Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыДействительные причастия. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Действительные причастия. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Скачать материал

Урок русского языка в 7 классе.

Действительные причастия. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Цели:

1.      Актуализировать знания о глаголе и глагольных формах

2.      Научить образовывать форму действительного причастия настоящего времени

3.      Создать условия для применения знаний об образовании причастий с помощью суффиксов -ущ(-ющ), -ащ(-ящ) на практике (при выполнении упражнений)

Тип урока: урок объяснения нового материала

Ход урока:

1.Орг. момент. Слайд 1

-Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами не просто учениками, а учениками-исследователями. А исследовать мы будем часть речи, которую начали изучать на предыдущих уроках. Это …(причастие). Давайте откроем тетради и запишем дату, когда мы проводим наше изучение. (Записываем в тетради число, классная работа).

2.Повторение:

- И начнем нашу работу с подготовительного этапа, с повторения.

Запишите слова, объясните графически написание безударных личных окончаний глаголов, определите спряжение, вид.

О б р а з е ц: Слайд 2

строят ( II спр., несов.вид,) дом.

Борются за мир (1 спр., несов.вид,), лечат людей (2 спр., несов. вид,.) , сеют рожь ( 1 спр., несов. вид,.), видят насквозь (2 спр, несов. вид,.), тревожат друзей(2 спр., несовер. Вид,.), ненавидят ложь (2 спр., несов. вид,\).

3.Получение новых знаний. Постановка проблемы.

Глаголы вспомнили, а у вас на каждой парте лист с глаголами. Устно образуйте  действительные причастия с помощью суффиксов –УЩ-/ -ЮЩ-  ,       АЩ-/-ЯЩ- .Запишите. Работают с глаголами:

бороться

колыхаться

клеить

лечить     

Слайд 3     

- Проверяем глагол  «бороться». Какой суффикс  в причастии? (Аналогично проверяем остальное)

- Задание одно? А как выполнили?   (выполнили по-разному)

-Почему так  получилось?   (-Не знаем суффиксов причастий.   Суффиксы как раз знаем, не знаем гласные в суффиксах действительных причастий

-Какие  гласные пишутся  в суффиксах  причастий.     )

-Значит, какая сегодня тема  урока? (Гласные в суффиксах  действительных  причастий  настоящего  времени ( Тема.) Слайд 4.

Сформулируйте цели урока- исследования: Устно формулируют цели, затем выбрать 2 цели и записать в тетрадь Слайд 5

Узнать, какие гласные пишутся в суффиксах действительных причастий настоящего времени

 Изучить орфограмму в суффиксах действительных причастий настоящего времени

 Сформулировать правило написания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени

 

Поиск решения проблемы Слайд 6

- Причастия на доске  помогут  вам  открыть  правило. Прочитайте их внимательно.   

Читают два столбика  слов, записывают в тетрадь:

борющийся

колышущийся

тающий    

клеящий

лечащий

гонящий     

 - Что  заметили?

Выделяем суффиксы.

-В причастиях 1-го столбика суффиксы  -УЩ-/-ЮЩ-   ,   2 столбика  -АЩ-/ -ЯЩ-.

От  чего  зависит  выбор  гласной в суффиксе? Какие есть гипотезы?   (предлагают свои варианты)

Вспомните, что  вы знаете  о причастии. -Причастие – это  особая  форма  глагола….(Дают  определение.) 

- Появилась  новая гипотеза? Суффикс  причастия  зависит  от спряжения глагола, от  которого оно образовано:1-е спряжение –УЩ-/-ЮЩ-, 2-е  спряжение –АЩ-/-ЯЩ-(Решающая гипотеза.)

- Как проверить эту  гипотезу? 

- Определить спряжение  глаголов, от которых образованы  причастия  каждого столбика.

- Делайте. Записываем на доске. Что у вас получилось? В 1-м столбике  причастия  образованы  от глаголов  1-го  спряжения, во 2-м- от глаголов 2-го спряжения.

- Сформулируйте правило - В действительных  причастиях  настоящего времени, образованных от глаголов 1-го спряжения , пишутся  суффиксы  -УЩ- /   -ЮЩ- , от глаголов  2 –го   спряжения   -АЩ- / -ЯЩ-.

Теперь запишем наши наблюдения в виде алгоритма: Слайд 7

-ущ, -ющ                                              -ащ, -ящ

Определяем, какого спряжения глагол, от которого образуется причастие

 

Если глагол 1 спряжения, то пишем        Если глагол 2 спряжения, то пишем

 

-ущ, -ющ                                                          -ащ, -ящ

- Давайте проверим верность наших наблюдений и сравним  вывод  с  учебником. (Все  верно).Обратить внимание на несовершенный вид глагола, от которых образуются действительные причастия.

4.Закрепление. Пора немного и отдохнуть. Физкультминутка. Я называю действительные  причастия настоящего времени. Если в суффиксах надо писать ущ, ющ, вы хлопаете в ладоши. Если –ащ, ящ, вы поднимаете руки вверх. Алгоритм рассуждения на доске)

ПенЯщийся,  чувству.Ю.щий ,леч.А.щий; таЮщий; бушуЮщий; колебл..Ющийся; вид..Ящий ; слыш..Ащий.

А теперь вновь за работу. Надо проверить на практике наши исследования.

2. Работа по цепочке. Запишите, объяснив графически: Кол..щая лёд; спе..щая ягода; маш..щая крыльями; бор..щаяся за первенство; стро..щийся стадион; беспоко..щаяся о здоровье сына мать; пиш..щий письмо; дремл..щий в тиши; кле..щиеся обои; видне..щиеся вдали

3. А теперь каждый сам попробует подтвердить наше исследование.

Задание распечатано на рабочем листе.

Вставить букву и объяснить выбор:

Служ…щий –

Се…щий –

Вяж…щий –

Крас…щий –

Улыба…щийся –

У многих все получилось. Давайте посмотрим, сумели мы реализовать цели, поставленные нами в ходе нашего исследования.

5.Рефлексия!!! Слайд 8

6.Домашнее задание. Продолжить сказку. (для сильной группы учеников и желающих)

В некотором царстве, в некотором государстве у папы Глагола и мамы Прилагательного родился сынок, и назвали его Причастием.

Многое сын унаследовал от родителей, но вот характер у него выработался свой, ни на какой другой не похожий. Уж такой энергичный, «действующий» получился ребёнок, ни минуты не сидит на месте. Стали называть его Действительным Причастием. Да и черты характера его – суффиксы – не отстают от хозяина: на каждом шагу ставят условия.

(для слабых – упр.   , параграф -   )

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Действительные причастия. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка в 7 классе.

Действительные причастия. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Цели:

1.      Актуализировать знания о глаголе и глагольных формах

2.      Научить образовывать форму действительного причастия настоящего времени

3.      Создать условия для применения знаний об образовании причастий с помощью суффиксов -ущ(-ющ), -ащ(-ящ) на практике (при выполнении упражнений)

Тип урока: урок объяснения нового материала

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 291 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Индивидуальный учебный проект по русскому языку "Происхождение некоторых чоконимов"
  • Учебник: «Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.
  • Тема: § 35. Как пополняется словарный состав русского языка
  • 02.10.2020
  • 603
  • 2
«Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 815
    • DOCX 23.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Семенова Наталья Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Семенова Наталья Сергеевна
    Семенова Наталья Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 12051
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Мини-курс

Аномальное психологическое развитие и психологическая травма

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 17 регионов

Мини-курс

Фитнес: особенности построения смешанных групповых тренировок

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе