- Учебник: «Химия (базовый уровень)», Рудзитис Г.Е.,Фельдман Ф.Г.
- Тема: ГЛАВА I. Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей
- 01.10.2020
- 627
- 5
Смотреть ещё
1 728
методических разработок по химии
Перейти в каталогВыбранный для просмотра документ Инструктивные карточки 8-11 класс.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Коткишевская основная общеобразовательная школа
Муниципального района г.Нея и Нейский район
Инструктивные карточки
практических работ
8- 11 класс
Составитель:
Шадрунова Марина Александровна
учитель химии
8 класс
Практическая работа №1. Правила ТБ. Простейшие операции с лабораторным оборудованием
Практическая работа № 2. Наблюдения за горящей свечой.
Практическая работа №3 «Анализ почвы и воды».
Практическая работа №4 «Приготовление раствора с определенной массовой долей».
Практическая работа № 5 «Признаки химических реакций»
Практическая работа №6 «Получение кислорода и изучение его свойств»
Практическая работа №7 «Получение водорода и изучение его свойств»
Практическая работа №8. «Ионные реакции»
Практическая работа № 9. «Условия протекания реакций до конца»
Практическая работа № 10 «Оксиды. Кислоты. Соли. Основания»
Практическая работа № 11. «Решение экспериментальных задач»
9 класс
Практическая работа № 1 «Качественные реакции на ионы металлов»
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
Практическая работа № 3. «Получение аммиака и изучение его свойств»
Практическая работа № 4. «Получение оксида углерода(VI)и изучение его свойств.
Распознавание карбонатов»
Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».
10 класс
Практическая работа №1.Качественный анализ органических соединений.
Практическая работа № 2 «Получение этилена»
Практическая работа № 3: «Альдегиды и кетоны»
Практическая работа №4 Карбоновые кислоты.
Практическая работа № 5 «Углеводы»
Практическая работа№6 «Амины. Аминокислоты. Белки»
Практическая работа № 7. Распознание пластмасс и волокон
Практическая работа №8 «Идентификация органических соединений».
Практическая работа № 9 «Обнаружение витаминов
Практическая работа № 10 «Действие ферментов на различные вещества»
Практическая работа № 11 «Анализ лекарственных препаратов»
11 класс.
Практическая работа № 1 Получение, собирание и распознавание газов, и изучение их свойств.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений
Практическая работа № 3«Скорость химических реакций. Химическое равновесие»
Практическая работа № 4 Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз».
Практическая работа № 5 «Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ».
8 класс.
Практическая работа №1
Приёмы обращения с лабораторным оборудованием
Цель: познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории и
лабораторным оборудованием.
Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка, круглодонная и коническая колбы, спички.
Инструкция по технике безопасности:
Опыт №1. Знакомство с лабораторным оборудованием
а) Устройство лабораторного штатива
б) Приёмы работы со спиртовкой
2, 4. Резервуар для спирта;
3. Фитиль;
5. Колпачок.
8 класс
Практическая работа №2
Наблюдения за горящей свечой
Цель: наблюдать физические и химические явления при горении свечи.
Оборудование: предметное стекло, свеча, спички, сухая пробирка, держатель.
Инструкция по технике безопасности:
Первая помощь при ожогах:
Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Первая помощь при порезах:
а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
Опыт №1. Физические явления при горении свечи.
Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место?
Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени.
Возьмите предметное стекло, закрепите в держателе (т/б), внесите в зону тёмного конуса горящей свечи и подержите 3 – 5 с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.
Сухую пробирку закрепите в держателе (т/б), переверните вверх дном и держите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.
Оформите работу в тетради придерживаясь плана:
8 класс
Практическая работа №3
Анализ почвы и воды
Цель: определить состав почвы, научиться фильтровать и выпаривать жидкость.
Оборудование: две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло,
спиртовка, стеклянный цилиндр с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага.
Инструкция по технике безопасности:
Первая помощь при порезах:
а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
Первая помощь при ожогах:
Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Опыт №1. Механический анализ почвы.
В пробирку помещена почва. Прилейте к ней воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1 – 2 минуты. Наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.
Опыт №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.
Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в чистую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку( почвенный раствор).
Несколько капель этого раствора с помощью стеклянной палочки поместите на предметное стекло и подержите его над пламенем спиртовки (т/б) до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.
Возьмите универсальную индикаторную бумагу, нанесите на неё стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.
Отчет о проделанной работе сделайте в тетрадях для практических работ как и в работе № 2.
8 класс
Практическая работа № 4.
Приготовление раствора
с определенной массовой долей растворенного вещества.
Цели: уметь
готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества,
используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема
жидкости, растворение; производить необходимые расчеты; знать расчетную формулу
для определения массовой доли растворенного вещества, правила пользования
химической посудой и реактивами.
Оборудование. Технические весы с разновесами, химический
стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка,
склянка под приготовленный раствор.
Реактивы. NaCl, Н3ВO3, СuSO4,
NaHCO3 – все кристаллические, 30%-й раствор NaOH, дистиллированная
(кипяченая) вода.
Подготовить для приготовляемых растворов склянки с этикетками, на которых формула изображена в цвете: для кислот – красным, для солей – черным, для щелочей – синим.
Осторожно
обращайтесь с химическим оборудованием!
Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой.
|
Запрещается пробовать вещества на вкус (а),
|
В
тетради записать название темы, цели, оборудование, реактивы (4–5 мин).
Предлагается несколько вариантов расчетных задач для приготовления растворов и
пример решения задачи.
Вариант № 1
Определите массы воды и борной кислоты, необходимые для приготовления 50 г раствора с массовой долей кислоты 0,02. Где применяют данный раствор?
Вариант № 2
Какие массы гидрокарбоната натрия и воды надо взять, чтобы приготовить раствор массой 50 г с массовой долей соли 10%? Где используют данный раствор?
Вариант № 3
В 45 г воды растворено 5 г NaCl. Вычислите массовую долю растворенного вещества в растворе. Для чего необходим этот раствор в быту и лаборатории?
Вариант № 4*
Рассчитайте массы воды и безводного сульфата меди, необходимые для приготовления 100 мл раствора, содержащего 8% соли. плотность раствора – 1,084 г/мл. Где применяют полученный раствор?
Вариант № 5*
Какую массу воды нужно добавить к 100 мл 30%-го раствора гидроксида натрия ( = 1,33 г/мл) для получения 10%-го раствора щелочи, используемого в лаборатории?
Пример решения задачи
Вычислите массы соли и воды, которые потребуются для приготовления 50 г раствора хлорида натрия, содержащего 0,1 массовой доли соли.
Этапы выполнения работы
1. После
произведенных расчетов по одному из вариантов оформите их в тетради (6–7 мин).
2. Отвесьте рассчитанное количество вещества и поместите его в
стакан объемом 100 мл или колбу на 200 мл.
Помните! К соли приливают воду! Кислоту добавляют в воду при постоянном
перемешивании!
· Взвешиваемое вещество кладите на левую чашку весов,
разновесы на правую. (Для левшей – на правую чашку кладут вещество, на левую –
разновесы.)
· Разновесы брать только пинцетом и при снятии с весов класть
сразу в те гнезда футляра, из которых они были взяты.
· После взвешивания чашка весов должна оставаться чистой.
Жидкости на весах не взвешивают! |
3. Отмерьте
мерным цилиндром рассчитанный объем жидкости и вылейте в стакан с солью или
водой (1–2 мин).
4. Перемешайте стеклянной палочкой смесь до полного
растворения вещества. Раствор готов!
5. В отчете опишите последовательность ваших действий.
Сделайте рисунок сосуда, в котором вы приготовили раствор (10 мин).
Склянку с раствором сдайте учителю или лаборанту.
6. Сделайте
письменный вывод о проделанной работе..
7. Приведите рабочее место в порядок .
Сдайте тетради на проверку.
8 класс
Практическая работа №5
Признаки химических реакций
Цель: рассмотреть примеры химических реакций и выявить их признаки.
Оборудование: пробирки, медная проволока, спиртовка, оксид меди (II), раствор серной кислоты, мрамор, раствор соляной кислоты, растворы хлорида железа (III) и роданида калия, растворы сульфата натрия и хлорида бария.
Инструкция по технике безопасности:
Первая помощь при порезах:
а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
Первая помощь при ожогах:
Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:
Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.
Первая помощь при отравлении солями бария:
Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.
Работаете по инструкции, приведённой в учебнике.
Отчёт о результате работы оформите в виде таблицы.
Ход работы |
Наблюдения |
Рисунки |
Вывод |
|
|
|
|
-Сделайте общий вывод о практической работе, исходя из цели и планируемых результатов.
-Приведите рабочее место в порядок.
-Сдайте тетради на проверку.
8 класс
Практическая работа №6
Получение и свойства кислорода
Цель: рассмотреть один из способов получения кислорода в лаборатории ( разложением перманганата
калия), изучить химические свойства кислорода, полученного в результате опыта.
Оборудование: штатив лабораторный, кристаллический перманганат калия, пробирки, спиртовка,
немного ваты, пробка с газоотводной трубкой, лучинка, спички, кусочек древесного угля, ложка
для сжигания веществ, пробка.
Инструкция по технике безопасности:
Первая помощь при порезах:
а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
Первая помощь при ожогах:
Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Опыт №1.Получение и собирание кислорода.
Опыт выполняйте по инструкции в учебнике.
Опыт №2. Горение в кислороде древесного угля.
Опыт выполняйте по инструкции в учебнике под буквой «а».
Отчёт о результате работы оформите в виде таблицы.
Ход работы |
Наблюдения |
Рисунки |
Вывод |
|
|
|
|
-Сделайте общий вывод о практической работе, исходя из цели и планируемых результатов.
-Приведите рабочее место в порядок.
-Сдайте тетради на проверку.
8 класс
Практическая работа №8
Ионные реакции
Цель: познакомиться с качественными реакциями на сульфат – и хлорид – ионы.
Оборудование: растворы сульфата натрия и сульфата калия, хлорида бария, хлорида натрия, нитрата
серебра, сульфата магния, карбоната аммония, пробирки.
Инструкция по технике безопасности:
Первая помощь при порезах:
а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
Первая помощь при отравлении солями бария:
Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.
Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:
Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.
Первая помощь при попадании щёлочи на кожу рук:
Попавшие на кожу капли щёлочи стряхните и тщательно смойте большим количеством воды. а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором уксусной кислоты.
Опыт №1. Обнаружение сульфат – ионов SО42-
Опыт выполнять по инструкции в учебнике
Опыт №2. Обнаружение хлорид – ионов Сl-
Опыт выполнять по инструкции в учебнике.
Опыт №3. Распознавание веществ.
Даны вещества: хлорид бария, сульфат магния, карбонат аммония. Воспользовавшись таблицей 12, определите , с помощью каких ионов можно распознать следующие ионы: хлорид – ион, ион бария, сульфат – ион, карбонат – ион, ион аммония.
Отчет оформите в виде таблицы.
Данные вещества |
Реактивы |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 класс
Практическая работа №9
Условия протекания химических реакций между растворами
электролитов до конца
Цель: выяснить условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.
Оборудование: пробирки, растворы сульфата меди (II), хлорида калия, сульфата алюминия, гидроксида натрия, фосфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, азотной кислоты, фенолфталеин, серной и соляной кислот.
Инструкция по технике безопасности:
Первая помощь при порезах:
а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
Первая помощь при отравлении солями бария:
Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.
Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:
Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.
Первая помощь при попадании щёлочи на кожу рук:
Попавшие на кожу капли щёлочи стряхните и тщательно смойте большим количеством воды. а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором уксусной кислоты.
Опыт №1. Условие первое – выпадение осадка.
Опыт выполняется по инструкции в учебнике.
Опыт №2. Условие второе – выделение газа.
Для опыта используется только карбонат натрия и раствор азотной кислоты.
Опыт №3. Условие третье – образование воды как побочного продукта.
Опыт выполняется по инструкции в учебнике.
8 класс
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №10
«Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» исследовательского характера.
Задание для 1 ряда: «Осуществить реакции, характерные для раствора соляной кислоты».
I. Мотивация:
В XVIII веке, подробно исследовав состав соляной кислоты, английский химик Гемфри Дэви не нашел в ней кислорода. Зато водород обнаруживался и в ней, и во всех известных тогда кислотах, причем в обязательном порядке. Поэтому Г.Дэви сделал предположение, что именно водород «отвечает» за общие свойства кислот (кислый вкус, одинаковую окраску индикаторов и т. д.). К этой мысли приходили потом и другие химики.
Представьте себя одним из химиков и докажите опытным путем, что соляная кислота обладает химическими свойствами, сходными со свойствами растворов других кислот, например серной.
Цели исследования:
- опираясь на теоретические знания общих химических свойств кислот, предположите химические свойства соляной кислоты;
- проверьте экспериментально ваши предположения;
- сделайте вывод.
Оснащение и оборудование:
раствор соляной кислоты, универсальная лакмусовая бумажка, гранулы цинка, оксид меди (II), спички, спиртовка, держатель для пробирок, гидроксид натрия, раствор фенолфталеина, карбонат натрия, нитрат серебра, 5 чистых пробирок;
литература (учебник 8 класса), раздаточный материал с алгоритмом работы.
II. Ход работы:
1.При выполнении работы заполните таблицу, руководствуясь предложенным алгоритмом (см. ниже).
2. Таблица:
Свойства \ Этапы работы |
Теоретический анализ |
Прогнозирование (предполагаемые химические свойства с уравнениями реакций в молекулярном виде) |
Эксперимент (и уравнения реакций в сокращенном ионном виде) |
Выводы |
1.Изменение цвета индикатора. 2.Взаимодействие с металлами. 3. Взаимодействие с оксидами металлов. 4. Взаимодействие с гидроксидами металлов. 5. Взаимодействие с солями. |
|
|
|
|
III. Интеллектуальная часть:
Выполните следующие задания:
1-й уровень: перед вами учитель поставил три пробирки, наполненные одинаковыми по внешнему виду жидкостями. Но предупредил, что только одна пробирка содержит соляную кислоту, а в других находятся вода и щелочь. Ваша задача теоретически с помощью индикаторов определить, в какой из пробирок находится кислота.
2-й уровень: В трёх склянках, с которых отлетели этикетки с названием веществ, находятся растворы соляной, серной и фосфорной кислот. Используя таблицу «Определение ионов» (учебник, стр.181-182), теоретически найдите каждое вещество.
3-й уровень: В школьном химическом кабинете пролили на пол немного соляной кислоты, и к концу урока она полностью испарилась. Хотя хлороводород сильно токсичен и при вдыхании оказывает раздражающее действие, ученики не почувствовали никакого постороннего запаха. Сколько молекул HCl оказалось в воздухе, если масса хлороводорода, перешедшего в газообразное состояние, равна 1 г?
АЛГОРИТМ (в виде направляющих вопросов):
I. Теоретический анализ:
Используя текст учебника (стр. 70, 157-159) или записи в тетрадях, ответьте на вопросы, какими химическими свойствами могут обладать растворы кислот и запишите их в таблицу:
1.Как в кислотах изменяют цвет индикаторы (учебник, стр.70)?
2.С какими металлами могут взаимодействовать кислоты (учебник, стр. 158)?
3.С какими оксидами реагируют кислоты (учебник, стр. 158)?
4. С любыми ли основаниями взаимодействуют кислоты (учебник, стр.157)?
5. Назовите случаи протекания реакций между кислотами и солями (учебник, стр.159).
II. Прогнозирование:
1.Исходя из теоретического анализа и имеющихся на столе реактивов, предположите химические свойства соляной кислоты.
2. Запишите их в таблицу.
3. Составьте возможные реакции в молекулярном виде.
III. Эксперимент:
1. Руководствуясь правилами техники безопасности при работе с кислотами, проведите предполагаемые реакции.
2. Для опытов берите жидкости объемом не более 0,5 см по высоте пробирки.
3. Запишите результаты эксперимента в таблицу.
4. Составьте уравнения наблюдаемых реакций в сокращенном ионном виде.
IV. Выводы: (подтверждают ли результаты эксперимента выдвинутую гипотезу?).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11 .
РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ
«Оксиды. Кислоты. Соли. Основания»
1. Продумать задание и наметить, какие вещества будут использованы, каковы условия реакции и какой результат следует ожидать.
2. Выполняя опыт, тщательно следить за явлениями, его сопровождающими.
3. Оформить работу можно по следующей схеме:
Задача |
Уравнение и тип реакции |
Что делали |
Что наблюдали |
Вывод |
|
|
|
|
|
1 уровень
1. Получите из оксида кальция гидроксид кальция. Докажите с помощью индикатора, что полученное вещество является щелочью.
2. Из гидроксида меди и соляной кислоты получите оксид меди и хлорид меди.
3. Распознайте в пробирках без надписей растворы гидроксида калия, серной кислоты и воду.
2 уровень
1.Докажите, что оксид кальция – основной оксид.
2. Получите оксид меди: а)из меди б)из гидроксида меди. Докажите, что оксид меди – основной оксид.
3.Получите карбонат кальция и выделите его из смеси (на столе находится раствор гидроксида кальция).
4. Получите двумя способами сульфат кальция.
5. Из имеющихся реактивов получите сульфат свинца и выделите его из смеси.
6. Получите двумя способами хлорид меди и выделите его из смеси.
7. Получите двумя способами хлорид меди и выделите его из смеси.
8. Докажите, что из двух выданных растворимых оксидов (оксиды фосфора и кальция) один кислотный, а другой основной.
3 уровень
1. Исходя из оксида меди, получите гидроксид меди.
2. Осуществите превращения по схеме: гидроксид железа (III) ® оксид железа (III) ® нитрат железа (III)/
Выполняемые действия |
Пример последовательного решения экспериментальной задачи
|
1. Внимательно прочитайте задание, осмыслите его содержание.
|
Задача: осуществить реакции по схеме: магний ® оксид магния ® нитрат магния |
2. Подумайте, какие свойства исходных веществ могут быть использованы при экспериментальном решении задачи |
Свойства: 1.Магний способен окисляться кислородом, образуя оксид магния. 2.Оксид магния – основной оксид, вступает в реакции обмена с кислотами с образованием соли и воды.
|
3.Составьте план выполнения практической части задачи: a. запишите уравнения реакций; b. определите, какие реактивы (растворы, сухие вещества) необходимо использовать. c. Предположите ожидаемые результаты опыта. |
2Mg + O2 ® 2MgO MgO + 2HNO3 ® Mg(NO3)2 + H2O
Магний – стружка, оксид магния – белый порошок, разбавленная азотная кислота – бесцветный раствор. Магний должен гореть на воздухе с выделением света и тепла, белый порошок оксида магния растворяется в азотной кислоте с образованием бесцветного раствора нитрата магния
|
4. Проверьте наличие реактивов и выполните задание экспериментально |
Проверка реактивов и оборудования (горелка, спички, щипцы, магний, раствор азотной кислоты. Выполнение опыта.
|
Сделайте общий вывод о проделанной работе, исходя из цели
Приведите рабочее место в порядок
Сдайте тетради на проверку
9 класс
Карта – инструкция.
Практическая работа № 2.
Тема: Решение экспериментальных задач по теме:
«Подгруппа кислорода».
Цель: усвоение качественных реакций на сульфит – ион, сульфид – ион, сульфит ионы, определение катионов водорода и гидроксид ионов, формирование практических навыков.
Предполагаемые результаты: знать химические свойства соединений элементов, относящихся к подгруппе кислорода, качественные реакции на сульфат – ион, сульфит – ион, сульфид – ион.
Уметь: распознавать опытным путем сульфиты, сульфаты, сульфиды, определить качественный состав сложного вещества, получить новые сложные вещества из исходных сложных соединений.
Варианты: I вариант № 1,4. II вариант № 2, 8. III вариант № 3, 6. IV вариант № 5,7.
План действий.
- запишите в тетрадь № практической работы и тему. (стр.187)
- ознакомьтесь с целью и практической работой.
- прослушайте инструктаж учителя о технике безопасности при обращении с кислотами, щелочами и с вредными запахами.
Сделайте записи в тетради об ознакомлении с правилами техники безопасности и поставьте свою роспись.
- прочитайте задания своего варианта стр.187-188.
- составьте план действий, исходя из возможных реактивов и оборудования в соответствии с правилами техники безопасности.
- проведите эксперимент.
- зафиксируйте наблюдения, сделайте вывод.
- оформление заданий проводите в разной форме таблиц.
! Задания № 4,6,8 оформите в виде таблицы 1.
Данные вещества |
Реактивы |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
! Задания №1,5 оформите в виде таблицы 2.
Формула вещества |
реактив |
наблюдения |
Уравнения реакции |
Вывод |
|
|
|
|
|
! Задания №2,3,7 оформите в виде таблицы 3.
Что делали |
Что наблюдали |
Уравнения реакции молекулярные , ионные, окислительно-востановительные |
вывод |
|
|
|
|
-сделайте общий вывод о практической работе, исходя из цели и планируемых результатов.
- приведите рабочее место в порядок. Сдайте тетради на проверку.
10 класс
10 класс
Практическая работа №2
«Получение этилена и опыты с ним»
Цель: знать свойства этилена, способы его получения, правила техники безопасности.
Уметь получать этилен в лабораторных условиях, доказывать его наличие,
подтверждая химическими реакциями, пользоваться химическим оборудованием
и реактивами.
Оборудование: металлический штатив, спиртовка, спички, лучинка, штатив с пробирками, прибор для получения газа, мерный цилиндр.
Реактивы: этиловый спирт – С2Н5ОН, H2SO4- концентрированная, раствор КМn O4,
песок прокаленный.
Предварительно учащиеся получают домашнее задание, связанное с изучением содержания предстоящей практической работы. Для подготовки к работе необходимо использовать материал учебника 10-го класса автора О.С.Габриеляна (§ 12)
Правила техники безопасности
Осторожно работайте с химическим оборудованием!
Осторожно обращайтесь с концентрированной серной кислотой H2SO4!
Получение этилена
Ход выполнения
C2H5OH
H2SO4
Рис.22
Таблица 1
Этапы урока |
Рисунок с соответствующими надписями. Наблюдения. |
Уравнения реакций |
Выводы |
1.Получение этилена
|
|
|
|
2. Свойства этилена: Физические свойства; Химические свойства взаимодействие с раствором перманганата калия (KMn O4)
|
|
|
|
Свойства этилена
Опишите физические свойства этилена
Химические свойства
Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия
• Пропускайте газ через 1-2 мл раствора перманганата калия.
• Объясните, что наблюдаете?
Горение этилена на воздухе
• Выньте газоотводную трубку из раствора и повернув её отверстием к верху,
подожгите выделяющийся газ.
• Каким (светящимся или несветящимся) пламенем горит этилен? Дайте объяснение.
• Потушите спиртовку. Выделение этилена постепенно прекратится.
• Оформите работу в соответствии с образцом (табл.2).
Таблица 2
№ п/п |
Ход работы |
Наблюдения |
Рисунок с соответствующими надписями Уравнения реакций |
Выводы |
|
|
|
|
|
Сделайте общий вывод о проделанной работе, исходя из цели
Приведите рабочее место в порядок
Сдайте тетради на проверку
Практическая работа №7
9- 10 класс
«Распознавание пластмасс и волокон»
Решение экспериментальных задач
Цель: знать свойства высокомолекулярных соединений – пластмасс и волокон,
область их применения; правила пользования химической посудой ,
оборудованием и реактивами, а также правила техники безопасности.
Уметь различать образцы пластмасс и волокон по физическим (отношение к
нагреванию, характеру горения) и химическим свойствам
(действию концентрированных кислот и щелочей).
Оборудование: спиртовка, тигельные щипцы, чашка с песком, спички, асбестовая сетка.
Реактивы: образцы пластмасс и волокон, HNO3, H2SO4 и NaOH – концентрированные.
Предварительно учащиеся получают домашнее задание, связанное с изучением содержания предстоящей работы. Для подготовки к работе необходимо использовать материал учебника 9 класса О.С.Габриеляна (§ 42) или 10 класса автора Л.А.Цветкова (§ 46-49).
Правила техники безопасности
Нагревая и сжигая вещества на открытом пламени, держите их тигельными щипцами.
Подставляйте под горящее вещество чашку с песком.
Для наблюдения за размягчением и изменением формы тела помещайте его на
асбестовую сетку.
Концентрированные кислоты и щелочь берите в малых количествах.
Ход урока
Запись темы, цели, оборудования, реактивов, оформление таблицы
Вариант 1
В пакетах под номерами выданы образцы пластмасс: полиэтилен, полистирол, фенолформальдегидная смола и образцы волокон: хлопок, шерсть, вискоза, капрон. Определите опытным путем содержимое каждого пакета.
Вариант 2
В пакетах под номерами выданы образцы пластмасс: полиэтилен, поливинилхлорид, полиметилметакрилат и образцы волокон: хлопок, шерсть, шелк натуральный, лавсан. Определите опытным путем содержимое каждого пакета.
Ход выполнения
· Для распознавания выданных образцов пластмасс и волокон используйте табл.№8,9
· В работе соблюдайте последовательность операций в соответствии с графами табл.10,11
Таблица №8 Пластмассы
Название пластмассы и формула структурного звена |
Физические свойства, определяемые органолептически |
Отношение к нагреванию |
Характер горения |
Полиэтилен - СН2- СН2- |
Жирный на ощупь. В виде пленки прозрачный |
Размягчается, в размягченном состоянии легко меняет форму |
Горит с запахом расплавленного парафина ярким пламенем. Продолжает гореть вне пламени. |
Поливинилхлорид -СН2-СНС1- |
Эластичный, в толстых слоях жесткий. Прозрачный или непрозрачный |
Размягчается и разлагается с выделением хлороводорода |
Горит коптящим пламенем. Вне пламени гаснет
|
Полистирол -СН2-СН2- І С6Н5 |
Хрупкий, неэластичный, прозрачный, но бывает и непрозрачный |
Размягчается, легко вытягиваются в нити |
Горит коптящим пламенем с запахом стирола. Продолжает гореть и вне пламени.
|
Полиметилметакрилат СН3 l —СН2—С— l СООСН3 |
Прозрачный твердый, неэластичный |
Размягчается, но нити не вытягиваются |
Горит желтым с синей каймой пламенем
|
Фенолформальдегидные смолы |
Непрозрачная, неэластичная, хрупкая |
Не размягчается, разлагается |
Загорается с неприятным запахом фенола при длительном пребывании в пламени |
Таблица №9 Волокна
Волокно |
Характеристика горения и его результат |
Действие концентрированных кислот и щелочей |
||
HNO3 |
H2SO4 |
NaOH |
||
Хлопок
Вискозное |
Горит быстро с запахом жженой бумаги. После сгорания остается серый пепел
То же |
Растворяется. Раствор бесцветный
То же |
Растворяется
Растворяется. Раствор красно-коричневый |
Набухает, но не растворяется
Растворяется
|
Шерсть |
Горит с запахом паленого волоса. В конце образуется хрупкий черный шарик |
Желтое окрашивание |
Разрушается |
Растворяется
|
Шелк натуральный |
То же |
То же |
» |
»
|
Ацетатное |
Горит в пламени. Вне его гаснет. Спекается в темный нехрупкий шарик |
Растворяется. Раствор бесцветный. |
Растворяется |
Желтеет и растворяется
|
Капрон |
При нагревании размягчается, плавится, образуя твердый нехрупкий блестящий шарик. Из расплава вытягиваются нити. В пламени горит с неприятным запахом |
То же |
Растворяется. Раствор бесцветный |
Не растворяется
|
Лавсан |
Горит, образуя темный твердый шарик. При нагревании плавится. Из расплава можно вытянуть нити |
Не растворяется |
Растворяется |
»
|
Таблица №10
Название пластмассы и формула структурного звена |
Физические свойства, определение органолептически |
Отношение к нагреванию и характер горения |
Ответ № пакета |
Вывод |
|
|
|
|
|
Таблица №11
Название волокна |
Характеристика горения и его результат |
Действие концентрированных кислот и щелочей |
Ответ № пакета |
Вывод |
||
HNO3 |
H2SO4 |
NaOH |
||||
|
|
|
|
|
|
|
Сделайте общий вывод о проделанной работе, исходя из цели
Приведите рабочее место в порядок
Сдайте тетради на проверку
Технологическая карта к практической работе № 4.
«Получение и свойства карбоновых кислот»
Алгоритм действий |
Приборы и материалы |
Опыт № 1. Получение уксусной кислоты |
|
1.Собрать прибор, как на рисунке и проверить его на герметичность. 2.Зарядить его. 3.Закрепить в штативе и нагреть. |
1.Прибор для получения газов, стакан с водой. 2.Ацетат натрия, серная кислота. 3.Штатив, спички, спиртовка, пустая пробирка для собирания уксусной кислоты. |
Опыт № 2. Изучение общих свойств кислот на примере уксусной кислоты |
|
Полученную кислоту разделить на четыре пробирки. 1.Действие на индикатор (первая пробирка) 2.Реакция нейтрализации со щелочью (приливают щелочь в эту же первую пробирку, где кислота с индикатором) 3.Взаимодействие с металлами 4.Взаимодействие с основным оксидом ( 3 – я пробирка) 5.Взаимодействие с солью более слабой кислоты (Na2CO3) (4-я пробирка) |
1.Индикатор – лакмус. 2.Щелочь, индикатор, пробирка.
3.Металл (цинк), пробирка.
4.CuO, пробирка, спиртовка, спички.
5.Раствор соли (Na2CO3)
|
Опыт № 3. Получение стеариновой кислоты и ее свойства |
|
1.Получение стеариновой кислоты при взаимодействии раствора мыла и соляной кислоты. 2.Прилить к образовавшемуся в предыдущей реакции осадку (стеариновой кислоты) щелочь. |
1.Водный раствор мыла, соляная кислота, пробирка.
2.Щелочь, полученная стеариновая кислота в пробирке. |
Технологическая карта к практической работе № 4.
