Развитие познавательного интереса на уроках
русского языка и литературы
Мир, в котором мы живём, всё чаще
называют изменяющимся миром. И это справедливо. Процессы, которые происходят
в обществе, захватывают социальные, культурные, образовательные и другие
системы. Современный человек живёт в мире техники, мире духовно ограниченном,
где приоритет общечеловеческих ценностей часто приносят в жертву практической
пользе.
Сегодня, как никогда прежде, жизненно
важно рассматривать литературу и русский язык в школе не только как один из
учебных предметов, но и как особое, ни с чем не сравнимое по силе воздействия
средство формирования личности школьника, богатейший источник познания жизни.
В последнее время наблюдается тенденция
обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую
книгу заменяет компьютер. Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как
принудительное и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени. Почему
это происходит? Ответ очевиден: методика преподавания предметов гуманитарного
цикла устарела и отстала от времени. Методическая формула "рассказ о
писателе — чтение произведения — обсуждение — сочинение" исчерпала себя.
Обусловлено это самой реальностью, способной дать молодому человеку не однолинейное,
а объёмное представление о мире, поэтому задача преподавателя литературы
состоит как раз в выработке новых средств работы с художественным текстом —
чтобы он приобрёл объём, стал звучащим, многогранным, притягательным.
Развивающий характер учебной деятельности на уроках
литературы обусловлен отбором текстов, которые должны вызывать у детей
интерес, желание высказать свои чувства, оценить прочитанное , а также
определенной системой вопросов и заданий. Они направлены на то, чтобы формировать
навыки выполнения репродуктивных, поисковых , проблемных и творческих
действий. Первым компонентом в структуре учебного действия в педагогической
психологии признается мотивация, вторым- учебная задача, которая предлагается
ученику как определенное задание по прочитанному. Базой для развития
творческого мышления учащихся на уроках литературы служит прежде всего само
произведение, и поэтому важно, представляет ли в нем положительные эмоции,
пробуждает ли мысли и чувства, желание что-то написать самостоятельно.
От первой встречи с текстом, от того, какие эмоции вызывает
содержание прочитанного, какие вопросы и задания к текстам будут предложены,
зависит, насколько успешно будет развиваться творческое воображение, мышление
учащихся. «Прочность усвоения знаний зависит не только от последующей
специальной работы по их закреплению, но и от первичного восприятия материала,
а осмысленное его восприятие – не только от первичного с ним ознакомления, но и
от всей последующей работы». Вот почему первый шаг в формировании творческого
мышления - ответы на поставленные учителем вопросы, позволяющие выяснить,
каково первое впечатление от прочитанного: Понравилось ли тебе произведение?
Чем именно? Какое стихотворение тебе больше понравилось? Почему? Какие эпизоды
тебе особенно запомнились? И др.Если произведение пробудило в ребенке
внутренние мотивы, потребность высказать чувства, которые он испытал при
чтении, значит, созданы определенные условия для успешного анализа
прочитанного, перехода от репродуктивных упражнений к творческим.
Такие мыслительные операции, как наблюдение, сравнение, анализ,
абстрагирование, обобщение, являются, по определению С.Л.Рубинштейнна, «различными
сторонами основной операции мышления – «опосредования», т.е. раскрытия все
более существенных объективных связей и отношений».
На уроках литературы, наряду с объяснением новой темы,
стараясь развить познавательную деятельность учащихся, расширить их кругозор, я
использую тексты, слайды, картины, музыкальные произведения, интерактивную доску.
Одним из эффективных приемов, вызывающих их внимание и
память, является прием зачина или биографической заставки знакомящей учащихся с
одним из значительных эпизодов в жизни писателя или связанных с его именем.
На уроках литературы мы изучаем биографии писателей.
В 10-м классе урок по изучению биографии Ф.М.Достаевского
начинаю следующим вступительным словом:
Один человек ( не называю имени), выходя на улицу всегда брал
деньги, чтобы бросить нищим. Однажды, уходя, он попросил денег у жены. Жена
сказала, что если она даст последние деньги, они останутся без ужина. Муж
все-таки взял денег и бросил сидящей на улице женщине. Когда он пришел домой,
жена готовила ужин. Муж спросил жену, где она взяла деньги. Жена ответила, что
дома не осталось денег на еду, и она пошла просить подаяние.
Муж бросил деньги жене.
Это был Достоевский!
Эпиграфом к уроку я взяла слова А.Н.Горького «Гениальность
Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может
быть, только Шекспиру».
В конце урока мы должны приити к этой мысли, к словам
Горького.
Классу было дано опережающее задание:
Сделать анализ статьи о Достоевском из учебника.
Работа по структурно-логической схеме.
-
Скажите, что вы знаете о Достоевском ?
По ответам учащихся на интерактивной доске оформляется
структурно-логическая схема (левая сторона).
