МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ
ФИЗИКИ
«Учитель
всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать для себя удобный способ
преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для
учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики».
Л.Н.
Толстой
Педагогикой накоплен богатый
арсенал методов обучения. Их классифицирует на различные группы в зависимости
от источников восприятия информации и дидактических задач.
Современные методы направлены
на развитие критического мышления обучающихся, умений самостоятельно
контролировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,
анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы,
принимать решения, разрешать проблемы обучаемого характера.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно
больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и
познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По
сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые
призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
В основе метапредметного подхода – понимание
того, что главное, чему надо учить в школе, - это творческое мышление.
Метапредметный подход предполагает, что ребенок осваивает
универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о
мире.
Использование метапредметных технологий в
преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся
процессы становления научных и практических знаний.
Редко можно найти учителя, который не стремился бы
«давать знания» детям. Но какую бы модную технологию он не использовал, дети,
как правило, не хотят «брать» эти знания. Почему? Можно ли построить
образовательный процесс так, чтобы наш «отличник» стал в жизни не «ходячей
энциклопедией», а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно
изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно
социализироваться в обществе? Физика это наука о природе. В природе
физические, химические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном
процессе все эти явления изучаются раздельно, тем самым их связи разрываются.
Цели моей работы:
1. Вооружить учащихся
системой знаний, умений и навыков.
2. Формировать у
учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и
убеждения.
3. При обучении
развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю,
эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение,
восприятие, креативное мышление.
В своей практике я провожу уроки с
метапредметным подходом. Обычно это уроки двух типов:
ü
уроки с привлечением некоторых знаний
учащихся из смежных предметов (физика, химия, астрономия, география и др.);
ü
обобщающие уроки.
Первые из них
провожу с использованием следующих приемов:
1.
Домашние задания по другим предметам.
Учащимся предлагаю домашние задания по повторению ранее изучаемого материала по
смежным предметам, необходимого для понимания вопросов, которые будут
рассмотрены на следующем уроке. Организация такого повторения имеет свою
специфику. Так, давая задание, предварительно объясняю, как работать с опорным
материалом (прочитать и усвоить, сравнить с тем явлением, о котором рассказано
в учебнике, выписать в тетрадь определение, дать ответы на вопросы). Например:
ü Перед
изучением теплоты сгорания топлива по «Физике» предлагаю домашнее задание:
повторить по учебнику «Химия» об энергетике процесса горения.
ü При
объяснении природы тока в электролитах привлекаю знания учащихся об
электролитической диссоциации и электролизе из курса «Химия».
ü После
объяснения условия плавания тел в жидкости, школьникам в качестве упражнения
предлагаю задание: объяснить роль плавательного пузыря у рыб с точки зрения
физики. Сведения, полученные на уроках по другим учебным предметам, чаще всего
используются в качестве опорных знаний, либо для выдвижения проблемы, либо для
углубления, расширения и закрепления знаний.
2. Обобщающие уроки обладают большой возможностью
систематизации знаний и навыков в отработке программного материала.
Одним из направлений, где я реализую метапредметность
достаточно эффективно – дополнительные занятия, исследовательская
деятельность, а так же выполнение творческих работ.
Сферы реализации
исследовательской деятельности на моих уроках:
1.
Астрономические наблюдения
2. Решение
экспериментальных задач,
3. Решение
качественных задач
4. Проблемный
демонстрационный эксперимент
5. Факультативная
и кружковая деятельность
Кроме этого у меня реализация метапредметности происходит на уроках, когда
при обсуждении некоторых вопросов учащиеся вовлекаются в спор или диспут.
Например, при обсуждении понятия пространства учащиеся задаются вопросом:
почему в одном разделе физики пространство такое, а другом - такое и как оно
связано с понятием, которое используется в геометрии и химии.
Применяя метапредметный подход, я ориентируюсь на
развитие у школьников базовых способностей:
ü
Мышление
ü
Воображение
ü
Целеполагание
ü
Понимание
ü Действие
Метапредметная составляющая урока
Учебная цель
|
Деятельность
|
Продукт
|
Понимание Запоминание
|
Найди; выдели;
обозначь; расставь по порядку; задай вопрос; обсуди; прочитай; наблюдай;
назови; запиши.
|
Презентация; таблица;
модель; книга; рисунок; диаграмма; чертеж; газета; клип.
|
Применение
|
Зарисуй; составь чертеж -
схему; собери из частей; составь список; проведи эксперимент; составь отчет.
|
Дневник; отчет; пазл; фото;
слайд –шоу; модель; интеллектуальная карта; коллаж.
|
Анализ
|
Исследуй; рассортируй;
классифицируй; сравни; дай определение; сопоставь; назови признаки;
составь опросник; прорекламируй.
|
Учебная цель
|
Синтез
|
Объедини; выскажи предположение;
выведи гипотезу; аргументируй; докажи; изобрети; найди другие способы;
сочини; вообрази; создай план, проект; выступи в роли.
|
Рассказ; стихотворение;
мультфильм; фильм; ролик; журнал.
|
Оценка
|
Оцени; выбери; предложи
варианты; обоснуй; сформулируй свое мнение; составь рекомендации.
|
Дискуссионная группа; лист
рассылки; блог; рекомендации; дискуссия; статья; новость;
рецензия; эссе; сравнительная таблица; лист самооценки; рефлексия
|
Развитие общеучебных умений и навыков учащихся
– важная задача модернизации процесса обучения.
Кооперирование усилий учителей различных предметов в
формировании у школьников навыков самообразования необходимо считать одним из
перспективных направлений реализации метапредметности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.