Тема
выступления на ГМО
учителей начальной школы:
«Становление социально успешной личности через познание
окружающего мира и детское творчество»
Подготовила: воспитатель ГПД
Россихина Е.Н.
Федеральный компонент государственного стандарта начального
общего образования направлен на
реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей
модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение
следующих основных задач:
1.
Развитие личности школьника,
его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения
учиться.
2.
Воспитание нравственных и
эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и
окружающему миру.
3.
Освоение системы знаний,
умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности.
4.
Охрана и укрепление
физического и психического здоровья детей.
5.
Сохранение и поддержка
индивидуальности ребёнка.
Приоритетом начального общего образования является формирование
общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере
предопределяет успешность всего последующего обучения.
Выделение в стандарте межпредметных связей способствует
интеграции предметов, предотвращению предметной разобщённости и перегрузки
обучающихся. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников
опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности:
учебно-познавательной, практической, социальной.
Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному,
практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности,
применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным
уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в
психофизиологическом развитии. Начальное образование призвано помочь
реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития
ребёнка.
Проект Федерального компонента государственного стандарта
определяет и «общие учебные умения, навыки и способы деятельности». В
результате освоения предметного содержания начального общего образования
учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить
способы деятельности.
В настоящее время, после выхода новых законодательных документов
государственного и регионального уровня, резко возрастает значение
патриотического и экологического воспитания детей и молодёжи, приобщения юных
граждан России к здоровому образу жизни, духовности, правовой культуры,
выработки у них устойчивой гражданской позиции. В этой связи переоценивается
всё воспитательное пространство любого образовательного учреждения.
Воспитательное пространство является многомерным и
полифункциональным образованием, через которое проявляется влияние всех
факторов воспитания и других пространств на процесс становления, развития и
самореализации личности. Именно это пространство, где происходит процесс
воспитания, определяет его направленность и характер. Благодаря этому
воспитание перестаёт быть уделом системы образования и на уровне региона
превращается в сферу, притягивающую и объединяющую интересы всех субъектов
социальной активности: администрации, правоохранительных органов, учреждений
культуры, здравоохранения, социальной защиты, предпринимательства, граждан.
Именно воспитание может стать одним из ведущих механизмов общественного
развития, формирования региональной культуры, реализующих весь спектр
личностных и отраслевых интересов и потребностей.
Общая модель программы воспитания. Разделы (блоки).
№1. Формирование ценностного отношения к природе как общему дому
человечества.
- Природа и многообразие её форм. Вселенная.
- Флора и фауна. Связь живого и неживого.
- Единство и гармония природы. Единый круг жизни.
- Вечность и предельность природы.
- Взаимодействие человека и природы.
- Дикая природа и окультуренная природа.
- Экологические проблемы. Участие каждого человека в решении проблем экологии.
- Человек как продукт природы.
№2. Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни.
- Гигиеническая культура и приобщение к ней.
- Уход за своим телом, культура питания и сна.
- Физическая культура. Походка, пластика.
- Водные и воздушные процедуры.
- Культура умственного труда. Книга как источник знаний. Культура чтения и
восприятия информации.
- Культура дискуссии, диалога, монолога.
- Учение и самообразование.
- Культура устной и письменной речи.
- Культура физического труда.
- Экономическая культура.
- Правовая и духовная культура.
№3. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и
наивысшей ценности на земле.
- Виды деятельности школьника в г.п.д.: (познавательная,
трудовая, ценностно-ориентировочная, общественная, общение).
- Человек и природа, человек и семья, человек и его профессия.
- Человек в отношении к самому себе.
№4.Формирование ценностного отношения к социальному устройству
человеческой жизни.
- Традиции, обычаи и природа родины. Понятие соотечественника.
- Общество как социальная среда человека.
- Возрастные, национальные, половые, профессиональные различия.
- Виды общественной деятельности.
- Государство как регулятивный аппарат общественной жизни.
- Пресса, радио, телевидение как выразители общественной жизни.
№5. Формирование образа жизни, достойного Человека.
- Красота в жизни человека.
- Атмосфера красоты в школе, семье.
- Мужская и женская красота.
№6. Формирование жизненной позиции. Развитие способности к
индивидуальному выбору жизненного пути.
- Мир в его целостном восприятии.
- Понятие «совести», «свободы», «долга».
- Участие, позиция каждого человека.
Содержание изучаемого курса.
Познавательная деятельность:
1.
Наблюдение объектов
окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по
результатам наблюдений, опытов, работы с информацией), устное описание объекта
наблюдения.
2.
Соотнесение результатов с
целью наблюдения, опыта.
3.
Выявление с помощью
сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ
результатов сравнения. Различение целого и части.
4.
Проведение простейших
измерений разными способами; использование соответствующих приборов и
инструментов для решения практических задач. Работа с простейшими готовыми
предметами, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств
изучаемых объектов.
5.
Умение решать творческие
задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план
действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи,
создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические
работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
Внеурочная деятельность во второй половине дня – неотъемлемая
часть образовательного процесса. В группе продлённого дня – подготовка ребёнка
к продуктивному решению проблем различной сложности.
Планируется включение обучающихся детей в разнообразную, соответствующую
их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на
формирование у детей:
·
гражданственности,
патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
·
представлений о
нравственности и опыта взаимодействия сверстников и взрослых в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами, правилами культуры поведения;
·
трудолюбия, готовности к
осознанному выбору будущей профессии, стремление к профессионализму,
конкурентоспособности;
·
экологической культуры,
предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью,
готовности к экологически обоснованному взаимодействию с окружающим миром;
·
эстетического отношения к
окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения
выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка
видах творческой деятельности;
·
физической культуры,
готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни;
·
организационной культуры,
активной жизненной позиции, лидерских качеств организаторских умений и навыков,
сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков,
самоорганизации, проектирования собственной деятельности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.