Учителя
начальных классов
МКОУ
«Мижиглинская ООШ»
Абдуллаевой
Р.М.
Мижигли
– 2013 год
Развитие
творческих способностей детей является неотъемлемой частью
образовательного процесса, который включает в себя не только классные занятия,
но и внеклассную деятельность учащихся. Такая система образования обеспечивает
не только получение обширных знаний, но и способствует формированию ключевых
компетенций.
Ключевые
компетенции включают в себя широкое разнообразие умений и навыков, помогающих
детям адаптироваться в изменяющемся обществе.
Достоинством
же кружковой деятельности является то, что ребенок имеет право сам, на свое
усмотрение выбирать тот вид творческой деятельности, который в большей степени
соответствует его интересам, склонностям и способностям. Таким образом,
обучающийся получает право самостоятельно извлекать полезные знания и умения,
овладеть тем конкретным видом деятельности, которая в перспективе может стать
их профессией.
Еще
одним достоинством кружковой деятельности является то, что кружок обеспечивает
возможности и для осуществления более тесной связи и общения между обучающимися
разных возрастов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной
обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.
Кроме
того, кружкам присуща организационная четкость и планомерность, сложившиеся
традиции, которые создают благоприятные условия и психологическую установку на
творческую работу в области добровольно избранного и интересующего
обучающегося занятия.
Кружковая
деятельность в процессе обучения формирует у обучающихся ряд качеств, которые в
конечном итоге положительно скажутся на формировании продуктивных компетенций.
Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира детей
выбираются такие приемы и способы побуждения к активной творческой
деятельности, которые раскрывают перед ними заманчивую перспективу преодоления
трудностей, развитие творческого потенциала.
Для
того чтобы у детей развивался творческий потенциал, необходимо формировать у
них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи.
Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному
выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать
самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет
способность к творческой деятельности.
Компетентностный подход
предполагает значительное усиление практической направленности образования.
Особую
ценность приобретают те знания и умения, которые будут востребованы в реальной
жизни. Школа готовит своих учеников к переменам и развивает такие
качества как мобильность, динамизм, необходимость творческого подхода к адекватным,
нестандартным решениям. Темпы современной жизни требуют постоянного пополнения
знаний и повышения квалификаций. Теперь человек должен учиться всю жизнь.
Продуктивная
компетенция – это умение
работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать
решения и нести ответственность за них (кружковые занятия, мероприятия, в ходе
которых создаются различные творческие работы, проекты, презентации и т. д.).
Продуктивное
образование призвано помочь
детям, которые не испытывают стремления к получению знаний, т.е. к тем нашим
ученикам (а их сегодня большинство), которые стремятся получить образование с
помощью практико-, опытно-ориентированной индивидуальной образовательной
траектории. Таким детям интереснее создавать, и, благодаря этому испытывать
ощущение от собственной социальной значимости. Это, кстати, вполне
соответствует удовлетворению естественных потребностей детства как
социокультурной реальности: потребности в приключении, удовлетворению
любознательности, стремлению к созидательности и подражательности, общению и
прочему.
Для
учеников школы посещение кружков и секций, где можно что-то «произвести»,
«сделать», каким-либо образом создать продукт, имеющий социальную и творческую
значимость, становится не разовым мероприятием, а естественной формой
образовательного процесса наравне с традиционным уроком.
Обучение
различным навыкам и умениям происходит через деятельность кружков и секций.
Самым ярким и простейшим примером является деятельность кружков
декоративно-прикладной направленности. Декоративно-прикладное искусство –
это один из видов трудовой деятельности. Оно, как никакой другой вид
учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием
огромной духовной ценности, с формированием эстетического вкуса вооружить
учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести
психологическую и практическую подготовку к труду и выбору профессии.
Дети
реально, своими руками создают реальный продукт своего труда.
К
примеру, занимаясь художественной обработкой древесины (педагог Сидоров Д.Ф.),
учащиеся познают не только ее свойства, но и приобщаются к художественному и
техническому творчеству. Взяв в руки резец, ученик становится участником
увлекательного процесса – создания полезных и красивых изделий. В программе
кружка «Художественная обработка древесины» 80 % учебного материала отведено
практическим знаниям, где обучающиеся закрепляют азы графики, черчения, основы
геометрической резьбы и ручной обработки древесины, полученные на уроках
технологии и 3 года обучения в кружке. После окончания школы ученики смогут
самостоятельно чертить сложные орнаменты, украшать резьбой изделия и многое
другое делать своими руками.
Практические
методы лучше других способствуют приучению обучающихся к
добросовестному выполнению заданий, способствуют формированию таких качеств,
как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески. У
обучающихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса
(осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения,
составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и
инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).
Основными
компетентностями, формируемыми у обучающихся, которые посещают кружки «Электродело»,
«Резьба по дереву», являются: технологическая компетентность, готовность к
самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов. Кружки
журналистики и краеведения формируют готовность к социально-трудовому
взаимодействию, коммуникативную компетентность. Занятия в кружках «Умелые
ручки», «Рукодельница», в кружке изобразительного искусства способствуют
углублению знаний по предмету «Технология», «Труд» в начальной школе. В
процессе обучения у учащихся совершенствуются практические навыки и умения в
изготовлении швейных изделий, изделий из дерева, глины, ткани и др. материалов.
Формируется художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к
аккуратности, пробуждается фантазия. Занятия в студии ритмопласти ,в хоровой
студии имеют профессионально-ориентированную направленность: развивается художественный
вкус, танцевально-музыкальные способности, формируются музыкальность и
ритмичность, развиваются физические способности, внимание, память, воображение,
воспитываются такие черты характера, как самокритичность, самоконтроль,
трудолюбие, целеустремленность, умение преодолевать трудности. Все полученные
знания и умения имеют практический выход: конкурсы, концерты, выступления на
праздничных мероприятиях. Занятия в секциях и кружках физкультурно-спортивной
направленности («Айкидо», «Настольный теннис», «Легкая атлетика») основаны на
взаимосвязи физического воспитания детей, их спортивной подготовки и культуры
здорового образа жизни, реализуют задачи формирования у детей устойчивого
интереса к физической культуре и спорту, обучения их различным видам спортивных
игр и развития соответствующих способностей. Что имеет практический выход:
участие в соревнованиях городского, областного и всероссийского уровней.
В моём
классе действуют два кружка
Таким
образом, кружковая деятельность способствует разностороннему раскрытию
индивидуальных способностей детей, обогащает их личный опыт, способствует
развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желание активно
участвовать впродуктивной, одобряемой обществом деятельности.
Трудно
переоценить профориентационную и коммуникативную значимость продуктивного подхода.
Проживая разнообразные культурные практики, ребенок более осознанно совершит
выбор сферы будущей деятельности, научится общаться не только со сверстниками,
но и с людьми различного статуса и положения.
Программы
дополнительного образования в нашей школе не всегда преследуют непременную
ориентацию на дальнейшее профессиональное продолжение этих занятий. Их цель
значительней и шире: они призваны развить творческий потенциал ребенка,
обогатить его духовно и стать повседневной необходимостью в будущей жизни,
специалистом какого бы профиля он в ней не стал.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.