Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыН. Островский "Образ Катерины в пьесе "Гроза" (10 класс)

Н. Островский "Образ Катерины в пьесе "Гроза" (10 класс)

Скачать материал

Карта работы на уроке (фамилия, имя) _______________________________________________

Тема: Образ Катерины в пьесе Н.А. Островского «Гроза»

Этап 1. Отметь утверждения, которые, по-твоему, противоположны образу Катерины в пьесе «Гроза».

В христианской традиции почитается несколько святых с именем Катерина.

Утверждения

Сформулируйте свой контраргумент

1.

В Греции наиболее известная - великомученица Екатерина Александрийская, казненная во времена правления римского императора Максимиана. Она приняла крещение после того, как увидела во сне Богородицу с маленьким Иисусом. Она не побоялась в лицо обличить язычника-царя за то, что он преследовал и мучил христиан, и затем была по его приказу обезглавлена.

 

2.

На Руси великомученица Екатерина издавна считалась покровительницей невест.

 

 

 

3.

В католической традиции Катерину почитают как небесную заступницу детей, женщин, школьников, студентов, библиотекарей, философов, юристов, проповедников и преподавателей, а также прях, точильщиков и ножовщиков.

 

4.

Имя Екатерина в переводе с греческого языка означает "чистая, непорочная", оно происходит от греческого слова "катариос".

 

 

 

 

 

КатеринаЭтап 2. Составь синквейн

 

 

 

 

 

 

 

 


Примечание.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

 

Этап 3. Выдели основные черты характера Катерины. Запиши их в первый столбик. Подбери антонимы к каждой черте. Определи, кто в пьесе наделен этой чертой характера. Сделай вывод.                  

                                Черты Катерины                                                 

1.______________________________________________  1. __________________________________________

2. ______________________________________________ 2.__________________________________________

3._______________________________________________3.__________________________________________

5. ______________________________________________ 4.__________________________________________

6._______________________________________________ 5._________________________________________

7._______________________________________________6.__________________________________________

8._______________________________________________ 7.__________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этап 4. Дай определение понятию.

Внутренний конфликт – это ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Этап 5. Опиши или изобрази внутренний конфликт Катерины, используя для этого текст, схему, таблицу или любой другой способ информации

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Этап 6. Прочитай сочинение ученицы. Дай развернутую рецензию на прочитанную работу.

Сочинение ученицы

"Катерина - отнюдь не луч света в тёмном царстве. Почему? Потому что "лучи света" не гуляют тёмной ночью от своих мужей. У Катерины был ключ от калитки и все условия гульнуть от мужа. Настоящий "луч света" выбросил бы заветный ключик в воду. Но Катерина так не сделала. Добролюбов считает характер Катерины оптимальным для женщины. Я так не считаю. Может, в 19 веке этот характер и был бы идеальным, но не сейчас.

Катерина - избалованная, ленивая женщина. Мама никогда не заставляла её работать, одевала, как куклу, не заставляла учиться. В общем, жила девушка как у Христа за пазухой.  И вдруг её выдали замуж. И свекровь, вот вредная, работать заставляет, гулять от мужа не даёт. Вы представляете, какая каторга? И неудивительно, что Катерине свет не мил стал. И рядовая семья Кабановых стала для неё тёмным царством. Кабаниха, конечно, была для Катерины извергом. А на самом деле? У Кабанихи твёрдый характер. Она говорит человеку всё, что думает о нём. И говорит в глаза. В наше время она была бы хорошим руководителем какого-нибудь предприятия. Кабаниха - портрет хорошего, трудолюбивого помещика тех времён. Не она ли приказывала сыну, чтобы тот взял с Катерины клятву не гулять по мужикам? А он Катерине верил. А та, не успел муж от дома отъехать, сразу пошла к Борису. Понятно, что остальным с Кабанихой трудно. А уж что касается "луча света в тёмном царстве", то он просто должен повеситься. Но Катерина утопилась. В наше время считается, что самоубийца - человек слабохарактерный. Таким людям нужна помощь психиатра. Добролюбов говорит, что смерть Катерины - это протест против нравов "тёмного царства". Таких протестующих на свете много. Но ни один из них ещё ничего не доказал. Катерина умерла. Бориса сослали. Любящий Катерину и готовый простить ей всё Кабанов потерял единственную любовь. Кабанова сказала: "Ну и слава Богу, от стыда избавились". Мир пополнился ещё одной сплетней. Бесспорно, положительным в Катерине является то, что она хорошо молится... А другая девушка, например, хорошо танцует, что так же бесполезно. И что, теперь за это их медалями обвешать? и возносить до небес?

Для Катерины гораздо эффективнее было бы меньше грешить. Тогда бы и замаливать было нечего и некогда.

Я думаю, что Островский не ставил своей целью разоблачение таких "тихих омутов", как Катерина и подобных святош. Его целью было вывести на чистую воду жителей "тёмного царства" и их нравы. Но невольно у него получилось и то, и другое. Пьеса "Гроза" - история истинно несчастной любви.

Примечание. *Стилистика и орфография источника сохранены.

РЕЗЕНЗИЯ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1УРОКЭтап 7. Проанализируй свою работу на уроке. Составь кластер ассоциаций этапов урока.

5,6,7
2,3,4
 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Н. Островский "Образ Катерины в пьесе "Гроза" (10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер монтажа

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Карта работы на уроке над образом Катерины предназначена для учащихся 10 класса.

Структура карты позволяет провести мини-исследование в рамках одного урока. Состоит из 7 этапов. 

Задание 1 этапа выявляет степень знакомства с героиней, ее чертами характера на основе дополнительного материала.

Задание 2 этапа направлено на составление синквейна.

Задание 3 этапа выявляет основные черты характера героини, с подбором антонимов к выделенным чертам характера, что позволяет более полно рассмотреть образ Катерины.

Задания 4,5 этапов - работа над литературоведческим понятием.

Задание 6 этапа - рецензия на работу ученицы. Данный вид работы позволяет критически относиться к собственным сочинениям, формирует навыки работы с текстом сочинения.

Задание 7 этапа - составление кластера ассоциаций как самоанализа работы на уроке.

                 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 447 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1892
    • DOCX 59 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мурашева Евгения Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мурашева Евгения Ивановна
    Мурашева Евгения Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 261909
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Мини-курс

Продвижение экспертной деятельности: от личного сайта до личного помощника

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе