Инфоурок Логопедия, Дефектология КонспектыДифференциация А - Я в слогах и словах.

Дифференциация А - Я в слогах и словах.

Скачать материал

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ    «А»  -  «Я»    В СЛОГАХ И СЛОВАХ  (2 класс)

ЦЕЛЬ:    Учить детей различать гласные «а», «я» в произношении и на письме;   упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласной «я».

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица гласных I и II ряда, зеркала, карточки для индивидуальных заданий, буквы «А», «Я» по количеству учеников; образцы написания строчных и заглавных прописных букв А, а, Я, я; слоговая таблица, мяч;  предметные картинки: вагон, ваза, пятка, пять, два, опята, ящерица, ваза, кастрюля, халат.

ОРГ. МОМЕНТ.

1. Игра «Доскажи словечко» - Ребята, послушайте небольшие стишки, закончите их словом в рифму. (Читаю стихотворения из задания № 1, дети дополняют их словами: задача, пять.) - Запишите эти слова, выделив в них ударные гласные. (Дети выполняют.)    - Какие гласные ударные? (Дети отвечают: а, я.)

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

- Сегодня мы будем различать гласные «А», «Я» в слогах и словах устно и на письме.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

 - Приготовили зеркала, произнесём последовательно «А», затем «Я». Вспомним и назовём их различие по артикуляции и звучанию. ( При произнесении [а] - рот широко открыт, язык внизу, воздушная струя свободно проходит через рот, голосовые связки работают, образуется голос; при произнесении «я» сначала слышим  [й] -  зубы сближены, кончик языка внизу, боковые края языка прижаты к коренным зубам, средняя часть языка приподнята к нёбу; затем слышим [а] - рот широко открывается, язык внизу, воздух свободно проходит через рот, голосовые связки работают, образуется голос.) – Молодцы, а кто вспомнит в каких случаях буква «Я» обозначает два звука?  (Если стоит: в начале слова, после «ь», «ъ» знаков  и гласных.) 

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

- Ребята, скажите, на что похоже звучание [а]? (Укачивание ребенка, крик от боли.)  А на что похоже звучание [йа]? (Ослик кричит.) – Рассмотрим далее различие букв по написанию. Из каких элементов состоит заглавная «А»? («кладём качалочку», длинная палочка вниз, «секрет», «петелька»), заглавная «Я»?- («кладём качалочку», «крышечка сверху», «секрет», «качалочка»), строчная «а»?- («крышечка сверху», «секрет», «качалочка»), строчная «я»?- («кладём качалочку», «крышечка сверху», «секрет», «качалочка».)

- Различаются ли гласные «а» – «я» по артикуляции, звучанию и написанию?  (Да)

2. Игра «Какое имя?» - Вспомните и назовите детские имена, имеющие вторую гласную «а», четвёртую - «я»? (Дети называют: Валя, Галя, Таня, Надя, Катя, Варя, Даня, Саня, Вася.) - Как звучат согласные перед «А»: ва, га, та, на, ка, да, са? (Твёрдо.)

- Как звучат согласные перед «Я»: ля, ня, дя, тя, ря, ся? (Мягко.)

- Запишите  имена мальчиков и девочек. (Дети записывают.) – Проверим.

 

УПРАЖНЕНИЯ В РАЗЛИЧЕНИИ ГЛАСНЫХ «А» - «Я»

- Игра «Контролёры» - Покажите, букву «А» или «Я» в ответ на слоги, слова и картинки. (Читаю: ма, мя, на, ка, ня, ля, фа, пя, ла, ра, пя, па, фя; парус, рядом, тряпки, садик, лапка, тянет, тащит, лямка, яблоня, ярмарка. Показываю: вагон, пятка, опята, пять, два, ваза, кукла.)  - Молодцы!      

4. Диктант слогов.

– Запишите слоги в две строчки: в первую слоги с гласной «А», во вторую – с «Я»,

Диктую: ла, ля, ся, та, са, па, пя, ря, ра, ба, бя, вя, да, ва, дя.

- Проверим первую строчку. (Ученик читает: ла, та, са, па, ра, ба, да, ва.) – Вторую строчку. (Другой ученик читает: ля, ся, пя, ря, бя, вя, дя.). – У всех так? Молодцы!

5. Игра «Кто догадается?» - Закончите цепочку слогов по образцу. Первый столбик сделаем вместе. Читаем строчку-образец,  выделенный «жирным» шрифтом. (Дети читают: та -та -тя.)  - Обратите внимание на то, как чередуются гласные: А – А – Я.  Теперь читаем вторую. (Дети читают: са – са.) – Какого слога не хватает? (ся) – Читаем третью строчку. (Дети читают: (ба) – Каких слогов не хватает? (ба - бя) – Всем понятно? Закончите цепочки слогов других столбиков. (Дети пишут; если задание непонятно, второй столбик также делается совместно.) – Проверка по столбикам:

           та - та - тя             ря - ра - ря                   да - дя - дя - да

            са -  са -  ся              ля - ла - ля                    за - зя  - зя - за

                     ба - ба - бя                мя -ма -мя                   ва - вя - вя - ва 

- Игра «Повторялки».

– Повторите цепочку слогов, каждому - своя цепочка.

Читаю:

а-а-я, а-я-а-я,  ма-ма-мя, фа-фя-фя, да-дя-да-дя, ля-ля-ла, зя-зя-за-за, ва-ва-вя-вя.

 

ФИЗМИНУТКА.  

 -  Игра «Доскажи словечко» с перекидыванием мяча. (Выставляю слоги -НА, -НЯ.)

- Закончите слово слогом: -НА  или  -НЯ.   

Говорю, а ученик договаривает: пусты…(ня), коро…(на), бас…(ня), воро…(на), бары…(ня), пес…(ня), сторо…(на), Украи…(на).

-  Молодцы, теперь выполним задание № 4 письменно, но с другими слогами.

6. Игра «Допиши словечко» - допишите слово, добавив нужный слог: в первой строчке добавим слоги -РА, -РЯ, во второй  -ДА, -ДЯ, а в третьей  -ЛА, -ЛЯ . Будьте внимательней! (Дети выполняют задание.) – Проверим по строчкам:

- РА   или - РЯ:   игра, гиря,  нора, буря, фара.

- ДА  или - ДЯ:  вода,  Володя, Лида, дядя, Люда.

- ЛА  или - ЛЯ:  пуля, игла, пила, сабля, земля.

- Как звучат согласные перед «А»? (твёрдо), а перед «Я»? (мягко).

7. Вставьте пропущенные буквы «а», «я», подчеркните их: «А» - одной чёрточкой, «Я» - двумя чертами. (Дети выполняют задание.) – Проверим по столбикам:

 

____щик

____рбуз

 ____стреб     

____ндрей     

    ____вгуст       

  п____тниц____

            

капл____   

 пр____тки 

 м____гкий                             

пустын____

ворот_____ 

м____л____р

 

8. Работа со словами - паронимами. - Прочитаем хором слова  парами, сравним их по плану: 1) написание, 2) произношение, 3) смысл.

Юла - Юля

мать - мять

тапки - тяпки

пальцы - пяльцы

начинать - начинять

флаги - фляги

ИТОГ: - Какие гласные мы сегодня различали? (а - я)

 

                                         

 

Различение   ая   в слогах и словах

1. Игра «Доскажи словечко» - запиши слова в рифму, выдели ударение. 

Я сижу, едва не плача:                              Если всё ты будешь знать,

Очень трудная ______________ .            То получишь в школе ___________.

 

  3. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та  -  та  -  тя                ря  -  ра  -   ря                        да  -   дя  -   дя   -   да

са  -   са  - ____             ля   - ла   -  _____                   за   -   зя   -_____-_____

ба  -____ - ____            мя  - _____-_____                   ва  - ____ - ____ - _____

4. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА   или - РЯ:   иг_____, ги_____,  но____, бу____, фа____.

- ДА  или - ДЯ:  во_____,  Воло_____, Ли_____, дя______, Лю_____.

- ЛА  или - ЛЯ: пу____, иг____, пи____, саб____, зем____.

 

5. Вставь пропущенные буквы а, я, подчеркни их красным карандашом.

 

____щик

____рбуз

 ____стреб     

____ндрей     

    ____вгуст       

  п____тниц____

            

капл____   

 пр____тки 

 м____гкий                             

пустын____

ворот_____ 

м____л____р

 

                              

                                  Различение   ая   в слогах и словах

1. Игра «Доскажи словечко» - запиши слова в рифму, выдели ударение. 

Я сижу, едва не плача:                              Если всё ты будешь знать,

Очень трудная ______________ .            То получишь в школе ___________.

 

  3. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та  -  та  -  тя                ря  -  ра  -   ря                        да  -   дя  -   дя   -   да

са  -   са  - ____             ля   - ла   -  _____                   за   -   зя   -_____-_____

ба  -____ - ____            мя  - _____-_____                   ва  - ____ - ____ - _____

4. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА   или - РЯ:   иг_____, ги_____,  но____, бу____, фа____.

- ДА  или - ДЯ:  во_____,  Воло_____, Ли_____, дя______, Лю_____.

- ЛА  или - ЛЯ: пу____, иг____, пи____, саб____, зем____.

 

5. Вставь пропущенные буквы а, я, подчеркни их красным карандашом.

 

____щик

____рбуз

 ____стреб     

____ндрей     

    ____вгуст       

  п____тниц____

            

капл____   

 пр____тки 

 м____гкий                             

пустын____

ворот_____ 

м____л____р

 

 

 

Различение   ая   в слогах и словах

1. Игра «Доскажи словечко» - запиши слова в рифму, выдели ударение. 

Я сижу, едва не плача:                              Если всё ты будешь знать,

Очень трудная ______________ .            То получишь в школе ___________.

 

  3. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та  -  та  -  тя                ря  -  ра  -   ря                        да  -   дя  -   дя   -   да

са  -   са  - ____             ля   - ла   -  _____                   за   -   зя   -_____-_____

ба  -____ - ____            мя  - _____-_____                   ва  - ____ - ____ - _____

4. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА   или - РЯ:   иг_____, ги_____,  но____, бу____, фа____.

- ДА  или - ДЯ:  во_____,  Воло_____, Ли_____, дя______, Лю_____.

- ЛА  или - ЛЯ: пу____, иг____, пи____, саб____, зем____.

 

5. Вставь пропущенные буквы а, я, подчеркни их красным карандашом.

 

____щик

____рбуз

 ____стреб     

____ндрей     

    ____вгуст       

  п____тниц____

            

капл____   

 пр____тки 

 м____гкий                             

пустын____

ворот_____ 

м____л____р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Юла - Юля (а - я; [л] -[ль]; юла - это  игрушка, например: разноцветная юла, а Юля - это имя, например:  девочка Юля; (далее аналогично) - вазы ( сосуды для цветов - хрустальные вазы) - вязы (деревья - высокие вязы); флаги (знамёна – красные флаги) - фляги (ёмкости для какой-либо жидкости – фляги для молока);  мать (мама – усталая мать) - мять (от слова сминать - мять глину); завал (нагромождение камней на дороге - большой завал) - завял (т.е. потерял свою свежесть – цветок завял); тапки (обувь – мужские тапки) - тяпки (садовые инструменты – острые тяпки); пальцы (части руки человека – замёрзшие пальцы) - пяльцы (два круга, которые зажимают ткань для вышивания – деревянные пяльцы); начинать (приступать к какому-либо действию – начинать делать уроки) - начинять (заполнять что-либо чем-нибудь – начинять пирог рыбой.) – Молодцы! Подчеркните согласные буквы перед «а», обозначающие твёрдый звук - синим, а перед «я», обозначающий мягкий звук - зелёным карандашом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ    «А»  -  «Я»    В СЛОГАХ И СЛОВАХ

ЦЕЛЬ:    Учить детей различать гласные «а», «я» в произношении и на письме;   упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласной «я».

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица гласных I и II ряда, зеркала, карточки для индивидуальных заданий, буквы «А», «Я» по количеству учеников; образцы написания строчных и заглавных прописных букв А, а, Я, я; слоговая таблица, мяч;  предметные картинки: вагон, ваза, пятка, пять, два, опята, ящерица, ваза, кастрюля, халат.

ОРГ. МОМЕНТ.

1. Игра «Доскажи словечко» - Ребята, послушайте небольшие стишки, закончите их словом в рифму. (Читаю стихотворения из задания № 1, дети дополняют их словами: задача, пять.) - Запишите эти слова, выделив в них ударные гласные. (Дети выполняют.)    - Какие гласные ударные? (Дети отвечают: а, я.)

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

- Сегодня мы будем различать гласные «А», «Я» в слогах и словах устно и на письме.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

 - Приготовили зеркала, произнесём последовательно «А», затем «Я». Вспомним и назовём их различие по артикуляции и звучанию. ( При произнесении [а] - рот широко открыт, язык внизу, воздушная струя свободно проходит через рот, голосовые связки работают, образуется голос; при произнесении «я» сначала слышим  [й] -  зубы сближены, кончик языка внизу, боковые края языка прижаты к коренным зубам, средняя часть языка приподнята к нёбу; затем слышим [а] - рот широко открывается, язык внизу, воздух свободно проходит через рот, голосовые связки работают, образуется голос.) – Молодцы, а кто вспомнит в каких случаях буква «Я» обозначает два звука?  (Если стоит: в начале слова, после «ь», «ъ» знаков  и гласных.) 

