Инфоурок Биология Другие методич. материалыДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ "СЕЛЕКЦИЯ" (10-11 класс)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ "СЕЛЕКЦИЯ" (10-11 класс)

Скачать материал

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Игры знакомы каждому человеку с детства. В процессе игры развиваются способности человека, раскрываются его возможности и создаются условия для обмена информацией. Игровая форма проведения урока или внеклассного мероприятия всегда приносит творческое удовлетворение всем его участникам, способствует развитию навыков межличностного общения.

Предлагается методическая разработка игры для учащихся 11 классов. Ее содержание позволит углубить и обобщить знания учащихся в области селекции. С ее помощью можно проверить уровень усвоения учащимися основных законов и понятий, развить интерес и познавательную активность учащихся. Правила игры аналогичны правилам телевизионной версии игры "Счастливый случай". В ней участвуют две команды по 5 человек. Остальные учащиеся помогают оформить зал, вести подсчет очков. Один ученик готовится к роли "гостя игры". В данном варианте игры ему предлагается роль Н.И.Вавилова.

 

ГЕЙМ ПЕРВЫЙ - "ДАЛЬШЕ,  ДАЛЬШЕ..."

 

В зал приглашается сначала первая команда. За одну минуту она должна дать как можно больше правильных ответов на предлагаемые ниже вопросы ведущего. Потом в зал приглашается вторая команда и ей предлагается то же задание. В скобках после вопросов указан правильный ответ.

Счастливый случай.

1.     Кто создал теорию искусственного отбора?

(Ч.Дарвин)

2.     Комплексная наука о методах создания новых и улучшения существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов. (селекция)

3.     Группа особей, не способная поддерживать свои особенности без вмешательства человека (пород, сорт).

4.     Направление в биотехнологии, основанная на получении и использовании чистых ферментов и ферментативных препаратов.

(инженерная энзимология) 5. Формы искусственного отбора.

(массовый и индивидуальный).

6.      Близкородственные скрещивания (инбридинг).

7.      Растительный алкалоид, используемый для получения полиплоидных клеток.

(колхицин)

8.      Ученый, вывивший закон о центрах происхождения культурных растений.

(Н.И.Вавилов)

9.      Потомство одной самоопыляющейся особи у растений, потомство от близкородственного скрещивания у животных, имеющих большинство генов в гомозиготном состоянии.

(чистая линия)

10.   Какому ученому удалось получить межродовый гибрид вишни х черемухи = Церападус?

(И.В.Мичурин) 11. Кто впервые предложил метод консервации спермы

(В.Милованов)

12. Разработать способы преодоления бесплодия межвидовых гибридов впервые удалось?

(Т.Д.Карпеченко).

13. Метод широко используемый в селекции растений и микроорганизмов и позволяющий искусственно получать мутации. 

(мутагенез).

 

14. Предок крупного рогатого скота.

(дикий бык - тур).

15. Выращивание нового организма из отдельных соматических клеток.

(клонирование).

16. Родина сахарной свеклы?

(средиземноморский центр) 17. В какой стране возникло шелководство?

(Китай).

18. Какой ученый разработал и осуществил в 1976 г. метод получения трансгенных линий?

(Яниш) 19. Какое млекопитающее было успешно клонировано в 1997 г.

(овца)

20. Какого цвета пищевой пигмент и из какого растения впервые получили в лаборатории биотехнологии в институте эфиромасличных растений в К р ы м у .

(голубого, из лаванды) 21. Кто и где вывел степную белую породу свиней.

(М.Ф.Иванов, Аскания - Нова) 22. Черенок растения или почка, которые прививаются на корнесобственное растение.

(привой)

23. Снижение жизнеспособности и продуктивности у животных и растений, полученных путем инбридинга, вследствие перехода большинства генов в гомозиготное состояние.

(инбредная депрессия)

24. Какой ученый впервые синтезировал искусственный ген аланиновой т - РНК дрожжей.

(индийский ученый, Г. Хоран) 25. Мощное развитие гибридов, полученных при скрещивании чистых линий, одна из которых гомозигота по доминантным, другая - по рецессивным генам.

(гетерозис)

26. Наука, создающая новые комбинации генов в молекуле ДНК.

(генная инженерия)

27. Какая бактерия использовалась для создания гибридной клетки с генами человека, ответственными за синтез гормона инсулина и интерферона.

(кишечная палочка)

28. Отрасль биотехнологии, которая занимается искусственными изменениями организмов в ходе зародышевого развития.

(эмбриональная инженерия) 29. Каким путем размножают сорта растений, выведенных Мичуриным, являющиеся сложными гетерозиготами.

(вегетативным, прививками).

 

ГЕЙМ ВТОРОЙ - "ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ"  

Ведущий предлагает членам команд по очереди доставать фишки (или бочонки лото). Номер фишки соответствует номеру вопроса. Если команда не может ответить, то вопрос передается другой команде. Если ответа нет, то вопрос адресуется зрителям.

1.      Он, первым ввел термин мутация, провел первые исследования этого процесса, создал мутационную теорию.

Кто этот ученый?

(Гуго Де Фриз)

2.      Прослушайте слова из доклада о своей работе известного ученого "...Стручки состояли из двух половинок, одна из которых напоминала стручок капусты, другая - редьки.

О каком ученом и каком эксперименте идет речь.

( Г.Д.Карпеченко. "Получение плодовитых капустно - редечных гибридов")

 

 

3.      Мул - гибрид кобылицы и осла.

Как называется тип гибридизации, в результате которой получен мул. Какими новыми качествами он обладает?

(межвидовая, гибридизация)

4.      Подбирая соответствующие условия среды можно вызывать изменения признаков в нужном направлении в пределах нормы реакции - этот метод называется воспитание гибридных сеянцев". Какой ученый проводил эти опыты?

(И. В. Мичурин).

 

ГЕЙМ ТРЕТИЙ - "ТЕМНАЯ ЛОШАДКА" 

 

Он много сделал для разработки теоретических основ селекции, давая общее определение селекции как науки, он писал:

"Селекция по существу, есть вмешательство человека в формообразование животных и растений; другими словами, селекция представляет собой эволюцию, направленную волей человека".

Кто у нас в гостях? Николай Иванович Вавилов?

Открывается портрет ученого.

Ученик, играющий роль В.И.Вавилова, задает вопросы. (5 вопросов).

1.      В каких учебных заведениях я учился?

(коммерческая училище, Московский с/х институт,).

2.      Какой научно - иссл. институт назван в честь моего имени (институт им. Вавилова, всесоюзный институт растениеводства в Санкт - Петербурге).

3.      Какой природный объект назван в честь моего имени

(Ледник на горе Памир)

4.      .Какой вклад я внес в развитие биологии?

                                                                        (Открыл        2        закона:       гомологических       рядов

наследственной изменчивости и о центрах происхождения культурных растений. Открыл и описал центры происхождения культурных растений и домашних животных.)

Гейм четвертый - "Гонка за

лидером". Ведущий задает вопросы командам по очереди.

 

1. Кто возглавил советскую школу генетиков по работе с химическими мутагенами?

(Сергей Михайлович Гершензон) 2. Кто создал теорию искусственного отбора?

(Ч.Дарвин)

3.      Центр происхождения картофеля

(Южноамериканский).

4.      Растения, нежелательные в сельскохозяйственных угодьях. (сорняки)

5.      Способность растений переносить низкие, отрицательные t (морозостойкость)

6.      Растения, обогащающие почву азотом, относятся к семейству.

(бобовых) 7. Чистая культура микроорганизмов.

(штамм) 8. Предок современных пород голубей.

(дикий скалистый голубь) 9. Как называется морфо - физиологические признаки у животных.

(экстерьер)

10. Кто из животных был первым объектом животноводства?

(овцы, козы) 11. Назовите предка карпа?

(сазан)

12. Кто производит основное количество пищевой лимонной кислоты?

(микроорганизмы) 13. Какое направление в селекции развито в Крыму.

(эфирно - маслинные растения, плодово - ягодные) 14. Как называется совокупность всех аллельных генов особей популяций? Кто предложил этот термин? 

(генофонд, академик А.С.Серебровский) 15. Хозяйственное значение полиплоидии для человека?

(увеличение продуктивности)

16.  Отсутствие пигмента меланина в клетках кожи и волос животных.

(альбинизм)

17.  К какому направлению в птицеводстве относится куры породы бройлер.

(к мясному)

18.  Какой метод используется в селекции тутового шелкопряда?

(рентгеномутациий) 19. Где находится центр одомашнивания диких кошек.

(Египет)

20. Комплекс мероприятий, направленных на проверку соответствия свойств тех или иных пород и сортов условиям определенной природной зоны.

(районирование).

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ "СЕЛЕКЦИЯ" (10-11 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предлагается методическая разработка игры для учащихся 10-11 классов. Ее содержание позволит углубить и обобщить знания учащихся в области селекции. С ее помощью можно проверить уровень усвоения учащимися основных законов и понятий, развить интерес и познавательную активность учащихся. Правила игры аналогичны правилам телевизионной версии игры "Счастливый случай". В ней участвуют две команды по 5 человек. Остальные учащиеся помогают оформить зал, вести подсчет очков. Один ученик готовится к роли "гостя игры". В данном варианте игры ему предлагается роль Н.И.Вавилова.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 999 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.07.2020 1241
    • PDF 142.4 кбайт
    • 44 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жерноклёва Валентина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жерноклёва Валентина Ивановна
    Жерноклёва Валентина Ивановна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 62621
    • Всего материалов: 200

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 316 человек из 67 регионов

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Стартап: стратегия, развитие, и инвестиции

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Читательская грамотность у школьников

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 16 регионов

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 20 регионов
Сейчас в эфире

Консультация эксперта в области деловых коммуникаций. Зачем нужна корпоративная культура?

Перейти к трансляции