Диагностическая
самостоятельная работа
по теме «Основы
генетики»
Безбородова
Наталья Васильевна
учитель биологии
Предмет: биология
Класс: 9
Вид контроля: тематический
Цель: создать условия, в которых учащийся сможет
продемонстрировать знания основных понятий генетики, умения решать простейшие
генетические задачи, навыки применения полученных знаний при решении задач
практического характера.
Задачи:
развивающие: развивать познавательнее интересы учащихся,
способности анализировать, делать выводы;
образовательные:
формировать биологические
знания учащихся по основам генетики, углубить их до понимания биологических
закономерностей;
воспитательные: воспитывать
ответственность, самодисциплину.
Ключ:
№
|
1
|
2
|
3
|
4
|
ответ
|
1-1,2-3, 3-4, 4-2, 5-3,
6-2, 7-3, 8-2, 9-3, 10-2
|
Вероятность рождения детей с нормальным
зрением ½ (50%) и ½ (50%) близоруких.
|
Вероятность рождения детей нормального роста ½
(50%).
|
Лев-альбинос.
Врожденное
отсутствие пигментации-результат мутации, а у двуглавой змеи нарушен процесс
дробления зиготы.
|
Литература:
1. Биология.
9класс. Введение в общую биологию и экологию. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов,
В.В.Пасечник М: Дрофа 2008.
2.Рабочая тетрадь. Биология. 9класс. Введение в общую
биологию и экологию. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник М: Дрофа 2010г.
3.Универсальные поурочные разработки по
общей биологии 9класс.» О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова М: «Вако» 2009г.
I уровень (репродуктивный)
Выберите
правильный вариант ответа:
1. Совокупность внешних и внутренних признаков
организма это:
1)фенотип 2)генотип
3)генофонд 4)
кариотип
2. Совокупность генов гаплоидного набора
хромосом это:
1)генотип 2)генофонд
3) геном 4)ген
3. Гомологичные хромосомы это:
1)любые две хромосомы
2)хромосомы, имеющие
сходное строение, но разное число генов
3)хромосомы, имеющие
сходный набор генов
4)хромосомы, имеющие
одинаковую форму, размер и набор генов
4. Гены, контролирующие развитие противоположных
признаков, называются:
1)гетерозиготными 2)аллельными
3)гомозиготными 4)моногибридными
5. Аллельные гены расположены в:
1)одной хромосоме 2)половых
хромосомах 3) гомологичных хромосомах 4)гибридах
6. Совокупность генов всех особей популяции
это:
1)генотип 2)генофонд
3)геном 4)ген
7. Участок молекулы ДНК, несущий информацию о
первичной структуре белка, называется:
1)генотип 2)генофонд
3)геном 4)ген
8. Участок хромосомы, в котором расположен ген,
называется:
1)аллель 2)локус
3)кодон 4)триплет
9.Выберите дигетерозиготу:
1)аавв 2)ааВв
3)АаВв 4)Аавв
10. Какой парой представлены половые хромосомы в
кариотипе женщины:
1)XY 2)XX 3)XO
4)XXY
I I уровень (алгоритмический)
Задача:
У человека близорукость доминирует над нормальной
остротой зрения. Гетерозиготная близорукая женщина выходит замуж за мужчину с
нормальной остротой зрения. Каких детей можно ожидать от такого брака?
Алгоритм решения задач по генетике.
1. Внимательно прочтите условия задачи.
2. Запишите кратко условия задачи.
3. Напишите фенотипы и генотипы скрещиваемых
особей.
4. Определите и запишите типы гамет, которые
образуются.
5. Определите и запишите генотипы и фенотипы
потомства полученного в результате гибридизации.
6. Проанализируйте результаты скрещивания.
Определите численные соотношения потомства по фенотипу и генотипу. Сделайте
записи в виде числовых соотношений.
7. Запишите ответы на вопросы задачи.
Оформление задач по генетике
При решении задач по генетике используется
следующая символика:
1. Р – родители (от лат «парента»)
2. ♀ - женская особь
3. ♂ - мужская особь
4. F1, F2 – потомство от скрещивания (1-ое,2-ое
ит.д. поколение)
5. × - скрещивание
6. А,В,С - доминантные признаки
7. а,в,с – рецессивные признаки
8. - гаметы
записываются в кружке
I I I уровень
(эвристический)
Задача:
В медико –
генетическую консультацию обратилась женщина с вопросом: какого роста будут ее
будущие дети, если у нее нормальный рост, а у мужа низкий? Мать мужа имеет
нормальный рост, а его отец - низкий. Ген, контролирующий низкий рост –
доминантный, а ген, контролирующий нормальный рост – рецессивный.
I V уровень
(творческий)
Кого из животных,
представленных на фото, можно назвать «мутантом» с точки зрения генетики?
Почему?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.