Писатель
Революционер
Художник
слова Верующий
человек
Публицист
Редактор журнала
(пишет
статьи, «Время»
Очерки
о Некрасове,
Пушкине)
Заботливый брат
Военный
офицер
Глава семьи
в
отставке.(оконч.
воен.учебн.завед.
Защитник бедных
выход.в
отставку и
станов.профессион.
Сближается с Белинским
писателем).
Друг Ч.Валиханова (в Омске он
познакомился с Ч.Валихановым).
Каждому
ученику дается текст с биографией Достоевского. Ученики читают текст, делают
пометки.
V - знаю
+ - узнал
? – хочу знать
Обсуждение текста.
знаю
|
узнал
|
хочу знать
|
|
|
1)Хотела бы знать содержа-
ние письма Белинского к Гоголю.
2)Что такое Омский острог
3)Более подробно о лич-
ной жизни писателя.
4) Содержание «Речи о
Пушкине».
|
Учитель дает установку, где можно найти ответы на эти вопросы. Продолжить
работу по структурно- логической схеме. Что нового узнали о Достоевском из
текста?
Иллюстрации к сказанному через интерактивную доску. Учитель комментируюет
каждую из них.
Достоевский-писатель
Работа над таблицей «Произведения Ф.М.Достоевского»
1. Назовите
первое произведение Достоевского, вызвавшее восторг у читателей.(« Бедные люди
»/1845г)
2. Повесть,
в которой выражена скорее мечта писателя о другой, красивой жизни ,чем
отражение действительности. (Настенька,бедный молодой чиновник часто
погружается в мир мечтаний). («Белые ночи»/1848г)
3. В
течение 14 лет Достоевский создает так называемое «великое пятикнижие».
Романы
: «Преступление и наказание»/1866г
« Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»,
«Униженные и оскорбленные»/1861г
Названные романы писателя резко отличаются от произведений
других крупнейших прозаиков II половины XIX в,
потому что являются одновременно философскими, социально-бытовыми,
психологическими романами и романами-детективами.В них речь идет либо об
убийстве, либо о заговоре, либо о шантаже.
Рассказ о доме Достоевского.
Кинофильм о Достоевском.
Заключительное слово учителя о Достоевском.
« Красота спасет мир » Достоевский.
Обратить
внимание на вопросы :
1. Понятие
красоты по Достоевскому.
2. Почему
он говорит, что она (красота) спасет мир?
3. Согласны
ли вы с этим?
Критическое мышление на уроках литературы позволит учителю
развить познавательные способности учащихся, обогащение их знаниями историко-
литературного характера, развитие речи, формирование читательской культуры.
Одним из методов современного
преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов,
сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование
средств сети Интернет и новейших информационных технологий. Методика
предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога,
который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс
демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою
часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача:
учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому
общению. При создании мультимедийных проектов по литературе в качестве
консультантов могут выступать два педагога: словесник и преподаватель
информатики.
Методика работы над мультимедийным
проектом состоит из четырёх этапов: 1)постановка проблемной ситуации и
формирование группы; 2) сбор и обработка материала;
3) презентация проекта; 4) обсуждение результатов.
Приведу конкретный пример. Изучая творчество С.Есенина в
11
классе, ставлю перед собой задачу привлечь к творчеству поэта максимальное
внимание учащихся, дать почувствовать красоту и значимость звучащего слова. Как
известно, работа с поэтическими произведениями в школьной практике является
одной из самых сложных. Чтобы решить эту проблему, предлагаю учащимся принять
участие в работе над созданием мультимедийного проекта по творчеству
С.А.Есенина «Мир С.Есенина, – каков он?»
На
первом этапе ставлю перед собой следующие дидактические задачи:
1)
формирование навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации;
2)
формирование критического мышления;
3)
развитие познавательного интереса, творческих способностей;
4) Научить пользоваться
Microsoft Power Point
Далее
на уроке « С.Есенин.Жизнь и творчество поэта» учащимся предлагается несколько проблемных
ситуаций:
С.Есенин
– кто он?
Родина
и С.Есенин – это одно целое?
Философия
творчества поэта.
Своеобразие
художественного мира поэта
В соответствии с проблемными ситуациями предлагаются и темы для самостоятельных
исследований:
Жизнь С.Есенина в различные временные периоды.
О
личной жизни Есенина.
Главное требование в работе- внимательное и бережное
отношение к тексту, где учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Углублять
понимание прочитанного, развивать мышление ученика позволяет выборочное чтение.
Анализируя такие работы приходишь к выводу, что при умелом руководстсве учителя
с опорной на методический аппарат учебников дети освобождаются от слепой
зависимости от учебного материала, приобретают навыки критического мышления.А
это свидетельствует об интеллектуальном развитии ребенка, которое проявляется в
творческом восприятии текста, его переконструировании, обновлении сюжета,
осмыслении нравственных понятий. Система творческих заданий к тексту формирует
не только знания, умения и навыки анализа, но и личность ребенка, его характер
и мировоззрение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.