Доклад
на
тему:
«Роль
учителя физической культуры в разрешении учебно-воспитательных и
оздоровительных задач средствами спортивных и подвижных игр».
Учитель
физической культуры:
Терещенко
Н.А.
Усть
– Каменогорск
2015
г.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребёнка врывается живительный поток представлений. Понятий об
окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности.
В.
А. Сухомлинский
Главный признак подвижных игр – наличие
активных двигательных действий, благодаря чему они являются признанным
средством и методом физического воспитания и развития. Использование игр
позволяет развивать не только физические, но и интеллектуальные качества: наблюдательность,
память, логическое мышление, сообразительность. В играх, имеющих сюжетную
форму, есть простор для воображения и артистизма, элементов танца и пения. К
тому же игры могут проводиться под музыкальное сопровождение. Всё это формирует
эстетическое мировосприятие. Увлекаясь игрой, дети очень ярко проявляют черты
характера и другие индивидуальные особенности. Стремление проявить
превосходство в тех или иных двигательных действиях, физических качеств и т.д.
Именно поэтому состязательный характер подвижных игр способствовал тому, что
определенная часть их легла в основу формирования спортивных игр. В
процессе своей работы использую игровые технологии, которые являются одной из
уникальных форм обучения и позволяет сделать интересным и увлекательным не
только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по
изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает эмоционально
окрашенной монотонную деятельность по запоминанию повторению, закреплению или
усвоению информации, эмоциональность игрового действа активизирует все психические
процессы и функции ребёнка.
Другой положительной стороной игры является то, что
она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый
учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и
интерес в учебный процесс. Более быстрое овладение двигательными навыками
улучшением дисциплины повышение заинтересованности родителей в школьных
занятиях детей физической культурой и спортом.
Воспитательная, образовательная и оздоровительная
ценность игры во многом зависит от учителя. С помощью одних и тех же игр можно
воспитывать различные нравственные и физические качества. Воздействие игры на
занимающихся определяется; содержанием, методическими приемами и способом
организации. Физическое воспитание ребенка в желаемом направлении с помощью игр
возможно только при целенаправленном и постоянном педагогическом руководстве.
Учитель должен быть организатором игры и воспитателем в процессе ее
проведения.
Важнейший результат игры – это радость и
эмоциональный подъем. Благодаря этому замечательному свойству игры, особенно с
элементами соревнования, больше, чем другие формы физической культуры, отвечают
потребностям детей я очень часто включаю их в занятия . подбираю с учетом
возраста, состояния здоровья, степени их физической подготовленности, которые
способствуют оздоровлению, закаливанию, укреплению организма. Но не всегда
правильно подобрав игру, можно добиться положительного воспитательного эффекта.
Я считаю, что, многое зависит от процесса организации и проведения игры.
Занятия играми должно быть воспитывающими по характеру. Учитель определенным
образом организует поведение играющих, для этого он должен хорошо знать
коллектив, правила игры и обладать высоким педагогическим мастерством. Зная
характер каждого ребенка сможет предотвратить споры, несоблюдение правил,
нечестность, а также распределить роли в игре в соответствии с силами и
возможностями.
В коллективных играх я приучаю
к совместным действиям играющих для достижения игровой цели, что способствует
воспитанию чувства товарищества, коллективизма, ответственности.
При организации подвижных и
спортивных игр тщательно слежу за санитарно-гигиеническими условиями
проводимых занятий, в частности за чистотой спортивного зала и температурой
воздуха, если игры проводятся на открытых площадках. Не менее важное значение
имеет чистота тела и одежды самих занимающихся. В процессе игры значительно
повышается обмен веществ, увеличиваются газообмен и теплоотдача. В связи с
этим у детей необходимо воспитывать привычку систематически мыть руки и ноги,
обтирать влажным полотенцем тело и обливаться водой, используя общепринятые
правила гигиены и закаливания. Все это довожу до сведения детей путем лекций ,
бесед и тематических тестов, на уроках физической культуры и вне урочное время.
При планировании учебных занятий включающие игры ставлю учебные и
воспитательные задачи, которые решаю в процессе занятий.
Если на занятии решается
задача развития силы, то в его программу включаю вспомогательные и
подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и
самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в
непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты
таких игр включаю различные перетягивания, сталкивания, удержания,
выталкивания, элементы борьбы и т.д. Весьма эффективными для решения данной
задачи оказываются также упражнения в соревновательном режиме с доступными
отягощениями – наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения,
бег, прыжки с посильным для учащихся грузом, а так же метания различных
предметов на дальность.
Для развития быстроты
подбираю игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые
или тактильные сигналы и включающие физические упражнения с периодическими
ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, бегом на короткие
дистанции и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и
целеустремленное опережение соперника.
Для развития ловкости применяю
игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования
своих действий с действиями партнеров по команде, определенной физической
сноровки. Развитие координационных способностей, смелости использую в
качестве вспомогательного упражнения для обучения действиям в равновесии.
Для развития выносливости
использую челночный бег с элементами спортивных игр, а также игры, связанные с
заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторениями упражнений или
с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной
правилами игры. Подвижные игры лучше всего применяю в тесной взаимосвязи с
другими средствами физического воспитания путем комплексного использования с
общеразвивающими, подводящими и специальными упражнениями. При планировании
занятий учитываю общую нагрузку и определяю цель, время и место среди других
используемых упражнений и учебных заданий. Уровень ее трудности и
продолжительность должны быть доступными для занимающихся и возрастать плавно
и постепенно. Широта воспитательного воздействия подвижных и спортивных игр
естественно, предъявляет определенные методические требования к их проведению.
Наиболее общими из них являются: соответствие игр образу жизни,
психологическому складу, уровню развития, уровню знаний, навыков, физических
качеств и возрасту детей. Гибкое применение известных принципов представляют широчайшие
возможности для рационального использования развитие физических качеств
отвечающим требованиям, которые предъявляет жизненно-практическая деятельность.
Стараюсь организовать занятия так, чтобы они способствовали воспитанию
таких положительных качеств, как умение подчинить личные интересы воле
коллектива, уважения противника, смелость, решительность, сознательная
дисциплина, ответственность перед командой, трудолюбие и др.
При проведении игр серьезное
внимание уделяю строгому соблюдению общепринятых норм и правил техники безопасности
как самих играющих, так и зрителей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.