Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Доклад "Дифференцированное обучение математике на современном этапе развития начального образования"

Доклад "Дифференцированное обучение математике на современном этапе развития начального образования"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Мижиглинская основная общеобразовательная школа»







hello_html_m4532f2fa.gif



hello_html_m5b5edf3e.gif




учителя начальных классов

МКОУ «Мижиглинская ООШ»

Абдуллаевой Разият Магомедовны








Мижигли-2017 год

Дифференцированное обучение математике на современном

этапе развития начального образования


В эпоху внедрения Федерального государ­ственного образовательного стандарта (ФГОС) начального образования проблема дифференцированного обучения по-преж­нему остается актуальной, так как индиви­дуально-типологические особенности обу­чающихся явно не зависят ни от требова­ний стандарта, ни от планируемых резуль­татов обучения. В то же время формы дифференциации зависят не только от ее видов, но и от планируемых результатов на­чального образования.

Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения — давняя гу­манная традиция российского образова­ния. Она находит свое выражение в дидак­тическом принципе индивидуального под­хода, который означает, что в организации учебного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, так как тогда процесс обучения становится наиболее комфортным и эффективным для реализации потенциальных возмож­ностей каждого ученика. Однако в школь­ной практике, где один учитель одновре­менно занимается с большой группой учеников, решить противоречие между массовостью школьного обучения и пот­ребностями отдельных индивидов доволь­но сложно, поэтому наиболее распростра­ненное явление — дифференциация обу­чения. Это способ организации учебного процесса, при котором учитываются инди­видуально-типологические особенности личности (обучаемость, обученность, об­щие умственные и специальные способ­ности, интересы, склонности, работоспо­собность, темп обучения, модальность) и создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы различаются. Многие авторы понимают индиви­дуализацию как предельный случай дифференциации. Такое понимание индивидуализации позволяет приемы индивидуализации обучения ис­пользовать как приемы дифференциации. При этом дифференциация, как и индивидуализация, должна быть ориентирована не только на приспособление учебного процесса к ученику на основе учета осо­бенностей личности, но и на развитие в процессе обучения тех ее сторон, которые недостаточно развиты.

При изменении целей образования всег­да возникают вопросы о путях и техноло­гии их достижения. Этот процесс может сопровождаться введением новой термино­логии, нового содержания, новых методов, приемов, средств и форм обучения.

На современном этапе начального обра­зования принят ФГОС, в котором приори­тетными являются задачи духовно-нравст­венного развития учащихся; реализации в практике системно-деятельностного под­хода; формирования у школьников не только предметных, но и метаиредметных умений, воспитания основ умения учиться, способности к самоорганизации и самораз­витию.

Достижение планируемых результатов обеспечивается всей совокупностью учеб­ных предметов начального образования, но при этом каждый из них должен не только создавать условия для формирования у учащихся различных видов учебных действий, но и активно участвовать в их становлении.

Предмет «математика» обладает боль­шими возможностями для формирования у младших школьников в комплексе с предметными метапредметных умений: регу­лятивных, познавательных, коммуника­тивных, — так как в основе многих матема­тических действий лежат универсальные познавательные действия: использование знаково-символических средств, моделиро­вание, сравнение, группировка, классифи­кация объектов, обобщение, действия анализа, синтеза и аналогий, поиск, преоб­разование и интерпретация информации, рассуждения; универсальные регулятив­ные действия: планирование, действия по инструкции, контролирование процесса и результата своей деятельности, внесение не­обходимых коррективов, оценивание своих достижений, осознание трудностей, поиск их причин и способов преодоления; универ­сальные коммуникативные действия: уме­ния участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого пове­дения (не перебивать, выслушивать собе­седника, стремиться понять его точку зре­ния); выражать в речи свои мысли и действия; строить понятные для партнера высказывания; учитывать, что партнер ви­дит и знает, а чего нет; задавать вопросы; ис­пользовать речь для регуляции своего действия; строить небольшие монологиче­ские высказывания.

Обучение математике в начальных клас­сах обычно осуществляется через систему задач и учебных заданий. Поэтому основ­ной формой дифференцированного обуче­ния являются задания различного уровня сложности. Они предлагаются разным группам учащихся для самостоятельной ра­боты на этапе закрепления материала. Сложные задания для сильных, легкие за­дания для слабых. В результате слабые ни­когда не доходят до сложных заданий, хотя хорошо известно, что даже слабые ученики могут справиться со сложным заданием, ес­ли им оказать грамотную методическую по­мощь. Учитывая это при организации обу­чения математике в начальных классах, це­лесообразно использовать следующую тех­нологию.

1. На этапе обучения отсутствует деле­ние учеников на слабых, средних, сильных, так как все ученики должны усвоить базо­вый уровень, представленный различными видами заданий.

  1. В зависимости от математического содержания знакомство с понятием можно осуществлять разными способами: предла­гать проблемное или частично поисковое задание, анализ которого приведет к пос­тановке учебной задачи, задание в виде инструкции, выполнение которой приве­дет к выполнению учащимися практиче­ских действий; возможна обучающая са­мостоятельная работа, которая отличается от контролирующей самостоятельной ра­боты тем, что результаты ее выполнения анализируются и обсуждаются всеми уча­щимися (коллективно); возможны зада­ния на сравнение, классификацию, обоб­щение, коррекцию ошибок, на составление плана действий самими учениками и т.д. Все школьники могут выполнять при этом одинаковое задание, самостоятельно или коллективно. Его доступность для боль­шинства учащихся обеспечивается логи­кой построения содержания курса, опорой на опыт ребенка, предметными моделями, понятной для учеников формулировкой задания, взаимосвязью предметных и по­знавательных умений в процессе выполне­ния задания.

  2. При проверке самостоятельной рабо­ты: а) обсуждаются все варианты выполне­ния заданий (они выносятся на доску, как верные, так и неверные); б) обосновывается выбор верного или верных ответов (воз­можно, их будет несколько); в) выполняет­ся коррекция неверных ответов; г) прогова­ривается (в громкой речи) план выполне­ния задания.

Назовем условия реализации данной технологии.

  1. Дифференциация обучения осущест­вляется в рамках системно-деятельностного подхода.

  2. Каждому ученику в классе гарантиро­вана необходимая дифференцированная помощь либо в процессе работы над задани­ем, либо при обсуждении задания.

  3. Приоритеты процесса обучения мате­матике — развитие мышления, самостоя­тельность, сотрудничество.

  4. Учебный процесс сориентирован на планируемые результаты начального обра­зования (предметные и метапредметные умения).

5. Условия обучения и ожидаемые действия в ходе обучения соответствуют ожидаемым действиям во время теста или проверки.

  1. Учебный процесс не ограничивается уровнем обязательных требований к ре­зультатам обучения ни для каких учащих­ся, даже самых слабых.

  2. Оценивание результатов обучения основано на «принципе сложения», т.е. ба­зовый уровень определяет нижнюю грани­цу результатов полноценного и качествен­ного начального математического образо­вания.

  3. Повышенный уровень результатов обучения определяется преимущественно глубиной усвоения, нежели дополнитель­ным изучением новых разделов.

Для реализации данной технологии не­обходимо на каждое понятие курса соста­вить банк заданий различного уровня слож­ности. Сложность может определяться уве­личением количества выполняемых опера­ций, самостоятельности в выборе способов действий; новизной формулировки зада­ния, требующей самостоятельного установ­ления взаимосвязей между различными вопросами начального курса математики, использования в процессе выполнения за­даний познавательных и регулятивных универсальных умений.

Рассмотрим банк обучающих заданий на примере формирования понятий «отре­зок», «длина отрезка». Он представлен сле­дующими видами заданий: задания с инструкциями, задания на сравнение, изме­нение учебного задания по форме, опыт (или исследование), моделирование (соот­несение предметной модели со схематиче­ской, перевод текстовой модели в схемати­ческую), задания на выбор.

Знакомство с отрезком в I классе начи­нается с задания-инструкции от учителя.

  • Поставьте одну точку.

Обозначьте ее буквой А.

Правее поставьте другую точку.

Обозначьте ее буквой М.

Приложите линейку.

Соедините две точки.

Выполняя действия по инструкции учи­теля, учащиеся чертят отрезок. Педагог мо­жет выяснить, кто из учеников знает, как называется эта фигура, или сообщить название сам:

Фигура, которую вы начертили, назы­вается отрезок. Она обозначается двумя буквами.

hello_html_m15c753ff.gifМ

А

Поменяйте расположение точек и начертите еще два отрезка (полезно пока­зать разные варианты расположения от­резков).