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

- Ребята, скажите, на что похоже звучание [а]? (Укачивание ребенка, крик от боли.)  А на что похоже звучание [йа]? (Ослик кричит.) – Рассмотрим далее различие букв по написанию. Из каких элементов состоит заглавная «А»? («кладём качалочку», длинная палочка вниз, «секрет», «петелька»), заглавная «Я»?- («кладём качалочку», «крышечка сверху», «секрет», «качалочка»), строчная «а»?- («крышечка сверху», «секрет», «качалочка»), строчная «я»?- («кладём качалочку», «крышечка сверху», «секрет», «качалочка».)

- Различаются ли гласные «а» – «я» по артикуляции, звучанию и написанию?  (Да)

2. Игра «Какое имя?» - Вспомните и назовите детские имена, имеющие вторую гласную «а», четвёртую - «я»? (Дети называют: Валя, Галя, Таня, Надя, Катя, Варя, Даня, Саня, Вася.) - Как звучат согласные перед «А»: ва, га, та, на, ка, да, са? (Твёрдо.)

- Как звучат согласные перед «Я»: ля, ня, дя, тя, ря, ся? (Мягко.)

- Впишите в таблицу эти имена мальчиков и девочек. (Дети записывают.) – Проверим.

 

УПРАЖНЕНИЯ В РАЗЛИЧЕНИИ ГЛАСНЫХ «А» - «Я»

- Игра «Контролёры» - Покажите, букву «А» или «Я» в ответ на слоги, слова и картинки. (Читаю: ма, мя, на, ка, ня, ля, фа, пя, ла, ра, пя, па, фя; парус, рядом, тряпки, садик, лапка, тянет, тащит, лямка, яблоня, ярмарка. Показываю: вагон, пятка, опята, пять, два, ваза, кукла.)  - Молодцы!      

4. Диктант слогов. – Запишите слоги в две строчки: в первую слоги с гласной «А», во вторую – с «Я», (Диктую: ла, ля, ся, та, са, па, пя, ря, ра, ба, бя, вя, да, ва, дя.)

- Проверим первую строчку. (Ученик читает: ла, та, са, па, ра, ба, да, ва.) – Вторую строчку. (Другой ученик читает: ля, ся, пя, ря, бя, вя, дя.). – У всех так? Молодцы!

5. Игра «Кто догадается?» - Закончите цепочку слогов по образцу. Первый столбик сделаем вместе. Читаем строчку-образец,  выделенный «жирным» шрифтом. (Дети читают: та -та -тя.)  - Обратите внимание на то, как чередуются гласные: А – А – Я.  Теперь читаем вторую. (Дети читают: са – са.) – Какого слога не хватает? (ся) – Читаем третью строчку. (Дети читают: (ба) – Каких слогов не хватает? (ба - бя) – Всем понятно? Закончите цепочки слогов других столбиков. (Дети пишут; если задание непонятно, второй столбик также делается совместно.) – Проверка по столбикам:

           та - та - тя             ря - ра - ря                   да - дя - дя - да

                     са -  са -  ся              ля - ла - ля                    за - зя  - зя - за

                     ба - ба - бя                мя -ма -мя                   ва - вя - вя - ва 

- Игра «Повторялки». – Повторите цепочку слогов, каждому - своя цепочка. (Читаю:

а-а-я, а-я-а-я,  ма-ма-мя, фа-фя-фя, да-дя-да-дя, ля-ля-ла, зя-зя-за-за, ва-ва-вя-вя.) 

ФИЗМИНУТКА.  

 -  Игра «Доскажи словечко» с перекидыванием мяча. (Выставляю слоги -НА, -НЯ.)

- Закончите слово слогом: -НА  или  -НЯ.   (Говорю, а ученик договаривает: пусты…(ня), коро…(на), бас…(ня), воро…(на), бары…(ня), пес…(ня), сторо…(на), Украи…(на).

-  Молодцы, теперь выполним задание № 6 письменно, но с другими слогами.

6. Игра «Допиши словечко» - допишите слово, добавив нужный слог: в первой строчке добавим слоги -РА, -РЯ, во второй  -ДА, -ДЯ, а в третьей  -ЛА, -ЛЯ . Будьте внимательней! (Дети выполняют задание.) – Проверим по строчкам:

- РА   или - РЯ:  дыра, игра, гиря, заря, нора, буря, фара.

- ДА  или - ДЯ:  вода, сюда, Володя, Лида, дядя, Люда.

- ЛА  или - ЛЯ:  пуля, игла, пила, сабля, земля, воля, играла.

- Как звучат согласные перед «А»? (твёрдо), а перед «Я»? (мягко).

7. Вставьте пропущенные буквы «а», «я», подчеркните их: «А» - одной чёрточкой, «Я» - двумя чертами. (Дети выполняют задание.) – Проверим по столбикам:

ящик             грачи              ворота             маляр

арбуз              мягкий          пустыня          пляска

август           прятки          поля                 артерия (кровеносный сосуд)

ястреб          правило         доброта           пятница 

Андрей         слякоть         капля               атака

 8. Работа со словами - паронимами. - Прочитаем хором слова  парами, сравним их по плану: 1) написание, 2) произношение, 3) смысл. (Дети выполняют задание  № 8 по желанию:  Юла - Юля (а - я; [л] -[ль]; юла - это  игрушка, например: разноцветная юла, а Юля - это имя, например:  девочка Юля; (далее аналогично) - вазы ( сосуды для цветов - хрустальные вазы) - вязы (деревья - высокие вязы); флаги (знамёна – красные флаги) - фляги (ёмкости для какой-либо жидкости – фляги для молока);  мать (мама – усталая мать) - мять (от слова сминать - мять глину); завал (нагромождение камней на дороге - большой завал) - завял (т.е. потерял свою свежесть – цветок завял); тапки (обувь – мужские тапки) - тяпки (садовые инструменты – острые тяпки); пальцы (части руки человека – замёрзшие пальцы) - пяльцы (два круга, которые зажимают ткань для вышивания – деревянные пяльцы); начинать (приступать к какому-либо действию – начинать делать уроки) - начинять (заполнять что-либо чем-нибудь – начинять пирог рыбой.) – Молодцы! Подчеркните согласные буквы перед «а», обозначающие твёрдый звук - синим, а перед «я», обозначающий мягкий звук - зелёным карандашом.

9. Игра «Исправь ошибку» - Если буквы «А» и «Я» поменяются местами, то вот что получится: зимя, ламка, тетрядь, алмяз, яптекя, явтомят, цапла, дател,  глазя, шлапя.

- Найдите и исправьте ошибки, так  как делает учитель. (Дети исправляют.) – Проверим: зима, лямка, тетрадь, алмаз, аптека, автомат, цапля, дятел,  глаза, шляпа.

ИТОГ: - Какие гласные мы сегодня различали? (а - я)

10. Прочитайте слова и посмотрите на картинки, они расположены по реальной величине. Слева и справа допишите слова, с буквами «а» или «я»,  «по размеру». (Дети слева могут дописать: игла, земляника и т.д., справа – дядя, планета и т.д.). Проверка.          

 

Различение   ая   в слогах и словах

1. Игра «Доскажи словечко» - запиши слова в рифму, выдели ударение. 

Я сижу, едва не плача:                              Если всё ты будешь знать,

Очень трудная ______________ .            То получишь в школе ___________.

 

  3. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та  -  та  -  тя                ря  -  ра  -   ря                        да  -   дя  -   дя   -   да

са  -   са  - ____             ля   - ла   -  _____                   за   -   зя   -_____-_____

ба  -____ - ____            мя  - _____-_____                   ва  - ____ - ____ - _____

4. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА   или - РЯ:   иг_____, ги_____,  но____, бу____, фа____.

- ДА  или - ДЯ:  во_____,  Воло_____, Ли_____, дя______, Лю_____.

- ЛА  или - ЛЯ: пу____, иг____, пи____, саб____, зем____.

 

5. Вставь пропущенные буквы а, я, подчеркни их красным карандашом.

 

____щик

____рбуз

 ____стреб     

____ндрей     

    ____вгуст       

  п____тниц____

            

капл____   

 пр____тки 

 м____гкий                             

пустын____

ворот_____ 

м____л____р

 

 

 

 

Различение   ая   в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

 

а

 

я

 

а

 

я

       

а

 

я

 

а

 

я

ваняваня

 

 

  

 

  2.  Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та  -  та  -  тя                   ря  -  ра  -   ря                          да  -   дя  -   дя   -   да

са  -   са  - ____             ля   - ла   -  _____                    за   -   зя   -_____-_____

ба  -____ - ____            мя  - _____-_____                   ва  - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА   или - РЯ:     иг_____,    ги_____,     за______,     но______.

- ДА  или - ДЯ:    во_______,     Воло_______,     Ли_______,      дя______.

- ЛА  или - ЛЯ:   пу______,       пи______,      зем______.

4. Вставь пропущенные буквы а, я, подчеркни их красным карандашом.

 

____щик

____рбуз

____ндрей     

    ____вгуст                    

капл____   

доброт____                 

пустын____

ворот_____ 

 

                Различение   ая   в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

 

а

 

я

 

а

 

я

       

а

 

я

 

а

 

я

ваняваня

 

а

 

я

 

а

 

я

 

а

 

я

 

 

  

 

  2.  Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та  -  та  -  тя                   ря  -  ра  -   ря                          да  -   дя  -   дя   -   да

са  -   са  - ____             ля   - ла   -  _____                    за   -   зя   -_____-_____

ба  -____ - ____            мя  - _____-_____                   ва  - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА   или - РЯ:     иг_____,    ги_____,     за______,     но______.

- ДА  или - ДЯ:    во_______,     Воло_______,     Ли_______,      дя______.

- ЛА  или - ЛЯ:   пу______,       пи______,      зем______.

4. Вставь пропущенные буквы а, я, подчеркни их красным карандашом.

 

____щик

____рбуз

____ндрей     

    ____вгуст                    

капл____   

доброт____                 

пустын____

ворот_____ 

 

                Различение   ая   в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

 

а

 

я

 

а

 

я

       

а

 

я

 

а

 

я

 

а

 

я

 

а

 

я

 

а

 

я

ваняваня

 

 

  

 

  2.  Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та  -  та  -  тя                   ря  -  ра  -   ря                          да  -   дя  -   дя   -   да

са  -   са  - ____             ля   - ла   -  _____                    за   -   зя   -_____-_____

ба  -____ - ____            мя  - _____-_____                   ва  - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА   или - РЯ:     иг_____,    ги_____,     за______,     но______.

- ДА  или - ДЯ:    во_______,     Воло_______,     Ли_______,      дя______.

- ЛА  или - ЛЯ:   пу______,       пи______,      зем______.

4. Вставь пропущенные буквы а, я, подчеркни их красным карандашом.

 

____щик

____рбуз

____ндрей     

    ____вгуст                    

капл____   

доброт____                 

пустын____

ворот_____ 

 

                Различение   ая   в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

 

а

 

я

 

а

 

я

       

а

 

я

 

а

 

я

 

а

 

я

 

а

 

я

 

а

 

я

ваняваня

 

 

  

 

  2.  Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та  -  та  -  тя                   ря  -  ра  -   ря                          да  -   дя  -   дя   -   да

са  -   са  - ____             ля   - ла   -  _____                    за   -   зя   -_____-_____

ба  -____ - ____            мя  - _____-_____                   ва  - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА   или - РЯ:     иг_____,    ги_____,     за______,     но______.

- ДА  или - ДЯ:    во_______,     Воло_______,     Ли_______,      дя______.

- ЛА  или - ЛЯ:   пу______,       пи______,      зем______.

4. Вставь пропущенные буквы а, я, подчеркни их красным карандашом.

 

____щик

____рбуз

____ндрей     

    ____вгуст                    

капл____   

доброт____                 

пустын____

ворот_____ 

Различение   ая   в слогах и словах

ваняваня1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

 

а

 

я

 

а

 

я

       

а

 

я

 

а

 

я

 

 

а

 

я

 

а

 

я

 

а

 

я

 

 

 

2.  Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та  -  та  -  тя                   ря  -  ра  -   ря                          да  -   дя  -   дя   -   да

са  -   са  - ____             ля   - ла   -  _____                    за   -   зя   -_____-_____

ба  -____ - ____            мя  - _____-_____                   ва  - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА   или - РЯ:     иг_____,    ги_____,     за______,     но______.

- ДА  или - ДЯ:    во_______,     Воло_______,     Ли_______,      дя______.

- ЛА  или - ЛЯ:   пу______,       пи______,      зем______.

Различение   ая   в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

 

а

 

я

 

а

 

я

       

а

 

я

 

а

 

я

 

а

 

я

 

а

 

я

 

а

 

я

ваняваня

 

 

  

 

  2.  Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та  -  та  -  тя                   ря  -  ра  -   ря                          да  -   дя  -   дя   -   да

са  -   са  - ____             ля   - ла   -  _____                    за   -   зя   -_____-_____

ба  -____ - ____            мя  - _____-_____                   ва  - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА   или - РЯ:     иг_____,    ги_____,     за______,     но______.

- ДА  или - ДЯ:    во_______,     Воло_______,     Ли_______,      дя______.

- ЛА  или - ЛЯ:   пу______,       пи______,      зем______.

 

                Различение   ая   в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

 

а

 

я

 

а

 

я

       

а

 

я

 

а

 

я

 

а

 

я

 

а

 

я

 

а

 

я

ваняваня

 

 

  

 

  2.  Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та  -  та  -  тя                   ря  -  ра  -   ря                          да  -   дя  -   дя   -   да

са  -   са  - ____             ля   - ла   -  _____                    за   -   зя   -_____-_____

ба  -____ - ____            мя  - _____-_____                   ва  - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА   или - РЯ:     иг_____,    ги_____,     за______,     но______.

- ДА  или - ДЯ:    во_______,     Воло_______,     Ли_______,      дя______.

- ЛА  или - ЛЯ:   пу______,       пи______,      зем______.

 

 Различение   ая   в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

 

а

 

я

 

а

 

я

       

а

 

я

 

а

 

я

 

а

 

я

 

а

 

я

 

а

 

я

ваняваня

 

 

  

 

  2.  Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та  -  та  -  тя                   ря  -  ра  -   ря                          да  -   дя  -   дя   -   да

са  -   са  - ____             ля   - ла   -  _____                    за   -   зя   -_____-_____

ба  -____ - ____            мя  - _____-_____                   ва  - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА   или - РЯ:     иг_____,    ги_____,     за______,     но______.

- ДА  или - ДЯ:    во_______,     Воло_______,     Ли_______,      дя______.

- ЛА  или - ЛЯ:   пу______,       пи______,      зем______.

 

               

 

 

 

               

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Дифференциация А - Я в слогах и словах."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по финансам

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ «А» - «Я» В СЛОГАХ И СЛОВАХ (2 класс)ЦЕЛЬ: Учить детей различать гласные «а», «я» в произношении и на письме; упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласной «я».ОБОРУДОВАНИЕ: таблица гласных I и II ряда, зеркала, карточки для индивидуальных заданий, буквы «А», «Я» по количеству учеников; образцы написания строчных и заглавных прописных букв А, а, Я, я; слоговая таблица, мяч; предметные картинки: вагон, ваза, пятка, пять, два, опята, ящерица, ваза, кастрюля, халат. ОРГ. МОМЕНТ. 1. Игра «Доскажи словечко» - Ребята, послушайте небольшие стишки, закончите их словом в рифму. (Читаю стихотворения из задания № 1, дети дополняют их словами: задача, пять.) - Запишите эти слова, выделив в них ударные гласные. (Дети выполняют.) - Какие гласные ударные? (Дети отвечают: а, я.) СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ- Сегодня мы будем различать гласные «А», «Я» в слогах и словах устно и на письме. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА - Приготовили зеркала, произнесём последовательно «А», затем «Я». Вспомним и назовём их различие по артикуляции и звучанию. ( При произнесении [а] - рот широко открыт, язык внизу, воздушная струя свободно проходит через рот, голосовые связки работают, образуется голос; при произнесении «я» сначала слышим [й] - зубы сближены, кончик языка внизу, боковые края языка прижаты к коренным зубам, средняя часть языка приподнята к нёбу; затем слышим [а] - рот широко открывается, язык внизу, воздух свободно проходит через рот, голосовые связки работают, образуется голос.) – Молодцы, а кто вспомнит в каких случаях буква «Я» обозначает два звука? (Если стоит: в начале слова, после «ь», «ъ» знаков и гласных.) ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ- Ребята, скажите, на что похоже звучание [а]? (Укачивание ребенка, крик от боли.) А на что похоже звучание [йа]? (Ослик кричит.) – Рассмотрим далее различие букв по написанию. Из каких элементов состоит заглавная «А»? («кладём качалочку», длинная палочка вниз, «секрет», «петелька»), заглавная «Я»?- («кладём качалочку», «крышечка сверху», «секрет», «качалочка»), строчная «а»?- («крышечка сверху», «секрет», «качалочка»), строчная «я»?- («кладём качалочку», «крышечка сверху», «секрет», «качалочка».)- Различаются ли гласные «а» – «я» по артикуляции, звучанию и написанию? (Да)2. Игра «Какое имя?» - Вспомните и назовите детские имена, имеющие вторую гласную «а», четвёртую - «я»? (Дети называют: Валя, Галя, Таня, Надя, Катя, Варя, Даня, Саня, Вася.) - Как звучат согласные перед «А»: ва, га, та, на, ка, да, са? (Твёрдо.) - Как звучат согласные перед «Я»: ля, ня, дя, тя, ря, ся? (Мягко.) - Запишите имена мальчиков и девочек. (Дети записывают.) – Проверим.УПРАЖНЕНИЯ В РАЗЛИЧЕНИИ ГЛАСНЫХ «А» - «Я»- Игра «Контролёры» - Покажите, букву «А» или «Я» в ответ на слоги, слова и картинки. (Читаю: ма, мя, на, ка, ня, ля, фа, пя, ла, ра, пя, па, фя; парус, рядом, тряпки, садик, лапка, тянет, тащит, лямка, яблоня, ярмарка. Показываю: вагон, пятка, опята, пять, два, ваза, кукла.) - Молодцы! 4. Диктант слогов. – Запишите слоги в две строчки: в первую слоги с гласной «А», во вторую – с «Я», Диктую: ла, ля, ся, та, са, па, пя, ря, ра, ба, бя, вя, да, ва, дя.- Проверим первую строчку. (Ученик читает: ла, та, са, па, ра, ба, да, ва.) – Вторую строчку. (Другой ученик читает: ля, ся, пя, ря, бя, вя, дя.). – У всех так? Молодцы! 5. Игра «Кто догадается?» - Закончите цепочку слогов по образцу. Первый столбик сделаем вместе. Читаем строчку-образец, выделенный «жирным» шрифтом. (Дети читают: та -та -тя.) - Обратите внимание на то, как чередуются гласные: А – А – Я. Теперь читаем вторую. (Дети читают: са – са.) – Какого слога не хватает? (ся) – Читаем третью строчку. (Дети читают: (ба) – Каких слогов не хватает? (ба - бя) – Всем понятно? Закончите цепочки слогов других столбиков. (Дети пишут; если задание непонятно, второй столбик также делается совместно.) – Проверка по столбикам: та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да са - са - ся ля - ла - ля за - зя - зя - заба - ба - бя мя -ма -мя ва - вя - вя - ва - Игра «Повторялки». – Повторите цепочку слогов, каждому - своя цепочка. Читаю: а-а-я, а-я-а-я, ма-ма-мя, фа-фя-фя, да-дя-да-дя, ля-ля-ла, зя-зя-за-за, ва-ва-вя-вя.ФИЗМИНУТКА. - Игра «Доскажи словечко» с перекидыванием мяча. (Выставляю слоги -НА, -НЯ.) - Закончите слово слогом: -НА или -НЯ. Говорю, а ученик договаривает: пусты…(ня), коро…(на), бас…(ня), воро…(на), бары…(ня), пес…(ня), сторо…(на), Украи…(на).- Молодцы, теперь выполним задание № 4 письменно, но с другими слогами. 6. Игра «Допиши словечко» - допишите слово, добавив нужный слог: в первой строчке добавим слоги -РА, -РЯ, во второй -ДА, -ДЯ, а в третьей -ЛА, -ЛЯ . Будьте внимательней! (Дети выполняют задание.) – Проверим по строчкам:- РА или - РЯ: игра, гиря, нора, буря, фара.- ДА или - ДЯ: вода, Володя, Лида, дядя, Люда.- ЛА или - ЛЯ: пуля, игла, пила, сабля, земля. - Как звучат согласные перед «А»? (твёрдо), а перед «Я»? (мягко).7. Вставьте пропущенные буквы «а», «я», подчеркните их: «А» - одной чёрточкой, «Я» - двумя чертами. (Дети выполняют задание.) – Проверим по столбикам: ____щик____рбуз ____стреб ____ндрей ____вгуст п____тниц____ капл____ пр____тки м____гкий пустын____ворот_____ м____л____р 8. Работа со словами - паронимами. - Прочитаем хором слова парами, сравним их по плану: 1) написание, 2) произношение, 3) смысл. Юла - Юля мать - мять тапки - тяпки пальцы - пяльцы начинать - начинятьфлаги - флягиЮла - Юля (а - я; [л] -[ль]; юла - это игрушка, например: разноцветная юла, а Юля - это имя, например: девочка Юля; (далее аналогично) - вазы ( сосуды для цветов - хрустальные вазы) - вязы (деревья - высокие вязы); флаги (знамёна – красные флаги) - фляги (ёмкости для какой-либо жидкости – фляги для молока); мать (мама – усталая мать) - мять (от слова сминать - мять глину); завал (нагромождение камней на дороге - большой завал) - завял (т.е. потерял свою свежесть – цветок завял); тапки (обувь – мужские тапки) - тяпки (садовые инструменты – острые тяпки); пальцы (части руки человека – замёрзшие пальцы) - пяльцы (два круга, которые зажимают ткань для вышивания – деревянные пяльцы); начинать (приступать к какому-либо действию – начинать делать уроки) - начинять (заполнять что-либо чем-нибудь – начинять пирог рыбой.) – Молодцы!ИТОГ: - Какие гласные мы сегодня различали? (а - я)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 809 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.08.2020 3695
    • DOCX 190.7 кбайт
    • 97 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Новожилова Ульяна Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Новожилова Ульяна Олеговна
    Новожилова Ульяна Олеговна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 101059
    • Всего материалов: 244

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы психологии личности: от нарциссизма к творчеству

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство культурно-досуговыми центрами в малонаселенной и труднодоступной местности

Заведующий филиалом организации культуры клубного типа (централизованной (межпоселенческой) клубной системы)

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 104 человека из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Великие кутюрье и модельеры в киноиндустрии: стиль, образы, история

36/72/108 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Идеи эпохи Просвещения: педагогическое значение для современности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе