Урок
русского языка в 7 классе.
Действительные причастия. Гласные в
суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Цели:
1.
Актуализировать знания о глаголе и глагольных
формах
2.
Научить образовывать форму действительного
причастия настоящего времени
3.
Создать условия для применения знаний об
образовании причастий с помощью суффиксов -ущ(-ющ), -ащ(-ящ) на практике (при
выполнении упражнений)
Тип урока:
урок объяснения нового материала
Ход урока:
1.Орг. момент. Слайд 1
-Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами
не просто учениками, а учениками-исследователями. А исследовать мы будем часть
речи, которую начали изучать на предыдущих уроках. Это …(причастие). Давайте
откроем тетради и запишем дату, когда мы проводим наше изучение. (Записываем в
тетради число, классная работа).
2.Повторение:
- И начнем нашу работу с подготовительного
этапа, с повторения.
Запишите слова, объясните графически
написание безударных личных окончаний глаголов, определите спряжение, вид.
О б р а з е ц: Слайд 2
строят ( II спр., несов.вид,) дом.
Борются за мир (1 спр., несов.вид,), лечат людей (2 спр., несов. вид,.) , сеют
рожь ( 1 спр., несов. вид,.), видят насквозь (2 спр, несов. вид,.), тревожат
друзей(2 спр., несовер. Вид,.), ненавидят ложь (2 спр., несов. вид,\).
3.Получение новых знаний. Постановка
проблемы.
Глаголы вспомнили, а у вас на каждой парте
лист с глаголами. Устно образуйте действительные причастия с помощью суффиксов
–УЩ-/ -ЮЩ- , АЩ-/-ЯЩ- .Запишите. Работают с глаголами:
бороться
колыхаться
клеить
лечить
Слайд 3
- Проверяем глагол «бороться». Какой
суффикс в причастии? (Аналогично проверяем остальное)
- Задание одно? А как выполнили?
(выполнили по-разному)
-Почему так получилось? (-Не знаем суффиксов
причастий. Суффиксы как раз знаем, не знаем гласные в суффиксах
действительных причастий
-Какие гласные пишутся в суффиксах
причастий. )
-Значит, какая сегодня тема урока? (Гласные
в суффиксах действительных причастий настоящего времени ( Тема.) Слайд
4.
Сформулируйте цели урока-
исследования: Устно формулируют цели, затем выбрать 2 цели и записать в тетрадь
Слайд 5
Узнать,
какие гласные пишутся в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Изучить
орфограмму в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Сформулировать правило
написания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Поиск решения проблемы Слайд
6
- Причастия на доске помогут вам
открыть правило. Прочитайте их внимательно.
Читают два столбика слов, записывают в
тетрадь:
борющийся
колышущийся
тающий
клеящий
лечащий
гонящий
- Что заметили?
Выделяем суффиксы.
-В причастиях 1-го столбика суффиксы -УЩ-/-ЮЩ-
, 2 столбика -АЩ-/ -ЯЩ-.
От чего зависит выбор гласной в
суффиксе? Какие есть гипотезы? (предлагают свои варианты)
Вспомните, что вы знаете о причастии. -Причастие – это особая форма глагола….(Дают
определение.)
- Появилась новая гипотеза? Суффикс
причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:1-е
спряжение –УЩ-/-ЮЩ-, 2-е спряжение –АЩ-/-ЯЩ-(Решающая гипотеза.)
- Как проверить эту гипотезу?
- Определить спряжение глаголов, от
которых образованы причастия каждого столбика.
- Делайте. Записываем на доске. Что у вас
получилось? В 1-м столбике причастия образованы от глаголов 1-го
спряжения, во 2-м- от глаголов 2-го спряжения.
- Сформулируйте правило - В действительных причастиях
настоящего времени, образованных от глаголов 1-го спряжения , пишутся
суффиксы -УЩ- / -ЮЩ- , от глаголов 2 –го спряжения -АЩ- / -ЯЩ-.
Теперь
запишем наши наблюдения в виде алгоритма: Слайд
7
-ущ,
-ющ -ащ, -ящ
Определяем,
какого спряжения глагол, от которого образуется причастие
Если
глагол 1 спряжения, то пишем Если глагол 2 спряжения, то пишем
-ущ, -ющ
-ащ, -ящ
- Давайте проверим верность наших
наблюдений и сравним вывод с учебником. (Все верно).Обратить внимание на
несовершенный вид глагола, от которых образуются действительные причастия.
4.Закрепление.
Пора немного и отдохнуть. Физкультминутка. Я называю действительные
причастия настоящего времени. Если в суффиксах надо писать ущ, ющ, вы хлопаете
в ладоши. Если –ащ, ящ, вы поднимаете руки вверх. Алгоритм рассуждения на
доске)
ПенЯщийся, чувству.Ю.щий ,леч.А.щий; таЮщий;
бушуЮщий; колебл..Ющийся; вид..Ящий ; слыш..Ащий.
А теперь вновь за работу. Надо проверить
на практике наши исследования.
2. Работа по цепочке. Запишите, объяснив
графически: Кол..щая лёд; спе..щая ягода; маш..щая крыльями; бор..щаяся за
первенство; стро..щийся стадион; беспоко..щаяся о здоровье сына мать; пиш..щий
письмо; дремл..щий в тиши; кле..щиеся обои; видне..щиеся вдали
3. А теперь каждый сам попробует
подтвердить наше исследование.
Задание распечатано на рабочем листе.
Вставить букву и объяснить выбор:
Служ…щий –
Се…щий –
Вяж…щий –
Крас…щий –
Улыба…щийся –
У многих все получилось. Давайте
посмотрим, сумели мы реализовать цели, поставленные нами в ходе нашего
исследования.
5.Рефлексия!!! Слайд 8
6.Домашнее
задание. Продолжить сказку. (для сильной группы
учеников и желающих)
В некотором царстве, в некотором
государстве у папы Глагола и мамы Прилагательного родился сынок, и назвали его
Причастием.
Многое сын унаследовал от родителей, но вот характер у него выработался свой,
ни на какой другой не похожий. Уж такой энергичный, «действующий» получился
ребёнок, ни минуты не сидит на месте. Стали называть его Действительным
Причастием. Да и черты характера его – суффиксы – не отстают от хозяина: на
каждом шагу ставят условия.
(для слабых – упр. ,
параграф - )
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.