Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Физкультура / Доклад на тему "Игра как средство физического воспитания"

Доклад на тему "Игра как средство физического воспитания"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС







ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ













ДОКЛАД ПОДГОТОВИЛ:

Старший тренер отделения легкая атлетика ДЬЯКОВ В.Ю.

Место работы: МБУДО «ДЮСШ №2» г. Губкин, Белгородская обл.



Содержание.

стр.

1. Роль игры в воспитании личности. 3

1.1. Что такое игра? 3

1.2. Роль игры в физическом развитии. 4

1.3. Игры в лагере. 7

1.4. Подвижные и спортивные игры. 8

1.5. Требования к играм. 11

2. Средства физического воспитания. 13

2.1. Правила использования игры в воспитании. 14

3. Заключение. 16

4. Список литературы. 18























1. РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ.



Игра – сознательная деятельность, заключающаяся в совокупности осмысленных действий, объединенных единством мотивов.

В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами – общением, трудом, учением – место. Она если и имеет весьма существенное значение и то в определенный непродолжительный период жизни индивида – в возрасте примерно от полутора – двух лет и до поступления в школу. Это, конечно, не означает, что до и после этого времени ребенок, взрослый, не играют.

Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц – полтора и продолжает потом играть всю свою жизнь.

Для игры важнейшее средство воспитания выступает непродолжительный период детства, всего четыре-пять лет, когда от ее разнообразия, содержания, эмоциональной и интеллектуальной насыщенности действительно зависят результаты развития индивидуальности и социализации личности. В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением. Это же характерно и для освоения отношений в мире взрослых: ребенок, воспроизведя в игре отношения взрослых, по-своему переживает их и трансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениями о добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя.

Значительно большее распространение получают у подростков игры спортивные: футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и другие. В младшем школьном возрасте дети играют в них меньше, потому что еще не способны к длительному физическому напряжению и не могут еще в полной мере соблюдать правила игры. Их деятельность еще почти полностью подражательная, и игра в футбол, например, для ребенка этого возраста пока лишь выполнение роли футболиста. Для подростков и старших школьников по мере взросления игры подвижные (спортивные) все больше приближаются к спорту с его вполне определенными правилами.



1.2. Роль игры.

Специфическим видом деятельности, свойственной ребенку, является игра. Тот факт, что ребенок относится к игре часто с большим прилежанием, дал основание некоторым авторам, в частности В. Штерну, назвать игры детей серьезными играми. Игра, по мнению Ш. Бюлер, является этапом развития ребенка, но при этом сама она состоит из ряда последовательных периодов. Пока игра остается непосредственной и не включает объектов, имеющих обучающее значение, она исчерпывает всю деятельность ребенка. На первой стадии развития игры носят чисто функциональный характер, затем следуют игры с воображаемыми объектами, познавательные и творческие.

Функциональные игры могут выступать в качестве весьма простых движений, например, ребенок вытягивает и поднимает руки или ноги, двигает пальцами, трогает предметы, заставляет их качаться, производит шумы и звуки.

Нельзя сказать, что по сравнению с обычным трудом, игра не требует усилий, ибо нередко в игре приходится применять значительно больше энергии, чем в процессе обязательного труда: примером могут служить некоторые спортивные соревнования и даже занятия, осуществляемые в одиночку, но свободно. В игре используются силы, не растраченные в процессе труда. Но игра не всегда состоит в том, чтобы восстановить равновесие между неравномерно использованными видами деятельности: физические упражнения после интеллектуальной деятельности у работника умственного труда, либо умственные развлечения после физической работы у занимающегося физическим трудом. Напротив, привычка заниматься умственным трудом может способствовать интеллектуальным развлечениям, а постоянное повторение профессиональных движений – спортивным упражнениям.

Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей в семье и в дошкольных, школьных учреждениях. Дети играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, ролевые, спортивные и другие. В руках педагога эти многообразные игры представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребенка.

Особенно полезны игры и развлечения на открытом воздухе. Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развиваются ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность. У них воспитываются чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи и честности. Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит учителю, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению инициативы при организации и проведении игр. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети играли в подвижные (спортивные) игры по собственному побуждению, выполняя основные правила игры, соблюдая дисциплину, доводя игру до конца.

Для того, чтобы у детей сохранялось бодрое и жизнерадостное состояние, чтобы были обеспечены благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо следить за целесообразным чередованием, определенной периодичностью применения игр и развлечений разного характера. При этом нужно стремиться к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности.

Педагог должен постоянно заботиться о том, чтобы дети играли в местах, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, в одежде и обуви, соответствующей не только времени года, но и состоянию погоды.

Надо следить за тем, чтобы игры детей проходили дружно, без ссор. Руководитель игры должен уметь в любую минуту оказать детям помощь. Если возникнет необходимость, например, уточнить правила игры, распределить играющих в равные по силам команды, разместить место для соревнований.

В задачи педагога при руководстве играми и развлечениями входит наблюдение за состоянием играющих и регулирование нагрузки. Дозировать ее в играх можно, пользуясь общепринятыми приемами:

1) Увеличивать или уменьшать общее время игры, а также изменять количество повторений всей игры или отдельных ее эпизодов.

2) Регулировать деятельность перерывов в игре или проводить игры совсем без перерывов.

3) Проводить игру на большем или меньшем участке, с большим или меньшим количеством препятствий, преодолеваемых в игре; удлинять или сокращать дистанции для перебежек, проползания; варьировать количество прыжков.

По такому замечанию Г.П. Щедровицкого, игра имеет ряд важных для нас основных характеристик. «Игра есть:

- особое отношение ребенка к окружающему его миру;

- особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;

- социально – заданный, навязанный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);

- особое содержание усвоения (или усвоенное содержание);

- деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребенка…».

Игровая деятельность, один раз возникнув в дошкольном возрасте, не умирает, и взрослый нуждается в игре не менее (а иногда и более), чем ребенок… Игра может сопровождать человека, параллельно со всеми вновь образующимися деятельностями в течение всей его жизни и служить инструментом его развития.



1.3. Игры в лагере.

Ничто так не привлекает ребят как игры. Ребенок любит играть, он познает окружающий мир прежде всего и легче всего в играх. Именно посредством игр у ребят вырабатываются ценнейшие физические, морально-волевые и организационные навыки.

Что значит игра в лагере? Это его жизнь. Нельзя себе представить детей без игры, так же как и лагерь без детей. Вот они – доблестные воины, пограничники, доктора. В кого только они не превращаются, прилагая весь свой талант, фантазию и наблюдательность.

1.4. Роль подвижных и спортивных игр в физическом воспитании.

Систематическая, наполненная разнообразным содержанием, двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей – одна из основных задач руководителя физического воспитания. Для детей, особенно младшего возраста, основной вид деятельности – игра. Поэтому необходимо эффективно использовать подвижные и спортивные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений.

Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях нужно подбирать с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям маленьких детей. Прежде всего это такие движения, как ходьба, бег, спрыгивание с невысоких предметов, подлезание и ползание. И наоборот, подбирать необходимые упражнения и движения для детей старшего возраста.

В период освоения детей с новой обстановкой подвижные игры позволяли научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве. Игры, основанные на простых заданиях, такие как «Бегите ко мне», «Бегите к флажку», «Догони мяч» проводили вначале с небольшой подгруппой (8-10 детей). При такой организации дети чувствовали себя свободнее, увереннее, а руководителям легче научить их координации движений.

Постепенно в играх задача усложняется. Например, в усложненном варианте игры «Бегите ко мне» дети не просто бегут, а изображают птичек махами руками. В игре «Догони мяч» сначала мяч бросал воспитатель, а затем и сами дети.

При планировании игр обязательно учитывать развитие каких двигательных навыков и умений требует особого внимания в данный период. Так, например, учиться спрыгивать с предметов дети начали в игровом упражнении «Спрыгни на дорожку»: со скамейки спрыгивали на цветную дорожку, сделанную из клеенки. Во втором варианте этого упражнения ставятся четыре гимнастические скамейки параллельно друг другу на расстоянии метра, постелить дорожки разного цвета. Это дало возможность одновременно учить спрыгивать большое число детей и повторять упражнение от 6 до 10 раз. Затем повторяли это движение в подвижных играх «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль».

Чтобы вызвать интерес к игровым упражнениям, необходимо изготовить пособие: мячи, дуги, кегли, скакалки, флажки к определенной подвижной игре.

Большое место в работе с детьми занимают сюжетные подвижные игры. В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, мы приучаем детей действовать в соответствии с правилами игры. При проведении подвижных игр широко используются методические приемы: показ, объяснение того, как надо выполнять движение. При обучении основным движениям мы воспитываем у детей умение действовать сообща, слушать педагога, начинать и заканчивать действия в соответствии с указаниями.

Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, является замечательным средством всестороннего физического развития. И еще. Подвижные игры могут стать и средством, подводящим к спортивным играм, которые так любят ребята. Но одного желания играть и знания игр мало. Нужно еще донести их до ребят со знанием дела, иной раз осторожно раскрыть содержание, пробудить к ним интерес. Иначе даже самая увлекательная игра может быть отвергнута. Прежде чем проводить игру, необходимо не только хорошо знать ее содержание, но и другие важные моменты: возраст детей, иметь представление о коллективе.

Баскетбол, волейбол и ручной мяч широко используются в физическом воспитании учащихся. Быстрая смена игровых ситуаций и выполнение приемов игры способствуют развитию быстроты, ловкости, выносливости, силы.

Спортивные игры также развивают у детей настойчивость и смелость, решительность и инициативу, сообразительность и мышление. В то же время приучают их подчинять личные интересы интересам коллектива, способствуют укреплению чувства товарищества и дружбы.

Школьная программа по физическому воспитанию предопределяет техническую и тактическую подготовку учащихся.

Под технической подготовкой понимается изучение и совершенствование приемов, с помощью которых ведется игра.

Тактическая подготовка предусматривает освоение командных, групповых и индивидуальных действий и умение осуществлять их в процессе соревнований.

