Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыДиагностика изодеятельности

Диагностика изодеятельности

Скачать материал

Диагностика изодеятельности детей

 

Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.

Для выявления степени овладения учащимся навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей.

Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.

Выделенные критерии объединены в две группы:

·        первая применяется при анализе продуктов деятельности;

·        вторая – при анализе процесса деятельности.

 

Анализ продуктов изобразительной деятельности.

1.Содержание изображения (полнота изображения образа)

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.

2.Передача формы:

·        форма передана точно;

·        есть незначительные искажения;

·        искажения значительные, форма не удалась.

3.Строение предмета:

·        части расположены, верно;

·        есть незначительные искажения;

·        части предмета расположены неверно.

4.Передача пропорции предмета в изображении:

·        пропорции предмета соблюдаются;

·        есть незначительные искажения;

·        пропорции предмета переданы неверно.

5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а)расположение изображений на листе;

·        по всему листу;

·        на полосе листа;

·        не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

·        соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

·        есть незначительные искажения;

·        пропорциональность разных предметов передана неверно.

6.Передача движения:

·        движение передано достаточно чётко;

·        движение передано неопределённо, неумело;

·        изображение статичное.

7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

·        передан реальный цвет предметов;

·        есть отступления от реальной окраски;

·        цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

·        многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;

·        преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

·        безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

 

        Анализ процесса изобразительной деятельности.

1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

а) характер линии:

·        слитная;

·        линия прерывистая;

·        дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

·        средний;

·        сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

·        слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

·        мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

·        крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

·        беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

·        ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

·        ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;

·        ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

·        адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;

·        эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

·        безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребёнком созданного им изображения:

·        адекватна;

·        неадекватна (завышенная, заниженная);

·        отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:

·        к предложенному заданию;

·        к процессу деятельности;

·        к продукту собственной деятельности.

3.Уровень самостоятельности:

·        выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

·        требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

·        необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4.Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

   Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.

 

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, - 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем получиться 6 – 7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных балов).

Следующее диагностическое обследование, проведённое после целенаправленных занятий с детьми, должно изменить количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения школьников  в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне, что будет свидетельствовать об эффективности работы воспитателя.

Для текущей диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определить уровень овладения детьми навыками рисования, лепки, аппликации (опуская те критерии, которые не характерны для некоторых видов деятельности, как, например, цвет для лепки). Для определения уровня развития творчества к этим показателям следует присоединить диагностику с дорисовыванием кругов.

Можно составить сводную таблицу, в которой будут представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю. Возьмём за основу данные показателей анализа продукта деятельности (их восемь). С целью выявления результатов опытно – экспериментальной работы  и уровня развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в конце учебного года можно провести следующее диагностическое обследование.

Всем детям предлагается задание на дорисовывание шести кругов: детям выдаётся стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать  и раскрасить их.

Выполнение этого задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» - количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляется количество баллов, полученных ребёнком. Так, если в образы оформляются все шесть кругов, по выставляется оценка 6, если 5, то оценка 5 и т.д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по трехбалльной системе. Оценка «3» – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко или мордочки зверюшек). Оценка «2» – средний уровень – ставится детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги, но допускают практически  буквальное повторение (например, мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик и т.п.). Оценка «1» – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для класса (общее число баллов, полученное классом, делиться на количество детей в нем).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ продуктов изобразительной деятельности.

 

 

Ф.И.

ребёнка

форма

строение

пропорции

Композиция

передача

движения

цвет

Общее

кол-во

баллов

1.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

баллов по критериям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

возможное высшее число

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ранговый ряд, построенный на основе полученной детьми суммы баллов

(от высшего числа к низшему).

 

 

 

 

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Общее число баллов

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

9

 

 

10

 

 

11

 

 

12

 

 

13

 

 

14

 

 

15

 

 

16

 

 

 

 

 

Наивысшее число баллов

 

  Низшее число баллов

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ процесса изобразительной деятельности.

 

Ф.И.

ребёнка

характер

линии

регуляция

деятельности

уровень самостоятельности

творчество

Общее

кол-во

баллов

1.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

баллов по критериям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

возможное высшее число

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Диагностика изодеятельности"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по автоматизации производства

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.Для выявления степени овладения учащимся навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей.Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.Выделенные критерии объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности;вторая – при анализе процесса деятельности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 484 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по изобразительному искусству "Здание, как сочетание различных объемов.Понятие Модуль "(7 класс)
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля
  • 30.12.2020
  • 520
  • 25
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
Презентация по изобразительному искусству "Архитектура.Объект и пространство"(7 класс)
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: От плоскостного изображения к объемному макету
  • 30.12.2020
  • 850
  • 41
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.02.2020 660
    • DOCX 32.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горбова Елена Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горбова Елена Леонидовна
    Горбова Елена Леонидовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 120008
    • Всего материалов: 225

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство: анализ и интерпретация произведений

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 32 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство")

Учитель изобразительного искусства

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 72 человека из 32 регионов

Мини-курс

Успешный педагог: навыки самозанятости, предпринимательства и финансовой грамотности

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 23 регионов

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 67 регионов

Мини-курс

Налогообложение реализации и доходов физических лиц

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе