивать друг с другом, накладывать одна на другую, выбирая оптимальное положение. Детские работы получаются яркие, красочные и непохожие друг на друга.

Объемность оригамских фигурок позволяет размещать их не только на плоскости, но и в пространстве.

Ознакомление с окружающим

Оригами можно использовать при изучении явлений живой и неживой природы, времен года, животных, растений, птиц, насекомых, Дети с интересом и желанием включаются в создание разнообразных макетов, что позволяет закрепить детям материал по ознакомлению с окружающим и экологии.

Математика. В процессе складывания фигур оригами, дети знакомимся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т.д., учатся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ.

Новые образовательные программы требуют от взрослого новых форм организации работы с детьми. Вопрос об игровых и неигровых формах занятий выступает в качестве центрального при анализе возможности организации деятельности детей. Использование фигурок, выполненных в технике оригами, позволяет наполнить занятия математики интересными игровыми сюжетами.

Развитие речи.

Известно , что речь без чувственного опыта не возможна. Оригами же позволяет ребёнку всё « прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Есть все основания рассмотреть  технику оригами как самостоятельную педагогическую технологию речевого развития ребёнка - дошкольника.

 Материал по оригами можно использовать в соответствии с  лексическими темами занятий по развитию речи. Что может быть интереснее, как создать что- то своими руками и рассказать об этом?  Яркие образы персонажей  дают возможность использовать их для пересказов и рассказов  знакомых детьми произведений и сказок , для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей.

И что ценно: материал для занятий создан самим ребёнком!

В сюжетно-ролевых играх

Совместно с воспитателем дети изготавливают атрибуты в технике оригами. игр «Магазин», «Больница», «Школа», «Почта» и др. В процессе этих игр ребенок знакомится с миром социальных взаимоотношений, с социально приемлемыми формами поведения.

В психологической коррекции часто используются игры-драматизации, цель которых - психологическое сближение ребёнка с другими

героями и персонажами. В таких играх могут применяться

изображения персонажей на ободках, маски животных,

людей, членов семьи.

В дидактических играх, например: «Зоопарк на столе», «Правила дорожного движения», «Обобщающие понятия», «Цвет и форма» и др.

В процессе изготовления дети не только приобретают навыки складывания фигурок из бумаги, но и закрепляют пройденный на занятиях материал, учатся бережному обращению способиями.

Проведение подвижных игр с ободками - масками животных, выполненных своими руками из модулей цветной бумаги - не только веселое, но и полезное занятие.

В театрализованной деятельности оригами может использоваться для

изготовления декораций и элементов костюма. В песнях и танцах дети используют фонарики, ветрячки и др. атрибуты, изготовленные в технике оригами.

а) пальчиковый – особая разновидность оригамской игры.

Небольшие игрушки-наперстки изготавливаются очень легко.

С их помощью можно сочинять и разыгрывать небольшие сценки,

любимые сказки. При этом сценки могут быть представлены даже одним

ребенком. В процессе такой деятельности развиваются способности

сопереживать действию, умение слушать друг друга, помочь в случае

необходимости, формируются навыки совместной деятельности.

б) настольный театр

После прочтения сказки дети складывают фигурки, изображающие сказочных героев, а затем они разыгрывают небольшой спектакль с этими фигурками прямо на столе. После того, как группа разыграла только что прочитанную сказку, можно предложить детям придумать свою историю с теми же героями.

в) иллюстрирование сказок.

Разнообразные фигурки оригами позволяют создавать целые плоскостные или объемные

композиции по мотивам любых сказок.

г) в оригами есть игрушки-трансформеры. Это фигуры, которые путем небольших изменений, поворотов, изгибов могут превратиться в совершенно другую модель. Каждая фигура такой игрушки может быть обыграна ребенком, стать частью небольшой театральной импровизации.

Оригами в физическом воспитании

Говоря о возможности использования оригами в физическом развитии детей, мы

акцентировали внимание на оптимизации двигательной активности детей в таких режимных

моментах, как:

*утренние гимнастики;

*подвижные игры;

*соревновательные эстафеты;

Включение в комплексы утренних гимнастик с предметами: цветов, осенних

листьев, волшебных снежинок и других атрибутов, выполненных в данной технике, помогает повысить не только качество выполнения упражнений детьми, но и придать утренней встрече с детским садом яркую эмоционально – положительную окраску.

Образы зверей, переданные в оригамских масках, дают возможность участникам подвижных игр реализовать свою ловкость, скорость реакции, включить в игру сюжет, порой придуманный тут же.

Самый главный атрибут эстафет – соревнований, малых Олимпийских игр,

проводимых в детском саду – медаль за победу. Вдвойне приятнее получать награду, выполненную руками товарищей.



  • Другое
Описание:

оригами как возможность для
интеграции различных образовательных областей в доу

Одной из наиболее обсуждаемой за последние годы в педагогической науке проблем в свете реформирования современного образования является разработка индивидуального и дифференцированного подходов, как средство преодоления несоответствия между требованиями воспитательно -образовательного процесса и реальными возможностями ребенка.Происходящие кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве государства не могут не затрагивать системы образования, которая в новых условиях тоже вынуждена и должна изменяться, чтобы быть способной удовлетворять новым требованиям, предъявляемым обществом и государством.Суть дифференцированного подхода к образованию заключается в создании оптимальных для каждого ребенка форм, методов, содержания и условий обучения с учетом возрастных, умственных, гендерных и других индивидуальных особенностей. Такая методика призвана сломать стереотипы, избавиться от уравниловки и равнения на среднестатистические показатели и позволяет глубже и ярче развить способности всех детей, в том числе и творческие.
Автор Красникова Татьяна Николаевна
Дата добавления 17.12.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1079
Номер материала MA-069048
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки «Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации»