Инфоурок Музыка Другие методич. материалыДидактические материалы к занятию по теме "Прогрессивная аппликатура"

Дидактические материалы к занятию по теме "Прогрессивная аппликатура"

Скачать материал

1.2 Прогрессивная аппликатура септаккордов

 

 

Изложение аккордов минимальным количеством звуков в широком расположении получило название прогрессивных аккордовых форм Такое звучание наиболее полно раскрывает специфику гитары. Сам термин условен и указывает лишь на период введения в практику новой систематизированной аппликатуры аккордов вместо традиционной.


Отличительной чертой новых аппликатурных форм является прежде всего широкое расположение звуков, при котором аккорды звучат в акустическом отношении более объемно и выпукло благодаря охвату большего числа обертонов. В них отсутствуют не только удвоения, но зачастую и некоторые основные ступени (квинта, основной тон), без которых звучание аккорда не только не проигрывает, а, наоборот, приобретает большую выразительность. В джазовой терминологии их называют аккордами в открытой позиции.

 В примере показана прогрессивная аппликатура септаккордов пяти классов: верхний ряд — аккорды с основным тоном, взятым на шестой струне (Gmaj7, Gm7, G7, Gm7b5(GØ), Go), нижний — аккорды с основным тоном, взятым на пятой струне: (Bmaj7, Вт7, В7, Bm7b5 (ВØ), Во):

 

Для дальнейшего изучения материала необходимо освоить аппликатуру этих аккордов, добиться чистого их звучания при извлечении звука как пальцами правой руки, так и медиатором. В последнем случае недопустимы никакие призвуки от заглушённых струн. Это особенно важно при игре на электрогитаре.

Каждый из приведенных аккордов вначале нужно научиться брать в определенном месте грифа, например, на III ладу, затем плавно перемещать пальцы в позиции этого аккорда вверх и вниз по грифу и, наконец, освоить игру со скачками. Поначалу гитаристам, привыкшим к традиционной аппликатуре, новая аппликатура может показаться неудобной. Если левая рука быстро устает, следует отдохнуть, но не менять аппликатуры, так как весь последующий курс основан именно на этих ключевых аппликатурных формах септаккордов.

 

1.3 Септаккорды на ступенях мажорного лада

 

 

В джазовой гармонии наиболее часто употребляются аккорды, построенные на основных ступенях лада. На ступенях мажорного лада встречаются следующие семь септаккордов, называемых диатонической шкалой:


Таким образом, на I и IV ступенях лада всегда находятся большие мажорные септаккорды, на II, III и VI ступенях — минорные септаккорды, на V — доминантсептаккорд, а на VII —полууменьшенный септаккорд. Их обозначают такими символами:

I, IV - M
II, III, VI -  m
V -  x
VII - Ø

Существует и другая система обозначений — так называемый цифрованный бас, фиксирующий ступень, на которой построен тот или иной аккорд (I, II, III, IV, V, VI, VII). Как известно, запись аккомпанемента с помощью цифрованного баса применялась   еще в музыке   XVI  века.
Под нижним голосом — басом — подписывалась цифровка, а всю партию сопровождения (аккорды, фигурации и т. п.) сочинял исполнитель.
В джазовой гармонии цифрованный бас используется для обозначения диатонических аккордов; например, II в тональности соль мажор означает Am7, а не просто звук ля. Знаки альтерации ставятся перед римской цифрой, то есть bII в до мажоре означает Db m7. Если необходимо гармонизовать мелодию аккордами, не входящими в ди-атоническую шкалу данной тональности, после римской цифры пишут символ нового качества. Например, Их в тональности до мажор означает аккорд D7.
Следует отметить, что качество аккорда указывается лишь в том случае, если вместо обычного диатонического аккорда, построенного на ступенях лада, употребляется другой. В тональности до мажор нет необходимости обозначать аккорд G7 как Vx, поскольку септаккорд от звука соль образуется на V ступени лада. Отсюда и общепринятое его обозначение в джазовой гармонии — V. Если же на V ступени до мажора появляется Gm7, необходимо указать в символе цифрованного баса его новое качество—Vm. Иногда требуется использовать в аккорде альтерированные или дополнительные тоны. В этом случае прибегают к общепринятому методу буквенно-цифровой записи аккордов. Например, в тональности до мажор аккорд D7b5 будет обозначен II7b5.
Запись гармонии в виде цифрованного баса значительно облегчает анализ гармонических схем, упрощает транспонирование в другие тональности.
Таким образом, в мажорной гамме встречаются септаккорды четырех различных классов. Зная аппликатуру этих аккордов, можно приступить к изучению возможных аппликатурных вариантов игры гамм септаккордами.

 

 

1.4 Способы игры мажорной гаммы септаккордами

 

Игра гамм септаккордами — одна из самых важных форм развития техники гитариста. В качестве упражнения приведен способ игры гаммы фа мажор в ранее изученных аппликатурных формах (горизонтальной черточкой на сетках обозначен V лад грифа).

Нетрудно заметить, что в этом упражнении мелодическое движение гаммы идет по шестой струне. Движение гаммы си-бемоль мажор септккордами по пятой струне показано в помещенном ниже примере:

Учить эти упражнения следует в медленном темпе отдельными отрезками в восходящем и нисходящем движениях. Для удобства вначале изучают аппликатуру  септаккордов   на   определенном участке грифа при игре отрезков гаммы на шестой струне, потом на пятой и наоборот, как показано в следующем примере:

 

Ниже приведен адаптированный к басу вариант:

Игра гаммы на третьей струне. Упражнение

 

Игра гаммы на четвертой струне. Упражнение .

 

 

 

Проиграйте указанной аппликатурой гаммы соль, до, фа, си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль и ре-бемоль мажор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Гармонические модели в прогрессивных аккордовых формах

 

Большинству гитаристов-аккомпаниаторов хорошо известно, что при гармонизации мелодий используется весьма ограниченное число гармонических последовательностей. В практике джазового и эстрадного аккомпанемента наиболее часто встречающиеся типичные последовательности получили название гармонических моделей. Они обозначаются в виде цифрованного баса и являются своего рода формулой, которая применима в любой тональности.
 
Принято различать три типа гармонических моделей:

  1. диатонические
  2. хроматические
  3. квинтовые (основанные на последовательностях квинтового круга).

В гармонических моделях встречаются септаккорды трех видов: диатонические, хроматические и альтерированные.

При общей одинаковой альтерации всех ступеней диатонических септаккордов и сохранении таким образом их качества образуются хроматические септаккорды, например:   bII, bIII и т. д.

При альтерации основных или дополнительных тонов диатонических и хроматических септаккордов образуются так называемые альтерированные септаккорды, например: Ib5, IIxb5b9, V13b9  bVØ.

Изучение приведенных выше вариантов аппликатуры значительно облегчит освоение аккомпанемента и улучшит ориентировку гитариста на грифе инструмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5.1 Диатонические модели

 

 

Гармонические модели, построенные на основных ступенях лада, называются диатоническими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проиграйте предлагаемые гармонические модели в тональностях фа и си-бемоль мажор. Выпишем их в виде цифрованного баса в тональности до мажор:

 Цифровой бас

 По до мажору

 I-II-III-bIII-II

 Cmaj7-Dm7-Em7-Ebm7-Dm7

  I-VII-VI-bVI-Vm

 Cmaj7-BØ-Am7-Abm7-Gm7

  II-III-IV-#IVx-V

 Dm7-Em7-Fmaj7-F#7-G7

  IV-III-II-bIIx-I

 Fmaj7-Em7-Dm7-Db7-Cmaj7

 IV-V-VI-bVIx-V

 Fmaj7-G7-Am7-Ab7-G7

 VI-V-IV-III-II-V-I

 Am7-G7-Fmaj7-Em7-Dm7-G7-Cmaj7

Как видно, в отличие от приведенного ранее упражнения на игру гамм в фа и си-бемоль мажоре, в диатонических моделях не только меняется порядок ступеней гаммы, но встречаются и хроматические септаккорды. Так, в первой модели Fmaj7—Gm7—Am7—Ab m7— Gm7 (или в виде цифрованного баса I-II-III-bIII-II) аккорд Abm7 (bIII) рассматривается как пониженный на полтона минорный септаккорд III ступени фа мажора. То же относится к аккорду Dbm7 в си-бемоль мажоре. В других моделях в фа мажоре  встречаются   аккорды  bVI, #IVx, bIIх и bVIx, которые также являются хроматическими. Появление во второй модели аккорда Cm7(Vm) связано с временным отклонением в новую тональность си-бемоль мажор, и аккорд Cm7 можно рассматривать как II ступень этой тональности. Вторую модель в виде цифрованного баса можно записать и так (В скобках указана тональность, в которой произведена запись в виде цифрованного баса):

(F):I   - VII - (ВЬ):III - bIII – II

    Fmaj— EØ  -      Dm7 - Dbm7 - Cm7

с одним из вариантов продолжения: F7—Bbmaj7, то есть V—I.
Предлагаемые модели встречаются в практике наиболее часто. Каждую из них необходимо выучить наизусть и играть в разных тональностях. К новым примерам можно приступать, лишь хорошо усвоив предыдущие.

Не следует считать рассмотренные диатонические модели единственно возможными гармоническими последовательностями. В практике аккомпанемента встречаются различные их сочетания. Часто начинающие гитаристы запоминают аппликатуру отдельных аккордов вне связи с другими, а главное — без сопоставления с ключевой аппликатурной формой лежащего в их основе трезвучия или септаккорда. Поэтому очень важно с первых же упражнений усвоить тот или иной отрезок модели целиком, запоминая аппликатурную связь нескольких аккордов. Это придаст игре осмысленность.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Дидактические материалы к занятию по теме "Прогрессивная аппликатура""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Научный сотрудник музея

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Дидактические материалы к занятию по теме "Прогрессивная аппликатура", могут быть полезны педагогам дополнительного образования, работающими в детских студиях авторской или самодеятельной песни. Данная тема рассчитана для обучающихся третьего и более года обучения, имеющих высокий уровень усвоения программых материалов в разделе "гитарный аккомпанемент".

 Отличительной чертой новых аппликатурных форм является прежде всего широкое расположение звуков, при котором аккорды звучат в акустическом отношении более объемно и выпукло благодаря охвату большего числа обертонов. В них отсутствуют не только удвоения, но зачастую и некоторые основные ступени (квинта, основной тон), без которых звучание аккорда не только не проигрывает, а, наоборот, приобретает большую выразительность.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 277 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 616
    • DOCX 329 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Васич Вячеслав Валентинович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Васич Вячеслав Валентинович
    Васич Вячеслав Валентинович
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8579
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 400 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания специального фортепиано в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 163 человека

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования

Воспитатель (Музыкальный руководитель)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 189 человек из 58 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 366 человек

Мини-курс

Формирование социальной ответственности и гармоничного развития личности учеников на уроках

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Влияние внешних факторов на психологическое развитие личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общие понятия и диагностика антивитального поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе