Инфоурок Школьному психологу КонспектыДиагностическая работа

Диагностическая работа

Скачать материал

Содержание диагностической работы психолога в начальной школе

Начало формы

Конец формы

Понимая психологическую готовность ребенка к школе как многокомпонентное образование, складывающееся из определенного уровня развития мыслительной деятельнос­ти, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социаль­ной позиции школьника, необходимо согласиться с тем, что нет и не может быть единственного теста, измеряющего го­товность ребенка к школе, необходим комплекс методик.

Выбор методов диагностики психологической готовнос­ти ребенка к школе зависит от подхода к организации ди­агностического обследования, выбираемого тем или иным психологом.

Одним из вариантов организации может быть первона­чальная общая диагностика, обнаруживающая при массо­вых обследованиях детей в общих чертах уровень интел­лектуального развития, развития тонкой моторики руки, координации движения рук и зрения, умения ребенка под­ражать образцу. Далее, оценивая уровень готовности к школе, психолог продолжает работу с детьми с низким и особо низким уровнем сформированности компонентов психологической готовности к школе, которые нуждаются в дополнительном индивидуальном психологическом обсле­довании. Благодаря последнему должна быть дана подроб­ная качественная характеристика особенностей психичес­кого развития ребенка, необходимая как для уточнения выводов, сделанных на основе фронтального обследования, так и для выбора направлений коррекционной работы.

Для реализации первоначальной диагностики, состав­ления общего представления об уровне готовности ребенка

к школьному обучению можно использовать ориентационный тест школьной зрелости Керна—Йирасека. Этот тест обладает рядом существенных достоинств для первоначаль­ного обследования старших дошкольников:

·        не требует продолжительного времени для проведения;

·        может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований;

·        имеет нормативы, разработанные на большой выборке;

·        не требует специальных средств и условий для про­ведения.

 1. Ориентационный тест школьной зрелости Керна—Йирасека

Ориентационный тест школьной зрелости Я. Иирасека, являющийся модификацией теста А. Керна, состоит из трех заданий.

Первое задание — рисование мужской фигуры по па­мяти, второе — срисовывание письменных букв, третье — срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 — высший балл; 5 —низший бал), а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3-х до 6-ти баллов, рассматривается как выше среднего, от 7-и до 11-ти — как средний, от 12-ти до 15-ти — ниже нормы. Детей, получивших 12-15 бал­лов, необходимо углубленно обследовать, т. к. среди них могут быть умственно отсталые. Все три задания графи­ческого теста направлены на определение развития тон­кой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка (рисунок муж­ской фигуры по памяти). Задание «срисовывание пись­менных букв» и «срисовывание группы точек» выявляют умение ребенка подражать образцу — умение, необходи­мое в школьном обучении. Эти задания также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвле­каясь работать некоторое время над не очень привлекательным для него заданием.

Я. Йирасек провел исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успешностью в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе, но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе могут хорошо успевать. Поэтому Йирасек подчеркивает, что результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (например, бывают случаи, когда способные дети схематично рисуют человека, что существенно отражается на полученном ими суммарном балле). Автор теста отмечает также ограниченность методики в связи с неиспользованием невербальных субтестов, позволяющих сделать заключение о развитии логического мышления (тест школьной зрелости в основ­ном позволяет судить о развитии сенсомоторики).

Тест Керна—Йирасека может применяться как в груп­пе, так и индивидуально.

Инструкция по применению теста

Ребенку (группе детей) предлагают бланк теста. На пер­вой стороне бланка должны содержаться данные о ребенке и оставлено свободное место для рисования фигуры мужчи­ны, на обороте в верхней левой части помещен образец пись­менных букв, а в нижней левой части — образец группы точек. Правая часть этой стороны листа оставлена свобод­ной для воспроизведения образцов ребенком. В качестве бланка может служить лист машинописной бумаги, ориентированный так, чтобы нижняя часть его оказалась длин­нее боковой. Карандаш перед испытуемым кладут так, что бы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребенок окажется левшой, экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протоколе). Бланк кла­дется перед ребенком чистой стороной (см. приложение 2).

Инструкция к заданию №1

«Здесь (показывают каждому ребенку) нарисуй какого-нибудь мужчину. Так, как сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошиб­кам и недостаткам рисунка не допускается. Если дети все же начнут расспрашивать, как рисовать, экспериментатор все равно должен ограничиться одной фразой: «Рисуй так, как сможешь». Если ребенок не приступает к рисованию, то следует подойти к нему и подбодрить, например, ска­зать: «Рисуй, у тебя все получится». Иногда ребята задают вопрос, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину, в этом случае надо ответить, что все рисуют мужчину, и им тоже надо рисовать мужчину. Если ребенок уже начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом еще и мужчи­ну. Следует иметь в виду, что бывают случаи, когда ребе­нок категорически отказывается рисовать мужчину. Опыт показал, что такой отказ может быть связан с неблагопо­лучием в семье ребенка, когда отца либо вообще нет в се­мье, либо он есть, но от него исходит какая-то угроза. По окончании рисования фигуры человека детям говорят, что­бы они перевернули лист бумаги на другую сторону.

Задание №2 объясняют следующим образом:

«Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно так же. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же». Пред­лагается скопировать фразу:

«Я ем суп»,

написанную письменными буквами. Если какой-нибудь ребенок неудачно угадает длину фразы и одно слово не по­местится в строчке, следует обратить внимание на то, что можно написать это слово выше или ниже. Следует иметь в виду, что встречаются дети, которые уже умеют читать письменный текст, и тогда они, прочитав предложенную им фразу, пишут ее печатными буквами. В этом случае необходимо иметь образец иностранных слов, также напи­санных письменными буквами.

Перед заданием №3 экспериментатор говорит:

«Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же».

При этом нужно показать, где ребенок должен рисо­вать, поскольку следует считаться с возможным ослабле­нием концентрации внимания у некоторых детей. Во вре­мя выполнения ребятами заданий необходимо следить за ними, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует будущий школьник — правой или левой, перекла­дывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребенок слишком много, роняет ли карандаш и ищет его под столом, начал ли рисовать, несмотря на указания, в другом месте или вообще обводит контур образца, желает ли убедиться в том, что рисует красиво и т. д.

Оценка результатов теста

Задание № 1 — рисование мужской фигуры.

1 балл выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой) и уши, на лице — глаза, нос, рот, руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым синтетическим способом (контурным), заключающимся в том, что вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных закон­ченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического, более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.

2 балла. Выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетичес­ким способом.

3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище, ко­нечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объем­ные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.

4 балла. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.

5 баллов. Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули. 

Задание № 2 — копирование слов, написанных пись­менными буквами

1 балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец.

Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует про­писной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопиро­ванная фраза отклоняется от горизонтальной линии не бо­лее чем на 30 градусов.

2 балла. Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3 балла. Явная разбивка надписи минимум на две час­ти. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Вос­произведенный образец все еще создает строку надписи.

5 баллов. Каракули.

Задание № 3 — срисовывание группы точек

1 балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.

2 балла. Число и расположение точек должны соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.

3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.

4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учи­тываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.

5 баллов. Каракули. 

Работа с вербальным субтестом

Для работы с вербальным субтестом в бланке ответов предназначена четвертая страница. Экспериментатор дол­жен полностью протоколировать ответ ребенка на каждый вопрос субтеста.

Инструкция к вербальному субтесту: «Сейчас я буду задавать тебе вопросы о самых разных вещах, с которыми ты, конечно, знаком, и поэтому сможешь мне о них рас­сказать. Слушай вопрос первый...»

Субтест проводится индивидуально. Каждый вопрос зачи­тывается только один раз. Экспериментатору необходимо сле­дить за своей речью, она должна быть доброжелательной и четкой, чтобы исключить непонимание ребенком вопроса. Нельзя допускать наводящих вопросов, исправлять, если ребенок отвечает неправильно, дополнительно побуждать к более полному ответу. Необходимые исключения из этого требования специально оговорены в ключе к тесту.

Вербальный субтест

1. Какое животное больше — лошадь или собака?

Лошадь = 0 баллов,

неправильный ответ = - 5 баллов.

2. Утром вы завтракаете, а днем ...

Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов.

Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = - 3 балла.

2. Днем светло, а ночью ...

Темно = 0 баллов,

неправильный ответ = - 4 балла.

3. Небо голубое, а трава ...

Зеленая = 0 баллов,

неправильный ответ = - 4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки ... это что?

фрукты = 1 балл;

неправильный ответ = —1 балл.

6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы ник­то не попал под поезд (и т. д.) = 0 баллов

Неправильный ответ -1 балл.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 балл.

Станции = 0 баллов.

Неправильный ответ = -1 балл.

8. Который час показывают часы (показать на часах)?

Хорошо показано = 4 балла.

Показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно = 3 балла.

Не знает часов = 0 баллов.

9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это ..., маленькая овечка — это ... ?

Щенок, ягненок = 4 балла.

Только один ответ из двух = 0 баллов.

Неправильный ответ = - 1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них общего?

На кошку, потому что у нее тоже четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов.

На кошку (без приведения знаков подобия) = - 1 балл.

На курицу = - 3 балла.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на пово­роте; остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл.

1 причина = 0 баллов.

Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормо­зов) = - 1 балл.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвоз­ди).

1 подобие = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные, или приведение двух об­щих признаков (у них по четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла.

Одно подобие = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта — нарезка (резь­ба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла.

Винт завинчивается, а гвоздь забивается: у винта — гайка = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание ... это?

Спорт, физкультура = 3 балла.

Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или ко­рабль = 4 балла.

Только три наземных транспортных средства или пол­ный перечень, с самолетом или с кораблем, но только пос­ле объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 1 балл.

Непра­вильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщи­ны, уже не может так работать, плохо видит, плохо слы­шит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.

Одно или два различия = 2 балла.

Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = 0 баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

По двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленны­ми, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держа­лись прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.

Одна причина = 2 балла.

Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он лени­вый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.

Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопро­сам. Количественные результаты данного задания распре­деляются по пяти группам:

1 группа — плюс 24 и более

2 группа — плюс 14 до 23

3 группа — от 0 до 13

4 группа — от минус 1 до минус 10

5 группа — менее минус 11

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Общая оценка результатов тестирования

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от трех до шести баллов. Группа детей, получивших семь-девять баллов, пред­ставляет собой средний уровень развития готовности к школь­ному обучению. Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более объек­тивных данных. Особое внимание следует обратить на груп­пу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12-15 баллов, что составляет развитие ниже норм

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Диагностическая работа"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Страховой брокер

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Содержание диагностической работы психолога в начальной школе Начало формы Конец формыПонимая психологическую готовность ребенка к школе как многокомпонентное образование, складывающееся из определенного уровня развития мыслительной деятельнос ти, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социаль ной позиции школьника, необходимо согласиться с тем, что нет и не может быть единственного теста, измеряющего го товность ребенка к школе, необходим комплекс методик.Выбор методов диагностики психологической готовнос ти ребенка к школе зависит от подхода к организации ди агностического обследования, выбираемого тем или иным психологом.Одним из вариантов организации может быть первона чальная общая диагностика, обнаруживающая при массо вых обследованиях детей в общих чертах уровень интел лектуального развития, развития тонкой моторики руки, координации движения рук и зрения, умения ребенка под ражать образцу. Далее, оценивая уровень готовности к школе, психолог продолжает работу с детьми с низким и особо низким уровнем сформированности компонентов психологической готовности к школе, которые нуждаются в дополнительном индивидуальном психологическом обсле довании. Благодаря последнему должна быть дана подроб ная качественная характеристика особенностей психичес кого развития ребенка, необходимая как для уточнения выводов, сделанных на основе фронтального обследования, так и для выбора направлений коррекционной работы.Для реализации первоначальной диагностики, состав ления общего представления об уровне готовности ребенкак школьному обучению можно использовать ориентационный тест школьной зрелости Керна—Йирасека. Этот тест обладает рядом существенных достоинств для первоначаль ного обследования старших дошкольников:не требует продолжительного времени для проведения;может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований;имеет нормативы, разработанные на большой выборке;не требует специальных средств и условий для про ведения. 1. Ориентационный тест школьной зрелости Керна—ЙирасекаОриентационный тест школьной зрелости Я. Иирасека, являющийся модификацией теста А. Керна, состоит из трех заданий.Первое задание — рисование мужской фигуры по па мяти, второе — срисовывание письменных букв, третье — срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 — высший балл; 5 —низший бал), а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3-х до 6-ти баллов, рассматривается как выше среднего, от 7-и до 11-ти — как средний, от 12-ти до 15-ти — ниже нормы. Детей, получивших 12-15 бал лов, необходимо углубленно обследовать, т. к. среди них могут быть умственно отсталые. Все три задания графи ческого теста направлены на определение развития тон кой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка (рисунок муж ской фигуры по памяти). Задание «срисовывание пись менных букв» и «срисовывание группы точек» выявляют умение ребенка подражать образцу — умение, необходи мое в школьном обучении. Эти задания также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвле каясь работать некоторое время над не очень привлекательным для него заданием.Я. Йирасек провел исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успешностью в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе, но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе могут хорошо успевать. Поэтому Йирасек подчеркивает, что результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (например, бывают случаи, когда способные дети схематично рисуют человека, что существенно отражается на полученном ими суммарном балле). Автор теста отмечает также ограниченность методики в связи с неиспользованием невербальных субтестов, позволяющих сделать заключение о развитии логического мышления (тест школьной зрелости в основ ном позволяет судить о развитии сенсомоторики).Тест Керна—Йирасека может применяться как в груп пе, так и индивидуально.Инструкция по применению тестаРебенку (группе детей) предлагают бланк теста. На пер вой стороне бланка должны содержаться данные о ребенке и оставлено свободное место для рисования фигуры мужчи ны, на обороте в верхней левой части помещен образец пись менных букв, а в нижней левой части — образец группы точек. Правая часть этой стороны листа оставлена свобод ной для воспроизведения образцов ребенком. В качестве бланка может служить лист машинописной бумаги, ориентированный так, чтобы нижняя часть его оказалась длин нее боковой. Карандаш перед испытуемым кладут так, что бы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребенок окажется левшой, экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протоколе). Бланк кла дется перед ребенком чистой стороной (см. приложение 2).Инструкция к заданию №1«Здесь (показывают каждому ребенку) нарисуй какого-нибудь мужчину. Так, как сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошиб кам и недостаткам рисунка не допускается. Если дети все же начнут расспрашивать, как рисовать, экспериментатор все равно должен ограничиться одной фразой: «Рисуй так, как сможешь». Если ребенок не приступает к рисованию, то следует подойти к нему и подбодрить, например, ска зать: «Рисуй, у тебя все получится». Иногда ребята задают вопрос, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину, в этом случае надо ответить, что все рисуют мужчину, и им тоже надо рисовать мужчину. Если ребенок уже начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом еще и мужчи ну. Следует иметь в виду, что бывают случаи, когда ребе нок категорически отказывается рисовать мужчину. Опыт показал, что такой отказ может быть связан с неблагопо лучием в семье ребенка, когда отца либо вообще нет в се мье, либо он есть, но от него исходит какая-то угроза. По окончании рисования фигуры человека детям говорят, что бы они перевернули лист бумаги на другую сторону.Задание №2 объясняют следующим образом:«Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно так же. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же». Пред лагается скопировать фразу:«Я ем суп»,написанную письменными буквами. Если какой-нибудь ребенок неудачно угадает длину фразы и одно слово не по местится в строчке, следует обратить внимание на то, что можно написать это слово выше или ниже. Следует иметь в виду, что встречаются дети, которые уже умеют читать письменный текст, и тогда они, прочитав предложенную им фразу, пишут ее печатными буквами. В этом случае необходимо иметь образец иностранных слов, также напи санных письменными буквами.Перед заданием №3 экспериментатор говорит:«Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же».При этом нужно показать, где ребенок должен рисо вать, поскольку следует считаться с возможным ослабле нием концентрации внимания у некоторых детей. Во вре мя выполнения ребятами заданий необходимо следить за ними, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует будущий школьник — правой или левой, перекла дывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребенок слишком много, роняет ли карандаш и ищет его под столом, начал ли рисовать, несмотря на указания, в другом месте или вообще обводит контур образца, желает ли убедиться в том, что рисует красиво и т. д.Оценка результатов тестаЗадание № 1 — рисование мужской фигуры.1 балл выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой) и уши, на лице — глаза, нос, рот, руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым синтетическим способом (контурным), заключающимся в том, что вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных закон ченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического, более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.2 балла. Выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетичес ким способом.3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище, ко нечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объем ные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.4 балла. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.5 баллов. Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули. Задание № 2 — копирование слов, написанных пись менными буквами1 балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец.Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует про писной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопиро ванная фраза отклоняется от горизонтальной линии не бо лее чем на 30 градусов.2 балла. Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.3 балла. Явная разбивка надписи минимум на две час ти. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Вос произведенный образец все еще создает строку надписи.5 баллов. Каракули.Задание № 3 — срисовывание группы точек1 балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.2 балла. Число и расположение точек должны соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учи тываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.5 баллов. Каракули. Работа с вербальным субтестомДля работы с вербальным субтестом в бланке ответов предназначена четвертая страница. Экспериментатор дол жен полностью протоколировать ответ ребенка на каждый вопрос субтеста.Инструкция к вербальному субтесту: «Сейчас я буду задавать тебе вопросы о самых разных вещах, с которыми ты, конечно, знаком, и поэтому сможешь мне о них рас сказать. Слушай вопрос первый...»Субтест проводится индивидуально. Каждый вопрос зачи тывается только один раз. Экспериментатору необходимо сле дить за своей речью, она должна быть доброжелательной и четкой, чтобы исключить непонимание ребенком вопроса. Нельзя допускать наводящих вопросов, исправлять, если ребенок отвечает неправильно, дополнительно побуждать к более полному ответу. Необходимые исключения из этого требования специально оговорены в ключе к тесту.Вербальный субтест1. Какое животное больше — лошадь или собака?Лошадь = 0 баллов,неправильный ответ = - 5 баллов.2. Утром вы завтракаете, а днем ...Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов.Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = - 3 балла.2. Днем светло, а ночью ...Темно = 0 баллов,неправильный ответ = - 4 балла.3. Небо голубое, а трава ...Зеленая = 0 баллов,неправильный ответ = - 4 балла.5. Черешни, груши, сливы, яблоки ... это что?фрукты = 1 балл;неправильный ответ = —1 балл.6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы ник то не попал под поезд (и т. д.) = 0 балловНеправильный ответ -1 балл.7. Что такое Москва, Ростов, Киев?Города = 1 балл.Станции = 0 баллов.Неправильный ответ = -1 балл.8. Который час показывают часы (показать на часах)?Хорошо показано = 4 балла.Показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно = 3 балла.Не знает часов = 0 баллов.9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это ..., маленькая овечка — это ... ?Щенок, ягненок = 4 балла.Только один ответ из двух = 0 баллов.Неправильный ответ = - 1 балл.10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них общего?На кошку, потому что у нее тоже четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов.На кошку (без приведения знаков подобия) = - 1 балл.На курицу = - 3 балла.11. Почему во всех автомобилях тормоза?Две причины (тормозить с горы, затормозить на пово роте; остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл.1 причина = 0 баллов.Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормо зов) = - 1 балл.12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвоз ди).1 подобие = 2 балла.Неправильный ответ = 0 баллов.13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?Определение, что это животные, или приведение двух об щих признаков (у них по четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла.Одно подобие = 2 балла.Неправильный ответ = 0 баллов.14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?У них есть разные признаки: у винта — нарезка (резь ба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла.Винт завинчивается, а гвоздь забивается: у винта — гайка = 2 балла.Неправильный ответ = 0 баллов.15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание ... это?Спорт, физкультура = 3 балла.Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла.Неправильный ответ = 0 баллов.16. Какие ты знаешь транспортные средства?Три наземных транспортных средства, самолет или ко рабль = 4 балла.Только три наземных транспортных средства или пол ный перечень, с самолетом или с кораблем, но только пос ле объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 1 балл.Непра вильный ответ = 0 баллов.17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщи ны, уже не может так работать, плохо видит, плохо слы шит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.Одно или два различия = 2 балла.Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = 0 баллов.18. Почему люди занимаются спортом?По двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленны ми, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держа лись прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.Одна причина = 2 балла.Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?Остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он лени вый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла.Неправильный ответ = 0 баллов.20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла.Неправильный ответ = 0 баллов.После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопро сам. Количественные результаты данного задания распре деляются по пяти группам:1 группа — плюс 24 и более2 группа — плюс 14 до 233 группа — от 0 до 134 группа — от минус 1 до минус 105 группа — менее минус 11По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.Общая оценка результатов тестированияГотовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от трех до шести баллов. Группа детей, получивших семь-девять баллов, пред ставляет собой средний уровень развития готовности к школь ному обучению. Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более объек тивных данных. Особое внимание следует обратить на груп пу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12-15 баллов, что составляет развитие ниже норм

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 802 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.01.2020 872
    • DOCX 68 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Русских Инна Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Русских Инна Сергеевна
    Русских Инна Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 73106
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Детская и подростковая депрессия: пути и способы преодоления

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 189 человек

Курс повышения квалификации

Детское и семейное консультирование в кризисных состояниях семьи

36/72/108 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 163 человека из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 137 человек

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 301 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 440 человек

Мини-курс

Hard-skills современного педагога

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии текстовых коммуникаций в бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие физических качеств в художественной гимнастике: теория и практика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе