- 31.12.2020
- 2046
- 71
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Смотреть ещё
3 464
методические разработки для классного руководителя
Перейти в каталогДиагностика классного руководителя
Диагностика в работе классного руководителя, комплексное изучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом, является частью сравнительно нового направления - педагогической диагностики, которая представляет собой систему действий по изучению, анализу педагогического процесса, определению и анализу результатов обучения. С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и/или воспитания, обученности и воспитанности школьников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся. На теоретическом и прикладном уровне диагностика решает проблемы о том, что изучать, какими методами, как измерять состояние педагогического процесса и степень подготовки учащихся, как фиксировать и использовать результаты.
Педагогическая диагностика, направленная на изучение процесса и результатов обучения и воспитания, важна не сама по себе, а как обратная связь в педагогической системе, для более оптимальной организации педагогического процесса.
Наука выделяет следующие ее функции:
· контрольно-корректировочную,
· прогностическую,
· воспитывающую.
Педагогическая диагностика имеет предметом три области:
· результаты обучения в виде оценки знаний, академические достижения учащихся;
· результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся;
· результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой).
В технологическом цикле работы классного руководителя предметом анализа являются главным образом социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Что должен изучать классный руководитель? Самого ребенка, каждого школьника, его семью, его окружение, класс.
Содержание диагностики учащихся можно свести к следующему:
· демографические данные об ученике и его семье,
· данные о здоровье и физическом развитии ребенка,
· общие и особые познавательные способности (внимание, память, воображение, мышление),
· эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера,
· направленность личности,
· интересы,
· отношения,
· ценности,
· Я-концепция,
· поведение поступки учащегося.
Кроме того, классный руководитель изучает и класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др.
Диагностика классного руководителя
Карта наблюдений за проявлением особенностей направленности личностей учащихся (по 7 факторам)
№
|
Фамилия, имя ученика |
Чувствительность к мнению окружающих
|
Отношение к личным успехам и неудачам |
Отношение к удачам и неудачам других |
Отношение к карьере, престижу |
Чувствительность к внешним проявлениям презрения |
Поведение наедине и на виду |
Сравнение своей и чужой работы |
Сред. показатели типа личностной направлен.(в %) |
||||||||||||||||
Э |
К |
Д |
Э |
К |
Д |
Э |
К |
Д |
Э |
К |
Д |
Э |
К |
Д |
Э |
К |
Д |
Э |
К |
Д |
Э |
К |
Д |
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средние показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расшифровка карты наблюдений за проявлением факторов личностной направленности учащихся
Заполнение и обработка результатов карты направленности личности:
Напротив каждой фамилии ученика по каждому критерию проставляются знаки, исходя из отслеженных степеней выраженности: если не выражен фактор-0, если слабо выражен - 1, выражен - 2. Выставив экспертные оценки в каждой клетке, классный руководитель выводит средний показатель пo каждому типу направленности в процентах. Для этого нужно сложить экспертные оценки по каждому типу направленности личности, полученную сумму разделить на 7, потом на 2 и умножить на 100.
Наблюдаемые факторы |
Степень проявления наблюдаемых факторов направленности личности |
||
Эгоистическая направленность (Э) |
Коллективистская направленность (К) |
Деловая направленность (Д) |
|
Чувствительность к мнению окружающих |
Повышенно-болезненная |
Повышенно-заин-тересованная |
Не обращает внимания |
Отношение к личным успехам и неудачам |
болезненное |
Исходя из отношений с коллективом |
Реалистичное |
Отношение к удачам и неудачам других |
Завистливо-злорадное |
Заинтересованное |
Реалистичное |
Отношение к карьере, престижу |
Повышенное |
Не заинтересованное |
Не заинтересованное |
Чувствительность к внешним проявлениям презрения |
Высокая (болезненная) |
Средняя (неболезненная) |
Низкая |
Поведение наедине и на виду |
Разное |
Одинаковое |
Одинаковое |
Сравнение своей и чужой работы |
Завышает оценку своей работы |
Завышает оценку других |
Одинаковая оценка |
Пример: Иванова К.: [(2+1+0+2+1+0+2): 71:2 100 = 57%. Тот тип личностной направленности детей, который будет иметь наибольшую оценку и будет ведущим.