Техническая подготовка является необходимой базой для успешного решения тактических задач. Поэтому перед разучиванием технического приема объясняют его тактическое применение. Изучение приемов игры проводят в основной части урока. Учащимся сразу сообщают, какой технический прием им необходимо усвоить.

При обучении технике и тактике игры применяют метод разучивания приемов как по частям, так и в целом.



1.5. Требования к играм.

Требования, которые должен обязательно учитывать педагог при организации игр на уроках и во внеурочное время:

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.

2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

4. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.

5. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

6. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.

7. Игру нужно организовать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.

8. В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием практической жизненной деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр ее содержания, правил и другое.

9. Не следует вовлекать детей в излишне азартные игры, в игры на деньги и вещи, в опасные для здоровья и жизни, в игры-сорняки (содержащие в своих правилах и действиях нарушения общепринятых норм морали).

































2. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.



К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы.

Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания.

Существуют различные подходы к классификации физических упражнений. Наиболее распространенной является классификация, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания. Она включает гимнастику, игры, туризм, спорт.

В совокупности средств физического воспитания и развития школьников особая, далеко еще не осознаваемая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода). Выступая в едином комплексе с физическими упражнениями, они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся.

Физическое воспитание и развитие предполагают гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и так далее. Требует строгого соблюдения ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка).

Применяемые для занятий физическими упражнениями снаряды, инвентарь и оборудование по размерам, весу и устройству должны соответствовать возрасту и полу учащихся. Школьникам, в свою очередь, необходимо выполнять некоторые нормы и правила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий. Сюда относятся уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной обуви и одежды.

Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно также использование игры в воспитании требует соблюдение некоторых правил.



2.1. Правила использования игры в воспитании.

Впервые об этих правилах написал Я.А. Коменский в «Законах хорошо организованной школы». Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес:

1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.

2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.

3. Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.

4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.

5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

6. Игры должны проходить под наблюдением руководителей.

7. При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, то есть развитием здоровья или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности или всем этим одновременно.

Украшением игры, по Я.А. Каменскому, являются подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре являются леность, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные игры, вообще не должны, считал Я. А. Каменский, использоваться в воспитании детей.

Воспитание физической культуры учащихся осуществляется и направляется совместными скоординированными усилиями всего педагогического коллектива – руководителей школы, учителей, классных руководителей, органов ученического самоуправления при активной поддержке и помощи родителей.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Игра – сознательная деятельность, заключающая в совокупности осмысленных действий объединенных единством мотивов.

Игра также является специфическим видом деятельности, свойственным ребенку.

Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей в семье и дошкольных, школьных учреждениях.

Ребенок любит играть, он познает окружающий мир прежде всего и легче всего в играх. Именно посредством игр у ребят вырабатываются ценнейшие физические, морально-волевые и организационные навыки.

Для детей основной вид деятельности – игра. Поэтому необходимо эффективно использовать подвижные и спортивные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений.

При планировании игр обязательно учитывать развитие каких двигательных навыков и умений требует особого внимания в данный период.

Большое место в работе с детьми занимают сюжетные подвижные игры. В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, мы приучаем детей действовать в соответствии с правилами игры. Дети должны свободно и добровольно включаться в игру, не должно быть навязывания, а вовлечение в нее детей.

В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.

Основными средствами воспитания физической культуры являются физические упражнения, природные и гигиенические факторы.

Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу.



































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. А. Валлон «Психическое развитие ребенка», 1967 г.

2. М. Г. Фридман, «Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха», 1991 г.

3. Под. ред. В.А. Кудряшова «Спортивные и подвижные игры в школе», 1968 г.

4. И.Ф. Харламов «Педагогика», 1997 г.

5. В.С. Селиванов «Основы общей педагогики: теория и методика воспитания», 2000 г.

6. Б. Зельцерман, Н. Рогалёва «Учись! Твори! Развивайся!», 1997 г.

7. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев «Педагогика», 2000 г.

8. Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина «Игры и развлечения детей на воздухе», 1983 г.

9. Под. ред. М.Ю. Кистяковской «Физическое воспитание детей».

10. А.В. Кинеман, Д.В. Хухлаева «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста».

11. М.М. Конторович, Л.И. Михайлова «Подвижные игры».

12. Составитель Л.В. Кинеман, под. ред. Т.И. Осокиной «Просвящение».

13. Л.В. Быкова, И.М. Коротков «Подвижные игры», учебное пособие для институтов физической культуры, 1987 г.

14. «Дошкольное воспитание», журнал №12, 1990 г.

15. «Дошкольное воспитание», журнал №2, 1986 г.






























  • Физкультура
Описание:

Игра является специфическим видом деятельности, свойственным ребенку.

Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей в семье и дошкольных, школьных учреждениях.

Для детей основной вид деятельности – игра. Поэтому необходимо эффективно использовать подвижные и спортивные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений.

Ребенок любит играть, он познает окружающий мир прежде всего и легче всего в играх. Именно посредством игр у ребят вырабатываются ценнейшие физические, морально-волевые и организационные навыки.



Автор Дьяков Валерий Юрьевич
Дата добавления 10.02.2017
Раздел Физкультура
Подраздел Другое
Просмотров 479
Номер материала MA-070109
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы