Новичкова
Ольга Викторовна
учитель
русского языка и литературы
МОУ
Гимназия №46 п. Малаховка
Деепричастие.
1.
Распределительный диктант. Как пишется НЕ
со словами? В скобках укажите часть речи.
Материал для работы.
1. (Не)будь
в людях приметлив, будь дома приветлив.
2. (Не)светило,
(не)горело, да вдруг припекло.
3. (Не)доверие
к себе можно подорвать и маленькой ложью.
4. Одной
рукой и узла (не)завяжешь.
5. (Не)учась
и лаптя (не)сплетёшь.
6. (Не)велика
птичка, да ноготок остёр.
7. Дом
(не)велик, да лежать (не)велит.
8. (Не)вежливость
и (не)внимательность хозяев оскорбляет гостя.
9. (Не)положа,
(не)ищут.
10. (Не)досол
на столе, а пересол на спине.
(Словарь русских пословиц и
поговорок/Жуков В.П., М.: Рус. яз. – Медиа, 2007)
2.
Распределите выделенные слова по колонкам
таблицы, выделив в них суффиксы глаголов и деепричастий. Обозначьте в этих
словах орфограмму в корне слова.
1. Перегнувшись
через косяк, я заглянул внутрь часовни, и
оттуда на меня пахнуло торжественною тишиной брошенного храма.
2. Действуя
по первому побуждению, я крепко связал два ремня, задел их за
раму и, отдав один конец товарищу, сам повис на другом.
3. Я
ждал, но мой противник, окинув меня тем же испытующим взглядом,
не шевелился.
4. Вынув
из кармана два яблока, назначавшиеся для расплаты с моею постыдно бежавшей
армией, я подал одно из них Валеку, другое протянул девочке.
5. Валек
гонял их ивовым прутиком, а Маруся, весело сверкая глазами, смеялась
и хлопала в ладоши.
(В.Г. Короленко «В дурном обществе».)
3.
Выпишите из предложений словосочетания
«деепричастие + существительное». Выделите в деепричастиях суффиксы. Укажите
вид деепричастий.
1. Затаив
дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи
солнца и обогреют их хоть немного.
2. И
вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких ёлочек,
наконец-то заиграл на щеках у детей.
3. В
это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей
встали, чтобы продолжать дальше свой путь.
(М.М. Пришвин «Кладовая солнца».)
4.
Вставьте пропущенные буквы и раскройте
скобки. Выпишите деепричастия, указав их вид и время.
Нести посылку домой, (не)узнав, что (в)
ней, я (не) мог: не то т..рпение. Ясно, что там (не)картошка. Для хлеба тара
тоже, пожалуй, м..ловата, да и (не)удобна. К тому же хлеб отпр..вляли недавно,
он у меня ещё был. Тогда что там? Тут же, в школе, я з..брался (под)лес..ницу,
где, помн..л, л..жит топор, и, отыскав его, оторвал крышку. (Под)лес..ницей
было т..мно, я выл..з обратно и, воровато оз..раясь, поставил ящик на ближний
подоко(н, нн)ик.
(В.Г. Распутин «Уроки французского».)
5.
Прочитайте реплику литературного персонажа
и найдите в ней пословицу. Как вы её понимаете? Выпишите все глаголы и
образуйте от них возможные формы деепричастий, выделив суффиксы.
- Отныне я за дело берусь, буду тут за
главного! – твёрдым голосом сказал Демидов. – Хватит, отгулялся! Ныне за
работу! Без хозяина – дом сирота, а заводу и вовсе погибель. (Е.А. Фёдоров
«Каменный пояс».)
6.
Cпишите. Расставьте
недостающие знаки препинания. Обозначьте деепричастные обороты. Составьте схему
последнего предложения.
1. Калле
положил увеличительное стекло в ящик письменного стола и они с Андерсом
понеслись вниз по лестнице сотрясая дом до самого основания.
2. Чаще
всего он закрывал глаза на это обстоятельство и выступая в роли сыщика всегда
представлял себя как зрелого мужчину с острым, проницательным взглядом и
небрежно засунутой в рот трубкой.
3. Слушая
Калле внимательно смотрел по сторонам.
4. Полицейский
Бьорк улыбнулся сверкнув красивыми белыми зубами.
5. Недолго
думая он раскрыл книгу для приезжающих.
6. Калле
вынул записную книжку и списал туда фамилии затем тщательно перечислил приметы
своих новых знакомцев.
(А. Линдгрен «Калле Блюмквист – сыщик».)
7.
«Перепутались» части предложений. Соберите
их и запишите, расставляя знаки препинания. Выпишите деепричастия и
преобразуйте их в глаголы.
1. Белка
игриво скачет с сучка на сучок закрыв рукой глаза.
2. Мы
закончили беседу по телефону поджав под себя задние лапы.
3. Ива
мирно стояла на берегу великолепного озера трусливо пригнув свои длинные уши.
4. Николай
медленно пошёл к выходу распустив свой пушистый хвост.
5. Громадный
лев лежал на брюхе шевеля листочками.
6. Зайчишка
сидел за пеньком договорившись о встрече на вечер.
8.
Включите воображение!
Перепишите предложения, расставляя
недостающие знаки препинания и выделяя деепричастный оборот.
1. Домой
поспешая с тяжёлых работ с утра мне встречался рабочий народ; скучая смертельно
решал я вопрос: кто плотник кто слесарь маляр водовоз?
2. Лишь
ветер не даёт покою вершинам придорожных ив и выгибаются дугою целуясь с
матерью-землёю колосья бесконечных нив…
3. Жар
такой что на песке горят следы рыбалки дремлют над водой усевшись в плотные
ряды; куют кузнечики с лугов несётся крик перепелов. (Н.А. Некрасов.)
9.
Поработайте редактором!
«Перепутались» предложения. Запишите их в
такой последовательности, чтобы получился связный текст. Расставьте недостающие
знаки препинания. Найдите предложение, которое можно перестроить в предложение
с деепричастным оборотом. Запишите получившееся.
1. Поэтому
он и боялся пропустить самое начало весны.
2. Он
задумал написать картину «Весна у Белого моря».
3. Отправляясь
на север художник Никитин очень торопился.
4. Ему
хотелось чтобы в этой картине прозвучала тема обновлённой природы которая
проснулась после долгого зимнего сна. (По Г. Скребицкому.)
10.
Поработайте корректором!
Исправьте пунктуационные ошибки, которые
допущены в предложениях. Образуйте с имеющимися деепричастиями видовые пары,
где это возможно. Назовите автора и произведение, из которого взяты эти строки.
1. Затем
мы спустились вниз сгорая от любопытства и желания узнать, что же написано в
письме.
2. Тут
он затаил дыхание и наклонил голову, прислушиваясь, к чему-то.
3. Мы
не говоря друг другу ни слова, пробрались на верхнюю палубу под кормой, и
уселись там на световом люке.
4. И
когда Том вытащил из каблука огромный брильянт поднял его, и брильянт засверкал
в солнечных лучах переливаясь, всеми цветами радуги все так и ахнули.
(М. Твен «Том Сойер – сыщик».)
11.
Исправьте ошибки в предложениях.
1. Сидя
за письменным столом, у меня упала гелевая ручка.
2. Подняв
её, она упала снова.
3. Увлекательная
игра началась, разложив на полу кубики.
4. Бегая
во дворе, мама позвала меня обедать.
5. Закончив
выступление, зрители зааплодировали.
6. Читав
лекцию, профессор цитировал великих мыслителей.
12.
«Рассыпались» предложения. Соберите их и
запишите, поставив запятые там, где необходимо. Ниже от глаголов образуйте
деепричастия. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
1. Спросит,
осень, всё, придёт, за.
2. Горсти,
земля, в, мила, и, своя.
3. Тому,
кто, горазд, не, грамоте, пропасть.
4. С,
хлеб, чем, бедой, с, водой, лучше, пирог.
13.
Спишите предложения, расставляя знаки
препинания. Сделайте морфологический разбор деепричастий.
1. Постояв
недолго молча Николай резко пов..рнулся и вышел.
2. Животное
почуяв опасность остановилось.
3. Они
жили по старинк.. (не)заводя никаких новшеств.
4. Страшная
туча надв..галась на нас гр..зя прол..вным дождём.
5. Мальчик
не обращая на прохожих внимания продолжал рисовать на асфальте ракету.
6. Не
ум..лкая ни на минуту в саду пели птиц.. .
14.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Как вы понимаете выражение, о котором идёт речь? Как оно связано с изучаемой
темой? Составьте с ним предложение.
Невзирая
на лица.
У древн.. греков одной из наиболее
поч..таемых была б..гиня права и законного порядка Фемида. Её изобр..жали с
меч..м и в..сами в руках: на в..сах она взвеш..вала вину пр..ступника, а м..чом
к..рала его. На гл..зах у неё была ч..рная повя..ка как с..мвол того, что
правосудие (не)взирает на лица пр..дставших перед судом и ..вляется
спр..ведливым вне зависимост.. от силы, знатност.. и положения подсудимых.
(Т.В. Розе «Большой фразеологический словарь для детей».)
15.
Запишите пять известных вам видов спорта.
Составьте по одному предложению о каждом из них, описывая позу и движения
спортсменов и употребляя деепричастные обороты. Деепричастия запишите
поморфемно.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.