К карте наблюдений « Направленность личности»:
Понять психологический облик человека — это значит ответить на вопрос: «Чего хочет человек? Что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его установках, тенденциях, потребностях, интересах и идеалах, которые он реализует в повседневных делах и общении с людьми. Это свойство личности определяется психологами как направленность.
Направленность личности - это совокупность устойчивых, независимых от конкретных ситуаций мотивов, направляющих деятельность личности. Психологи выделяют З основных вида направленности личности:
1. Направленность на себя (эгоистичная) - когда у человека преобладают мотивы собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя: игнорирует окружающих или дело, которое должен выполнить. В работе видит, прежде всего возможности удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других людей.
2. Направленность на взаимные действия (коллективистская) имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с окружающими. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания.
3. Деловая направленность отражает увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом, отстаивая при этом точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.
Отдельная личность необязательно обладает каким-то одним видом направленности, а может сочетать два или три вида. Очевидно, что лица, у которых в одинаковой степени выражена направленность на задачу и на взаимные действия, будут наиболее успешными в своей трудовой деятельности.
Диагностирование вида направленности личности можно провести, используя наблюдения за деятельностью ученика на уроке (индивидуальная, групповая и коллективные способы работы, организация взаимоконтроля и взаимопомощи, проведение дидактических игр), а также в социокультурной деятельности (социальный статус в классе, отношение к порученному делу, способность объединять вокруг себя для достижения положительных результатов и др.). Результаты сопоставляются с оценочной картой, в которой проставляются баллы. Выявить направленность личности ученика нужно прежде всего для того, чтобы установить устойчивые мотивы личности ребенка, найти его «уязвимое место», чтобы более эффективнее воздействовать на него, найти индивидуальный подход к ученику. Если у ребенка преобладает эгоистическая направленность, то необходимо направлять его внимание на чувства, мысли, переживания других детей и взрослых, особенно эмоционально значимых для него (мать, отец и т.д.). Проводить в классе дискуссии о личности, эгоизме, альтруизме и о том, как наличие таких черт сказывается на дальнейшей жизни: в чем будет мешать, в чем способствовать жизненному успеху. Такие мероприятия, если их эмоционально насыщать, включать инсценировки с участием детей, ставить на обсуждение ситуации из жизни, литературы, фильмов и т.д., будут оказывать профилактический терапевтический эффект.
Диагностика классного руководителя
Карта наблюдений за проявлением индивидных и индивидуальных особенностей самооценки личностей учащихся класса (по 9 факторам)
№ |
Фамилия, имя ученика
|
Причина собственных неудач
|
Причина собственных успехов |
Реакция на свою неудачу |
Отношение к критике |
Отношение к трудностям и препятствиям |
Отношение к похвале |
Отношение к указаниям на ошибку |
Отношение к достоинствам других |
Отношение к ситуации сотрудничества
|
Средний показатель самооценки |
||||||||||||||||||||
А |
Зв |
З |
А |
Зв |
З |
А |
Зв |
З |
З |
А |
Зв |
А |
Зв |
З |
А |
Зв |
З |
А |
Зв |
З |
З |
А |
Зв |
З |
А |
Зв |
З |
А |
Зв |
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средние показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расшифровка карты наблюдений за проявлением факторов личностной самооценки учащихся
Заполнение и обработка результатов: напротив каждой фамилии ученика по каждому критерию проставляются знаки, исходя из отслеженных степеней выраженности: если не выражен фактор — О , если слабо выражен —1, выражен—2.
Наблюдаемые факторы |
Степень проявления наблюдаемых факторов самооценки личности детей |
||
Адекватная самооценка (А) |
Завышенная самооценка (Зв) |
Заниженная самооценка (З) |
|
В чем видит причину собственных неудач |
В себе и обстоятельствах |
В обстоятельствах |
В себе |
В чем видит причину собственных успехов |
В себе и обстоятельствах |
В себе |
В обстоятельствах |
Реакция на собственную неудачу |
Корректирует цели |
Не обращает внимания |
Дезорганизация деятельности |
Отношение к критике |
Объективное, реалистичное |
Не принимает критику |
Дезорганизация деятельности |
Отношение к трудностям и препятствиям |
Реалистичное, гибкое |
Аффективное, взрывное |
Отказ от цели или обида на себя |
Отношение к похвале |
Принимает с удовлетворением |
Принимает как должное |
Не способен принять похвалу |
Отношение к ситуации сотрудничества |
Заинтересованное |
Чаще негативное |
Негативное |
Отношение к указанию на ошибку |
Ищет ошибку сам |
Отрицает ошибку или ищет причины |
Теряется, спрашивает, где ошибка |
Отношение к достоинствам других |
Спокойное, соответственно обстоятельствам |
Стремление недооценить |
Переоценивает |
Выставив экспертные оценки в каждой клетке классный руководитель выводит средний показатель по каждому типу самооценки в процентах. для этого сложить экспертные оценки по каждому типу, полученную сумму разделить на 9, потом на 2 и умножить на 100.
Пример: Иванова К. : [(2+1+0+2+1+0+2+2+1) : 9]: 2 х 100 = 55,5 %.
Тот вид самооценки в развитии личности детей, который будет иметь наибольшую оценку и будет ведущим.
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями.
Критерии, по которым оцениваются качества человека в обществе и по которым он оценивает качества других людей, применяются им и по отношению к самому себе. Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют ей выработать собственную оценку.
Важнейшим источником развития самооценки является также оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности.
Кроме того, личность может оценивать себя путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности.
Уровень притязаний - выбор человеком цели с учетом переживания успеха или неуспеха предшествующих действий. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности; неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их.
На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Т.е. самооценка личности складывается на основе: познания других людей, а затем себя; оценки окружающим и людьми результатов деятельности, а также качеств личности; оценки результатов деятельности и их соответствия уровню притязаний.
Но следует подчеркнуть, что самооценка независимо от того, лежат ли в ее основе суждения человека о себе или интерпретация суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека.
Неадекватно низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом и т.д.
Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться.
Существует зависимость между характером самооценки и таким качеством личности, как уверенность в себе. Неуверенность и самоуверенность являются в то же время проявлением самооценки и зависят от того, насколько правильно человек может судить о себе. В самооценке выражается взгляд человека на себя, на свои возможности. Уверенность в себе имеет в основе правильную оценку собственных сил и возможностей, поведение человека в этом случае будет соответствовать его возможностям и требованиям к нему со стороны окружающих. Неуверенность в себе имеет в основе недооценку своих качеств и возможностей, самоуверенность - переоценку.
От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности.
Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни, и к выполнению которых считает себя способной. Самооценка может проявляться в 3-х формах: адекватная, завышенная, заниженная.
Учащиеся с адекватной самооценкой правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критично относятся к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараются ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого они подходят не только со своими ярлыками, но и стараются предвидеть, как к этому отнесутся окружающие.
Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Данные дети нуждаются в специальной работе с ними классного руководителя. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.
На основе завышенной самооценки у подростка возникает неправильное представление о себе, идеализированный обзор своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих. В таких случаях подросток идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное отталкивание всего, что нарушает его представления о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным, чисто эмоциональным, рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самого подростка. С данными детьми необходимо организовать ряд бесед о необходимости реальной оценки своих возможностей. К данной работе обязательно подключение родителей и учителей-предметников. При заниженной самооценке подростки склонны занижать свои реальные возможности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие подростки не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Дети с заниженной самооценкой нуждаются в постоянной публичной поддержке, подбадривании их усилий преодолеть свою неуверенность, мнительность. Подключайте родителей и учителей-предметников.
Диагностика классного руководителя
Карта наблюдений за проявлением отклонений от общепринятых норм в поведении учащихся класса
№
|
Фамилия, имя ученика |
Негативизм |
Демонстративность |
Агрессивность |
Эмоциональная отгороженность |
Конфликтность |
Обидчивость |
Страхи |
Дурашливость |
Нерешительность |
Заторможенность |
Невнимательность |
Стремление избежать умственных усилий |
Двигательная расторможенность |
Болтливость (речевая расторможенность) |
Непонимание инструкций |
Застреваемость |
Снижение умственной работоспособности |
Снижение физической работоспособности |
Средние показатели |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средние показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расшифровка содержательного аспекта карты наблюдений за проявлением отклонением от общепринятых норм в поведении учащихся класса.
Виды отклоняющегося поведения |
Стратегии взаимодействия с ними |
Негативизм (отрицательное отношение ко всему) |
Игнорировать нежелательное поведение, создавая ситуации удивления через неожиданность, новизну, необычность действий по отношению к ребенку. |
Демонстративность (вызывающее поведение) |
Предоставление ребенку возможности лидерства в определенных ситуациях (урок, мероприятие и т.д.) |
Агрессивность |
Стимулировать гуманные чувства другого: обращать внимание на чувства другого, на свое состояние и добиваться реакции на это, запрещать такое поведение |
Эмоциональная отгороженность (замыкание в себе, своей проблеме) |
Ориентировать его на эмоциональные состояние других, стимулировать чувство юмора и положительные эмоции (стараясь превратить в представлении ребенка травмирующую ситуацию как смешную – изменив контекст ситуации) |
Конфликтность |
Создавать ситуации, когда ребенок может почувствовать успех и уверенность в своих возможностях, обращать внимание на состояния других детей, его самого, добиваясь его реакции на это. |
Обидчивость |
Постоянно, при первой же возможности, поощрять результаты учебы и позитив в поведении, поощрять чувство юмора |
Страхи |
Стимулировать положительные эмоции, создавать ситуации, где мог бы пройти страх или создавать эти ситуации |
Дурашливость |
Игнорировать проявления и создавать ситуации, когда ребенок был бы вынужден выбрать иное поведение |
Нерешительность |
Поощрять реальные и предполагаемые результаты в той сфере, где он испытывает неуверенность (общение, учеба…). Стимулировать положительные эмоции |
Заторможенность |
Стимулировать положительные эмоции, психомоторную активность, чувство юмора, постараться установить телесный контакт с ребенком (положительный) |
Невнимательность
|
Стимулировать умственную активность, переключать с одного вида работы на другой, изменять, упрощать, усложнять правила взаимодействия с ним (смотря, что подходит на данный момент) |
Стремление избежать умственных усилий |
|
Двигательная расторможенность |
Стремиться переключить ребенка на другое состояние, предупреждать состояние расторможенности, поощрять волевые усилия, стремиться к осознанию им особенностей своего поведения |
Речевая расторможенность |
Переключать ребенка на другие состояния |
Псевдоглухота |
Добиваться, чтобы ребенок пережил удивление, потрясение |
Непонимание сложных словесных инструкций |
Стимулировать умственную активность |
Застреваемость |
Стремиться переключить ребенка на иное состояние, варьировать содержание предложенных ему задач. |
Сниженная умственная работоспособность |
Стремиться предупредить подобное состояние путем переключения на другой вид деятельности. |
Сниженная физическая работоспособность |
Стремиться упростить и варьировать содержание задач. |
Диагностика классного руководителя
Характеристика показателей по факторного проявления темперамента учащимися класса
Проявления |
Фамилия, имя учащихся |
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Походка, мимика, жесты |
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Речь |
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переживания |
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Настроение |
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сообрази-тельность, находчивость |
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отношение к критике |
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самооценка |
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отношение к опасности |
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Терпение |
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Агрессивность |
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общительность |
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Превал.тип |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расшифровка содержательного аспекта проявления учащимися темперамента
( по 11 критериям)
Наблюдаемые факторы (жизненные показатели) |
Степень проявления наблюдаемых факторов темперамента детей |
|||
Холерики |
Сангвиники |
Флегматики |
Меланхолики |
|
Походка, мимика, жесты |
Сильные, быстрые, резкие |
Сильные, быстрые, равномерные |
Медленные, однообразные |
Слабые, неравномерные |
Речь |
Громкая, резкая, неравномерная, быстрая |
Громкая, плавная, живая |
Медленная, монотонная |
Тихая, медленная, с грустью |
Переживания |
Сильные и кратковременные |
Поверхностные и краткие |
Слабые и невыразительные |
Сильные, длительные |
Настроение |
Неустойчивое, но бодрое |
Жизнерадостные |
Устойчивое, без крайностей |
Неустойчивое, с печалью |
Сообразительность, находчивость |
Хорошо развиты |
Очень хорошо развиты |
Замедленные |
Не находчив |
Отношение к критике |
Агрессивное |
Спокойное |
Безразличное |
Обидчивое |
Самооценка |
Завышенная |
Слегка завышенная |
Объективная |
Заниженная |
Отношение к опасности |
Рискованное, без расчета |
Расчетливое, без риска |
Хладнокровное |
Тревожное, растерянное |
Терпение |
Отсутствует |
Умеренное |
Очень большое |
Слабое |
Агрессивность |
Агрессивный |
Миролюбивый |
Не агрессивный |
Неагрессивный, истеричный |
Общительность |
Общительный |
Общительный |
Необщительный |
Замкнутый |
Диагностика классного руководителя
Карта наблюдений за проявлением у учащихся ведущих мотивов самосовершенствования, жизненно-практических интересов и личностных склонностей
№ |
фамилия, имя ученика |
Самый интересный предмет |
Самый трудный предмет |
Активность в учении |
Склонность к какой деятельности проявляются (художественная, общение, техника, природа и т.д.) |
Выбранная профессия
|
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
Диагностика классного руководителя
Показатели физического развития учащихся класса и влияния семьи
№ |
фамилия, имя ученика |
Биологические особенности учащихся |
Влияние семьи |
|||||||||||||||||||
Зрение |
Слух |
Дефекты речи |
Утомляемость |
Общее состояние здоровья |
Воспитательное влияние семьи |
Образовательное влияние семьи |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Краткая педагогическая характеристика методов и приемов воспитания трудных школьников
Методы перевоспитания |
Цели |
Приемы и способы |
Переубеж-дение |
Изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально-ценных мотивов |
Общественное мнение класса, переубеждение словом, делом, примером, создание социально-ценного индивидуального жизненного опыта |
Переучи-вание |
Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, неправильных действий. Изменение жизненного опыта |
Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включение в активную социально ценную деятельность, поддержка положительных проявлений |
Взрыв |
Разрушение отрицательных качеств, отрицательного стереотипа поведения |
Нагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение до абсурда негативного в поведении школьника |
«реконст-рукция» характера |
Корректировка духовного мира школьника, сохранение ценного, устранение отрицательного |
Обсуждение с ребенком системы перспектив жизни, выделение и рефлексия у ребенка ведущего положительного качества, составление программы реконструкции |
Переклю-чение |
Изменение направленности, переориентация на положительные примеры |
Методы и приемы организации социально ценной деятельности |
Поощре- ние и наказание |
Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного |
Система поощрение и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость |
Самоисправ-ление |
Развитие активности школьника в перестройке и переделке своего характера |
Самоанализ, самооценка, самоприучение, самоупражнение, самоосуждение, самонаказание |
Циклограмма работы руководителя класса (вариант)
Дни недели |
Время, вид работы |
Понедельник |
13.00 –15.00 - индивид.работа с родителями и детьми |
Вторник |
13.30 - 19.00 - уроки, оформление документации |
Среда |
13.00 – 19.00 – подготовка внеклассных мероприятий |
Четверг |
13.30 – 17.00 – индивидуальная работа с детьми |
Пятница |
13.30 – 19.00 – проведение классного часа |
суббота |
12.30 – 16.00 – работа с детьми и взаимодействие с психологом звена |
В нашем каталоге доступно 73 253 рабочих листа
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 3 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Диагностика в работе классного руководителя, комплексное изучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом, является частью сравнительно нового направления - педагогической диагностики, которая представляет собой систему действий по изучению, анализу педагогического процесса, определению и анализу результатов обучения. С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и/или воспитания, обученности и воспитанности школьников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся.
6 654 388 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Матыкин Иван Петрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.