Диагностика изодеятельности
детей
Известно,
что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики
интеллектуального и эстетического развития ребёнка. В связи с этим важно знать
критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной
деятельности.
Для выявления
степени овладения учащимся навыками изобразительной деятельностью предлагается
методика диагностирования детей.
Полный
набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более
глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной
деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать
некоторые из них.
Выделенные
критерии объединены в две группы:
·
первая
применяется при анализе продуктов деятельности;
·
вторая
– при анализе процесса деятельности.
Анализ продуктов
изобразительной деятельности.
1.Содержание
изображения (полнота изображения образа)
Анализ
детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком
изображения.
2.Передача
формы:
·
форма
передана точно;
·
есть
незначительные искажения;
·
искажения
значительные, форма не удалась.
3.Строение
предмета:
·
части
расположены, верно;
·
есть
незначительные искажения;
·
части
предмета расположены неверно.
4.Передача
пропорции предмета в изображении:
·
пропорции
предмета соблюдаются;
·
есть
незначительные искажения;
·
пропорции
предмета переданы неверно.
5.Композиция
(для
более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две
группы показателей):
а)расположение
изображений на листе;
·
по
всему листу;
·
на
полосе листа;
·
не
продумана, носит случайный характер;
б)
соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
·
соблюдается
пропорциональность в изображении разных предметов;
·
есть
незначительные искажения;
·
пропорциональность
разных предметов передана неверно.
6.Передача
движения:
·
движение
передано достаточно чётко;
·
движение
передано неопределённо, неумело;
·
изображение
статичное.
7.Цвет (в этом
критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу
реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая –
творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):
а) цветовое
решение изображения:
·
передан
реальный цвет предметов;
·
есть
отступления от реальной окраски;
·
цвет
предметов передан неверно;
б)
разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и
выразительности изображения:
·
многоцветная
или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и
характеристики изображаемого;
·
преобладание
нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
·
безразличие
к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Анализ
процесса изобразительной деятельности.
1.Характер
линии
(в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной
умелости этот критерий включает четыре группы показателей):
а)
характер линии:
·
слитная;
·
линия
прерывистая;
·
дрожащая
(жесткая, грубая);
б) нажим:
·
средний;
·
сильный,
энергичный (иногда продавливающий бумагу);
·
слабый
(иногда еле видный);
в)
раскрашивание (размах):
·
мелкими
штрихами, не выходящими за пределы контура;
·
крупными
размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
·
беспорядочными
линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция
силы нажима:
·
ребёнок
регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
·
ребёнок
не всегда регулирует силу нажима и размах;
·
ребёнок
не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2.Регуляция
деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для
более детальной характеристики отношения детей к деятельности):
а)
отношение к оценке взрослого:
·
адекватно
реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;
·
эмоционально
реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы
увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе
прекращается);
·
безразличен
к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка
ребёнком созданного им изображения:
·
адекватна;
·
неадекватна
(завышенная, заниженная);
·
отсутствует;
в)
эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне,
безразлично) ребёнок относится:
·
к
предложенному заданию;
·
к
процессу деятельности;
·
к
продукту собственной деятельности.
3.Уровень
самостоятельности:
·
выполняет
задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается
с вопросами;
·
требуется
незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
·
необходима
поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к
взрослому не обращается.
4.Творчество:
а)
самостоятельность замысла;
б)
оригинальность изображения;
в)
стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка
детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не
количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.
По всем
критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по
трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл.
Все оценки
показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее
число баллов, которое может получить ребёнок, - 45, низшее – 15 баллов. На
основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения
навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то
есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных
ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому
критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если
в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем
получиться 6 – 7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих
подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу
набранных балов).
Следующее
диагностическое обследование, проведённое после целенаправленных занятий с
детьми, должно изменить количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения школьников
в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа тех, кто выполнял
изображение на низком уровне, что будет свидетельствовать об эффективности
работы воспитателя.
Для
текущей диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на
анализе продуктов деятельности и позволяющей определить уровень овладения
детьми навыками рисования, лепки, аппликации (опуская те критерии, которые не
характерны для некоторых видов деятельности, как, например, цвет для лепки).
Для определения уровня развития творчества к этим показателям следует
присоединить диагностику с дорисовыванием кругов.
Можно
составить сводную таблицу, в которой будут представлены все оценки, полученные
детьми по каждому критерию и показателю. Возьмём за основу данные показателей
анализа продукта деятельности (их восемь). С целью выявления результатов опытно
– экспериментальной работы и уровня развития художественно – творческих
способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в конце учебного
года можно провести следующее диагностическое обследование.
Всем
детям предлагается задание на дорисовывание шести кругов: детям выдаётся
стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда (по три в
каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается
рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы,
дорисовать и раскрасить их.
Выполнение
этого задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» -
количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляется количество
баллов, полученных ребёнком. Так, если в образы оформляются все шесть кругов,
по выставляется оценка 6, если 5, то оценка 5 и т.д. Все баллы суммируются.
Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения
задания воспитанниками всей группы.
Результаты
выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по
трехбалльной системе. Оценка «3» – высокий уровень – ставится тем детям,
которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без
повторов (например, яблоко или мордочки зверюшек). Оценка «2» – средний уровень
– ставится детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги,
но допускают практически буквальное повторение (например, мордочка) или
оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик,
мячик и т.п.). Оценка «1» – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли
наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.
Оценивается
не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка
(разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы
характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а
также техника рисования и закрашивания). Подсчитывается общее количество
баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится
средний балл для класса (общее число баллов, полученное классом, делиться на
количество детей в нем).
Анализ продуктов
изобразительной деятельности.
№
|
Ф.И.
ребёнка
|
форма
|
строение
|
пропорции
|
Композиция
|
передача
движения
|
цвет
|
Общее
кол-во
баллов
|
1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
баллов
по критериям
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
возможное
высшее число
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ранговый ряд,
построенный на основе полученной детьми суммы баллов
(от высшего числа
к низшему).
№
п/п
|
Фамилия,
имя ребёнка
|
Общее
число баллов
|
1
|
|
|
2
|
|
|
3
|
|
|
4
|
|
|
5
|
|
|
6
|
|
|
7
|
|
|
8
|
|
|
9
|
|
|
10
|
|
|
11
|
|
|
12
|
|
|
13
|
|
|
14
|
|
|
15
|
|
|
16
|
|
|
|
|
|
Наивысшее
число баллов
|
|
Низшее число баллов
|
|
Анализ процесса изобразительной деятельности.
№
|
Ф.И.
ребёнка
|
характер
линии
|
регуляция
деятельности
|
уровень
самостоятельности
|
творчество
|
Общее
кол-во
баллов
|
1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
баллов
по критериям
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
возможное
высшее число
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.