Инфоурок Физика Другие методич. материалыДоклад на педсовет

Доклад на педсовет

Скачать материал

подготовила Гиндуллина М.И., учитель физики

Преподавание физики в условиях введения ФГОС В 2011/12 учебном году начинается переход на новый федеральный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС) в начальной школе, принят ФГОС для основной школы, поэтому учителю физики приходится уже сегодня сориентироваться и быть готовым к тем изменениям в целях, содержании, методике и технологиях обучения, системе оценивания, которые произойдут завтра. Количество часов на переход школы на новый курс изучения физики остается прежним — по 2 часа в неделю в 7, 8, 9 классах.

Среди главных отличий нового стандарта от прежнего можно назвать следующие:

1.                Ориентация целей на результаты образования, выделены три основные группы результатов: личностные, метапредметные и предметные. Делается акцент на формирование универсальных учебных действий, создающих возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться, а также общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов учащихся.

2.                Содержание предмета определяется Фундаментальным ядром, представляющим собой систему ключевых понятий физической картины мира.

З. Реализация деятельностного подхода к обучению. В примерной программе кроме основного содержания по темам предлагается характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий). Например: наблюдать и описывать физические явления, высказывать предположения — гипотезы, исследовать условия равновесия рычага, измерять плотность вещества, объяснять причины плавания тел и др.

4.                 планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой составляющие: внешнюю ( ГИА, мониторинг) и щипдццщщ(портфолио, рейтинговая и др.). Еще одной особенностью является уровневый подход: планируемые результаты освоения основной образовательной представлены на двух уровнях: базовом - «Выпускник научится» и повышенном - «Выпускник получит возможность научиться». При этом оценка индивидуальных образовательных достижений ведется не «методом вычитания», как в традиционной системе обучения, а «методом сложения», при котором фиксируется достижение базового уровня и его превышение. Это позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории учащихся. Итоговая оценка обучающихся определяется с учетом их стартового уровня и динамики образовательных достижений. В связи с этим актуальны проблемы разноуровневого обучения, диагностики и оценки метапредметных результатов обучения, освоения новых форм оценивания.

5.                В базисный учебный план включен раздел «Внеурочная деятельность», на которую отводится по 5 часов в каждом классе. Это могут быть факультативные и элективные курсы, кружки, секции, проектная деятельность и др. В примерной программе основного общего образования по физике предложены некоторые программы внеурочных занятий по физике. В связи с этим при планировании внеурочной деятельности сегодня следует делать акцент на организацию проектной и исследовательской деятельности учащихся, разработку тематики учебных проектов и исследований по курсу физики, освоение экспериментального метода научного познания, развитие творческих способностей учащихся через открытие и изобретение, практико-ориентрированные и пропедевтические курсы и др. В практику внеклассных занятий рекомендуется вводить такую форму организации учебной деятельности, как межшкольный факультатив по решению задач повышенного уровня сложности и др. Особенность этой работы в том, что она предназначена для тех учащихся, кто ориентирован на серьезное и глубокое овладение предметом. Немаловажен и тот факт, что достаточно одного педагога высокого профессионального уровня для ведения занятий в «объединенном» факультативе или секции, чем нескольких педагогов — для руководства занятиями в отдельно взятых школах.

Эти и другие инновации требуют от учителя выбора новых форм организации учебного процесса, методик и технологий обучения, проектирования деятельностного урока физики. В связи с этим рекомендуется осваивать и использовать в основной школе следующие технологии обучения: технология деятельностного метода (Петерсон Л.Г.), технология проблемно-диалогового обучения («Школа-2100»), технология проектной деятельности, технология обучения через исследование, ТРИЗ, технология обучения физике на основе метода научного познания, модульная технология, кейс-метод, ИКТ и др.

Актуальна проблема осознанного выбора учителем и образовательным учреждением учебнометодических комплектов (УМК).

Таким образом, современные подходы к формированию методологических умений претерпели существенные изменения по сравнению с традиционной практикой. Принципиально изменились роль, место и функции самостоятельного эксперимента при обучении физики: учащиеся должны овладевать не только конкретными практическими умениями, но и основами естественнонаучного метода познания, а это может быть реализовано только через систему самостоятельных экспериментальных исследований. Современная организация учебной деятельности требует того, чтобы теоретические обобщения учащиеся делали на основе результатов собственной деятельности.

При преподавании курса физики в основной школе следует обратить особое внимание на формирование умений по работе с текстами физического содержания. Такие задания включены КИМЫ ГИА. Прежде всего, необходимо уделить внимание работе с содержанием учебника, включая в различные этапы урока и домашнюю работу учащихся, разнообразные задания на понимание текстовой информации, на ее преобразование с учетом цели дальнейшего использования (создание конспекта в виде плана, схемы, таблицы, тезисов, написание аннотаций и рецензий и т.д.). Кроме того, эффективным является конструирование ситуационных заданий (с использованием текстов из дополнительной литературы, научно-популярных изданий, газет) и выполнение их учащимися (индивидуально, в парах, в группах) с целью обучения оптимальному алгоритму поиска информации и умению критически оценивать достоверность предложенных текстов.

Различные поДхоДы к препоДаванию физики

В эпоху бурного развития экономики, применения нанотехнологий в различных областях науки и техники знания быстро устаревают или оказываются недостаточными. С этим и связаны нововведения изменения, которые вносят новые элементы для обновления системы образования. В образовании основной целью инноваций является не только приобретение знаний, но и воспитание личности обучаемого, его развитие. При таком подходе от человека требуется умение ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, искать, а затем и использовать знания. Одним из ключевых факторов успеха является деятельность профессионально и информационно компетентного учителя, опирающаяся на знание человеческой природы, использование инновационных методов и подходов в обучении, научно-исследовательскую деятельность, ответственность и инициативу, способность адаптироваться к быстро меняющейся ситуации, новый тип грамотности.

            системно-Деятельностный подхоД.

Основные условия и механизмы процесса усвоения знаний, а также структура учебной деятельности наиболее полно описывается системно-деятельностным подходом. При преподавании физики это означает следующее: окружающий мир - объект познания учащимися, он имеет системную организацию. Любой исследуемый физический объект рассматривается, с одной стороны, как некая сложная система, состоящая из отдельных взаимодействующих между собой элементов. С другой стороны, эта система, являясь частью более общей системы, взаимодействует с другими системами, т.е. с окружающей средой. Исследуемый в физике объект не может существовать вне систем. Подход изучения таких объектов называется системным.

Новые стандарты общего образования второго поколения - это и деятельностно-целевой подход к образованию. Согласно этому подходу главным в образовании является вопрос, какими действиями необходимо овладеть ученику, чтобы решать в будущем возникающие перед ним задачи. В результате обучения обучаемый должен приобрести универсальные действия. При таком подходе результатами школьного образования должны стать умения учиться и познавать мир, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации - ставить и решать задачи.

Деятельностный подход при изучении физики ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий, положений и законов физики, и вообще знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие творческого потенциала ученика. Такойподход противостоит методам и формам передачи готовой информации, пассивности учения. Деятельность рассматривается как процесс развития личности через ряд последовательных самостоятельных действий обучаемого. В отличие от ранее господствующей парадигмы «знаниевого» обучения, при котором главной целью обучения являлось приобретение некой системы знаний, центральным принципом современного образования является моделирование в процессе обучения будущей профессиональной деятельности.

В процессе обучения физике учащийся должен приобрести личный опыт с учетом общественно выработанного опыта предыдущих поколений. Знанияне являются самодостаточными - они не являютсяосновной целью физического образования, они выполняют лишь второстепенную роль, выступая как средство обучения. При этом целью учителя является организовать деятельность учащихся порешению практических задач, формирование способов действий, обеспечивающих в будущем решение конкретных задач данной личностью; учитель должен не просто передавать знания, а проектировать и организовывать учебную деятельность.  метод проектов

Изменение содержания физического образования не может рассматриваться в отрыве от применения современных эффективных технологий обучения по проектированию, организации и проведению учебного процесса с активным участием обучаемого. Среди критериев отбора таких технологий следует выделить деятельностный характер обучения, направленность на поддержку индивидуального развития учащегося, предоставление емусвободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора способов обучения.

Безусловно, новые технологии должны включать в себя изучение, разработку целей, содержания и методов обучения. Собственный опыт преподавания физики дает основание считать, что одной из наиболее эффективных образовательных технологий является метод проектов - исследовательский способ достижения поставленной задачи.

Преимущество данного метода в том, что ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выбирая тему работы, участвует в совместном труде в процессе общения, тем самым повышая мотивацию к изучению физики. У проектанта ормируются исследовательские навыки и навыки работы с информацией. В моей практической деятельностиэтот метод часто используется: при выступленияхучащимися на научно-практических конференциях, при подготовке докладов, а затем выступлениях науроках, самостоятельных индивидуальных и групповых работах учащихся на уроках и во внеурочное время.

         технология интегрированного обучения.

Другой образовательной технологией, играющей важную роль в системно-деятельностном подходе при изучении физики, является технология интегрированного обучения. Она особенно важна в виду того, что современному человеку необходим синтез знаний математики, биологии, экологии и т. д. Поэтому я нередко провожу интегрированные уроки и показываю роль математических, химических, географических и др. знаний для решения задач и проблем физики используя межпредметные связи на различных этапах урока.

Перечень как новых, так и надежно себя зарекомендовавших традиционных методов и подходов обучения сегодня очень широк. Это - модельный ,задачный, историко-библиографический, игровой, коммуникативный, демонстрационно- технический, межпредметный, проблемный, дискретный, информационно-коммуникативный и ряд других ..

В последние годы в педагогике и педагогической психологии уделяется серьезное внимание одной из новых ветвей психолого- педагогического знания цсщдацддщцщд(предметом исследования которой является система вышеназванных методологических подходовк обучению).Конечная практическая задача психодидактики - разработка психодидактических пакетов, что поможет обеспечить интеграцию психологических и дидактических теорий, их внедрение в школьный процесс обучения. Такой пакет должен будет содержать разработку любой данной темы курса физики всеми указанными способами (подходами) и позволит учителю применять тот или иной подход в зависимости от особенностей конкретного класса.

Гуманитаризация физики как одно из основных направлений совершенствования преподавания физики в школе

Содержание школьного образования является отражением развития современной науки и процессов в общественной жизни .Но, хотя научно - технический прогресс все решительнее вторгается в нашу жизнь, интерес у школьников к физике постоянно понижается. Причины этого , по мнению академика Разумовского .в следующем: ученику физика неинтересна , потому что:

1)свою дальнейшую деятельность он планирует в другой области

2)неинтересно на уроке, т.к. информация известна ему из СМИ, интернета и т.д.

З) трудно усвоить абстрактные понятия, и он не видит причин для того чтобы переламывать себя

Одним из путей решения такой ситуации может стать гуманитаризация физики , как учебного предмета в соответствии с выдвинутым в последнее время одним из важнейших принципов организации учебного процесса в российском образовании. Под гуманитаризацией понимают применение в преподавании естественно - математических дисциплин элементов и методов гуманитарных знаний с целью развития творческих способностей учащихся.

Существует 2 основных подхода гуманитаризации физики.

Первый позволяет выделить такие направления как ”Физика - элемент общечеловеческой культуры”(рассматривает вопросы истории науки, вклад физики в мировую сокровищницу филосовского знания, отражения нравственно- эстетических и ценностных проблем,связанных с наукой и хорошо раскрыто в работах Л.В Тарасова, Л.Я.Зориной и ДР) и ” Физика -и художественое восприятие мира”(включает в содержание образования вопросов типа ”физика в литературе, природе, искусстве...”,что широко раскрыто в работах С.А.Тихомировой, Л.В Тарасова)

Второй подход включает З основных направления

1)   ”философизация ” физики, усиление методической, мировоззренческой ориентации предмета

2)   изучение самого человека, как объекта и субъекта физического познания

З) связь преподавания физики с предметами эстетического цикла- литературой, музыкой, живописью

Современые исследователи психологии утверждают, что гуманитарные знания и гуманитарный стиль мышления необходимы для развития естественно- математических знаний т.к. развивается образное мышление ,научные проблемы рассматриваются с точки зрения эмоциональных и эстетических критериев.

Тема обращения физики к человеку также находит свое отражение в школьном преподавании при рассмотрении следуюшего материала            человек -физический объект, который наряду с объектами другой природы совершает           перемещения, участвует в силовых взаимодействиях, подвергается влиянию физич. полей   человек - сложная физическая система, в которой происходят физич. процессы, явления, взаимодействия и которая сама взаимодействует с окружающей средой     человек - субъект познания, который изобрел такие методы познания ,как наблюдение, эксперимент, гипотеза, теория ,пользуясь анализом и синтезом при обработке полученной информции           человек - часть мира, существующего по законам физики и его безопасное и продуктивное существование в окружающей среде невозможно без знания этих законов и умения ими пользоваться

Таким образом изложение материала становится личностно значимым для учащегося, т.к.

”всегда интереснее то , что касается лично тебя и твоей жизни ”- как говорят сами ученики.

Сочетание логического и образного описаний облегчает усвоение курса физики, т.к. они дополняют и взаимно обогощают друг друга. Гуманитаризация может рассматриваться как методологический принцип обучения т.к. целиком отвечает основным требованиям к методологическим принципам:

-  связан с закономерностями процесса познания, образным видением явлений и опирается на эстетический критерий истины

-  формирует представление о методах теоретического познания в естественно -математических науках

-  связан с целями обучения и развивает творческие способности

-  является самостоятельным и дополняет остальные принципы обучения

Таким образом гуманитаризация точных наук и математизация гуманитарных - веление сегодняшнего времени . Сбываются слова Флобера, который предсказывал: ”Чем дальше, тем искусство становится более научным, а наука более художественной; расставшись у основания они встретятся когда-нибудь на вершине”

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад на педсовет"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

в данном докладе рассматриваются вопросы преподавания физики в условиях введения ФГОС, предлагаются для рассмотрения несколько вопросов или этапов преподавания, начиная от главных отличий нового стандарта преподавания любого предмета до частного вопроса - преподавания физики. далее идет рассмотрение различных подходов к изучению предмета физики. и заключительным вопросом в докладе становится гуманитаризация физики как основное направление преподавания физики в школе.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 166 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.08.2020 268
    • PDF 2.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Скворцова Татьяна Константиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 94905
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физика")

Учитель физики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 37 человек

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 536 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 130 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов физики в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 98 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 658 человек

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек