Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Доклад "Формирование ученика-читателя в 1-м классе"

Доклад "Формирование ученика-читателя в 1-м классе"






hello_html_m4c5f7968.gif

hello_html_m31c3b27f.gif




учителя 1-го класса

Абдуллаевой Разият

Магомедовны.




Мижигли – 2012 год.




Воспитание творческого читателя, которое начинается с первых шагов подготовительного периода обучения грамоте в I классе, - актуальная задача начальной школы. Наряду с решением специфических задач на данном этапе учитель, опираясь на творческий потенциал содержания страниц Букваря, имеет возможность организовать квалифицированное восприятие первоклассниками детских книг. По большей части это сказки.

Практическое осознание роли ключевых слов закладывается в подготовительный период. Схемы – рисунки подводят учеников к мысли о важности их в понимании текста. Они помогают открыть смысл читаемого. Без ключа трудно открыть то. что заперто на замок. Убедительным моментом для первоклассников является, что слова – рисунки собираются на проволочное кольцо и превращаются в связку ключей. На последующих уроках представление о роли ключевых слов углубляется.

В работе с прозаическими миниатюрами на основном этапе необходимо учить читать уже не просто отдельные предложения, а законченный текст, выражая при чтении определённую мысль и чувства.

Так, в первой учебной книге по чтению закладывается первоначальное умение антиципировать содержание текста на основе рассматривания иллюстрации, чтения заглавия и ключевых слов. Затем ставится задача самостоятельного его чтения и проверки правильности предположений о содержании. Дальнейшая работа на уничтожение и углубление понимания маленького рассказа: - В какое время начинается первый урок?

На каком ряду сидят дети? Как зовут девочек? Мальчиков?

Полностью ли соответствует иллюстрация по тексту?

Как можно исправить текст?

Затем учитель обращается к аналогичному содержанию текста, напечатанному на доске. Это даёт хорошую возможность вести пропедевтику пунктуационной грамотности, по-разному интонировать предложения. На основе использования приёма введения в ситуацию формируются умения первоклассников представить, вообразить себя её участником, настроиться на эмоциональную волну. Исполнительская задача формулируется к каждому предложению при перечитывании. Это помогает ученикам найти верную интонацию при чтении.

Развитие воображения, речи в ходе рисования ситуаций, ответов на вопросы, акцентировка внимания на знаках препинания – все эти направления взаимосвязаны и способствуют развитию умения осмысливать текст.

В системе формирования правильного типа читательской деятельности важное место принадлежит умению вести «диалог с автором». Данное умение необходимо формировать с периода обучения грамоте. Остановимся на с. 78 Букваря. На этапе работе с текстом учитель помогает первоклассникам через текст общаться с автором, находить ответы на его прямые и скрытые вопросы, задавать свои.

Поставлена цель проверить и уничтожить первоначальные предположения о содержании текста. Озвучивается первое предложение.

- Что такое сумрак? Есть ли объяснение в тексте этому слову?

Подключается жизненный опыт детей, их воображение. «умники» дают ответы: «Это когда ещё не совсем темно. Что-то видно». Совместными усилиями рисуем картину: полумрак; ещё можно разглядеть что-то, различить, увидеть.

-Что же можно увидеть?

Читается второе предложение: «Туман сонно плыл по лугу, по кустам». В контексте выясняется понимание словосочетания сонно плыл. Значит, медленно, плавно передвигался, обволакивал луг непрозрачным одеялом. Травы не видно, только различаются верхушки высоких кустов. Потом и они исчезли. Выясняется, что часто встречающийся звук (с-с-с) убаюкивает, вызывает слуховые ассоциации.

-Прочитаем дальше. Что ещё различимо в тумане?

Видны верхние ветки ракиты. Сонный туман наткнулся на них. Ракита добрая, как мама. Держит туман в своих объятиях. Тихо. Все погружается в сон.

-Чем закончилась эта история?

Читается следующая часть текста. Ученики находят прямой ответ автора. С удовольствием рисуют свою картину.

Затем выявляется созвучность иллюстрации и главной мысли текста о маленькой тайне природы, приоткрытой внимательному читателю.

К концу периода обучения грамоте первоклассники уже умеют прогнозировать содержание несложных текстов, вести «диалог с автором». Однако нередко незнакомое значимое слово тормозит понимание предложения, а то и целого текста. Например, первоклассникам предлагается самостоятельно познакомиться с содержанием рассказа из Букваря. Он занимает всего несколько строк.

После самостоятельного прочтения на вопрос учителя, о чем этот рассказ, ученики затрудняются ответить. Читающий ученик содержание понял так: «Один мальчик родился в горохе. Его нашли люди и стали оборонять от гороха. А мальчик сказал, что им он родня». Никто из учеников не выразил желания дать свой ответ, высказать собственное мнение.

Тогда учитель предложил читать медленно, не торопясь, разговаривая через текст с автором, расставляя в тексте сигналы. Этот небольшой текст заранее напечатан на доске, чтобы на определенном этапе показать оформление сигналов. Читается первая строчка.


Ученик. Я хотел бы спросить у автора, что значит бранить?

Ученица. Слово бранить встречалось в сказках. Это значит ругать. Мне

непонятно, за что его стали бранить, ругать.

Школьникам предлагается вчитаться в предложение, найти ответ на этот вопрос. Явно не всем понятен смысл словосочетания поймали в горохе. Учитель подталкивает мысль учеников сообщением, что в то время лакомств не было, а поспевающий горох сладкий.

-Ну догадались?

Раздаются голоса: «А-а! Так он лакомился горохом, а его поймали!» По заданию подбираются слова, уточняющие смысл.

Далее расставляются сигналы по образцу текста на доске. Высказываются предположения, что мальчик, может быть, уже не первый раз лакомился горохом, брал чужое. Подключается задание на развитие воображения.

- Каким представляете мальчика? Какой он по возрасту? Вы знаете что нельзя брать чужое? (Конечно, это все знают. И этот мальчик знал).

Чем можно объяснить его поведение, поступок? Это вопрос автора. Он скрытый. Постарайтесь найти на него ответ. (Ставится сигнал).

Читаются следующие строки и извлекается информация о том, что нарушитель приходится родней хозяевам гороха.

- Что же из этого следует? Чего не знал мальчик?

Ученица. Я поняла. Мальчик не знал, что без спросу нельзя брать не только у чужих, но и у родных.

«Эксперимент» с заглавием углубляет понимание главной мысли текста. По заданию учителя первоклассники предлагают свои заголовки, носящие прямой смысл. (Нельзя брать чужое. Не бери без спросу! Нельзя брать без спросу у чужих и родных.) Все заголовки обсуждаются, в результате класс приходит мысли о мудрости заголовка «Своей чужое». В нем слова противоположны по значению. И в них скрывается главная мысль.

Так прием «диалога с автором» помог не только вчитаться, извлечь информацию из текста, но и повысить активность, эмоциональную мобильность учащихся, сделать работу на уроке познавательной и творческой.

Первоклассник при чтении должен не только понимать и узнавать новое. У начинающего читателя необходимо формировать умение видеть, чувствовать, переживать то, что стоит за авторским словом, находить отклик в душе, радоваться, огорчаться с ним, строить в воображении свой особый мир. Следует учить ребенка шаг за шагом становиться вдумчивым, творческим читателем.

Как показывает опыт, формирование у школьников правильного типа читательской деятельности с первых шагов обучения в 1 классе закладывает основы грамотной работы над пониманием прочитанного, овладеванием элементарным анализом текста, открывает возможности совершенствования навыка сознательного и выразительного чтения, исключая беспредметное механическое перечитывание, способствует активизации мысли, чувств учащихся, развивает творческое к тексту, умение соразмышлять, сопереживать, что, безусловно, способствует воспитанию творческого читателя.

  • Другое
Описание:

Формирование у школьников правильного типа читательской деятельности с первых шагов обучения в 1 классе закладывает основы грамотной работы над пониманием прочитанного, овладеванием элементарным анализом текста, открывает возможности совершенствования навыка сознательного и выразительного чтения, исключая беспредметное механическое перечитывание, способствует активизации мысли, чувств учащихся, развивает творческое к тексту, умение соразмышлять, сопереживать, что, безусловно, способствует воспитанию творческого читателя.

Автор Абдуллаева Разият Магомедовна
Дата добавления 08.09.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 301
Номер материала MA-071662
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и содержание работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся образовательных учреждений»