Карта
работы на уроке (фамилия, имя) _______________________________________________
Тема: Образ Катерины в
пьесе Н.А. Островского «Гроза»
Этап 1. Отметь утверждения, которые, по-твоему, противоположны образу Катерины
в пьесе «Гроза».
В христианской традиции почитается несколько святых с именем
Катерина.
№
|
Утверждения
|
Сформулируйте свой контраргумент
|
1.
|
В Греции наиболее известная - великомученица
Екатерина Александрийская, казненная во времена правления римского императора
Максимиана. Она приняла крещение после того, как увидела
во сне Богородицу с маленьким Иисусом. Она не побоялась в лицо обличить
язычника-царя за то, что он преследовал и мучил христиан, и затем была по его
приказу обезглавлена.
|
|
2.
|
На Руси великомученица Екатерина издавна
считалась покровительницей невест.
|
|
3.
|
В католической традиции Катерину почитают как
небесную заступницу детей, женщин, школьников, студентов, библиотекарей,
философов, юристов, проповедников и преподавателей, а также прях, точильщиков
и ножовщиков.
|
|
4.
|
Имя Екатерина в переводе с греческого языка
означает "чистая, непорочная", оно происходит от греческого слова
"катариос".
|
|
Этап 2. Составь синквейн
Примечание.
Первая
строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово
(обычно существительное), которое
обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая
строка — два слова (прилагательные или причастия), они дают описание
признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья
строка — образована тремя глаголами или деепричастиями,
описывающими характерные действия объекта.
Четвертая
строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора
синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая
строка — одно слово-резюме,
характеризующее суть предмета или объекта.
Этап 3. Выдели основные черты
характера Катерины. Запиши их в первый столбик. Подбери антонимы к каждой
черте. Определи, кто в пьесе наделен этой чертой характера. Сделай вывод.
Черты
Катерины
1.______________________________________________
1. __________________________________________
2. ______________________________________________
2.__________________________________________
3._______________________________________________3.__________________________________________
5. ______________________________________________
4.__________________________________________
6._______________________________________________
5._________________________________________
7._______________________________________________6.__________________________________________
8._______________________________________________
7.__________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этап 4. Дай определение
понятию.
Внутренний конфликт – это
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Этап 5. Опиши или изобрази внутренний конфликт Катерины,
используя для этого текст, схему, таблицу или любой другой способ информации
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этап 6. Прочитай сочинение ученицы. Дай развернутую
рецензию на прочитанную работу.
Сочинение
ученицы
"Катерина - отнюдь не луч света в тёмном
царстве. Почему? Потому что "лучи света" не гуляют тёмной ночью от
своих мужей. У Катерины был ключ от калитки и все условия гульнуть от мужа.
Настоящий "луч света" выбросил бы заветный ключик в воду. Но Катерина
так не сделала. Добролюбов считает характер Катерины оптимальным для женщины. Я
так не считаю. Может, в 19 веке этот характер и был бы идеальным, но не сейчас.
Катерина - избалованная, ленивая женщина. Мама
никогда не заставляла её работать, одевала, как куклу, не заставляла учиться. В
общем, жила девушка как у Христа за пазухой. И вдруг её выдали замуж. И
свекровь, вот вредная, работать заставляет, гулять от мужа не даёт. Вы
представляете, какая каторга? И неудивительно, что Катерине свет не мил стал. И
рядовая семья Кабановых стала для неё тёмным царством. Кабаниха, конечно, была
для Катерины извергом. А на самом деле? У Кабанихи твёрдый характер. Она
говорит человеку всё, что думает о нём. И говорит в глаза. В наше время она
была бы хорошим руководителем какого-нибудь предприятия. Кабаниха - портрет
хорошего, трудолюбивого помещика тех времён. Не она ли приказывала сыну, чтобы
тот взял с Катерины клятву не гулять по мужикам? А он Катерине верил. А та, не
успел муж от дома отъехать, сразу пошла к Борису. Понятно, что остальным с
Кабанихой трудно. А уж что касается "луча света в тёмном царстве", то
он просто должен повеситься. Но Катерина утопилась. В наше время считается, что
самоубийца - человек слабохарактерный. Таким людям нужна помощь психиатра.
Добролюбов говорит, что смерть Катерины - это протест против нравов
"тёмного царства". Таких протестующих на свете много. Но ни один из
них ещё ничего не доказал. Катерина умерла. Бориса сослали. Любящий Катерину и
готовый простить ей всё Кабанов потерял единственную любовь. Кабанова сказала:
"Ну и слава Богу, от стыда избавились". Мир пополнился ещё одной
сплетней. Бесспорно, положительным в Катерине является то, что она хорошо
молится... А другая девушка, например, хорошо танцует, что так же бесполезно. И
что, теперь за это их медалями обвешать? и возносить до небес?
Для Катерины гораздо эффективнее было бы меньше
грешить. Тогда бы и замаливать было нечего и некогда.
Я думаю, что Островский не ставил своей целью
разоблачение таких "тихих омутов", как Катерина и подобных святош.
Его целью было вывести на чистую воду жителей "тёмного царства" и их
нравы. Но невольно у него получилось и то, и другое. Пьеса "Гроза" -
история истинно несчастной любви.
Примечание. *Стилистика и орфография источника сохранены.
РЕЗЕНЗИЯ
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этап 7. Проанализируй свою работу на уроке. Составь кластер
ассоциаций этапов урока.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.