Выбранный для просмотра документ Организация исследовательской деятельности. Ткачёва Л.И..pptx
Скачать материал "Организация исследовательской деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
«Организация
исследовательской деятельности
на уроках биологии
и внеурочной деятельности
как средство формирования познавательной активности обучающихся»
ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №18»
Учитель-методист:
ТКАЧЁВА ЛАРИСА ИВАНОВНА
2 слайд
ЦЕЛЬ: обучение участников семинара построению образовательного процесса с учётом исследовательской деятельности обучающихся.
ЗАДАЧИ:
знакомство участников семинара с основными
теоретическими аспектами исследовательской
деятельности учащихся
определение различных форм, методов и приёмов
исследовательской деятельности учащихся
профессиональное совершенствование учителя,
занимающегося с одарёнными детьми
исследовательской деятельностью
формирование индивидуального стиля творческой
педагогической деятельности
3 слайд
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров
4 слайд
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
жажда новых знаний
потребность в интеллектуальных впечатлениях
Любознательность – это фитиль в свече учёбы.
У.А. Уорд
ярко выраженная
способность учиться
умение оригинально
мыслить и прогнозировать
нестандартное восприятие мира
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
5 слайд
ВСТРЕЧА С ТАКИМ РЕБЕНКОМ – БОЛЬШАЯ УДАЧА.
НО И БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Задача учителя – развить творческие способности ученика. Форм и методов очень много; главное, чтобы они напитывали детское сознание интересом к познанию нового.
УЧЕНИКИ САМИ ДОЛЖНЫ ПРОЯВЛЯТЬ ИНТЕРЕС К НАУКЕ.
6 слайд
Научно-исследовательская работа – самый распространённый вид научной деятельности, которой школьники могут заниматься самостоятельно.
отличная возможность продемонстрировать свои способности и интересы
получение опыта публичного выступления
возможность подискутировать, преодолев страх перед аудиторией
возможность ознакомиться с регламентом научной работы
воспитание в себе внутренней свободы
7 слайд
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ:
формирование познавательной активности обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности с использованием технологий, отвечающих принципам системно-деятельностного подхода
АКТУАЛЬНОСТЬ
Формирование универсальных учебных действий (УУД) – наиболее сложная задача реализации новых стандартов.
Результат каждой проектно-исследовательской работы – это шаг в личностном развитии учащегося.
Современная ситуация требует перехода от выполнения проектов и исследований «по желанию» к обязательному, и решения задачи выполнения проектов и исследований всеми учащимися независимо от их склонностей и способностей (по А.В. Леонтовичу).
8 слайд
ОШИБКИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ
несоблюдение правил
оформления работы
неспособность грамотно
вести дискуссию
неумение отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении проблемы
замена исследовательской
работы рефератом
9 слайд
ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
между потребностью общества в творчески развитой личности и
недостаточным использованием в педагогической практике форм и
методов организации образовательного процесса, способствующих
её подготовке
между недостаточной подготовленностью некоторых обучающихся по
предмету и высоким уровнем программного содержания
биологического образования
между интересом обучающихся к исследовательской деятельности
и недостатком времени для её реализации в урочное время
между природной любознательностью ребенка и его фактической
пассивностью на уроках
Основная функция проектно-исследовательской деятельности - инициирование учеников к познанию мира, познанию себя и своего места в этом мире.
10 слайд
УЧИТЕЛЬ
ОБУЧАЮЩИЙСЯ
УЧЕБА
ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА
ШКОЛА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Исследовательскую деятельность школьников можно организовывать как на уроках, так и во внеурочное время.
11 слайд
ШАГ 1.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Необходимость внедрения
современных технологий
Эффективность обучения, при котором
ученик является активным субъектом
Универсальность «исследования»
как типа мыслительной
деятельности
12 слайд
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
научить самостоятельному поиску,
отбору, анализу и использованию информации
сформировать навыки самоконтроля
создать условия для развития и проявления ребенком
своих личностных качеств, формированию
его индивидуальности, способности к нравственной
и творческой реализации своих возможностей
ориентировать учащихся на развитие критического
мышления, их рефлексивных способностей,
умений представить результаты своей работы
сформировать навыки работы в команде
13 слайд
ШАГ 2.
СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ
Условия для проявления
познавательной деятельности
создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе
создание “ситуации успеха” для каждого ученика
включение ученика в активную деятельность,
коллективные формы работы
использование проблемных ситуаций
использование элементов занимательности,
нестандартности при изучении материала
практико-ориентированная направленность
изучаемого материала
14 слайд
ШАГ 2.
СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ
Методы обучения
самостоятельный поиск необходимой информации
метод проектов
тестирование
творческая деятельность в процессе обучения:
дискуссия, самостоятельное создание
продуктов труда, воображения, работа
над учебно-исследовательскими проектами и др.
овладение обучающимися различным
материалом
эвристическая деятельность:
“мозговой штурм”, “мозговая атака” и др.
метод инверсии: решение творческой задачи
с помощью анализа и синтеза, конкретного
и абстрактного
проблемное обучение
15 слайд
ШАГ 2.
СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ
Формы организации
деятельности обучающихся
коллективные
пресс-конференция
самостоятельная исследовательская работа
обучающихся по подготовке докладов,
рефератов, их рецензирование
семинар и диспут
путешествие
индивидуальные
групповые
Формы и методы урока
практическая работа
самостоятельная работа
16 слайд
5-7 классы:
приобретение простейших знаний, умений и навыков,
необходимых для выполнения исследовательской работы;
обучение основам самостоятельной деятельности;
развитие нестандартного мышления.
На данном этапе важно научить детей ориентироваться в материале самостоятельно, выделять главное, оценивать и ставить вопросы. Важно развивать навыки решения проблемной ситуации, критическое мышление.
17 слайд
8-9 классы:
выполнение самостоятельных исследований и заданий
творческого характера;
углубление знаний по методике исследования и обработке
результатов.
На этом этапе усложняются формы исследовательской работы, увеличивается их объем. Работа приобретает все более ярко выраженный научный характер. Задания приобретают четко выраженный сопоставительный, исследовательский характер.
18 слайд
10-11 классы:
дальнейшее развитие у обучающихся способностей,
направленности на исследовательскую работу;
совершенствование творческих подходов к решению
конкретных задач, умений самостоятельно реализовывать
полученные знания на практике.
На данном этапе обучающиеся уже могут самостоятельно выбирать тему исследования, анализировать информационные источники, выдвигать гипотезы, делать выводы, готовить доклады, рефераты и др. Но, конечно же, помощь и руководство со стороны учителя все ещё необходимы. Очень интересны в этот период уроки разных форм: уроки-исследования, уроки-диспуты, уроки-проекты, уроки- конференции и т.д.
19 слайд
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
20 слайд
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ
УРОК
10-11 КЛАССЫ
УРОКИ - ПРОЕКТЫ
Процесс выполнения заданий поискового и исследовательского характера, безусловно, творческий – это своеобразное мини - исследование, рассуждение на поставленную проблему, тему. Обучающийся создаёт текст-рассуждение, что способствует не только выработке навыков сбора и анализа информации, её оформление, но и защита. А это всё является хорошим подспорьем при подготовке к ГИА, ЕГЭ или вступительным экзаменам в ВУЗ.
21 слайд
УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ
22 слайд
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
1. Постановка проблемы
2. Сбор материала
3. Знакомство и анализ существующих
в литературе способов описания
и методов анализа материала
4. Анализ материала (первоисточника)
Предшествуют тому
обнаружению новой
информации, которое
происходит на стадии
формулировки выводов
Почти все упражнения при традиционном обучении биологии связаны с анализом теоретического или практического материала и служат преимущесивенно целям закрепления.
23 слайд
Отличительная черта исследовательских заданий по анализу материала – выход на новую информацию.
Исследовательские задания здесь более уместны на стадии введения новой темы, то есть предшествуют объяснению нового материала или проблемной беседе, научной дискуссии.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА – ВОЗМОЖНОСТЬ ПОИСКА
Дидактическая ценность самостоятельной работы заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого - к сложному, от подражания- к творчеству.
24 слайд
СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ СОВРЕМЕННЫХ НАУК
ВЫВОД:
Организовывать исследовательскую деятельность, основанную
на компетентностном подходе, нужно на принципах личностной
заинтересованности, доступности, посильности, научности.
25 слайд
Результаты исследовательской деятельности
усиление положительной мотивации обучающихся в изучении биологии
развитие личности ученика, ее ценностных установок в отношении к предмету биологии
развитие компетенции школьников через расширение знаний
углубление знаний по отдельным проблемам
освоение методов исследования
развитие коммуникативной компетенции обучающихся
26 слайд
Авторские программы, используемые мною:
1) Алексеева Н. Г., Леонтович А. В., Обухова С. А., Фомина Л. Ф.
Концепция развития исследовательской деятельности
учащихся.
2) Полат Е.С. Проектная деятельность.
УЧИТЕЛЬ САМ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ДОЛЖЕН БЫТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ
МОЁ САМООБРАЗОВАНИЕ
Курсы повышения
квалификации
Участие в семинарах,
конференциях
Участие
в Интернет-проектах
27 слайд
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Цель (для участников): выяснить цель участия в семинаре; выделить существенное; проанализировать занятие.
Цель (для учителя): проанализировать данное занятие, выявить степень заинтересованности участников.
28 слайд
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Официально зафиксированные достижения детей в конкурсах учебно-исследовательских работ
2013-2017 учебные годы
29 слайд
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ВЫБОР ТЕМЫ?
Практика показывает, что выбор темы связан с тем, что наиболее интересно ученику или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Часто тема выбирается по совету учителей или родителей.
ТРУДНОСТИ В ХОДЕ РАБОТЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ
постановка цели и задач
определение объекта и предмета исследования
правильный выбор методики исследования, проведения
эксперимента
отбор и структурирование материала
соответствие собранного материала теме и цели
исследования
30 слайд
СМЫСЛ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:
Помочь ученику пройти путём научного познания, усвоить его
алгоритм.
Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения работы.
31 слайд
Кондрашова А., Колесникова Н. – призёры секции экологии ЛГНОУМ. 2017 г.
Областной семинар «Работа с одарёнными детьми». 2013 г.
Ученики СШ №18 - призёры ЛГНОУМ. 2017 г.
32 слайд
Олимпиада по экологии, 2013 г.
33 слайд
"В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".
ПРИТЧА
ВЫВОД:
В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и обучающиеся достигнут соответственных высот или останутся нераскрытыми.
34 слайд
«Будущее – в настоящем, но будущее – и в прошлом. Это МЫ создаём его. Если оно плохо, в этом НАША вина» (А. Франс)
Школа – это целая жизнь:
удивительная и неповторимая, наполненная новыми открытиями и неожиданными встречами.
Хочется, чтобы каждый день этой жизни стал по-настоящему интересным и незабываемым.
Участие школьников в научно-исследовательской деятельности открывает большие возможности для дальнейшей учебы.
35 слайд
Именно учителя вносят свой вклад в развитие науки, прививая детям стремление к открытиям и познанию мира. Именно учителя зажигают будущих звезд в науке, ведь они будят у ребенка интерес и желание узнать, разобраться, проверить.
ВСЁ В НАШИХ РУКАХ!
36 слайд
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Организация исследовательской деятельности.doc
Скачать материал "Организация исследовательской деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Цель:
Обучение участников семинара построению образовательного процесса с учетом исследовательской деятельности учащихся
Задачи:
6 664 139 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ткачёва Лариса Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.