Доклад к родительскому
собранию.
«Основные факторы,
способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних
условиях и условиях детского сада ».
Здоровье
ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает.
Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей,
особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и
укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации
относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в
повседневной жизни родителей.
Таким
образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья
дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении
детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного
физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач
занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра
пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у
родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и
укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной
целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена
положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их
ориентацию на здоровый образ жизни.
В
основу работы положен технологический подход. Технологический подход в
здоровьесберегающей деятельности позволяет систематизировать все компоненты
педагогической деятельности и акцентировать внимание на ее результаты в
образовательном процессе ДОУ. В качестве результата рассматривается не сумма
усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка
осуществлять здоровый стиль поведения. Под культурой здоровья понимается общая
способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению
здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном
процессе ДОУ и семье.
Компетентность
здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности(знаний,
умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к здоровью
и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это
позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на
осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения
каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.
Приоритетом
нашего учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его
здоровья. Коллектив педагогов в течение нескольких лет работал над проблемами
повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате был
накоплен немалый опыт по данному направлению. Однако требования к современному
образованию и социальный заказ ставят дошкольное образовательное учреждение
перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но
и развития.
Поэтому
своей целью мы поставили повысить эффективность здоровьеориентированной
деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического
применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников,
с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные
технологии развития и воспитания.
Задачи
работы:
1. Разработать
алгоритмы здоровьеориентированной деятельности субъектов образовательного
процесса дошкольного учреждения.
2. Разработать
и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование
у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности, становления уже с
детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья
окружающих.
3. Изучить
и внедрить в практику работы ДОУ современные технологии обучения здоровому
образу жизни, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей путем
развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и
заботиться о своем здоровье.
4. Активизировать
педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через
разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде
здорового образа жизни.
На
базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и
оздоровления детей. Создана необходимая макро и микро среда. В детском саду
функционируют спортивный зал, физкультурные площадки для разных возрастных
групп, музыкальный зал. Для развития физических качеств, формирования
двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных
занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные
уголки: в них есть все необходимое физкультурное оборудование для
самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр,
физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для
индивидуальной профилактической работы с детьми.
В
«уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по
культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию,
соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно
и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по
формированию своего здоровья.
В
систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения
здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во
время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома.
Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые
ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной
литературы, рисование.
Большое
значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей
используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание
классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после
сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время
предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на
расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыки и смехотеропии,
сказкотерапии.
Здоровый
образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как
известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие
ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к
заболеваниям.
В
нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального
здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём
соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального
подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты,
соки, напитки из шиповника, травяной чай, молоко. Для профилактики острых
респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что
позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся
плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов центральной
поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой,
воспитателями, специалистами в работе с детьми.
Одним
из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится
культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в
здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные
формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные
буклеты, выпуск журнала «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья,
оформляются информационные уголки здоровья «Вот я - болеть не буду», «Как я
расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские
собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные
семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в
ДОУ.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.