Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский
сад № 8 «Теремок»
МО
Староминский район, Краснодарский край
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ В
РАЗЛИЧНЫХ
ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА
(доклад на педсовете)
Материал
подготовила:
музыкальный руководитель Сивоконь Юлия
Анатольевна
Музыкально-ритмические движения
ориентируют педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных
видов художественной деятельности в педагогическом процессе. Ритмические
композиции - используется не только на музыкальных и физкультурных занятиях,
но и на утренней зарядке, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах
досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в
повседневной деятельности, самостоятельных играх, на прогулке и т.д. Таким
образом, ритмические движения позволяют каждому педагогу определять место их
использования и в соответствии с этим "конструировать" из отдельных
композиций необходимую форму занятий с детьми (как бы составлять "узор
ритмической мозаики"). Такой подход дает возможность использовать данный
материал не только как средство развития музыкальных и двигательных
способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических
процессов — внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии. А
также как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического
тонуса и т.д. - в самых разнообразных формах организации педагогического
процесса в детском саду. Педагог средствами ритмопластики за считанные минуты
может снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить
настроение, сконцентрировать внимание. Следовательно, музыкально - ритмические
упражнения являются эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния
детей и их поведения.
Например, на занятиях с высокой
умственной активностью и малой подвижностью следует использовать игровые,
танцевальные композиции в качестве физкультминуток:
•
"Кот Леопольд",
•
"Кукляндия",
•
"Танцуйте сидя" и др.
На занятиях природоведческого содержания
- творческие задания на выразительность пластического образа на тему природы:
•
"Упражнение с осенними листьями",
•
"Дети и природа" и т.д.
Снять психическое напряжение, расправить
плечи, выпрямить спину, успокоить дыхание помогают такие композиции,:
•
"Цыганские напевы", "Красный сарафан",
•
"Мельница".
Использование композиций на основе быстрой, веселой
музыки:
•
"Кремена", "Полкис",
•
"Калинка", позволяет поднять настроение детей,
активизировать их внимание.
На основе "Ритмической
мозаики" можно проводить утреннюю зарядку или бодрящую гимнастику. Пользуясь
предложенной фонограммой*, можно достаточно точно рассчитать время занятия
движениями, их интенсивность, а значит и нагрузку. Приведем несколько примеров.
Так, в бодрящей гимнастике физическая
нагрузка не должна быть большой, так как ее назначение — привести детей в
бодрое состояние, поэтому лучше подбирать упражнения игрового характера, с
творческими заданиями и спокойные по темпу. С этой целью рекомендуются такие
композиции:
•
"Птички и Ворона",
•
"Кошка и Девочка",
•
"Пастушка",
•
"Упражнение с цветами",
•
"Разноцветная игра" и др.
Наиболее оптимально использовать их в сочетании с
закаливающими процедурами.
На утренней зарядке необходимо
давать детям определенную нагрузку. С учетом этого рекомендуется подбирать
композиции с интенсивными по физической нагрузке (соответственно возрастным и
индивидуальным особенностям детей) движениями. Желательно, чтобы дети уже были
знакомы с упражнениями, иначе их развивающий эффект снижается.
Комплекс
утренней гимнастики для детей 4-5 лет
1.
"Едем к бабушке в деревню" - образно-игровая
композиция, включающая ходьбу, пружинные, имитационные движения.
2.
"Белочка" - игровая композиция (имитационные движения,
махи, "пружинки").
3.
"Разноцветная игра" - игровая композиция с
перестроениями (парами - в свободном положении, в общем кругу), включающая
ходьбу, имитационные движения, "пружинки".
Комплекс
утренней гимнастики для детей 7 лет
1.
Композиция "Птичий двор" — упражнения на различные виды
ходьбы и импровизация игровых движений -3,5 мин.
2.
"Цирковые лошадки" — композиция на общеразвивающие
движения спортивного характера, быстрая по темпу и интенсивная по подбору движений
- 3,3 мин.
3.
"Голубая вода" - композиция, включающая плавные,
маховые, пружинные движения с различной амплитудой, а также элементы
художественной гимнастики - 3 мин.
4.
"Кремена" - танцевальная композиция веселого, бодрого
характера - 2,5 мин,
На физкультурных занятиях ритмические
композиции могут использоваться фрагментарно или в комплексе (как на утренней
гимнастике), а также как игры.
Комплекс общеразвивающих упражнений
составляется на основе ритмических композиций аналогично комплексу для утренней
зарядки, только на занятии могут быть даны новые упражнения с целью их
разучивания и освоения.
В конце занятия детям предлагаются творческие
задания: придумать движения к песне "Дело было в январе",
шуточные композиции - "Два Барана", "Кошка и Девочка",
игры - "Игра с мячом", "Козочки и Волк", пляски
"Кремена", "Полкис", "Парная пляска" на финскую
польку и др.
На музыкальных занятиях педагог предлагает детям
композиции в самых разных вариантах:
•
как вводную часть занятия - "Поросята",
"Озорники", "Упражнение с листьями";
•
либо заключительную - игра "Найди себе пару";
•
в процессе слушания музыки и определения ее жанра и т.д.
Главное - активизация внимания детей,
пробуждение и поддержание у них интереса к музыке, к творчеству, развитие
творческого воображения.
Композиция "Волшебный цветок"
(муз. Ю.Чичкова) включается в занятие в процессе слушания песни как
пластическая импровизация на эту тему. Дети пытаются представить, как выглядит
"волшебный" цветок, как колышутся на ветру его стебелек и листья, и
показывают это в движении, рисовании или аппликации.
Композиции могут исполняться на
праздничных утренниках, в играх - драматизациях, семейных 'праздниках, в
повседневной работе с детьми.
Естественно, что на вечерах развлечения и
праздничных утренниках дети самостоятельно исполняют наиболее яркие,
понравившиеся им композиции (которые они выучили с педагогом). С целью более
эффектного, эмоционального и выразительного исполнения детям предлагается
атрибутика, элементы костюмов. Поскольку большинство композиций имеют яркий
художественный образ, нетрудно вместе с детьми придумать, какие атрибуты
необходимо изготовить, как они должны выглядеть (шапочки зверей, ленты - как
стебли водорослей и т.д.).
Рекомендую также включать ритмические
композиции в занятия и вечера досуга, которые имеют общую игровую тему
("Путешествия", "Дни рождения" и др.), и тогда двигательные
композиции под музыку сочетаются с аттракционами, загадками, математическими
играми и другими видами занимательных заданий. Например: если вы проводите с
детьми веселое развлечение на "эк-
зотическом острове", то
после композиции "Чунга-чанга", логично провести Аттракцион
"Кто больше соберет бананов":
•
допрыгнуть и сорвать с "ветки",
•
сосчитать их (у кого больше?),
•
отгадать загадки и пригласить "отгадки" - других
веселых обитателей этого острова (например, Львенка и Черепаху), исполнить вместе с ними общую
веселую песню или танец.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.