Перекатненская
средняя школа
Дидактический
материал
2012
уч.год
Предисловие
Предлагаемый
дидактический материал позволит проверить общеобразовательную подготовку
учащихся по курсу 6 класса.
Дидактический
материал позволяет проверить географическую компетенцию ученика. Это умение
ученика использовать свои знания и способности в определенных жизненных
ситуациях.
Дидактический
материал может быть использован при актуализации и закреплении знаний и
умений, при восприятии и усвоении, повторении и обобщении при контроле знаний и
умений.
Игра
- одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в сочетании с
другими методическими приемами и формами повышают эффективность преподавании
географии.
План и карта
Задания с
географическими координатами
Тема:
Географические координаты
Задание №1
Заполни
схему:
Географические координаты
Задание №2
Определи
координаты:
г.Токио-………
г.Пекин-………..
г.
Караганда-……….
г.Астана-………
г.Москва-……..
г.
Лондон-……..
Определи
объекты по координатам:
49
с.ш 2 в.д-…………. 39с.ш 77 з.д-…………
33
ю.ш 18 в.д-……….. 53 с.ш 13 в.д-…………
32
ю.ш 117 в.д-……… 16 ю.ш 68 з.д…………
Задание №3
Длина дуги
меридиана и экватора в 1⁰ равна
приблизительно…….км.
Линий
меридианов и параллелей, называют…………………………..
По
физической карте полушарий найдите эти географические объекты:
г.Тегеран-
36⁰ с.ш и 52⁰ в.д;
г. Дели-
28⁰ с.ш и 77⁰ в.д.;
г.Пекин-
40⁰с.ш 75⁰ з.д
г.
Буэнос-Айрес -35⁰ ю.ш и 58⁰ з.д
Задание
№4.
По географической широте объектов определите их географическую долготу:
г.Лондон- 52⁰ с.ш и ..... г.Иркутск- 52⁰с.ш и ….
г. Сидней- 34⁰ю.ш и … г.Кейптуан -33⁰ю.ш и…
г.Сантьяго – 33⁰ ю.ш и… г.Сакт-Петербург – 60⁰с.ш и….
г.Москва – 56 с.ш
и…… г.Астана 51⁰ с.ш и …
Задание №5.
По
географической долготе объектов найдите их географическую широту.
г.Сан-Франциско-139⁰ з.д и ……
г.Мехико-99 ⁰з.д и…
г.Калькутта – 89 в.д и … о.Тасмания
– 147 в.д т..
Задание №6.
Координаты
высочайших вершины гор 28 ⁰с.ш и 87⁰ в.д.как называются горы и вершина?
Дайте устное описание этих гор по плану:
1)на каком
материке находятся:
2) в каком
направлении протянулись:
3)какие
крупные реки берут начало с этих гор
Задание №7. Заполните таблицу
Географические
координаты
|
Географический
объект
|
60⁰ с.ш и 30⁰ в.д-
|
|
30⁰ с.ш и 30⁰ в.д-
|
|
34
⁰ю.ш и 20⁰ в.д
|
|
0
⁰с.ш и 50⁰з.д
|
|
10⁰с.ш и 80⁰ з.д-
|
|
Задание №8. Географические
координаты действующего вулкана 56⁰ с.ш и 162⁰ в.д Назовите его.
Какие
из названных вулканов действующие, а какие –потухшие ( Эльбрус, Ключевская
Сопка, Везувий, Этна)
Задание № 9. Определи
объекты рельефа Казахстана с координатами:
42
с.ш.80 в.д.
|
|
48с.ш.75
в.д.
|
|
43
с.ш.52 в.д.
|
|
42с.ш77в.д.
|
|
50
с.ш.86 в.д.
|
|
47с.ш.82.в.д
|
|
48
с.ш.59в.д.
|
|
|
|
Задание №10
Напишите
географические координаты устьев перечисленных рек: назовите материк, по
которому они протекают: Нил, Амазонка, Миссисипи, Обь с Иртышом, Амур, Лена,
Енисей, волга, Днепр. Например устье Нила- 30⁰ с.ш. 31⁰ в.д.Африка.
Задание
№11.
Отметьте варианты, в которых географические координаты определены неправильно:
Каракас (
10 с.ш 66⁰ з.д)
Буэнос-Айрес(
35 ⁰ю.ш 59⁰ з.д)
Сантьяго (
33⁰ ю.ш 70⁰ з.д)
Мехико (
20⁰ ю.ш 100⁰з.з) Ключ к заданию11
Ответ: №4
Игра
« Широта и долгота»
Участники
игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая – «
северные широты», вторая - « южные широты», третья - « восточные долготы»,
четвертая - « западные долготы».игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу.
Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают,
где он находится. Те, которые представляют « широты» и « долготы» этого
объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет : остров
Мадагаскар; приседают ребята, изображающие « южные широты» и Восточные
долготы». Кто ошибся- получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает
из игры.
Работа с
картой.
Как
называется страна и ее столица. Расположенная на 50 ⁰с.ш и 14⁰ в.д ?
Как
называются точки 90 ⁰с.ш и 90 ⁰ю.ш
Что
называется географической широтой?
Что
называется географической долготой?
Тема: Гидросфера.
Задние №1. Опрос
по теме « Части мирового океана»
Установите
соответствие между терминами и их определениями
Термины
|
Определения
|
1.Материки
2.пролив
3.Внутреннее
море
4.Полуостров
5.Остров
6. море
7.
Архипелаг
8.Окраинное
море
9.Залив
10.
пролив Дрейка
11.
Гибралтарский пролив
12.Гренландия
13.Австралия
14.Тихий
15.Индийский
16.
северный Ледовитый
17.атлантический
18.
Антарктида
19.
Евразия
20.
Северная Америка
21.
Африка
22.Южная
Америка
|
А.
Небольшие участки суши
Б.
Группа островов, лежащих недалеко друг от друг
В.
Огромные участки суши
Г.
Участки материков и островов, глубоко вдающиеся в океан и с трех сторон
окруженной водой.
Д.
Часть океана. Отделенная от него островами или полуостровами. Отличающаяся
от океана свойствами
воды,
обитателями
Е.
Море, почти со всех сторон окруженное сушей
Ж.
Море, находящееся у краев материка
З.Часть
океана, моря. далеко вдающаяся в сущу
И.
Узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или
островов
К.
Самый широкий пролив на Земле, соединяет Тихий и Атлантический океаны, ширина
1000км
Л.
Этот пролив соединяет Средиземное море и Атлантический океан. В самом узком
месте 14 км
М.Самый
большой остров на Земле
Н.
самый маленький материк на Земле
О.
На территории этого океана могут уместиться все материки и еще место
останется
П.
На территории этого океана могут поместиться оье Америки и Африка
Р.
Океан в 14 раз меньше Тихого
С.
Самый узкий, соленый и самый загрязненный океан
Т.
Материк ,занимающий второе место по площади
У.
Материк, занимающий пятое место по площади
Ф.Самый
большой остров Земли
|
Игра « Раз! Два!
Три!»
Участники
игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке , они
произносят слова: « Раз! Два! Три! Море назови! »
При
последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия
морей. Если кто-то промолчит, то он выбывает из игры.
Игра со
словами: « Раз! Два! Три! Море назови! » продолжается, пока не останется
минимальное количество участников.
Кроссворд
1. Впишите названия рек, которые начинаются с буквы А
А
Задание
13 .Определите
по описанию реку в Евразии. « Река берет начало в горах Алтая и впадает в
Карское море. Имеет крупный левый приток. Река используется в основном как
транспортная магистраль и источник пресной воды».
Енисей 2)
Иртыш 3)Лена 4) Обь
Ключ для
проверки: № 4
Задание №14.
Составьте
рассказ на тему « Путешествие капелек воды»
Задание
№15.
Нарисуйте схему речной системы и обозначьте цифрами ее части:
Исток ;
2- устье; 3- правый приток 4- левый приток
Тема: Литосфера
Цифровой диктант
по теме «Рельеф. Горы и равнины»
Вариант
|
Определения
|
1-Рельеф
|
А-
высоко приподнятые над уровнем моря обширные участки земной поверхности
|
2-
Тянь-шань
|
Б.Самый
высокий пик Тянь-Шаня на территории Казахстана
|
3-Низменность
|
В.
Горы, разделяющие Европу и Азию
|
4-Возвышенность
|
Г.Самое
высокое место Саура
|
5-
Плоскогорье
|
Д.Самые
высокие горы мира
|
6-Эверест
|
Е.
К северу от Памира расположены горы
|
7-
Эльбрус
|
Ё.Величайшая
на Земле вершина
|
8-гора
|
И.Самая
высокая вершина Кавказа
|
9-
Барханы
|
К.Равнина
с высотой более 500метров
|
10-Равнина
|
Л.Все
неровности земной поверхности
|
11-
Гималаи
|
М.Равнины
с высотой до 200м над уровнем моря называют
|
12-
Уральские горы
|
Н.Песчаные
холмы, похожие на дюны
|
13-
Хан-Тенгри
|
О.Причудливые
горы Бештау
|
14-Музтау
|
П.Равнины
с абсолютной высотой от 200 до 500 метров
|
15-«Пять
гор»
|
Р.Обширные
территории ровной или холмистой поверхности Земли
|
Тема:
Атмосфера
Задание
№1. Подпишите
на диаграмме названия газов соответственно их процентному содержанию в воздухе:
78%- 21%- 0,93%- 0,03%-
Задание №2. Закончи
предложения
Самый
нижний слой. ………………
Над
тропосферой находится………………….
От высоты
80 до 800 км простирается ……………….
Воздушный
слой, окружающий земной шар со всех сторон, называется……………………..
Задание №
3. Закончи
предложения
Сила, с
которой воздух давит на земную поверхность, называется………………..
Нормальное
давление, это давление равное высоте ……… мм ртутного столба.
Атмосферное
давление измеряют с помощью приборов ……………..………
Тема: Водяной пар
в воздухе
Заполните схему:
Температура
⁰ (С)
|
Водяной
пар в ( граммах)
|
-30
|
|
-20
|
|
-10
|
|
0
|
|
+10
|
|
+20
|
|
+30
|
|
Влажность
измеряют с помощью приборов ……………………………….
Влажность
Тема: Облака и туман
Туман
Географический
диктант.
Правильный
ответ отметьте соответствующим номером задания.
Воздушная
оболочка, окружающая земной шар
Нижний
слой воздушной оболочки
Ветер,
меняющий направление 2 раза в сутки
Прибор,
измеряющий атмосферное давление
Прибор,
показывающий направление ветра
Ветер,
меняющий направление 2 раза в год
1) Бриз 4)
Муссон
2)
Барометр 5) тропосфера
3)
Атмосфера 6) Флюгер
Диктант.
Правильный ответ отметьте цифрой.
1.
Количество водяного пара, содержащегося в 1 м воздуха.
2.
Прибор, определяющи1 количество водяного пара в атмосфере
3.
Отношение фактического содержания водяного пара в 1 м к возможному при данной
температуре.
4.
Капельки воды, появляющиеся по утрам на растениях, предметах и т.д
5.
Атмосферные осадки, выпадающие в жидком виде
6.
Твердый атмосферный осадок, покрывающий земную поверхность в холодное время
года при температуре ниже нуля.
7.
Осадок, выпадающий в твердом виде
8.
Скопление на значительной высоте мельчайших капелек воды или кристалликов
льда, выделявшихся при охлаждении воздуха, насыщенного водяными парами.
9.
Прибор, измеряющий количество выпавших осадков
10.
Мельчайшие капли воды, образовавшиеся в приземном слое атмосферы из насыщенного
водяными парами воздуха при его охлаждении
1.Облака 6.
Абсолютная влажности
2.Осадкомер 7.
Относительная влажность
3.Роса 8.
Снег
4.Гигрометр 9.
Туман
5. Иней 10.
Дождь
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.