«Получение и свойства карбоновых кислот»
Алгоритм действий |
Приборы и материалы |
Опыт № 1. Получение уксусной кислоты |
|
1.Собрать прибор, как на рисунке и проверить его на герметичность. 2.Зарядить его. 3.Закрепить в штативе и нагреть. |
1.Прибор для получения газов, стакан с водой. 2.Ацетат натрия, серная кислота. 3.Штатив, спички, спиртовка, пустая пробирка для собирания уксусной кислоты. |
Опыт № 2. Изучение общих свойств кислот на примере уксусной кислоты |
|
Полученную кислоту разделить на четыре пробирки. 1.Действие на индикатор (первая пробирка) 2.Реакция нейтрализации со щелочью (приливают щелочь в эту же первую пробирку, где кислота с индикатором) 3.Взаимодействие с металлами 4.Взаимодействие с основным оксидом ( 3 – я пробирка) 5.Взаимодействие с солью более слабой кислоты (Na2CO3) (4-я пробирка) |
1.Индикатор – лакмус. 2.Щелочь, индикатор, пробирка.
3.Металл (цинк), пробирка.
4.CuO, пробирка, спиртовка, спички.
5.Раствор соли (Na2CO3)
|
Опыт № 3. Получение стеариновой кислоты и ее свойства |
|
1.Получение стеариновой кислоты при взаимодействии раствора мыла и соляной кислоты. 2.Прилить к образовавшемуся в предыдущей реакции осадку (стеариновой кислоты) щелочь. |
1.Водный раствор мыла, соляная кислота, пробирка.
2.Щелочь, полученная стеариновая кислота в пробирке. |
Практическая работа №5
(1 час) 10 класс
«Углеводы»
Цель: уметь экспериментально доказывать, что углеводы – сложные вещества, определять их наличие, пользоваться химическим оборудованием и посудой.
Знать свойства углеводов: глюкозы, сахарозы, целлюлозы, крахмала; правила
техники безопасности.
Оборудование и реактивы приведены для каждого задания после его условия.
Предварительно учащиеся получают домашнее задание, связанное с изучением предстоящей работы по инструкции, одновременно используя материалы учебников 10 класса автора О.С.Габриеляна (§ 22-24)
Правила техники безопасности
Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Помните! Пробирку прогревают, держа ее в наклонном положении, по всей длине двумя – тремя движениями в пламени спиртовки. При нагревании направляйте отверстие пробирки в сторону от себя и соседей.
Ход работы
Запись темы, цели, оборудования, реактивов, оформление таблицы
Вариант 1
Задание 1. Проведите гидролиз сахарозы.
Оборудование: спиртовка, держатель, штатив с пробирками, пипетки.
Реактивы: 5%-ый раствор сахара, 10% -е растворы НСI, NaOH, CuSO4,
Н2 О – дистиллированная.
Ход выполнения
Задание 2. Используя выданные реактивы, докажите, что в состав белого хлеба входит
крахмал.
Оборудование: штатив с пробиркой, стеклянная палочка.
Реактивы: кусочек белого хлеба, Н2О – дистиллированная, I2 - вода.
Ход выполнения
Вариант 2
Задание 1. Проведите гидролиз крахмала.
Оборудование: спиртовка, спички, держатель, пробирки в штативе.
Реактивы: крахмальный клейстер, 10% - е растворы H2SO4, NaOH, CuSO4,
H2O – дистиллированная.
Ход выполнения
· По изменению окраски наблюдать постепенный гидролиз крахмала. Окраска от йода изменяется. Как изменяется окраска йода ?
· Как окраска останется неизменной, нейтрализуйте смесь раствором гидроксида натрия и добавьте немного свежеприготовленного осадка гидроксида меди (II). Содержимое пробирки вновь нагрейте.
· Ответьте на вопросы: 1. Что происходит с крахмалом при его нагревании в присутствии раствора серной кислоты? 2. Почему окраска йода изменяется при испытании раствора? 3. О чем свидетельствует появление осадка желтого и красного цвета?
· Оформите отчет о работе согласно приведенному образцу (табл. )
Задание 2. Докажите, что в меде содержится глюкоза.
Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель.
Реактивы: мед, 10%- е растворы NaOH и CuSO4.
Ход выполнения
· Продумайте ход решения задачи.
· Оформите отчет о работе согласно приведенному образцу (табл. №6)
Вариант 3
Задание 1. Проведите гидролиз целлюлозы.
Оборудование: 2 химических стакана на 100мл., фильтр, металлический штатив с кольцом, стеклянная палочка, асбестовая сетка.
Реактивы. 1-2г древесных опилок (целлюлозы), Н2О – дистиллированная, H2SO4-концентрированная, раствор Фелинга.
Приготовление фелинговой жидкости: а) в 100 мл воды растворяют 3,5 г медного купороса (крист.); б) в 100 мл воды растворяют 17,3 г сегнетовой соли (крист.) и 6 г едкого натра. Растворы хранят отдельно. Перед уроком получают нужное количество жидкости, смешивая равные объемы растворов. Раствор Фелинга приготавливается лаборантом
Ход выполнения
· Часть еще горячего раствора фильтруют через складчатый фильтр, фильтрат нейтрализуют щелочью и нагревают с фелинговым раствором.
· Что наблюдаете? Объясните происходящее явление.
· Отчет о работе оформите согласно приведенному образцу (табл.№6)
Задание 2. Докажите, что в состав сахара входят углерод и вода.
Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель, щипцы, стеклянная пластинка.
Реактивы: сахар.
Ход выполнения
· Продумайте ход решения задачи.
· Отчет о работе оформите согласно приведенному образцу (табл.№6)
Сделайте общий вывод соответственно каждому варианту, исходя из цели.
Приведите рабочее место в порядок.
Сдайте тетради на проверку.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
(1 час) 10 класс
«Определение углерода, водорода, хлора в органических веществах»
Цели. Знать химические реакции, лежащие в основе данной работы; правила техники
безопасности.
Уметь в лабораторных условиях устанавливать качественный состав жидких и
твердых углеводородов путем окисления их оксидом меди (II), монтировать
прибор для исследования образцов органических веществ на содержание в них
углерода, водорода и хлора.
Оборудование и реактивы приведены после условия каждого этапа работы.
Предварительно учащиеся получают домашнее задание, в котором требуется изучить содержание предстоящей практической работы. Для подготовки к работе необходимо использовать материалы учебника 10 класса авторов О.С.Габриеляна (§ 11 и практическая работа №1 стр.283)
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
а б в г д
е ж з и
к л м
Запрещается пробовать вещества на вкус (а);
брать вещества руками (б);
оставлять открытыми банки с сухими веществами и склянки с жидкостями (в);
высыпать или выливать остатки реактивов в склянки и банки
из которых они были взяты (г);
оставлять неубранными разлитые или рассыпанные реактивы (д.);
менять пробки и пипетки от различных банок или склянок (е).
Надо работать только над столом (ж);
смыть водой, затем нейтрализующим веществом реактив, если он попал
на кожу или одежду (з);
собирать остатки веществ в специально предназначенную посуду (и);
тушите спиртовку только колпачком (к);
запрещается зажигать одну спиртовку с помощью другой (л);
запрещается передавать спиртовку в зажженном виде (м).
Ход урока
Запись темы, цели, оборудования, реактивов, оформление таблицы
Для того чтобы понять сущность работы, надо знать, что
оксид меди (II) СuО может восстанавливаться углеродом
2СuО + С = 2Сu + СО2
или водородом
СuО + Н2 = Сu + Н2 О
Концентрированная серная кислота является очень хорошим водоотнимающим средством. Она легко поглощает как водяные пары
Н2SO4 + nH2O = H2SO4 · n H2O
так и воду от веществ, которые её содержат. При этом органические вещества, теряющие воду, обугливаются.
Безводный сульфат меди CuSO4 – вещество белого цвета, а при взаимодействии с водой приобретает голубую окраску
CuSO4 + 5H2O = CuSO4 · 5H2O
белый голубой
Известковая вода Са(ОН)2 под действием оксида углерода (IY) (углекислого газа) СО2 мутнеет вследствие образования нерастворимого карбоната кальция СаСО3
Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О
Пары хлорида меди (II) СuСI2 окрашивают пламя в зеленый цвет.
Качественное определение углерода и водорода в углеводородах
Оборудование: металлический штатив, пробирка с газоотводной трубкой, штатив с пробирками, спиртовка, спички.
Реактивы: вазелиновое масло ( парафин или машинное масло), СuО, СuSO4 – безводный, Са(ОН)2 – известковая вода (свежеприготовленная).
Ход выполнения
Рис. 1
Таблица 1
Этапы работы |
Наблюдения. |
Рисунок с надписями. Уравнения реакций |
Выводы |
|
|
|
|
Качественное определение хлора в органических веществах
(проба Бельштейна)
Оборудование: медная проволочка на конце со спиралью, стеклянная пластинка, пипетка, спиртовка, тигельные щипцы.
Реактивы: дихлорэтан.
Ход выполнения
Сделайте вывод о практической работе, исходя из цели
Приведите рабочее место в порядок
Сдайте тетради на проверку.
.
Практическая работа №6
(1 час) 10 класс
«Исследование свойств органических веществ – кислород - и
азотсодержащих соединений»
Решение экспериментальных задач
Цель: знать способы получения и свойства кислород- и азотсодержащих соединений;
правила техники безопасности.
Уметь исследовать, доказывать и сравнивать свойства данных соединений,
проводя химические реакции, используя химическое оборудование и реактивы.
Оборудование и реактивы приведены для каждого задания после его условия
Предварительно учащиеся получают домашнее задание, связанное с изучением содержания предстоящей практической работы. Для подготовки к работе необходимо использовать материал учебника 10–го класса авторов Л.А.Цветкова (§ 33-34; 44) или О.С.Габриеляна (§ 21; 27)
Для выполнения задания предлагаются задачи различной степени сложности, что соответствует определенной оценке.
Правила техники безопасности
Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Ход урока
Запись темы, цели, оборудования, реактивов, оформление таблицы.
Для выполнения задания предлагаются задачи различной степени сложности, что соответствует определенной оценке.
Задача № 1. (на оценку «удовлетворительно»)
Какой препарат эффективнее – мыло или синтетическое моющее средство?
Оборудование: спиртовка, спички, держатель, штатив с пробирками.
Реактивы: Н2О – дистиллированная, кусочек хозяйственного мыла, 0,5 г стирального порошка (без ферментных добавок); жесткая вода.
Ход выполнения
Растворение веществ
Налейте в две пробирки по 2 мл дистиллированной воды. В одну поместите кусочек медной стружки, в другую – немного стирального порошка. Растворите то и другое при нагревании.
Сравнение моющих средств в условиях жесткой воды.
Для этого возьмите две пробирки с жесткой водой (по 1 мл в каждой) и добавляйте по каплям в одну – мыльный раствор, в другую – раствор стирального порошка. После каждой капли встряхивайте содержимое пробирок. В каком случае понабилось больше капель раствора для образования устойчивой пены?
Оформите работу в соответствии с образцом:
В две пробирки наливаю ________________________________. В одну помещаю ________________________________, в другую - __________________________________. _______________________ содержимое пробирок __________________ на пламени спиртовки.
Для сравнения ______________ действия полученных ______________, беру 2 пробирки с ________________________ по _______ в каждой. Добавляю по ____________ в одну - _______________________, в другую - _______________________. После каждой капли _______________ содержимое пробирок. Для образования устойчивой пены понадобилось больше капель ___________________ в _________________ растворе.
Вывод: как моющее средство эффективнее применять ____________ , а не _____________.
Задача №2. (на оценку «хорошо»)
Очистите ткань от масляной краски, выбрав наиболее эффективный растворитель.
Оборудование: штатив с пробирками, пипетки, вата.
Реактивы: спирт, ацетон, бензин, вода, растительное масло.
Ход выполнения
Р а с т и т е л ь н о е м а с л о
Спирт Ацетон Бензин Вода
Таблица №6
№ п/п |
Что делали |
Наблюдения Уравнения реакций |
Вывод |
|
|
|
|
Задача №3 (на оценку «хорошо»)
Докажите несколькими способами, что выданное вещество – белок.
Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель, спички.
Реактивы: 10 %- ные растворы NaOH и CuSO4 , HNO3 – концентрированная, NH3 • Н2О (раствор), раствор белка куриного яйца.
Ход выполнения
Цветные реакции на белки
При попадании на кожу концентрированная азотная кислота также вызывает появление желтых пятен – это признак легкого ожога
Задача №4 (на оценку «отлично»)
Получите натриевое мыло из подсолнечного (или касторового) масла.
Оборудование: металлический штатив, асбестовая сетка, фарфоровая чашка, стеклянная палочка, штатив с пробирками, фильтровальная бумага.
Реактивы: подсолнечное (касторовое) масло, 35%-й раствор NaOH, Н2О – дистиллированная.
Ход выполнения
За варкой мыла нужно внимательно следить и точно соблюдать все указания
Получение мыла
Доказательство образования мыла
Сделайте общий вывод о проделанной работе, исходя из цели
Приведите рабочее место в порядок
Сдайте тетради на проверку
10класс.
Карта- инструкция.
Практическая работа №8 .
« Идентификация органических соединений»
Цель: закрепить знания об идентификации изученных органических соединений, совершенствовать умения учащихся решать экспериментальные задачи .
Предполагаемые результаты: знать качественные реакции на кратные связи, многоатомные спирты, альдегиды, крахмал, белки, правила безопасного обращения с веществами, лабораторного оборудованием.
Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ, содержащих кратные связи многоатомных спиртов, альдегидов крахмала, белков.
План действий.
-Запишите в тетрадь №П.Р, и тему П.Р. Ознакомьтесь с целью П.Р.
-Прочитайте инструкцию по технике безопасности при работе в кабинете химии.
-Прослушайте краткий инструктаж учителя. Распишитесь в журнале.
-Прочитайте задания своего варианта.
-Запишите оборудование для выполнения работы и список опытов.
-продумайте план выполнения своего варианта.
-Используйте приложения 11 в учебнике и план решения задач на распознавание веществ.
-Проведите эксперимент.
Отчёт о результате работы оформите в Ваде таблицы.
Что делали |
Что наблюдали объяснения |
Уравнения реакций |
Вывод |
|
|
|
|
-Сделайте общий вывод о практической работе, исходя из цели и планируемых результатов.
-Приведите рабочее место в порядок.
-Сдайте тетради на проверку.
11 класс
Практическая работа № 1.
Тема: «Получение, собирание и распознавание газов».
Цель: отработка навыков получения, собирания и распознавания газов, закрепление
качественных реакций и рассмотрение их с точки зрения теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессов.
Планируемые результаты: ЗНАТЬ физические и химические свойства водорода, кислорода, аммиака, углекислого газа, способы их получения и распознавания, УМЕТЬ собирать приборы для получения газов, имеющих разную плотность, обращаться с химическим оборудованием, распознавать опытом путем водород, кислород, аммиак и углекислый газ, записывать уравнения реакций в ионном виде и составить электронный баланс для О.В.Р.
План действий.
- Записать в тетради № Практической работы ; тему и вариант.
- Ознакомьтесь с целью и планируемыми результатами.
- Прослушайте инструктаж учителя по технике безопасности при работе с газообразными веществами. Распишитесь в журнале.
-Прочитайте задания своего варианта на стр.189-192.
-Составьте план действий для реализации заданий,
соблюдая правила техники безопасности используя инструкции и рисунки на стр.189-192.
- По инструкции учебника проведите эксперимент.
- Зафиксируйте наблюдения: Сделайте выводы. Ответьте на вопросы к данным опытам.
- Сделайте отчет о проделанной работе в виде таблицы.
Ход работы |
Что наблюдали. |
Уравнения реакций молекулярное, ионные, окислительно-восстановительные Рисунки. |
Вывод. |
|
|
|
|
Вариант № 1
Опыт № 1.
1. Получите, соберите, распознайте кислород и проделайте опыты, подтверждающие его химические свойства. Запишите соответствующие уравнения реакций.
Рисунок № 1
Рисунок № 2
Вариант № 2.
Опыт № 2.
1. Получите, соберите, этилен и проделайте опыты, подтверждающие его химические свойства. Запишите соответствующие уравнения реакций.
H2SO4 + C2H5OH раствор KMnO4.
- Сделайте общий вывод о практической работе, исходя из цели и планируемых результатов.
- Приведите рабочее место в порядок
- сдайте тетради на проверку.
11 класс.
Карта- инструкция.
Практическая работа №2.
«Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений».
Цель: усвоение качественных реакции на неорганические и органические соединения, формирование практических навыков.
Предполагаемые результаты: Знать качественные реакции на неорганические и органические соединения.
Уметь: распознавать опытным путем анионы, катионы и органические соединения, с которыми приходится часто встречаться в жизни, навыки оформления экспериментальных задач.
Варианты: I вариант № 1,2. II вариант № 3,4.
План действий.
- запишите № практический работы, № варианта, ознакомьтесь с целью и практической работой.
- прослушайте инструктаж по технике безопасности при выполнении практических работ.
- распишитесь в журнале по т/б.
- прочитайте задания на стр. 220 в соответствии с вашим вариантом.
- используя таблицы «определения катионов», « определение анионов», « качественные реакции на органические соединения». Составьте план действии (блок схему), для решения экспериментальных задач вашего варианта .
- проведите эксперимент.
- зафиксируйте наблюдения, сделайте вывод.
- оформите экспериментальные задачи в табличной форме.
(-) реакция не идет, (x) данное вещество определено, ( искл.) определено методом исключения.
Данные вещества |
Реактивы |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- запишите сущность практических идущих реакций. В таблице отметьте газообразные вещества стрелкой вверх, а осадки стрелкой вниз.
- сделайте вывод о практической работе, исходя из цели.
- Приведите рабочее место в порядок.
- Сдайте тетради.
В нашем каталоге доступно 76 053 рабочих листа
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 2 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Дидактический материал по химии разработан для учащихся восьмых, девятых, десятых. одиннадцатых классов. Инструктивные карточки 8-11 классов по химии могут использовать как учителя химии , так и учащиеся основной и средней школы.
В данной работе собраны инструкции к практическим работам по курсу химии средней школы. В каждой практической работе есть инструкция по технике безопасности, алгоритм выполнения опытов, пример оформления рабочих тетрадей.
6 676 851 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Андрианова Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.