Дифференциальная
диагностика тяжелых речевых нарушений и сходных по проявлениям состояний.
Основные
диагностические параметры различения фонематической дислалии и моторной алалии.
Диагностика и определение дизартрии. Трудности в дифференциации детей с
задержкой психического развития и детей с задержкой речевого развития.
Дифференциальная диагностика слабослышащих детей и детей с сенсорной алалией.
Основные отличия детей с сенсорной алалией от детей с аутизмом.
Дифференциальная диагностика акустико-мнестической и сенсорной афазии, детей с
семантической и травматической афазией. Трудности в дифференциации моторной и
сенсорной алалий.
1. различения фонематич. дислалии и мотор.
(экспрессив.) алалии.
При ФД непостоянные и разнообразные замены,
пропуски и перестановки звуков. Они выступают как частичные расстр-ва язык.
сис-мы.
Для алалии харак-но расстр-во всей сис-мы языка
(фонематич., грамматич. и лексич. подсис-м). У части детей с алалией отмеч-ся
преимущественное расстр-во какой-либо из них. На поздних этапах развития
алалии, когда в речи некоторых детей выявл-ся только фонематич. наруш-я, а
расстр-ва других подсис-м языка могут отсутст-ть или же быть невыраженными, возник-т
трудн-ти в различении фонематич. дислалии и алалии. Решающее знач-е для
дифференциации имеет анамнез.
А-при дислалии ; Б- при мот.алалии: 1.Неврол. Статус. А- норма Б- нарушен
2.
локал-я реч. нар-я. А-Периферич. Б- цнс 3. строение арт. апп-та
А,Б- N/нар 4. голосообр-е А,Б- N 5. нар. звукопр-я А- согл: свист, шип, Р, Л,
заднеяз. (г,к,х), й. деф смягч. и озвонч. Б- что при дислалии, но иногда
отсут. зв, простого по артик-ии. Как нарушено А- Пропуски, замены,
искаж-я, смеш-я. Б- Парадокс-е замены (когда зв. замен-ся на более сложный Л на
Р и проч.), замены и смешения зв-в в речи, кот. реб-к умеет прав-но призносить.
Преобл-т смешения. Х-ны перест-ки зв-в. 6. реч. дыхание А- N Б- N/ нар7. х-р нар-я арт. моторики (как
нар-но) А- F-ная несформ-ть артик. умений (без
органики) Б- кинетич. и кинестетич. диспраксия. 8. слог. стр-ра слова А-
сохранна Б- сокращ-е слогов, перестановка, персеверации (застревание на
предыдущем слоге), антиципации (дортор), контаминации ( из 2 слов одно: трактор
пашет= тарпашет), не делают разницы м/ уд. и бузуд. слогами. Есть тенденция
сокращать каждое слово до 1 слога. Тенденция к открытым слогам (мяч= мятя,
голубь=гобика); изменять слово до неузнаваемости. уподобление слогов. Опускают
стечение согл-х (тигр=ти, хлеб=хеб, еб,) 9. просодика А- норма Б- Норма/
нар-на вторично. 10. грамм. строй. (аграмматизм-нарушение построения
фразы А- Нет Б-Есть, выражен. 11. связная речь А- норма Б- Нарушена
всегда, а м.б. и невозможна12. состояние интеллекта А- норма Б- 3 точки
зрения: 1. интеллект нарушен первично (устарела) 2. Интел-т нар-н вторично. 3.
Норма.
1.
Диагностика
и определение дизартрии
При стертой дизартрии наблюдаются:
- отягощенный анамнез: патология внутриутроб.
развития, затяжные роды, легкая асфиксия новорожденных. Раннее мотор. развитие
(держание головы, сидение, ползание) — в норме. (ходьба с 1 г 2 мес. — 1 г. З
мес.). Характерна мотор. неловкость, неумение бегать, прыгать, держать ложку,
быстрое уставание при ходьбе. Дети предпочитают жидкую пищу, густую пищу жуют
медленно, долго держат за щекой. Позднее: при рисовании не могут провести
ровной линии, не соблюдают форму и размеры рисунков.
Речь развив-ся с задержкой: первые слова в 1,5 - 2
г., фразовая речь — к 2—З г., но непонятна окружающим, к 4—5 г. многие звуки
появл-ся спонтанно, речь станов-ся яснее, но в целом остается фонетически не
оформленной;
- вялость и ограничен-ть движ-й языка: гиперкинезы
(язык постоянно подвижен). Повтор. движ-я вызывает быстрое утомление, замедл-ся
темп движ-й, наступает потеря точности, появл-ся дрожание (тремор языка); - в состоянии
покоя язык неспокоен, напряжен, лежит бугром, постоянно оттягивается
вглубь рта, либо западание правой/левой половины языка, тогда он постоянно
кренится в одну сторону. При побуждении к дей-вию он сразу стан-ся узким и
длинным. Часто кончик языка слабо выражен, т. е. перед. край его не вытягив-ся
(при норм. подъязыч. связке). Р-к не может произвести движ-я кончиком языка,
долго не ощущает его положения во рту, что говорит о паретическом состоянии
мышц языка; - м. б. парез подъязыч. нерва и измен-я тонуса: движ-я замедлены,
напряжены, быстро истощаемы, требуют от р-ка усилий;
- нечеткое
произнош-е глас. звуков, а при функцион. дислалии(ФД) глас. звуки сохранны; - нарушено произнош-е прост. и
слож. по артик-и согл. зв., а при ФД только сложных (свистящих, шипящих, [Л], [Р]).
При
дизартрии встреч-ся наруш. произнош-я: межзуб. произнош-е [Т], Д], [Н],
[Л]; отсутствие [Р]; горловое
(велярное/увулярное) [Р]; боковое произнош-е свистящих, шипящих и звуков [Р],
[Р’]; замена звуков [Р], [Р’] на [Д], [Д’]; замена шипящих звуков свистящими
звуками; дефекты звонкости как частич. наруш-е голоса; смягченность речи
вследствие спастич. напряж-я сред. части спинки языка. Наруш-я озвончения,
трудности в овладении стр-рой слога, замены звуков отраж-ся на письме.
При
Д затруднена автомат-ция звуков, из-за плохой подвижности артик. ап-та при
переключении от фонемы к фонеме, от слога к слогу (в более тяжелых случаях), а
в более легких случаях затруднено переключение от слова к слову. Новый звук
может произноситься в словах с более легкой конструкцией - в двухсложных словах
из двух открытых слогов. При более сложной слоговой структуре слов (стечение
согласных, закрытые слоги) вновь поставленный звук опускается или искажается.
Треб-ся
комплекс., спец. коррекц. работа: помимо логопед. зан-й – медикаментоз.
лечение, физиотерапию, ЛФК, логопед. массаж, логоритмику. При дизартрии м. б. фонетич., фонационные,
просодические и дыхат. наруш-я.
2. ЗПР и ЗРР дифференц-ция: ЗРР – страдает
только речь, а ум. и эмоц. ↑ р-ка в норме. Р-к всё понимает и выполняет
просьбы, но говорит мало или очень плохо.
ЗПР подразумевает, что у р-ка отставание развития общеинтеллектуального
хар-ра (снижение памяти, вним-я, восприятия). Если речь ребёнку до
4-х лет малодоступна, начин-ся торможение психич. развития, и к 5 годам из-за
ЗРР формируется ЗПРР. Характерная примета – это длительное приучение к горшку,
когда в 4,5-5 лет у ребёнка продолжают случаться «оказии».
3. слабослышащие и детей с сенсорной алалией.
При сенсор. алалии связь м/у словом и предметом
(действием), который он обозначает, не формируется. У детей с нарушением слуха
в рез-те спец. обуч-я эта связь быстро устанавл-ся и устойчива. А- слабослыш.,
Б- сенсор. алалик 1. Показатели слуха. А- стабильный порог
(ур-нь) восприятия (искл. когда резко теряется слух). Б- мерцающее
непостоянство слух. ф-ции. 2. Если говорить громче, то А-
понимание улучшится. С ап-том аналогично. Б- понимание ухудшится,
включ-ся охранит. торможение. Голос. А- Приглушенный Б-
громкий, норм.
Возможность восприятия А- более контакты. Б- Есть гиперакузия —повышен. слух.
чувствит-ть к звукам, которые безразличны для окружающих (шорох бумаги,
капающая вода). Здоровые слышат эти звуки, но не реагир-т на них. Дети с
сенсор. алалией спонтанно могут повторить отд. слоги, звукосочетания, слова и
короткие фразы, воспринимаемые ими из окружающего, без спец. обуч-я. в отличии
от детей с нарушен. слухом. У слабослышащих голос лишен звучности, звонкости,
громкости, речь недостат-но интонирована, лишена эмоц. выразит-ти. А у детей с
сенсорной алалией голос норм., продуцируют звуки и слова с норм. модуляциями и
интонациями. Слабослышащие более контактны.
4.
сенсор.
алалией и аутизм. Главное отличие - у аутич. р-ка глобальное
наруш-е коммуникации: в отличие от ребенка с чисто реч. трудностями, он не
пытается выразить свои желания вокализацией, взглядом, мимикой или жестами.
При легких случаях
дет. аутизма, когда вместо отсут-вия коммуникации, лишь связанные с ней
затрудн-я, возможны проявл-я самых разных реч. наруш-й. В этом случаях явные
проблемы с восприятием реч. инструкции, общ. смазанность и нечеткость
произнош-я, запинки, аграмматизмы (нарушения грамматич. строя речи), трудности
в построении фразы. Все эти проблемы возникают именно при попытке ребенка
вступить в коммуникацию, организ-ть целенаправл. реч. взаимод-вие. В попытках
коммуникации аутич. р-к будет сверхзастенчивым, заторможенным, повышен.
чувствит-ть к взгляду др. чел-ка, тону его разговора. Он будет стремиться к
общению в привыч. и ритуализирован. форме и теряться в новой обстановке. У
алаликов этого нет.
5.
акустико-мнестич.
и сенсор.(акустико-гностич., Вернике) афазии, детей с семантич. и травматич.
афазией.
Задняя речевая зона. Сенсорная (акустико-гностическая) афазия. Наруш-ся акустич. ан-з и синтез звуков речи (дефект звукоразличения).
Не различ-ся фонемы:
а) по
звонк.-глух. (б-п, д-т), б) по тверд.-мяг. (л-ль, т-ть), в) по
назальности-неназальности (н-т и др.).
Акустико-мнестич. (амнестич. афазия). Центр.
дефектами – при увеличении объема поступающей инф-ции –возникают дефекты
понимания речи, повтор-я, симптомы отчуждения смысла слов, вербальные
парафазии, а также дефекты спонтанной речи и др. Больной способен повторить
отдельные слова, но не может повторить 3–4 несвязанных по смыслу слова (ложка,
кот, сад) из всей серии повторяет одно. Фонематич. слух сохранный.
Итак, сенсор. и акустико-мнестич. афазии имеют след. различия. При акустико-мнестич. афазии:
1) отсутствуют
наруш-я пр-са звукоразличения при малом объеме мат-ла, при сенсорной – он
нарушен независимо от объема; 2) сохранен фонематич. слух, при
сенсорной – грубо нарушен; 3) понимание речи нарушено негрубо, но
нарушено значение, а нередко и смысл слова, высказывания. При сенсор. –
всегда грубое наруш-е понимания обращён. речи, более нарушено понимание знач-я
слов, а смысл ост-ся более сохранным; 4) в уст. спонтан. речи
преимущественно вербальные (замена
одних слов другими, близкими по смыслу) парафазии, при сенсор. –
литеральные (ошибочной замены
отдельных звуков (или слогов) в словах) 5) письмо и чтение негрубо
наруш-ся или остаются сохранными, при сенсор. – грубая аграфия и алексия.
Общие
симптомы: а) наруш-е понимания речи, б) феномен отчуждения смысла
слова, однако механизмом отчуждения в одном случае – наруш-е фонематич. слуха,
а в другом – наруш-е связи слова с предметным образом.
При
семантич. афазии наруш-ся одновременное «схватывание» и понимание
конструкции ПР. Следоват-но, непосредствен. узнавание знач-я слова. В акустич.,
и артикуляц. звене дефектов нет. Нет грубых наруш-й экспрессив. речи,
используют самые простые конструкции ПР, понимают просто построенную речь, но
любое усложнение грамматики приводит к полному непониманию речи, к
растерянности иногда доводя больного до паники. Внешне производят впечатление
людей со сниженной памятью или не имеющих знаний/опыта. Они с трудом
ориентир-ся в пространстве. Для акустич. восприятии и понимания большая
трудность сравнит. СЛЧ (Коля выше Вовы, Маша ниже Саши), не понимают знач-я
наречий, не выполн-т инструкции (положите карандаш слева от ручки), не понимают
логико-грамматич. конструкции передающие коммуникацион. отнош-я (отец брата,
брат отца, письмо подруге/от подруги). Не слышат алогичности в СЛЧ (книга
читает мальчика). Утрачивается понимание метафор, поговорок, пословиц, слов с
перенос. смыслом, понимают их в конкрет. значении. У них возникает комплекс
неполноценности, высокой ранимости и переживаний. Читают практически без
затруднений, если не приходится оперировать логико-грамматич. оборотами речи.
6. Трудности
в дифференциации моторной и сенсорной алалий.
А-
мотор. алалия, Б- сенсор. алалия Восприятие речи А- сохранно на
перцептивном уровне Б- грубо нарушено Понимание речи А- соответ-т
возрасту, возможно без опоры на зрит. воспр-е артикуляции Б- нарушено,
может незначит-но улучшатся при зрит. восприятии артикуляции говорящего
Слуховое внимание А- сохранно Б- нарушено Эхолалия (автоматич. повтор-е чужих слов) А- отсутствует Б- присутствует
Повторение услышанного А- затрудн-ся повторить слово, фразу Б-
повторяют, не понимания смысла проговоренного слова Коммуникация А-
стремление к язык. коммуникации (неверб. и верб.) Б- нежелание (и
невозможность) вступать в общение Мимико-жестикуляторн. речь А- актив.
использ-е жестов, выразительная мимика Б- отсутствие жестов и
амимичность или невыразит-ть мимики Наличие компенсатор. ср-в А-
мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты» Б- отсутствие Динамика
улучшения речи А- динамика в овладении речью при ее спонтанном и
направленном формировании Б- Крайне низкий темп при направленном
формир-и речи
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.