ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Айешов Сагат Толеуович
педагог дополнительного образования
Карагандинская
область, город Жезказган
КГКП «Дворец детей и юношества»
В период глубоких социально-экономических изменений, когда
происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные
изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего
времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит
смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы,
право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это
свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования.
Инновационные нововведения коснулись и дополнительного
образования, как системы общего образования.
Дополнительное образование, являясь полноправным партнером
школьного образования, частью общей системы образования, выступает как
необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную
ориентацию.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том,
что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует
реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.
А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои
потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают
возможность полноценной организации свободного времени.
Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного
образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность,
которая является атрибутивным, доминирующим качеством учреждения. В контексте
инновационной стратегии учебного заведения существенно возрастает роль педагога
как непосредственного участника всех преобразований.
Инновационная деятельность педагога
дополнительного образования становится обязательным компонентом личной
педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер.
Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за
пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на
проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и
создающую условия для самосовершенствования личности. В педагогическом
коллективе возрастает потребность в новом педагогическом знании, изменении
образовательных и социальных функции педагога. Вышеизложенное определяет
актуальность выбранной темы исследовательской работы.
Цель - рассмотреть
использование инновационных технологии в системе дополнительного образования
детей. Достижение
сформулированной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- рассмотреть источники инноваций в сфере
дополнительного образования;
-
направления инновационной деятельности в учреждениях дополнительного
образования детей;
-
содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном
процессе;
-
описать опыт работы по внедрению в практику деятельности;
Перспективные источники инноваций в сфере дополнительного
образования это:
- социальное
партнерство и совместные проекты с другими учреждениями как условие и средство
привлечения дополнительных ресурсов и повышения качества образовательного
процесса, повышения эффективности профориентационной работы;
- развитие
межрегиональных и международных проектов как средство повышения открытости
образования, знакомства воспитанников со сверстниками из других регионов стран,
развития соревновательности, патриотизма, гордости за результаты собственной
деятельности и, как следствие, мотивации воспитанников к творчеству;
- командная
работа как средство выработки норм совместной деятельности, умения работать в
коллективе, социализации воспитанников;
- развитие
информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных проектов с
возможностью удаленного участия как путь повышения доступности образования,
развития цифровой культуры воспитанников и обеспечения современного уровня
обеспеченности образовательных программ компьютерными технологиями,
формирование «блогосферы» дополнительного образования;
- преемственность
образовательных программ разного уровня, создание непрерывных учебных циклов от
начальной мотивации воспитанников до серьезной предпрофессиональной подготовки;
- обновление
содержания образования с учетом новых направлений, возникающих в сферах науки,
искусства, социальной деятельности, спорта и др.; применение новых,
оригинальных форм образовательной работы;
- развитие
комплексной информационной системы дополнительного образования на основе
специализированного интернет-портала, моделируемого квалифицированными
специалистами и предоставляющими системную информацию по всем направлениям
развития дополнительного образования;
- развитие
интегрированных образовательных технологий – проектно-исследовательской
деятельности, игровой технологии, личностно-ориентированного подхода и др., в
т. ч. в рамках направленностей, где они традиционно не применялись;
- анализ
и выявление возможной социально востребованной тематики творческих, проектных и
исследовательских работ воспитанников в социуме, территориальных сообществах
(районах) с включением их в тематику образовательных программ дополнительного
образования; создание внедренческих комплексов;
- системное
использование психологической ауры различных профессий (романтизм, героика и
др.) для повышения мотивации воспитанников.
Направления
инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей:
- совершенствование
содержания образования;
- изучение
и внедрение в практику современных педагогических технологий;
-
создание системы работы с одаренными детьми;
- совершенствование
системы управления;
- информатизация
образовательного процесса.
Содержание педагогической деятельности в инновационном
образовательном процессе существенно отличается от традиционной. Во-первых,
значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологии
деятельности, поскольку быстро развивается её технологическая основа. Она
требует от педагога развития специальных навыков, приемов работы. Кроме того,
современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к
качеству деятельности и её продуктам.
Во-вторых, особенностью современного педагогического
процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где в
качестве центральной фигуры выступает педагог, основное внимание переключается
на ребенка – его активность, избирательность, креативность.
Важной функцией педагога дополнительного образования
становится умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его
успешному продвижению в мире, облегчить решение возникающих проблем, помочь
освоить разнообразную информацию.
В-третьих, представление познавательного материала и
способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей,
требуют в современном дополнительном образовании более активных и интересных
взаимодействий между субъектами образования, чем при традиционном типе
обучения, где преобладает как бы обобщенная связь педагога со всеми детьми, а
взаимодействие педагога с отдельным ребенком довольно слабое.
Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной
деятельности в дополнительном образовании выступают потенциал и поведение
педагога, его чувствительность к новому, открытость.
Сегодня не вызывает сомнений огромное значение в
инновационной деятельности метода проектов. Проектная деятельность внедряется
в объединения социально-педагогической направленности, начиная с дошкольного
возраста. В процессе организации исследовательской деятельности детей старшего
дошкольного возраста педагог особое внимание уделяет формированию предпосылок
поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитию умения определять
возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и
самостоятельно; формированию умения применять данные методы, способствующие
решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитию
желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в
процессе совместной исследовательской деятельности.
Проектный
метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми
разного возраста, начиная с дошкольников, включать в него различные методики и
технологии.
В практике можно использвать следующие виды проектов:
- исследовательские
- творческие проекты: воспитанники экспериментируют, а затем результаты
оформляют в виде газет, драматизации;
- ролево
-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно
– практико - ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её,
ориентируясь на социальные интересы;
- творческие
проекты (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).
Технология проектирования, которую мы стремимся положить в
основу всего воспитательно-образовательного процесса способствует внесению
новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих
эффективно гуманизировать педагогический процесс.
Многими исследователями развитие дополнительного
образования связывается с процессами целенаправленной разработки и создания,
внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими
его качественно новое состояние. Следует отметить, что степень инновационности
дополнительного образования обусловлена уровнем развития общества и
продиктована уровнем инновационности общего школьного образования. Другими
словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в
изменениях и возможность их реализации.
Инновационные процессы в сфере дополнительного образования
определяют сущность формирования учреждения дополнительного образования:
положительно влияют на качество обучения и воспитания в учреждениях дополнительного
образования детей, повышают профессиональный уровень педагогов дополнительного
образования, создают лучшие условия для духовного развития воспитанников,
позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.
Список источников:
1.
Веракса Н.Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008.
2.
Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии
развития//Дошкольное воспитание. 1997. №7, 10, 12. 1998. №1, 4, 5, 10, 11.
1999. № 3, 12.
3.
Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. –
М.:ТЦ Сфера, 2008.
4.
Полонский В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследования
//Советская педагогика. 1988. №11.
5. Проектный метод в
деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических
работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.
Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.