Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Доклад на семинар ФГОС в начальной школе. Учебная проектная деятельность – одна из форм деятельностного подхода в обучении»

Доклад на семинар ФГОС в начальной школе. Учебная проектная деятельность – одна из форм деятельностного подхода в обучении»

« ФГОС в начальной школе. Учебная проектная деятельность – одна из форм деятельностного подхода в обучении»

Цель работы: показать проектную деятельность в начальной школе, как одну из форм, согласно требованиям ФГОС, реализации деятельностного подхода в обучении.

Задачи:

1.Определить место проектной деятельности в учебном процессе;

2. Выделить виды проектной деятельности;

3.Рассмотреть этапы работы над проектами;

4. Познакомить с опытом работы над некоторыми проектами.



При разработке федеральных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения.

В современном информационном обществе нужны не столько знания, сколько умения добывать их и применять во всевожможных ситуациях. Именно это является главной задачей, сформулированной в Новых образовательных стандартах. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, на самостоятельное овладения знаниями, на творческий подход в обучении. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает организация проектной деятельности.

- Использование метода проекта предполагает изменение роли учителя в учебном процессе, который должен стать организатором проектной деятельности;

- Обучение школьников умениям и навыкам проектирования;

- Необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проектаи его выполнении.

Что же такое проект?

Проект – это мысленное прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого действия. Проектная деятельность основывается на исследовательской работе, существенными чертами которой

являются выдвижение гипотез и некоторые предварительные ответы на проблему.

В чём заключается метод проектов :

1.Метод личностно – ориентированного обучения.

2.Развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс учебных заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности и представления изученного материала в виде какого – либо продукта.

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков:

- Социальных – умение работать в группе;

- Коммуникативных- слушать и слышать, принимать другое мнение;

- Высказывать свое мнение, презентовать результат работы.

- Мыслительных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.

Каковы же основные цели проектной деятельности:

  1. Успешность;

  2. Поиск сведений ;

  3. Применение знаний;

  4. Организация действий, общение.

  5. Творчество;

  6. Помощь родителей.

Проекты классифицируют по количеству участников, по продолжительности, по характеру результата, по количеству предметов.

Классификация учебных проектов:

  1. Исследовательские;

  2. Игровые;

  3. Творческие;

  4. Информационные;

  5. Краткосрочные;

  6. Перспективные;

  7. Групповые;

  8. Индивидуальные;

  9. Личностные;

  10. Предметные;

  11. Межпредметные;

Работа над проектами входит в программу обучения и является обязательной как для учителя, так и для ученика. Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проекта:

Ученик: открывает новые знания, экспериментирует , выбирает пути решения, несёт ответственность за свою деятельность.

Учитель: помогает определить цель деятельности, рекомендует источники получения информации, раскрывает возможные формы работы, содействует прогнозированию результатов, создаёт условия для активности школьника, партнёр ученика, помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Особенности осуществления проекта в начальной школе.

При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого – педагогические особенности детей. Важно обратить внимание на следующие моменты:

- темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов;

-длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно- внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками;

-целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки наблюдения, социальные акции, работа с различными текстовыми источниками информации;

Работа над проектами начинается в первом классе с простых, краткосрочных коллективных и групповых творческих проектов на уроках технологии, изобразительного искусства ( осеннее дерево, домашние животные). Уже в период обучения грамоте дети учатся создавать свои творческие мини – проекты с помощью учителя, родителей. Предлагается сочинить свою загадку, сказку, потешку и оформить в виде книжки – малышки . На втором году обучения учащиеся пробуют создавать свои проекты в паре, в группе. На последующих этапах обучения возможно проведение в 3 – м классе во втором полугодии

Одного из проекта или исследования, в 4-м классе – двух проектов или исследований.

Для продуктивной проектно – учебной деятельности младшим школьникам необходимо ещё особая готовность , «зрелость», заключающаяся в следующих моментах:

  1. Это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально – интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения;

  2. Это развитие мышления учащихся, определённая «интеллектуальная зрелость»;

  3. Это развёрнутая , содержательная , дифференцированная самооценочная и оценочная деятельность.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей деятельности является необходимым условием для становления субъективности ученика в процессе обучения. Небольшой опыт работы свидетельствует, что использование проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов – к групповым и общеклассным.

Презентация проектов

Презентация (защита) проекта должна быть публичной , с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей. В ходе защиты проекта ребёнок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Презентация (защита) проекта необходима для завершения работы, для анализа проделанного, для самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. Для успешной нужно научить школьников сжато излагать свои мысли, логически связано выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.

Виды презентации проектов:

1.Доклады;

2. Слайд – шоу;

3. Игра;

4. Стендовая презентация;

5.Концерт;

6.Литературный альманах;

7.Реклама;

8.Спектакль;

9.Театрализованное представление;

10.Заочная экскурсия.

Памятка педагогу, руководящему исследовательской (проектной деятельностью)

  1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо;

  2. Не сдерживайте инициативы учащихся;

  3. Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;

  4. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний;

  5. Учите отстаивать свои идеи.

Учитывая важность проектной деятельности учащихся в развитии личности каждого ученика, а также специфику проектных работ как форму учебной деятельности, большое значение имеет организация работы учащегося, как на уроках, так и во внеурочное время. Дети работают в основном самостоятельно и успешно решают поставленные задачи только тогда, когда чувствуют заинтересованность и компетентность своего наставника – педагога!

Подготовила материал учитель начальных классов Сосновская Татьяна Витальевна, январь 2014 г.





  • Начальные классы
Описание:

ФГОС в начальной школе. Учебная проектная деятельность – одна из форм деятельностного подхода в обучении»

Цель работы: показать проектную деятельность в начальной школе, как одну из форм, согласно требованиям ФГОС, реализации деятельностного подхода в обучении.

Задачи:

1.Определить место проектной деятельности в учебном процессе;

2. Выделить виды проектной деятельности;

3.Рассмотреть этапы работы над проектами;

4. Познакомить с опытом работы над некоторыми проектами.

Автор Сосновская Татьяна Витальевна
Дата добавления 15.11.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 290
Номер материала MA-072179
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы