Инфоурок Другое Другие методич. материалыДоклад "Дифференцированное обучение математике на современном этапе развития начального образования"

Доклад "Дифференцированное обучение математике на современном этапе развития начального образования"

Скачать материал

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Мижиглинская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

 

Дифференцированное 
обучение математике 
на современном этапе 
развития начального 
образования

 

 

 

учителя начальных классов

МКОУ «Мижиглинская ООШ»

Абдуллаевой Разият Магомедовны

 

 

 

 

 

 

 

Мижигли-2017 год

Дифференцированное обучение математике на современном

этапе развития начального образования

 

     В эпоху внедрения Федерального государ­ственного образовательного стандарта (ФГОС) начального образования проблема дифференцированного обучения по-преж­нему остается актуальной, так как индиви­дуально-типологические особенности обу­чающихся явно не зависят ни от требова­ний стандарта, ни от планируемых резуль­татов обучения. В то же время формы дифференциации зависят не только от ее видов, но и от планируемых результатов на­чального образования.

Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения — давняя гу­манная традиция российского образова­ния. Она находит свое выражение в дидак­тическом принципе индивидуального под­хода, который означает, что в организации учебного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, так как тогда процесс обучения становится наиболее комфортным и эффективным для реализации потенциальных возмож­ностей каждого ученика. Однако в школь­ной практике, где один учитель одновре­менно занимается с большой группой учеников, решить противоречие между массовостью школьного обучения и пот­ребностями отдельных индивидов доволь­но сложно, поэтому наиболее распростра­ненное явление — дифференциация обу­чения. Это способ организации учебного процесса, при котором учитываются инди­видуально-типологические особенности личности (обучаемость, обученность, об­щие умственные и специальные способ­ности, интересы, склонности, работоспо­собность, темп обучения, модальность) и создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы различаются. Многие авторы понимают индиви­дуализацию как предельный случай дифференциации. Такое понимание индивидуализации позволяет приемы индивидуализации обучения ис­пользовать как приемы дифференциации. При этом дифференциация, как и индивидуализация, должна быть ориентирована не только на приспособление учебного процесса к ученику на основе учета осо­бенностей личности, но и на развитие в процессе обучения тех ее сторон, которые недостаточно развиты.

При изменении целей образования всег­да возникают вопросы о путях и техноло­гии их достижения. Этот процесс может сопровождаться введением новой термино­логии, нового содержания, новых методов, приемов, средств и форм обучения.

На современном этапе начального обра­зования принят ФГОС, в котором приори­тетными являются задачи духовно-нравст­венного развития учащихся; реализации в практике системно-деятельностного под­хода; формирования у школьников не только предметных, но и метаиредметных умений, воспитания основ умения учиться, способности к самоорганизации и самораз­витию.

Достижение планируемых результатов обеспечивается всей совокупностью учеб­ных предметов начального образования, но при этом каждый из них должен не только создавать условия для формирования у учащихся различных видов учебных действий, но и активно участвовать в их становлении.

Предмет «математика» обладает боль­шими возможностями для формирования у младших школьников в комплексе с предметными метапредметных умений: регу­лятивных, познавательных, коммуника­тивных, — так как в основе многих матема­тических действий лежат универсальные познавательные действия: использование знаково-символических средств, моделиро­вание, сравнение, группировка, классифи­кация объектов, обобщение, действия анализа, синтеза и аналогий, поиск, преоб­разование и интерпретация информации, рассуждения; универсальные регулятив­ные действия: планирование, действия по инструкции, контролирование процесса и результата своей деятельности, внесение не­обходимых коррективов, оценивание своих достижений, осознание трудностей, поиск их причин и способов преодоления; универ­сальные коммуникативные действия: уме­ния участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого пове­дения (не перебивать, выслушивать собе­седника, стремиться понять его точку зре­ния); выражать в речи свои мысли и действия; строить понятные для партнера высказывания; учитывать, что партнер ви­дит и знает, а чего нет; задавать вопросы; ис­пользовать речь для регуляции своего действия; строить небольшие монологиче­ские высказывания.

Обучение математике в начальных клас­сах обычно осуществляется через систему задач и учебных заданий. Поэтому основ­ной формой дифференцированного обуче­ния являются задания различного уровня сложности. Они предлагаются разным группам учащихся для самостоятельной ра­боты на этапе закрепления материала. Сложные задания для сильных, легкие за­дания для слабых. В результате слабые ни­когда не доходят до сложных заданий, хотя хорошо известно, что даже слабые ученики могут справиться со сложным заданием, ес­ли им оказать грамотную методическую по­мощь. Учитывая это при организации обу­чения математике в начальных классах, це­лесообразно использовать следующую тех­нологию.

1. На этапе обучения отсутствует деле­ние учеников на слабых, средних, сильных, так как все ученики должны усвоить базо­вый уровень, представленный различными видами заданий.

2.        В зависимости от математического содержания знакомство с понятием можно осуществлять разными способами: предла­гать проблемное или частично поисковое задание, анализ которого приведет к пос­тановке учебной задачи, задание в виде инструкции, выполнение которой приве­дет к выполнению учащимися практиче­ских действий; возможна обучающая са­мостоятельная работа, которая отличается от контролирующей самостоятельной ра­боты тем, что результаты ее выполнения анализируются и обсуждаются всеми уча­щимися (коллективно); возможны зада­ния на сравнение, классификацию, обоб­щение, коррекцию ошибок, на составление плана действий самими учениками и т.д. Все школьники могут выполнять при этом одинаковое задание, самостоятельно или коллективно. Его доступность для боль­шинства учащихся обеспечивается логи­кой построения содержания курса, опорой на опыт ребенка, предметными моделями, понятной для учеников формулировкой задания, взаимосвязью предметных и по­знавательных умений в процессе выполне­ния задания.

3.        При проверке самостоятельной рабо­ты: а) обсуждаются все варианты выполне­ния заданий (они выносятся на доску, как верные, так и неверные); б) обосновывается выбор верного или верных ответов (воз­можно, их будет несколько); в) выполняет­ся коррекция неверных ответов; г) прогова­ривается (в громкой речи) план выполне­ния задания.

Назовем условия реализации данной технологии.

1. Дифференциация обучения осущест­вляется в рамках системно-деятельностного подхода.

2.      Каждому ученику в классе гарантиро­вана необходимая дифференцированная помощь либо в процессе работы над задани­ем, либо при обсуждении задания.

3.      Приоритеты процесса обучения мате­матике — развитие мышления, самостоя­тельность, сотрудничество.

4.  Учебный процесс сориентирован на планируемые результаты начального обра­зования (предметные и метапредметные умения).

5. Условия обучения и ожидаемые действия в ходе обучения соответствуют ожидаемым действиям во время теста или проверки.

6.         Учебный процесс не ограничивается уровнем обязательных требований к ре­зультатам обучения ни для каких учащих­ся, даже самых слабых.

7.         Оценивание результатов обучения основано на «принципе сложения», т.е. ба­зовый уровень определяет нижнюю грани­цу результатов полноценного и качествен­ного начального математического образо­вания.

8.         Повышенный уровень результатов обучения определяется преимущественно глубиной усвоения, нежели дополнитель­ным изучением новых разделов.

Для реализации данной технологии не­обходимо на каждое понятие курса соста­вить банк заданий различного уровня слож­ности. Сложность может определяться уве­личением количества выполняемых опера­ций, самостоятельности в выборе способов действий; новизной формулировки зада­ния, требующей самостоятельного установ­ления взаимосвязей между различными вопросами начального курса математики, использования в процессе выполнения за­даний познавательных и регулятивных универсальных умений.

Рассмотрим банк обучающих заданий на примере формирования понятий «отре­зок», «длина отрезка». Он представлен сле­дующими видами заданий: задания с инструкциями, задания на сравнение, изме­нение учебного задания по форме, опыт (или исследование), моделирование (соот­несение предметной модели со схематиче­ской, перевод текстовой модели в схемати­ческую), задания на выбор.

Знакомство с отрезком в I классе начи­нается с задания-инструкции от учителя.

ü  Поставьте одну точку.

Обозначьте ее буквой А.

Правее поставьте другую точку.

Обозначьте ее буквой М.

Приложите линейку.

Соедините две точки.

Выполняя действия по инструкции учи­теля, учащиеся чертят отрезок. Педагог мо­жет выяснить, кто из учеников знает, как называется эта фигура, или сообщить название сам:

— Фигура, которую вы начертили, назы­вается отрезок. Она обозначается двумя буквами.

                                                                                                          • М

                                            А

— Поменяйте расположение точек и начертите еще два отрезка (полезно пока­зать разные варианты расположения от­резков).

В результате выполнения описанных действий каждый ученик осознает на своем уровне, что свойства отрезка — иметь два конца (две точки), которые мы соединяем по линейке.

Теперь надо проверить, понятно ли это всем ученикам.

Предлагаем задание на сравнение.

ü  Чем похожи фигуры (рис. 1 и рис. 2)?  Чем отличаются?

                                                                                                                                          • К

Прямоугольник: скругленные углы: 2Прямоугольник: скругленные углы: 1                                                                                                                                                                                        

           А •                                   •М                                           А•                                               • Е                     

                                                                                                          М•       

                                •                                                                                                                    • О

                                                                                                 А •

Задание выполняется фронтально. Уче­ники отмечают, что на рис. 1 лучи (на изоб­ражении лучей обозначена только одна точ­ка — начало луча), а на рис. 2 — отрезки (на изображении отрезков обозначены точками два конца).

Затем предлагаем учащимся нестандарт­ную ситуацию, изменяем учебное задание по форме. Предлагаем найти отрезки в гео­метрических фигурах.

ü  Назовите отрезки, которые вы видите на каждом рисунке.  

3

 

2

 

1

 
            М•                          • К                         О  •                                               Е •             • О

                                                                                      •  М

                                                                                         

 

            А•                          • Е                  А •                                        • К           А  •             • М 

Учащиеся находят отрезки на каждом чертеже, показывают их и записывают на доске.

1.  .АМ, МК, КЕ, АЕ, АК;

2.     АО, AM, АК, ОМ, МК, ОК;

3.     АЕ, ЕО, ОМ, AM.

Сложность обычно возникает с черте­жом 2. Одни ученики называют пять отрез­ков, другие — шесть. При обсуждении важ­но, чтобы, показывая отрезки, ученики фиксировали два конца.

Перед введением понятия длина отрез­ка полезно выяснить представления уча­щихся о длине. Для этой цели полезно зада­ние на сравнение длин карандашей и поиск способа ответов на вопросы.

ü  Какой карандаш длиннее? Какой короче?

    

      Даже если ребенок никогда в жизни не встречал слов длиннее, короче, взяв каран­даши, он приложит их друг к другу и в про­цессе выполняемых действий поймет смысл слов длиннее, короче.

      Карандаши заменяются отрезками — за­дание на сравнение.

ü  Какой отрезок длиннее?  Какой короче?

         А •                                                                            • М                                                              

         К •                                                 • О                                                                 

        М •                                                                                                       • К                           

      Здесь важно показать, что карандаши не соответствуют длинам отрезков. Акцент де­лается на то, что выполнять сравнение по длине и пользоваться понятиями длиннее, короче можно и для отрезков.

Следует обратить внимание учащихся на штриховые линии на рисунке и уточнить, что с их помощью можно показать отрезки, у которых одинаковая длина, и проверить, какой отрезок длиннее, а какой короче.

Затем предлагается задание на сопос­тавление предметной модели и схемати­ческой. Первоклассники учатся выбирать нары отрезков, соответствующих предмет­ным моделям и находящихся в отношениях «длиннее — короче».

ü  Расскажите, что нарисовано на кар­тинках (см. рис ниже), пользу­ясь словами:

длинее

 

длина одинаковая

 

короче

 

длина меньше

 

длина больше

 
                

 

ü  Скажите, каким отрезком обозначена синяя лента, каким — зеленая, каким — желтая лента?

ü  Выберите пару отрезков, которая со­ответствует зеленой и синей лентам, жел­той и синей лептам, зеленой и желтой? Объясните свой выбор.

 

ж                                                                                           А •                                              • О

син                                                                                        К •                                                            • О

зел                                                                                         Е •                                        • А

 

                 А •                                                • К

 

                 О •                                                • Е

 

 

 

Следующее задание, которое мы предла­гаем ученикам, — это задание на перевод текстовой модели в схематическую, свя­занное с выбором (моделирование).

Теперь мы берем текст и переводим его в модель. Но текст содержит другие поня­тия выше, ниже, которые тоже связаны с длиной.

ü  Петя выше Коли, но ниже Сережи. Кто ниже: Коля или Сережа?

Для работы с заданием заранее заготав­ливаем таблички с именами мальчиков. Приглашаем к доске трех мальчиков и предлагаем ученикам решить самостоя­тельно, кто из сверстников может взять таб­личку с соответствующим именем.

— Как данные отношения можно изоб­разить с помощью отрезков?

Помощь учителя: вначале нужно начер­тить три луча, начало каждого луча обозна­чить первой буквой имени мальчика (П — Петя и др.).

Дальше предлагаем ученикам самостоя­тельно обозначить отрезком рост каждого мальчика так, чтобы он соответствовал тексту.  

П •                                                           •

К •                                             •

С •                                                                        •

Все ответы (верные и неверные) выно­сим на доску, обсуждаем и объясняем план выполнения.

Задание на выбор пары отрезков, соот­ветствующих данному отношению.

ü  Выпишите пары отрезков, которыми можно обозначить высоту дуба и березы.

 

                                                    

1.      •                                  •

2.      •                                                •

3.      •                                    •

4.      •                                                                 •

5.      •                        •

 

— Кто знает названия деревьев, которые изображены на рисунке? (Дуб и береза.)

Что вы можете сказать о высоте дуба и березы?

Выпишите самостоятельно номера пар отрезков, которыми можно обозначить вы­соту дуба и березы.

Помощь учителя: сначала нужно выпи­сать номер отрезка, обозначающего высоту дуба, а затем номер отрезка, обозначающего высоту березы.

После самостоятельной работы все ва­рианты выполнения задания (как верные, так и неверные) выносятся на доску и об­суждаются.

Учитель может предложить свой вари­ант выполнения задания:

— Я выписала такие пары отрезков: 2 и 1; 4 и 2. Верно ли я выполнила задание?

Анализируя указанные учителем па­ры, ученики приходят к выводу, что зада­ние выполнено верно, но его можно до­полнить.

В ходе фронтальной беседы выполняет­ся коррекция неполных и неверных вариан­тов ответов. Проговаривается (в громкой речи) план выполнения задания.

В результате выполнения данной сис­темы заданий у учащихся формируются предметные знания и умения — представ­ления о понятиях отрезок и длина отрез­ка, а также универсальные учебные действия: познавательные — моделирова­ние, сравнение, интерпретация информа­ции, рассуждения; регулятивные — плани­рование, действия по инструкции, внесе­ние необходимых коррективов; коммуни­кативные — участие в общей беседе, выполняя принятые правила речевого по­ведения (не перебивать, выслушивать со­беседника, стремиться понять его точку зрения), умения  выражать  в речи свои мысли и действия, задавать вопросы.

Приведенные задания учитывают осо­бенности различных групп учащихся, соз­давая тем самым условия для осознанного восприятия и усвоения знаний и их исполь­зования при решении познавательных и практических задач.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад "Дифференцированное обучение математике на современном этапе развития начального образования""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по автоматизации производства

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Доклад учителя начальных классов МКОУ "Мижиглинская ООШ" на методическом совещании школы на тему: "Дифференцированное обучение математике на современном этапе развития начального образования" Приведенные задания учитывают осо бенности различных групп учащихся, соз давая тем самым условия для осознанного восприятия и усвоения знаний и их исполь зования при решении познавательных и практических задач.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 676 944 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.07.2020 249
    • DOCX 135 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Арасланова Ксения Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Арасланова Ксения Викторовна
    Арасланова Ксения Викторовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75187
    • Всего материалов: 219

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 193 человека из 50 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 499 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 337 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 292 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 852 человека

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 161 человек

Мини-курс

Психологические механизмы и стратегии: сохранения психологического равновесия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Медико-педагогические аспекты обучения и тренировки

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе