Инфоурок Математика Другие методич. материалыДидактический материал по теме "Показательные уравнения" (10 класс)

Дидактический материал по теме "Показательные уравнения" (10 класс)

Скачать материал

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №25» города Курска

 

 

 

 

 

 

 

Дидактический материал по теме:

"Показательные уравнения"

(математика, 10 класс)

 

 

 

 

 

 

Жиленкова Н.Н.

учитель математики и информатики,

высшая  квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

             В различных теоретических и практических исследованиях часто приходится сталкиваться с необходимостью решения показательных уравнений. Поэтому изучению методов их решения должно быть уделено значительное внимание.

            Показательные уравнения, изучаемые в старшей школе, осваиваются учащимися хуже, так как на их рассмотрение отводится незначительное количество часов, а при их решении ученику необходимо владеть комплексом умений, полученных в основной школе, а также новыми знаниями, связанными с каждым из новых видов уравнений. Такого объема упражнений, который обычно предлагается в учебниках по алгебре и началам анализа для 10–11-х классов, явно недостаточно для формирования умения решать показательные  уравнения. Восполнить этот пробел помогут данные дидактические материалы.

         В дидактических материалах предоставлены теоретические материалы по теме «Показательные уравнения», рассмотрены методы решения уравнений, предложены задания для самостоятельного изучения и закрепления новых знаний и умений. Это  пособие   поможет подготовиться  к ЕГЭ по математике.

         Цель работы направлена на обучение решения показательных уравнений стандартного вида. При подготовке к ЕГЭ эти задачи входят в группы А и В.

Работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Это позволяет быстро и легко изучить теоретический материал и отработать его на практике. Главная задача работы заключается в том, чтобы объяснение было доступно каждому ученику независимо от его успеваемости в школе.

      Данные дидактические материалы можно использовать, как в школе, так и для индивидуального обучения, а также для тех, кто хочет углубить свои знания по теме «Показательные уравнения». Теория написана доступным языком даже для тех, кто плохо усваивает учебный материал. Практические задачи подобраны так, чтобы начать с самых простейших уравнений и закончить более сложными.

           Предлагаемое пособие состоит из трёх блоков. В первом блоке рассмотрен краткий теоретический материал, способствующий более эффективному развитию навыков решения уравнений и неравенств. Во втором блоке рассмотрены решения типовых примеров. В третьем блоке предложены задания для самостоятельной работы (тренажёр, тесты, индивидуальные задания).

           Данные дидактические материалы создают условия для открытия новых знаний: методов решения показательных уравнений, формирования умений и навыков правильно определять и применять эти методы при решении конкретных показательных уравнений.

Они способствуют развитию моторной и смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать теоретический материал, умений отбирать ключевые задачи по теме и методы их решения. Так же они способствуют становлению  информационной компетенции (работа со справочником, дополнительной литературой).

          Теоретический материал и задания  данных дидактических материалов построены в соответствии с требованиями государственного стандарта,  на основе  материалов учебника и   дополнительных сведений из области дидактики. Материалы могут использоваться при прохождении соответствующей темы по любому из ныне принятых стандартных учебников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок 1:  «Показательные уравнения»

1.      Уравнение-это равенство, содержащее неизвестную величину, значение которой нужно найти.

2.      Корень уравнения – это значение неизвестной величины, при котором равенство не теряет смысла.

3.      Решить уравнение – значит найти все его корни или доказать, что корней нет.

4.      Функция, заданная формулой у = ах (где а > 0, а≠ 1), называется показательной функцией с основанием а.

D (y) = R (область определения – множество всех действительных чисел).

E (y) =  R+ (область значений – все положительные числа).

При а > 1, функция возрастает.                           При 0 < а <  1, функция убывает.

             

Определение 1. Показательным уравнением называется уравнение, содержащее переменную в показателе степени.

Например: .

Определение 2. Простейшим показательным уравнением называется уравнение вида:

.

         При решении показательных уравнений необходимо помнить, что решение любого показательного уравнения сводится к решению “простейших” показательных уравнений, то есть уравнений вида: 1) af(x)  = ag(x)   или  2)  af(x)  = b.

Очевидно, что уравнение типа 2 сводится к уравнению типа 1 с помощью основного логарифмического тождества: 3 af(x)= .

Уравнение (1) равносильно уравнению f(x) = g(x) при а > 0, а ¹ 1.

Этот переход называется потенцированием.

 

 

 

 

Блок 2: «Виды показательных уравнени и способы  их решения»

1вид: уравнения, решаемые приведением к одному основанию левой и правой частей, применяя свойства степеней:

Определения и свойства степени

Примеры

Определения:

1)  a 1 = а     (а  R) 

2а n = а ∙ а ∙... a    (а  R, n N, n  0)  3) а 0=1     (а0, аR)

4)  а -n =   (а0, а с R, n  N)

5)  =     (n  N, m  Q, а >0)           

 

(-1,7в)1 = -1,7в

(-1,7в)3 = (-1,7в) (-1,7в) (-1,7в)  = -4,913

(—1,7 в)0=1, если в 0

 

(—0,25) -3 =   = (-4)3 = 64

= =  == 8

 

Свойства:

Примеры

 

  1. ах · ау = ах+у

 

 

  1. х)у = аху

 

 

  1. ах : ау = ах-у

 

 

  1. ах · bх = (аb)х

 

 

 

m1,5m-2 = m1,5+(-2)= m-0,5

l,5.1,5 -0,5х= 1,52,5х

=(0,25)-2 = 42 = 16

(5х)2 = 5= (52)х = 25х

 

m1,5 : m-2 = m1,5-(-2)= m3,5

l,5: 1,5 -0,5х= 1,53,5х

 

3· 5= (3∙5)=15

 

=34=81

а) .

Проверка: ; ;  =;

Ответ: х =;

 

б) .

Решение: ; ; ;

; ; ;

(х+5)(х–3)=(х+25)(х–7); х2+5х–3х–15=х2+25х–7х–175; 16х=160; х=10.

Проверка: х=10. ; ; ;

; =– верно.

Ответ: х=10;

в) .

Решение: ; ; ; ; ; x=1.

Проверка: ; ; =– верно.

Ответ: х=1;

г) .

Решение: ; ½3х–4½=4х–4,

для х ³имеем ½3х–4½=3х–4 и тогда уравнение запишем в виде
3х–4=4х–4; –х=0; х=0; для х
<имеем ½3х–4½=4–3х и уравнение запишем в виде 4–3х=4х–4; –7х=–8; х=.

Проверка: х=0. ; ;  – не верно.

х=. ; ;  – верно.

Ответ: х=.

2 вид – уравнения вида P(ax)=0, где P(y) – многочлен 2 или 3 степени, или уравнения, сводящиеся к ним. Такие уравнения решаются методом подстановки: ax=y, решаем уравнение P(y)=0, находим его корни yi и потом решаем простейшее уравнение ax= yi.

Пример: а) .

Решение: .

Обозначаем:  = y; 3y2–10y+3=0; D=25–9=16; y1=3; y2=.

Получаем: 1. =3; ; ; х1=2.

 2. =; ; ; х2=–2.

Проверка: 1. ; 3×9–10×3+3=0 – верно.

2. ; ;  – верно.

Ответ: х=2; х=–2;

б) .

Решение: . Пусть 4х=y, y2+12y–64=0,

y1,2=–6±=–6±10,

y1=4; y2=–16 (п.к.), т.к. 4х > 0, 4х=4 Þ х=1.

Проверка: ; 16+3×16–64=0; 16+48–64=0 – верно.

Ответ: х=1;

в) .

Решение: , .

Пусть , ,,

,

; ; ; ; ; ; x=20.

Проверка: x=20. ,  – верно.

Ответ: х=20.

г) .

Решение: . Пусть ; тогда уравнение запишем в виде ; y1,2=2; y1=3 и y2=1;  или ; x2–1=1; x2–1=0; x=; x= ±1.

Проверка: x=; ; 9–12+3=0 – верно;

х= ±1; ; 1–4+3=0 – верно.

Ответ: x=; х=±1.

3 вид – уравнения, решаемые методом вынесения общего множителя за скобки:

а) .

Решение: ; ; ;

; ; ; х=0.

Проверка: ; ; 0,992=0,992 – верно.

Ответ: х=0;

б) .

Решение: ; ;

; ; х=0.

Проверка: ; 49–1+2–2=48; 48=48 – верно.

Ответ: х=0;

в) .

Решение: ; ;

 ; ; ; ; х=2.

Проверка: ; ; 2–8+3=–3;

–3=–3 – верно.

Ответ: х=2.

4 вид – уравнения вида  решаются путем деления членов на  или .

а) .

Решение: Делим на .

; .

Положим , тогда имеем ; . Решаем это уравнение и получаем y1=1, y2=. следовательно: ; .

Проверка: х=0; ; 3+2=5 – верно;

х=; ; 12+18=30 – верно.

Ответ: х=0; х=.

б) .

Решение: ; . Разделим обе части данного уравнения на . ; . Пусть , тогда уравнение примет вид: ; , ; ; ;

; .

Проверка: ; . Делим на .

; ; ;

6=6 – верно;

; . Делим на ;

; ; 6=6 – верно.

Ответ: ; .

 

Блок 3: Задания для самостоятельной работы

1)Тренажёр

1.      .

2.       .

3.       .

4.       .

5.         

6.        .

7.         

8.          

9.       

10.    

11.   .

12.   .   

13.  ,

14.  .

15.   .

16.   .

17.              

18. 

19.   

20. 

21. 

22. 

23.  .    

24.   .

  1.  

 

 

2)Тест

1 вариант

1.Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения (ׂ )ׂ =125.

1. ׂ ;
2.ׂ ;
3.ׂ ;
4.ׂ .

2. Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения 3ׂ .

1.ׂ ;
2.(-2;-1);
3. ׂ ;
4.(1;2)

3. Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения 5ׂ 

1.ׂ ;
2.(-1;1);
3. ׂ ;
4.(-2;0).

4. Решите уравнение. В ответе укажите меньший корень ׂ .

5. Решите уравнение 7x5ׂ .

6. Решите уравнение ׂ 

7. Решите уравнение 6ׂ .

8. Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения 5ׂ .

1.ׂ ;
2. ׂ ;
3.ׂ ;
4.ׂ .

9. Решите уравнение 3ׂ 

10. Решите уравнение 3ׂ 

2 вариант

1. Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения 4ׂ .

1. (-5;-2);
2. (1;2);
3. ׂ ;
4. ׂ .

2.Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения 0,3ׂ .

1. (-1;0);
2. (0;1);
3. (1;2);
4. (2;3).

3. Указать меньший корень уравнения 10ׂ 

1. 5   2. 1   3.   -1 4. 0.

4. Решить уравнение ׂ 

5. Решить уравнение 3ׂ 

6. Решить уравнение ׂ 

7. Решить уравнение ׂ 

8. Решите уравнение и выберите правильный ответ: 5ׂ .

1. 1 2. ±2 3. нет решений 4. ±5

9. Решите уравнение ׂ 

10. Решите уравнение 2x4ׂ -5=0.

 

 

3) Задания для индивидуальной  работы

 

 

Индивидуальная работа № 1

 

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

 

 

Вариант 7

Вариант 8

Вариант 9

Вариант 10

Вариант 11

Вариант 12

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа № 2

 

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

Вариант 7

Вариант 8

Вариант 9

Вариант 10

Вариант 11

Вариант 12

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа № 3

 

Вариант 1

1.      

2.      

 

3.      

 

4.      

 

5.      

 

6.        

 

7.      

 

8.      

 

9.      

 

10.  

 

Вариант 2

1.      

2.      

 

3.      

 

4.      

 

5.      

 

6.        

 

7.      

 

8.      

 

9.      

 

10.  

 

Вариант 3

1.

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

10.

Вариант 4

1.

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

10.

При разработке дидактических материалов использованы ресурсы сети Интернет:

http://www.korolewa-ow.narod.ru/sist_ind.htm

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Дидактический материал по теме "Показательные уравнения" (10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

PR-менеджер

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

             В различных теоретических и практических исследованиях часто приходится сталкиваться с необходимостью решения показательных уравнений. Поэтому изучению методов их решения должно быть уделено значительное внимание.

            Показательные уравнения, изучаемые в старшей школе, осваиваются учащимися хуже, так как на их рассмотрение отводится незначительное количество часов, а при их решении ученику необходимо владеть комплексом умений, полученных в основной школе, а также новыми знаниями, связанными с каждым из новых видов уравнений. Такого объема упражнений, который обычно предлагается в учебниках по алгебре и началам анализа для 10–11-х классов, явно недостаточно для формирования умения решать показательные  уравнения. Восполнить этот пробел помогут данные дидактические материалы.

         В дидактических материалах предоставлены теоретические материалы по теме «Показательные уравнения», рассмотрены методы решения уравнений, предложены задания для самостоятельного изучения и закрепления новых знаний и умений. Это  пособие   поможет подготовиться  к ЕГЭ по математике.

 

         Цель работы направлена на обучение решения показательных уравнений стандартного вида. При подготовке к ЕГЭ эти задачи входят в группы А и В.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 278 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1448
    • DOCX 461 кбайт
    • 31 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жиленкова Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жиленкова Наталья Николаевна
    Жиленкова Наталья Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 46375
    • Всего материалов: 38

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: отрицательные числа, дроби, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 113 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 121 человек

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика")

Учитель математики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек

Мини-курс

Эффективное управление электронным архивом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление депрессии: путь к психологическому благополучию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 80 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Сенсорные системы и развитие нервной системы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек