Солтүстік
Қазақстан облысы
Тайынша ауданы
КММ «Ясная Поляна
орта мектебі»
Северо –
Казахстанская область
Тайыншинский район
КГУ «Яснополянская
средняя школа»
Учитель начальных классов
Жумабекова А.С.
Элементы критического мышления. Вопросы высокого и
низкого порядка.
Мир становится всё более сложным и поскольку всё больше и
больше стран выбирают демократию, становится очевидным, что молодые люди более
чем когда-либо должны уметь решать сложные проблемы, критически анализировать
обстоятельства, взвешивать альтернативные мнения и принимать продуманные
решения на основе анализа соответствующей информации. Следовательно,
способность критически мыслить должна формироваться в соответствующей учебной
среде.
Критическое мышление – это способ мыслить критически,
наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе,
сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение
делать собственные выводы.
Критическое
мышление есть мышление самостоятельное. Информация является
отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического
мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения
проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной
аргументации. Критическое мышление есть мышление социальное.
Структура урока с
применением приемов критического мышления
Как
построить урок с применением приемов критического мышления ?
Восприятие
информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:
·
подготовительный – стадия вызова;
·
восприятие нового – смысловая стадия (или
стадия реализации смысла);
·
присвоение информации – стадия рефлексии.
Стадия
|
Функции
|
Вызов
|
·
Мотивационная (побуждение к работе с новой
информацией, стимулирование интереса к новой теме).
·
Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся
знаний по теме.
·
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
|
Осмысление
содержания
|
·
Информационная (получение новой информации по
теме).
·
Систематизационная (классификация полученной
информации).
·
Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой
теме).
|
Рефлексия
|
·
Коммуникационная (обмен мнениями о новой
информации).
·
Информационная (приобретение нового знания).
·
Мотивационная (побуждение к дальнейшему
расширению информационного поля).
·
Оценочная (соотнесение новой информации и
имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
|
Формы
урока в РКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не
сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами
урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом,
читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его
читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют,
дискутируют, наконец, сочиняют.
Роль учителя — в
основном координирующая. Он:
направляет усилия
учеников в определенное русло,
сталкивает различные суждения,
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений,
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы,
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Практическое применение приемов критического мышления
на уроках в начальной школе.
Учитывая
возрастные особенности учащихся 1класса, в полной мере организовать урок по
ТРКМ невозможно, поэтому на данном этапе обучения я применяю лишь элементы
данной технологии.
Приём:
«Верные – неверные утверждения»
Учитель зачитывает верные и
неверные утверждения. Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных
учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию,
обстановку, систему правил).
Например:
Математика 1 класс. (Актуализация знаний)
1. Верите ли
вы, что компоненты при сложении называются уменьшаемое, вычитаемое, значение
разности?
2. Верите ли
вы, что 3+5=8?
3. Верите ли
вы, что у квадрата 4 угла?
4. Верите ли
вы, что у двух кошек 10 лап?
5. Верите ли
вы, что 6-2=3?
Приём:
Кластер.
Применяется
в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению
признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое
оформление в определенном порядке в виде грозди. Делать какие-то записи, зарисовки
для памяти, компоновать по категориям. В работе над кластерами необходимо
соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и
интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану.
Например: Познание мира 1 класс. (Изучение
темы урока)
Учащимся были предложены предложения, слова,
названия месяцев, они выбирали из предложенного и приклеивали на лист,
составляя кластер.
Приём : Пятистишие.
Цели : развивать
умение выделять главное, обобщать, синтезировать; активизировать лексику.
Приём целесообразно
применять на этапе рефлексии. Помогает выявить общее впечатление от литературного
героя, явления, события, качества и т.п.; подвести итоги. Этот приём уместен и
при проверке домашнего задания.
Состоит из
пяти строк :
1 строка отвечает
на вопросы КТО? или ЧТО? – это предмет обсуждения (существительное);
2 строка отвечает
на вопрос КАКОЙ? (прилагательные, причастия – всего 3);
3 строка отвечает
на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? (3 глагола, деепричастия);
4 строка выражает
общее впечатление (чувства, отношения) в форме фразы;
5 строка –
существительное-синоним (ассоциация).
Слова,
которые подбираются для пятистишия, должны выражать суть описываемого явления,
отражать его наиболее характерные черты.
Например: Познание мира 1 класс. (Закрепление,
повторение изученного)
Здоровье.
Крепкое, большое, нужное.
Береги, храни, восстанови.
Чистота –залог здоровья.
Жизнь.
Приём: «Текст с белыми пятнами»
Цели : отрабатывать умение выделять главное, существенное,
классифицировать, вызвать интерес через занимательную форму задания .
Применим практически на всех этапах урока: на мотивационном (например,
написана тема с «белыми пятнами»), чтобы вызвать интерес; на операционном,
изучая материал, дети попутно заполняют «белые пятна» в таблице; на этапе
рефлексии, чтобы при помощи задания – заполнить «белые пятна» – проверить
усвоение учениками изученного материала.
Например: Грамота 1
класс. (Проверка домашнего задания)
1)
На балу у феи
Решила
фея устроить _________ для буквы Ф. Надела фея красивую _______________. Зажгла
в саду __________________. А вот и ______________ пришли.
2)
На балу у феи
Решила
_________ устроить бал для буквы Ф. Надела фея ________________ кофту.
Зажгла в
__________ фонари. А вот и гости _______________.
Когда 1 вариант читает свой текст, то
проверяет 2 вариант, а потом наоборот.
Очень важно в конце урока провести рефлексию.
Мне очень нравится такой приём «Скажи спасибо!». Дети учатся говорить,
высказывать свои мысли и чувства, учитель видит, что детям понравилось, что
вызвало затруднение, а над чем еще нужно поработать.
Например: «Скажи спасибо ручке!»
Начинай словами: Спасибо тебе ручка за ….
Ещё один приём для проведения рефлексии «Расскажи
другу».
Учащимся предлагается рассказать своему соседу
по парте, что он сегодня узнал на уроке, что ему понравилось, что вызвало
затруднения.
Затем учитель задает вопрос: Арина расскажи,
что понравилось сегодня на уроке Данилу? Марина, что нового сегодня узнал
Сергей?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.