В результате выполнения описанных действий каждый ученик осознает на своем уровне, что свойства отрезка — иметь два конца (две точки), которые мы соединяем по линейке.

Теперь надо проверить, понятно ли это всем ученикам.

Предлагаем задание на сравнение.

  • Чем похожи фигуры (рис. 1 и рис. 2)? Чем отличаются?

hello_html_7215eed6.gifhello_html_m17556e63.gifК

hello_html_7fbae63d.gifhello_html_2aae63ad.gif

hello_html_111f81b6.gifhello_html_m42cb6d80.gifА • •М А• • Е

hello_html_m37ba23b3.gifМ

hello_html_m7b61e5e3.gif • • О

А •

Задание выполняется фронтально. Уче­ники отмечают, что на рис. 1 лучи (на изоб­ражении лучей обозначена только одна точ­ка — начало луча), а на рис. 2 — отрезки (на изображении отрезков обозначены точками два конца).

Затем предлагаем учащимся нестандарт­ную ситуацию, изменяем учебное задание по форме. Предлагаем найти отрезки в гео­метрических фигурах.

  • Назовите отрезки, которые вы видите на каждом рисунке.

1

hello_html_f8d9b.gifhello_html_6f7ec1c7.gifhello_html_1217d777.gifhello_html_m2e96660f.gifhello_html_m4953bdb3.gifhello_html_7bb88e8b.gifhello_html_8b7f07d.gif

2

3

hello_html_m22413966.gifМ• • К О • Е • • О

hello_html_m6922ea10.gifМ


hello_html_m4499e811.gifhello_html_m30d23a1b.gifhello_html_m676bd3c3.gifА• • Е А • • К А • • М

Учащиеся находят отрезки на каждом чертеже, показывают их и записывают на доске.

  1. .АМ, МК, КЕ, АЕ, АК;

  2. АО, AM, АК, ОМ, МК, ОК;

  3. АЕ, ЕО, ОМ, AM.

Сложность обычно возникает с черте­жом 2. Одни ученики называют пять отрез­ков, другие — шесть. При обсуждении важ­но, чтобы, показывая отрезки, ученики фиксировали два конца.

Перед введением понятия длина отрез­ка полезно выяснить представления уча­щихся о длине. Для этой цели полезно зада­ние на сравнение длин карандашей и поиск способа ответов на вопросы.

  • Какой карандаш длиннее? Какой короче?

hello_html_7f94288b.jpg

hello_html_43f1cc20.jpg

hello_html_m12f222b5.jpg

Даже если ребенок никогда в жизни не встречал слов длиннее, короче, взяв каран­даши, он приложит их друг к другу и в про­цессе выполняемых действий поймет смысл слов длиннее, короче.

Карандаши заменяются отрезками — за­дание на сравнение.

  • Какой отрезок длиннее? Какой короче?

hello_html_45639f3.gifhello_html_26cf6090.gifhello_html_26cf6090.gifА • • М

hello_html_11bc920d.gifК • • О

hello_html_md6e787e.gifМ • • К

Здесь важно показать, что карандаши не соответствуют длинам отрезков. Акцент де­лается на то, что выполнять сравнение по длине и пользоваться понятиями длиннее, короче можно и для отрезков.

Следует обратить внимание учащихся на штриховые линии на рисунке и уточнить, что с их помощью можно показать отрезки, у которых одинаковая длина, и проверить, какой отрезок длиннее, а какой короче.

Затем предлагается задание на сопос­тавление предметной модели и схемати­ческой. Первоклассники учатся выбирать нары отрезков, соответствующих предмет­ным моделям и находящихся в отношениях «длиннее — короче».

  • Расскажите, что нарисовано на кар­тинках (см. рис ниже), пользу­ясь словами:

длина больше

длина меньше

короче

длина одинаковая

длинее


  • Скажите, каким отрезком обозначена синяя лента, каким — зеленая, каким — желтая лента?

  • Выберите пару отрезков, которая со­ответствует зеленой и синей лентам, жел­той и синей лептам, зеленой и желтой? Объясните свой выбор.


жhello_html_5984240.gifhello_html_m339da451.gifhello_html_30d4e8a0.gifhello_html_498640d1.gifА • • О

сhello_html_50871ade.gifhello_html_m60f08006.gifин К • • О

зhello_html_1b50cff4.gifhello_html_m30d23a1b.gifел Е • • А


hello_html_4a13e34f.jpg

hello_html_1af7849f.gifhello_html_6f429514.gifhello_html_6f429514.gifА • • К


hello_html_m3ded7190.gifО • • Е




Следующее задание, которое мы предла­гаем ученикам, — это задание на перевод текстовой модели в схематическую, свя­занное с выбором (моделирование).

Теперь мы берем текст и переводим его в модель. Но текст содержит другие поня­тия выше, ниже, которые тоже связаны с длиной.

  • Петя выше Коли, но ниже Сережи. Кто ниже: Коля или Сережа?

Для работы с заданием заранее заготав­ливаем таблички с именами мальчиков. Приглашаем к доске трех мальчиков и предлагаем ученикам решить самостоя­тельно, кто из сверстников может взять таб­личку с соответствующим именем.

Как данные отношения можно изоб­разить с помощью отрезков?

Помощь учителя: вначале нужно начер­тить три луча, начало каждого луча обозна­чить первой буквой имени мальчика (П — Петя и др.).

Дальше предлагаем ученикам самостоя­тельно обозначить отрезком рост каждого мальчика так, чтобы он соответствовал тексту.

Пhello_html_7f920808.gif • •

Кhello_html_m67057d0d.gif • •

Сhello_html_68c76627.gif • •

Все ответы (верные и неверные) выно­сим на доску, обсуждаем и объясняем план выполнения.

Задание на выбор пары отрезков, соот­ветствующих данному отношению.

  • Выпишите пары отрезков, которыми можно обозначить высоту дуба и березы.


hello_html_m44d9377c.jpg

hello_html_45bb52b3.jpg
  1. hello_html_m21755935.gif

  2. hello_html_m163db350.gif

  3. hello_html_m568c86b1.gif

  4. hello_html_cdc0a9.gif

  5. hello_html_4ec1bfd4.gif


Кто знает названия деревьев, которые изображены на рисунке? (Дуб и береза.)

Что вы можете сказать о высоте дуба и березы?

Выпишите самостоятельно номера пар отрезков, которыми можно обозначить вы­соту дуба и березы.

Помощь учителя: сначала нужно выпи­сать номер отрезка, обозначающего высоту дуба, а затем номер отрезка, обозначающего высоту березы.

После самостоятельной работы все ва­рианты выполнения задания (как верные, так и неверные) выносятся на доску и об­суждаются.

Учитель может предложить свой вари­ант выполнения задания:

Я выписала такие пары отрезков: 2 и 1; 4 и 2. Верно ли я выполнила задание?

Анализируя указанные учителем па­ры, ученики приходят к выводу, что зада­ние выполнено верно, но его можно до­полнить.

В ходе фронтальной беседы выполняет­ся коррекция неполных и неверных вариан­тов ответов. Проговаривается (в громкой речи) план выполнения задания.

В результате выполнения данной сис­темы заданий у учащихся формируются предметные знания и умения — представ­ления о понятиях отрезок и длина отрез­ка, а также универсальные учебные действия: познавательные — моделирова­ние, сравнение, интерпретация информа­ции, рассуждения; регулятивные — плани­рование, действия по инструкции, внесе­ние необходимых коррективов; коммуни­кативные — участие в общей беседе, выполняя принятые правила речевого по­ведения (не перебивать, выслушивать со­беседника, стремиться понять его точку зрения), умения выражать в речи свои мысли и действия, задавать вопросы.

Приведенные задания учитывают осо­бенности различных групп учащихся, соз­давая тем самым условия для осознанного восприятия и усвоения знаний и их исполь­зования при решении познавательных и практических задач.

  • Другое
Описание:

Доклад учителя начальных классов МКОУ "Мижиглинская ООШ" на методическом совещании школы на тему: "Дифференцированное обучение математике на современном этапе развития начального образования" Приведенные задания учитывают осо­бенности различных групп учащихся, соз­давая тем самым условия для осознанного восприятия и усвоения знаний и их исполь­зования при решении познавательных и практических задач.

Автор Абдуллаева Разият Магомедовна
Дата добавления 08.09.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 468
Номер материала MA-071661
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы