Диагностика развития детского коллектива
Радченкова
Т.И., учитель начальных классов, ВКК
Диагностика
результатов развития личности ребёнка является необходимым условием
определения
результативности процесса воспитания. Она связана со сбором, хранением,
переработкой информации и использованием её для управления
учебно-воспитательным процессом. Объектом изучения классного руководителя
являются школьники, классный коллектив, семьи учащихся, педагогический процесс
в целом.
Опытный
педагог с уверенностью скажет, что совершенствование учебно-воспита-
тельного процесса
в школе невозможно без изучения личности ученика, распознавания норм и
отклонений в его развитии, определения степени его воспитанности и осмысле-
ния результатов
наблюдения, которые классный руководитель использует для выработки
обоснованного и
конкретизированного плана педагогической деятельности. Это и будет
личностно-ориентированным подходом к ребёнку.
Изучение и
анализ уровня воспитанности учащихся я строю комплексно: вычленение основного
комплекса социально значимых свойств и качеств ученика с учётом его возрастных
особенностей. Это даёт возможность выявить сильные и слабые стороны личности и
создать условия, побуждающие её к самоанализу и самовоспитанию, совер-
шенствующие её
интеллектуально-творческие качества.
К ним
относятся:
-
любознательность;
- познавательная
самостоятельность;
- оригинальность,
гибкость, продуктивность мышления;
-
прогнозирование,
- способность к
самооценке.
Результатом
сочетания интеллекта и творчества является успешная личность.
Интеллект
Творчество
УСПЕШНОСТЬ
Мотивация
Выбору
целей, определению задач предшествует серьезная исследовательская работа:
- изучение
контингента школьников;
- определение
социокультурной среды;
- исследование
возможностей методической работы.
На
современном этапе необходимо формировать физически здоровую личность с развитым
интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированную к жизни в общест-
ве. Процесс
воспитания реализуется в поисковом режиме. Это значительно активизи-
рует работу
детской психики, учащиеся активны, проявляют заинтересованность в участии во
внеклассной работе. В проводимых воспитательных мероприятиях.
Многолетний опыт наблюдения за уровнем воспитанности учащихся подтверждает
благоприятный эффект активности психологической деятельности у разных детей –
как с хорошим предварительным развитием, так и школьников с нормальным и
заторможен-
ным развитием,
настроенных на целостное эмоциональное восприятие мира. Все они делают шаг
вперёд.
Мониторинг воспитательного процесса с целью выявления уровня воспитанности
учащихся я провожу два раза в год, как рекомендуют психологи: в конце первой
четвер-
ти ( в ноябре) и в
конце учебного года (в мае). Для этого использую анкеты, карточки оценки
личностного роста учащихся, которые заполняют и дети, и их родители, и я – как
классный руководитель. Уровни воспитанности я беру из методики диагностических
программ, разработанных Н.П.Капустиным, М.И.Шиловой, предлагающих четыре уровня
воспитанности учащихся:
низкий;
средний;
хороший;
высокий.
Определить
уровень воспитанности помогает математический подсчёт баллов, вы-
ставленных в
карточках оценки личностного роста учащихся.
Карточка оценки личностного роста ученика
Оценки
Качества личности
|
Само-оценка
|
Оценка
родите-
лей
|
Оценка
учителя
|
Итого-
вая
оценка
|
1.
|
Любознательность:
|
|
-
мне интересно учиться
|
|
|
|
|
-
я люблю мечтать
|
|
|
|
|
-
мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
|
|
|
|
|
-мне
нравится выполнять домашние задания
|
|
|
|
|
-
я стремлюсь получить хорошие отметки
|
|
|
|
|
2.
|
Трудолюбие:
|
|
-
я старателен в учебе
|
|
|
|
|
-
я внимателен
|
|
|
|
|
-
я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
|
|
|
|
|
-
мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу
|
|
|
|
|
-
мне нравится дежурство в школе
|
|
|
|
|
3.
|
Бережное
отношение к природе:
|
|
-
к земле
|
|
|
|
|
-
к растениям
|
|
|
|
|
-
к животным
|
|
|
|
|
-
к природе
|
|
|
|
|
4.
|
Мое
отношение к школе:
|
|
-
я выполняю правила для учащихся
|
|
|
|
|
-
я добр в отношениях с людьми
|
|
|
|
|
-
я участвую в делах класса и школы
|
|
|
|
|
5.
|
Красивое
в моей жизни:
|
|
-
я аккуратен в делах
|
|
|
|
|
-
я опрятен в одежде
|
|
|
|
|
-
мне нравится все красивое вокруг меня
|
|
|
|
|
-
я вежлив в отношениях с людьми
|
|
|
|
|
6.
|
Как
я отношусь к себе:
|
|
-
я управляю собой
|
|
|
|
|
-
я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой
|
|
|
|
|
-
у меня нет вредных привычек
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.