Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Доклад «Интерактивные технологии в работе учителя физики как средство формирования ключевых компетенций»

Доклад «Интерактивные технологии в работе учителя физики как средство формирования ключевых компетенций»

«Интерактивные технологии в работе учителя физики как средство формирования ключевых компетенций»


Главной идеей современных процессов преподавания и обучения является готовность учащихся к практическому использованию имеющихся знаний. Я считаю, что задача школы сформировать у школьников ценность знаний показать, что успех в самостоятельной жизни напрямую связан с тем опытом, который получает ученик, сидя за партой. Ученик должен  уметь рассуждать, дискутировать, рефлектировать, анализировать, действовать самостоятельно. Все эти качества помогут  сформировать всесторонне развитую личность 21 века, ориентированную на дальнейшее трудоустройство.

На своих уроках, я хочу научить своих учеников, применять полученные знания на практике. Дома они должны быть электриками, строителями, водопроводчиками. Чтобы умели выполнять элементарные работы, бытового характера. Это задача минимум. Я хочу, чтобы мои ученики все без исключения, каждый сидящий в классе стал личностью и социальным субъектом. Стал полноценным гражданином, который сам способен получать знания. Определять степень их получения. Уметь ими воспользоваться. Используя интернет, ресурсы он найдет схему проводки, но установит он её сам.

В науке термин «компетенции» на сегодняшний день не имеет строгого определения. Большинство современных ученых под  компетенциями понимают  комплекс обобщенных способов действий, обеспечивающий продуктивное выполнение деятельности, способность человека на практике реализовать свою компетентность. Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, получили название «ключевых».

В программе развития универсальных учебных действий выделяются четыре блока:

  1. Личностные, это - жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

  2. Регулятивные, это - действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование результата, контроль, коррекция, оценка;

  3. Познавательные, это общеучебные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

  4. Коммуникативные, это умение слушать и вступать в диалог,

Интерактивные методы обучение, которые я применяю на своих уроках:

  1. личностно - ориентированное обучение;

  2. дифференциация и индивидуализация ;

  3. исследовательский метод обучения;

  4. проектная технология, эксперимент;

  5. проблемно-поисковый метод;

  6. групповая технология.

Применяя данные интерактивные методы обучения в формировании ключевых компетенций системно, в итоге получаем выпускника школы - целостную личность, обладающую качествами гражданина. Особенностью предмета физика является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни. В процессе обучения физики, основное внимание, уделяю не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Физика – наука экспериментальная Практически каждый урок физики сопровождается проведением опыта, с последующим обсуждением увиденного и выводом. Во время проведения лабораторной работы учащиеся работают в паре. В этом случае идёт отработка умений ставить физический опыт, проводить наблюдение, организовывать анализ, делать вывод о проделанной работе. Для более подготовленных учеников у меня есть всегда дополнительные творческие задания. Работа в паре и в группах позволяет развивать коммуникативные качества личности.

Мои ученики составляют кроссворды. Создание электронных презентаций формирует умение использовать информационные технологии в процессе обучения. Традиционным стало организация групповой формы работы, в ходе которой каждая группа свое решение задачи, вопроса. Такой подход даёт возможность повысить интерес учащихся к предмету.

Формами контроля при такой организации занятий являются:

  • результаты перекрёстных дискуссий

  • отчёт группы в ходе итогового занятия

  • тестовая работа по теме

  • оценка работы каждого члена группы её руководителем

В своей работе я сделала упор на развитие интеллектуальных умений (сравнение, обобщение, умение работать по алгоритму, делать выводы. Организуя урок, ориентируюсь на социальную направленность урока, связываю материал с повседневной жизнью, с социальным опытом ученика, увеличиваю долю самостоятельной работы ребят в форме проектной или исследовательской работы. Применяю в своей работе: уроки- практикумы, лекции, уроки-семинары, диспуты, беседы, зачёты, презентации, уроки с постановкой проблемы, позволяющие активизировать школьников, учить их добывать знания, трудиться самостоятельно, интегрированные уроки, игровые уроки, уроки взаимообучения . На таких уроках вырабатывается умение учащихся сопоставлять, проводить параллели, рассуждать, доказывать свои мысли – то есть развиваются те навыки и умения, которые необходимы учащимся. Практические работы составляются разноуровневые: дифференцируется объём задания, его сложность, количество и трудность вопросов и т.д. Сильные ученики ставят цели работы, выполняют её, делают выводы самостоятельно. Слабые, сначала делают это с опорой на подсказки, а потом, более самостоятельно. Степень самостоятельности увеличивается вместе с усложнением работ. Это создаёт среду, в которой развиваются навыки образовательной деятельности каждого ученика в меру его способностей. Особое внимание уделяю развитию умений ставить цели, работать по алгоритму, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, рефлексировать.

Остановлюсь на примере урока, на котором обучаю учащихся формулировать цели деятельности т.к. известно, что человек начинает действовать, когда он четко определил свои цели и задачи.

Мотивационный этап ( так называется первый этап, на котором у учащихся должна возникнуть потребность в правильной формулировке цели деятельности). Потребность возникает у человека при выполнении его личной деятельности. Значит задача учителя – найти эту деятельность и организовать ее. Возможный вариант: учитель начинает урок с фразы: «Сегодня мы будем смотреть фильм, по которому я буду задавать вопросы». И показывает фрагмент с одновременным присутствием на экране нескольких физических явлений. Когда демонстрация заканчивается, учитель задает вопрос: сколько видов явлений вы наблюдали? Ясно, что ответы будут разными.

Учитель. Почему у всех разные ответы?

Ученики. Вы не ставили перед нами заранее задачу посчитать.

Учитель. Значит, чтобы вы правильно ответили, как я должна была сформулировать вопрос перед просмотром?

Ученики. При просмотре фильма подсчитайте, сколько физических явлений показано в этом фрагменте.

Учитель. Запишем эту формулировку на доске. Следующее задание- прочтите два абзаца параграфа, после я задам вам вопросы.

Учитель. Закройте книгу. Скажите, сколько раз встречается физическая величина «масса» в этих абзацах? ( Ясно, что ребята затрудняются ответить). Подведем итог. С какого действия должна начинаться любая деятельность?

Ученики. С формулировки цели.

Второй этап урока: побуждение учащихся к правильной формулировке цели деятельности. Правильная – значит в соответствии с правилом. Это правило нужно ввести, но как? Знаем, что он осознает только то, что составляет цель его деятельности. Это означает, что для осознания правила формулирования цели любой человеческой деятельности это правило должно быть создано самими учащимися Возможное содержание этого этапа урока.

Учитель. Итак, любая деятельность должна начинаться с формулировки цели. Давайте выработаем правило, в соответствии с которым мы будем формулировать цели своей деятельности. В первом задании вы сказали, что я должна была перед вами поставить цель: подсчитайте количество представленных физических явлений. Во втором задании, аналогично.( Обе формулировки правильных целей учитель записывает на доске, начиная с глагола, потом слово. обозначающее конечный продукт и его свойства).

начинаться с глагола, после него нужно указать конечный продукт и его свойства.

Третий этап урока – побуждение учащихся к составлению порядка действий по правильному формулированию цели деятельности ( самостоятельная работа в группах).

Таблица 1.

Ситуация

Формулировка цели деятельности в данной ситуации


Конечный продукт и его свойства

Глагол

Формулировка цели

В какую погоду быстрее просыхают лужи от дождя: в тихую или ветреную; в теплую или холодную?

Погода. Причина.

Тихая или ветреная; теплая или холодная. Причина данного явления

Нет

Выбрать погоду ( тихая или ветреная; теплая или холодная),при которой лужи после дождя высыхают быстрее. Выясните причину данного явления.

В блюдце и стакан налита вода одинаковой массы. Где вода быстрее испариться?

Скорость. Причина.

Испарение воды.

Нет

Выяснить, одинакова ли скорость испарения воды одинаковой массы, находящейся в блюдце и стакане. Укажите причину этого явления.

При наливании бензина корпус бензовоза соединяют с землей при помощи металлического проводника. Зачем это делают?

Цель. Соединение корпуса бензовоза с землей металлической проволокой.

Нет

Выяснить цель соединения корпуса бензовоза с землей металлическим проводником.

Применение в учебном процессе информационных технологий.

В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. В каждой школе имеется компьютерный класс, ученики изучают информатику. В нашей школе кабинет физики оснащен интерактивной доской, поэтому ни один урок не проходит без использования на разных этапах урока электронных образовательных ресурсов:

-

- использование тренировочных программ;

- использование диагностических и контролирующих материалов;

- выполнение домашних и творческих заданий;

- использование компьютера для вычислений и построения графиков;

- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

- использование игровых и занимательных программ;

- использование информационно-справочных программ.

Готовые программные продукты позволяют существенно сократить время на подготовку к уроку. Они содержат хорошего качества наглядно-иллюстративный материал к учебникам, справочную информацию, дополнительный материал, расширяющий кругозор учащихся или более углубленный материал.

На уроках использую программные продукты, которые содержат интерактивные практические работы, действующие модели, таблицы, рисунки, графики. Они позволяют наглядно объяснить явления, процессы, а также продемонстрировать опыты.

   Усваивать материал помогают компьютерные модели. Компьютерная модель позволяет управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей модели. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент.

Результат работы победители и призеры городских, областных , республиканских , международных конкурсов, олимпиад, СНП.

Пройдя уровневые курсы обучения я провожу занятия с учителями школы, города.



  • Другое
Автор Запромётова Оксана Александровна
Дата добавления 17.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 149
Номер материала MA-073782
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы