Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Дисграфия. Дислексия. Консультация для родителей и учителей

Дисграфия. Дислексия. Консультация для родителей и учителей

Дисграфия. Дислексия Консультация для родителей и учителей Проблема нарушений...
Понятие о чтении и письме Письмо - знаковая система фиксации речи, позволяюща...
Зиндер Л. Р. (1987) Термин «письмо» фактически объединяет три разных категори...
Леонтьев А. Н., (1983) Письмо, включает 3 основных операции: символическое об...
Лурия А.Р. (1950)обозначил ряд специальных операций, входящих в состав самого...
Виды письма Диктант Списывание Творческая работа
диктант
Списывание
Творческая работа Замысел; внутреннее порождение высказывания лексическое чле...
Письменная речь - это речь графически закрепленная, заранее обдуманная и испр...
Сложность русского письма несоответствие звуков и букв в русском языке, сложн...
Что такое чтение Спирова Л. Ф., 1965: «Чтение – один из видов речевой деятель...
Т. Г. Егоров выделяет следующие 4 ступени формирования навыка чтения: 1) овла...
Р. И. Лалаева считает, что навык чтения зависит от сформированности у ребенка...
История изучения нарушений чтения и письма. 1937 О.Ортон посвятил специальное...
Определение дислексии Р.И.Лалаевой (1998) Дислексия - это частичное расстройс...
Определение дислексии А.Н.Корнева Дислексия - состояния, основным проявлением...
Классификация С. Борель - Мезонни: 1. Дислексии, связанные с нарушением устно...
Р. И. Лалаева выделяет : фонемати­ческую, семантическую, аграмматическую, мне...
Дисграфия Дисграфией следует называть стойкую неспособность овладеть навыками...
Формы дисграфии 1. 1059г. Хватцев М.Е. Дисграфии на почве акустической агнози...
Формы дисграфии разработанные сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Г...
Классификация дисграфии Корнева А. Н. А. Специфические нарушения письма. Дисг...
Дисграфии (аграфии) Дисфонологические: а) паралалические; б) фонематические....
Типология и механизмы специфических ошибок письма (Садовникова) на уровне бук...
На уровне буквы и слога. ошибки звукового анализа Пропуск букв «снки» — санки...
Ошибки фонематического восприятия Смешение букв Лабиализованные гласные: О –...
Ошибки на уровне слова Раздельное написание частей слова 1.        когда прис...
Ошибки на уровне предложения Границы предложения «Гуси вышли изадвора пошли н...
Ошибки при чтении - замены при овладении буквой в процессе чтения: 1. при объ...
Этиология Трудности в обучении возникают как результат сочетания 3 групп явле...
‹‹
1 из 31
››

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Дисграфия. Дислексия Консультация для родителей и учителей Проблема нарушений
Описание слайда:

Дисграфия. Дислексия Консультация для родителей и учителей Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения. Садовникова ЧОУ «ЦО «Первая Европейская гимназия Петра Великого» Учитель-логопед: Колобаева Е.Ю.

№ слайда 2 Понятие о чтении и письме Письмо - знаковая система фиксации речи, позволяюща
Описание слайда:

Понятие о чтении и письме Письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков. Письмо - исторически сложившаяся категория, возникшая, как и язык, из потребности людей в общении и его расширении. Под письмом понимают средство запечатления мысли человека с помощью специально созданных условных обозначений.

№ слайда 3 Зиндер Л. Р. (1987) Термин «письмо» фактически объединяет три разных категори
Описание слайда:

Зиндер Л. Р. (1987) Термин «письмо» фактически объединяет три разных категории явлений: вид особой семиотической системы знаков, способ перекодирования устного языка в письменный, особую форму коммуникации.

№ слайда 4 Леонтьев А. Н., (1983) Письмо, включает 3 основных операции: символическое об
Описание слайда:

Леонтьев А. Н., (1983) Письмо, включает 3 основных операции: символическое обозначение звуков речи; моделирование звуковой структуры слова; графо – моторные операции.

№ слайда 5 Лурия А.Р. (1950)обозначил ряд специальных операций, входящих в состав самого
Описание слайда:

Лурия А.Р. (1950)обозначил ряд специальных операций, входящих в состав самого процесса письма: Анализ звукового состава слова, подлежащего записи. Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, то есть в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов. «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).

№ слайда 6 Виды письма Диктант Списывание Творческая работа
Описание слайда:

Виды письма Диктант Списывание Творческая работа

№ слайда 7 диктант
Описание слайда:

диктант

№ слайда 8 Списывание
Описание слайда:

Списывание

№ слайда 9 Творческая работа Замысел; внутреннее порождение высказывания лексическое чле
Описание слайда:

Творческая работа Замысел; внутреннее порождение высказывания лексическое членение; отбраковка трудных лексем и их замена; фонематический анализ; трансформация графемы в кинемы; перевод в моторную реализацию; чтение.

№ слайда 10 Письменная речь - это речь графически закрепленная, заранее обдуманная и испр
Описание слайда:

Письменная речь - это речь графически закрепленная, заранее обдуманная и исправленная, для нее характерны некоторые языковые особенности: преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов. Письменная речь обычно обращена на зрительное восприятие.

№ слайда 11 Сложность русского письма несоответствие звуков и букв в русском языке, сложн
Описание слайда:

Сложность русского письма несоответствие звуков и букв в русском языке, сложность и разные способы обозначения мягкости согласных звуков , наличие йотированных гласных. наличие слабых позиций звуков.

№ слайда 12 Что такое чтение Спирова Л. Ф., 1965: «Чтение – один из видов речевой деятель
Описание слайда:

Что такое чтение Спирова Л. Ф., 1965: «Чтение – один из видов речевой деятельности, тесно связанный как с произнесением, так и с пониманием читаемого» Д. Б.Эльконин считал: «Восприятие и различение букв есть лишь внешняя сторона процесса чтения, за которой скрываются самые существенные и основные действия со звуками языка»

№ слайда 13 Т. Г. Егоров выделяет следующие 4 ступени формирования навыка чтения: 1) овла
Описание слайда:

Т. Г. Егоров выделяет следующие 4 ступени формирования навыка чтения: 1) овладение звуко-буквенными обозначениями; 2) послоговое чтение; 3) становление синтетических приемов чтения; 4) синтетическое чтение

№ слайда 14 Р. И. Лалаева считает, что навык чтения зависит от сформированности у ребенка
Описание слайда:

Р. И. Лалаева считает, что навык чтения зависит от сформированности у ребенка: фонематического восприятия (дифференциация фонем) фонематического анализа зрительного анализа и синтеза (дифференциация букв) пространственных представлений зрительного мнезиса (запоминание букв) Процесс чтения включает в себя следующие операции: восприятие графического образа слова перевод графической формы в звуковую понимание прочитанного

№ слайда 15 История изучения нарушений чтения и письма. 1937 О.Ортон посвятил специальное
Описание слайда:

История изучения нарушений чтения и письма. 1937 О.Ортон посвятил специальное исследование расстройствам чтения, письма и речи у детей. 1930 г.г. Ткачев, Мнухин - нарушение процессов памяти. Нарушение чтения и письма начинают изучать психологи, педагоги, дефектологи М.Е. Хватцев в более поздних работах рассматривает эти нарушения более дифференцированно, с учетом сложной структуры процесса чтения и письма. Корнев А.Н. собрал 12 терминов нарушений письма и чтения от «словесной слепоты» до «дислексии развития».

№ слайда 16 Определение дислексии Р.И.Лалаевой (1998) Дислексия - это частичное расстройс
Описание слайда:

Определение дислексии Р.И.Лалаевой (1998) Дислексия - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

№ слайда 17 Определение дислексии А.Н.Корнева Дислексия - состояния, основным проявлением
Описание слайда:

Определение дислексии А.Н.Корнева Дислексия - состояния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения.

№ слайда 18 Классификация С. Борель - Мезонни: 1. Дислексии, связанные с нарушением устно
Описание слайда:

Классификация С. Борель - Мезонни: 1. Дислексии, связанные с нарушением устной речи. 2. Дислексии, связанные с плохими пространственными представлениями. 3. Смешанные случаи. 4. Случаи ошибочной (ложной ) дислексии.

№ слайда 19 Р. И. Лалаева выделяет : фонемати­ческую, семантическую, аграмматическую, мне
Описание слайда:

Р. И. Лалаева выделяет : фонемати­ческую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую, тактильную.

№ слайда 20 Дисграфия Дисграфией следует называть стойкую неспособность овладеть навыками
Описание слайда:

Дисграфия Дисграфией следует называть стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха. Ошибки на письме можно разделить на 3 группы: ошибки звуко – буквенной символизации; ошибки графического моделирования; ошибки графического маркирования.

№ слайда 21 Формы дисграфии 1. 1059г. Хватцев М.Е. Дисграфии на почве акустической агнози
Описание слайда:

Формы дисграфии 1. 1059г. Хватцев М.Е. Дисграфии на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха: - дисграфия на почве расстройства устной речи; - дисграфия на почве нарушения произносительного ритма; - оптическая дисграфия. 2. 1969г. Токарева О.А. (клинический подход) Акустическая, оптическая, моторная эфферентная, моторная афферентная 3. 1989г. Волкова Л.С. Артикуляторно - акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая.

№ слайда 22 Формы дисграфии разработанные сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Г
Описание слайда:

Формы дисграфии разработанные сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена Артикуляторно-акустическая дисграфия во многом сходна с выделенной М. Е. Хватцевым дисграфией на почве расстройств устной речи. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем). По традиционной терминологии — это акустическая дисграфия. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия (охарактеризована в рабо­тах Р. Е. Левиной, И. К. Колповской, Р. И. Лалаевой, С. Б. Яков­лева). Оптическая дисграфия

№ слайда 23 Классификация дисграфии Корнева А. Н. А. Специфические нарушения письма. Дисг
Описание слайда:

Классификация дисграфии Корнева А. Н. А. Специфические нарушения письма. Дисграфии (аграфии): 1. дисфонологические. 2. метаязыковые. Дисорфография. 1. Морфологическая. 2. Синтаксическая. Б. Неспецифические нарушения письма вследствие ЗПР, УО, пед. запущенности (ложные дисграфии).

№ слайда 24 Дисграфии (аграфии) Дисфонологические: а) паралалические; б) фонематические.
Описание слайда:

Дисграфии (аграфии) Дисфонологические: а) паралалические; б) фонематические. Метаязыковые: а) дисграфии вследствие нарушения анализа и синтеза; б) диспраксические. «Ложная дисграфия» является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму, что связано со сложностью этого вида речевой деятельности.

№ слайда 25 Типология и механизмы специфических ошибок письма (Садовникова) на уровне бук
Описание слайда:

Типология и механизмы специфических ошибок письма (Садовникова) на уровне буквы и слога (ошибки звукового анализа, фонематического восприятия, смешение букв по кинетическому сходству, персеверация, антипация); на уровне слова (слитное написание смежных слов, раздельное написание частей слова, пропуск слогов, контоминтации ,аграмматизмы); на уровне предложения (словосочетания) (границы предложения, употребление предлогов).

№ слайда 26 На уровне буквы и слога. ошибки звукового анализа Пропуск букв «снки» — санки
Описание слайда:

На уровне буквы и слога. ошибки звукового анализа Пропуск букв «снки» — санки; «кичат» — кричат, здоровье — «дорве»; брат — «бт»; девочка — «девча»; колокольчики — «калкочи». Перестановки букв и слогов чулан — «чунал»; плюшевого — «плюшегово»; ков-- «корвом»; на лугах — «нагалух»; взъерошился — «звелся» Вставки гласных букв при стечении согласных «шекола», «девочика», «душиный», «ноябарь», «дружено»

№ слайда 27 Ошибки фонематического восприятия Смешение букв Лабиализованные гласные: О –
Описание слайда:

Ошибки фонематического восприятия Смешение букв Лабиализованные гласные: О – у «звенитрочей», «по хрупкуму льду», «сизый голобь», «дедошка»; Ё – ю "Клёква», «лёбит», «замюрзли», «тюплый», «салёт», «самолют», «перелютные птицы», «висело ружью». Звонкие и глухие парные согласные Д – т «тавно», «сыдый», «деди», «дрещат», «медёт вьюга», «втрук», «ситит», «блетный», «долстое бревно», «итут домой»; з — с: «кослик», «вазилёк», «привосит», «река узнула», «как в зказке», «звою сумку», «саснуть»; Смешение буке по кинетическому сходству

№ слайда 28 Ошибки на уровне слова Раздельное написание частей слова 1.        когда прис
Описание слайда:

Ошибки на уровне слова Раздельное написание частей слова 1.        когда приставка (а в бесприставочных словах начальная буква или слог) напоминает предлог, союз, местоимение («и дут», «на чалось», «я сный», «с мотри», «с вой» и др.). По-видимому, здесь имеет место генерализация правила о раздельном написании служебных частей речи; 2.        при стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова: «брат», «попросил», «для», «п челы» и др. (В приведенных примерах не имел места перенос слова с одной строки на другую.) Слитное написание слов служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущим словом: «ветки елии сосны», «кдому», «надерево». Нередки случаи слитного написания двух и более самостоятельных слов: «быличудные дни», «кругомтихо», «всядетвора», «идётработа», «светитлуна». Аграмматизм лёд — «лёдик»; мёд — «медик».

№ слайда 29 Ошибки на уровне предложения Границы предложения «Гуси вышли изадвора пошли н
Описание слайда:

Ошибки на уровне предложения Границы предложения «Гуси вышли изадвора пошли на пруд встали на берик посмотрели на пруд на пруду водынету». Употребление предлогов Аграмматизмы нарушении связи слов: согласования и управления, изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени

№ слайда 30 Ошибки при чтении - замены при овладении буквой в процессе чтения: 1. при объ
Описание слайда:

Ошибки при чтении - замены при овладении буквой в процессе чтения: 1. при объединении букв в слоги, 2. при объединении слогов в слова, 3. близкие по звуковому составу слоги, - побуквенное чтение , Трудности в составлении словосочетаний, Трудности в группировке слов по лексическим, грамматическим закономерностям, Не понимание смысла текста, Членение предложения, Нет фразовой интонации

№ слайда 31 Этиология Трудности в обучении возникают как результат сочетания 3 групп явле
Описание слайда:

Этиология Трудности в обучении возникают как результат сочетания 3 групп явлений: 1. биологическая недостаточность определенных мозговых систем; 2. функциональная недостаточность; 3. средовые условия, предъявляющие повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.

  • Другое
Автор Колобаева Елена Юрьевна
Дата добавления 17.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 318
Номер материала MA-073859
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы