«Диагностика
обученности – одна из составляющих мониторинга качества образовательного
процесса в ШГЭР «Буратино»
Филатова
Мария Владимировна, методист, первая квалификационная категория, педагог
дополнительного образования, вторая квалификационная категория
Проблема качества образования стала наиболее
актуальной на современном этапе в условиях модернизации Российского
образования. Государство усиливает внимание и контроль не только за соблюдением
прав личности ребенка, но и повышает ответственность образовательных учреждений
за качество образования. Учреждения дополнительного образования детей до
сегодняшнего дня находятся в принципиально отличных от общеобразовательных
учреждений условиях, что выражается в отсутствии государственных стандартов к
минимуму содержания дополнительного образования и уровню подготовки
выпускников, требований, предъявляемых к данным учреждениям, критериев оценки
эффективности их деятельности.
С целью систематического
отслеживания результатов образовательной деятельности, её коррекции проводится
мониторинг. В мониторинге образовательного уровня воспитанников учитываются
количественные и качественные показатели. Качественные показатели – это
результаты образовательной деятельности. Проведение педагогического мониторинга
в данном направлении представляет диагностику обученности воспитанников в
течение учебного года.
Обученность – это последствия
обучения, достигнутые результаты, т.е. результаты диагностирования уровня
реализации намеченной цели. Принципами диагностирования обученности являются
объективность, систематичность и наглядность.
Диагностика уровня
обученности воспитанников ШГЭР «Буратино» рассматривается как средство
управления учебным процессом, позволяющее отслеживать качество обучения,
осуществлять анализ результативности и эффективности учебной деятельности,
корректировку и прогнозирование развития процесса обучения как в каждом
объединении, так и в учреждении в целом. Диагностика уровня обученности
является неотъемлемой частью образовательного процесса, необходимым компонентом
деятельности каждого педагога дополнительного образования.
Диагностика обученности
–
это совокупность
контролирующих действий и средств, позволяющих наблюдать и корректировать по
мере необходимости продвижение воспитанника от:
-
незнания к знанию;
-
от знания к умению;
-
от умения к навыкам.
-
это определение ключевых единиц усвоения ЗУН и компетенций
обучающихся;
-
изучение и оценка параметров, которые характеризуют состояние и
качество обучения;
-
выявление факторов, причин, влияющих на это состояние;
-
принятие обоснованных управленческих решений по коррекции
образовательного процесса.
Цель диагностики: выявление
имеющегося у каждого обучающегося запаса знаний, умений и навыков, определение
динамики уровня обученности в избранной им образовательной области.
Система диагностики обученности
включает в себя:
1. Предварительное выявление
уровня знаний, умений, навыков обучающихся. Начальная или входящая диагностика
проводится в течение двух недель в конце сентября (когда закончился набор
воспитанников в учебные группы творческих объединений). Её цель – определение
уровня развития обучающихся, их творческих способностей в начале цикла
обучения, т.е. начальное диагностирование. В ходе проведения входящей
диагностики педагог осуществляет прогнозирование возможности успешного обучения
на данном этапе, выбор программы обучения.
2. Текущая
диагностика – осуществляется в повседневной работе с
целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях
обучающихся в течение всего учебного года. Цель текущего контроля –
определение степени усвоения обучающимися учебного материала; определение
готовности обучающихся к восприятию нового материала; повышение ответственности
и заинтересованности обучающихся в обучении; выявление обучающихся, отстающих и
опережающих обучение.
Текущий
контроль позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения
учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный
процесс.
3. Промежуточная диагностика
проводится в январе. Ее цель – определение степени усвоения учебного материала, определение результатов обучения. Данный этап позволяет оценить
успешность выбора технологии и методики, откорректировать учебный процесс.
4. Итоговая диагностика –
итоговая проверка и учет полученных обучающимися знаний, умений, навыков
проводится в конце учебного года или ступени обучения по предложенной
образовательной программе. Цель
проведения итогового этапа диагностики – определение изменения уровня развития
обучающихся, их творческих способностей; определение результатов обучения; ориентирование
обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение; получение
сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения
На этом этапе анализируются результаты обучения,
оценивается успешность усвоения воспитанниками учебных программ. Итоговая
аттестация проводится в апреле-мае.
Материалы по диагностики
обученности дают объективную оценку усвоения обучающимися материала программы
(программного материала) и отражаются в таблицах, графиках и диаграммах,
составленных педагогом.
Оценка результатов диагностики
обученности
Максимальный уровень
обученности воспитанников ШГЭР «Буратино», освоения ими учебного плана
программы оценивается по 100-% шкале согласно таблице:
%
|
Результат освоения программы
|
Уровень освоения программы
|
75 -100
|
Полностью освоил программы
|
Высокий
|
50 -74
|
Не полностью освоил программы
|
Средний
|
Менее 49
|
Не освоил программу
|
Низкий
|
Результаты, полученные
каждым обучающимся, суммируются и итоги освоения программного материала формулируются
по трём критериям:
Высокий
– полностью освоил программный курс.
Средний
– не полностью освоил программный курс.
Низкий
– не освоил программный курс.
Материалы по диагностики
обученности дают объективную оценку усвоения обучающимися материала программы
(программного материала) и отражаются в таблицах, графиках и диаграммах,
составленных педагогом.
Проведение диагностики обученности по дополнительной
образовательной программе в школе гуманитарно-эстетического развития «Буратино»
возможно при использовании следующих методов:
-
контрольные задания в занимательной форме (викторины, путешествие,
сказка, кроссворды, ребусы, заполнение таблицы, формулы, схемы и прочее);
-
творческая работа;
- контрольные
задания в письменной форме;
- упражнение;
- наблюдение;
- собеседование;
-
соревнования;
-
сюжетно-ролевая игра.
Методы проведения диагностики обученности в ШГЭР «Буратино»
Собеседование –
метод диагностирования знаний обучающегося по теме или изученному разделу.
Сильная сторона беседы:
1)
живой контакт исследователя с испытуемыми, возможность
индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений,
возможность оперативной диагностики достоверности и полноты ответов;
2)
во всех формах опроса целевая установка исследователя выражается в
виде гипотезы.
Психолого-педагогические требования,
предъявляемые к беседе:
ü
наличие цели и задач собеседования;
ü
наличие примерного плана беседы;
ü
чётко продуманные вопросы для оппонента;
ü
в ходе беседы обязательно необходимо учитывать личностные
особенности ребёнка: импульсивность, молчаливость, замкнутость,
вспыльчивость, экстравертивность, интравертивность и т.д.; его состояние:
раздражен, нервничает, весел; его отношение к педагогу-исследователю:
недоверчивость, симпатия, антипатия, доверие; его предполагаемое отношение к
теме предстоящего разговора.
Наблюдение
– один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно
представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических
особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении обучающихся, на основе
их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией получаемых
данных и формулированием возможных выводов.
Наблюдение – метод трудоемкий. Минусы:
ü
практически невозможно исключить влияние случайных факторов;
ü
фиксировать все невозможно, поэтому можно упустить существенное и
отметить несущественное;
ü
метод пассивный: педагог наблюдает ситуации, которые появляются
независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий;
ü
наблюдение дает информацию, которую сложно подвергнуть
количественному анализу.
Упражнение
– учебное задание для закрепления знаний, умений, навыков. Как правило,
упражнения помогают педагогу провести промежуточное диагностирование ряда
универсальных учебных действий с целью определить проблемное поле обучающегося.
Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в
плоскость учебных и практических умений и навыков с последующим
совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня. Следовательно,
упражнения должны носить сознательный характер и проводиться только тогда,
когда обучающиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал; тренировочные
задания должны способствовать дальнейшему углублению знаний и содействовать развитию
творческих способностей детей.
На организацию тренировочной деятельности
оказывает влияние также характер тех умений и навыков, которые нужно
вырабатывать у обучающихся. В этом смысле можно выделить:
а) устные упражнения;
б) письменные упражнения;
в) выполнение практических заданий.
Эффективность данного метода достигается
выполнением ряда правил и условий. Самыми важными среди них выступают
следующие:
- прочное усвоение теоретического
материала обучающимися, осознание целей и порядка выполнения упражнения;
доведение до детей требований в последовательности действий, применение
отдельных приемов и т. п. в целях правильного выполнения упражнения;
- демонстрация педагогом образцов
правильного, творческого подхода к выполняемым упражнениям;
- соблюдение дидактической
последовательности в выполнении упражнений, обусловленной закономерностями
процесса обучения;
- разнообразие упражнений по содержанию,
форме, степени сложности, предлагаемых для выполнения обучающимся;
- построение системы упражнений с нарастанием
степени сложности;
- разработка системы упражнений с учетом
индивидуально-личностных особенностей обучающихся;
- связь упражнений с другими темами
программы;
- оптимальное количество упражнений,
достаточное для усвоения конкретного вида знаний, выработки необходимых умений
и навыков.
Творческая работа
– процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные
ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий – уникальность
результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий.
Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же
результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.
Контрольные задания в
занимательной форме – один из методов
диагностирования, который заключается в том, чтобы в нетрадиционной форме
(викторины, путешествие, сказка, кроссворды, ребусы, заполнение таблицы,
формулы, схемы и прочее) определить ряд универсальных учебных действий
обучающихся.
Сюжетно-ролевая игра
– это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные.
Сюжетно-ролевая игра имеет две линии – сюжетную и ролевую. Основное внимание
ребенка направлено на социальные отношения людей. Эта игра позволяет развить
творческие способности обучающихся и определить уровень понимания содержания
изучаемого материал в нетрадиционной форме.
Соревнования
– форма деятельности (работы, игры), при которой участвующие стремятся
превзойти друг друга. Как правило, соревнования проводятся по различным видам
спорта.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.