Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыДетство, опалённое войной.(урок, презентация)

Детство, опалённое войной.(урок, презентация)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Дети войны.pptx

Скачать материал "Детство, опалённое войной.(урок, презентация)"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист-аналитик

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ПОКОЛЕНИЕ 
СОРОКОВЫХЯ РОДОМ 
НЕ ИЗ ДЕТСТВА -
ИЗ
ВОЙНЫ!

    1 слайд

    ПОКОЛЕНИЕ
    СОРОКОВЫХ
    Я РОДОМ
    НЕ ИЗ ДЕТСТВА -
    ИЗ
    ВОЙНЫ!

  • ЮЛИЯ ДРУНИНА

    2 слайд

    ЮЛИЯ ДРУНИНА

  • МУКАГАЛИ МАКАТАЕВ

    3 слайд

    МУКАГАЛИ МАКАТАЕВ

  • А МЫ НЕ СТАЛИ ПАМЯТИ ПЕРЕЧИТЬ,И, ВСПОМНИВ ДНИ ДАЛЁКИЕ, КОГДАУПАЛА НАМ НА МА...

    4 слайд

    А МЫ НЕ СТАЛИ ПАМЯТИ ПЕРЕЧИТЬ,
    И, ВСПОМНИВ ДНИ ДАЛЁКИЕ, КОГДА
    УПАЛА НАМ НА МАЛЕНЬКИЕ ПЛЕЧИ
    ОГРОМНАЯ НЕ ДЕТСКАЯ БЕДА.

    БЫЛА ЗЕМЛЯ И ЖЁСТКОЙ И МЕТЕЛЬНОЙ,
    БЫЛА СУДЬБА У ВСЕХ ЛЮДЕЙ ОДНА,
    У НАС И ДЕТСТВА НЕ БЫЛО ОТДЕЛЬНО,
    А БЫЛИ ВМЕСТЕ – ДЕТСТВО И ВОЙНА!

  • ДЕТСТВО, ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ!

    5 слайд

    ДЕТСТВО, ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ!

  • 6 слайд

  • 7 слайд

  • 8 слайд

  • 9 слайд

  • 10 слайд

  • 11 слайд

  • 12 слайд

  • 13 слайд

  • МУКАГАЛИ МАКАТАЕВ

    14 слайд

    МУКАГАЛИ МАКАТАЕВ

  • МУХТАР МАГАУИН

    15 слайд

    МУХТАР МАГАУИН

  • Эту небольшую повесть мне хочется посвятить детям, которых осиротила война. И...

    16 слайд

    Эту небольшую повесть мне хочется посвятить детям, которых осиротила война. И памяти погибших в битве с фашизмом. Особенно тех, кто навечно сомкнул глаза. Так и не сделавшись отцом. Пусть она станет горстью земли, брошенной на могилу павших, и песнью, которая, может быть. Утешит живых…

  • Не было в те времена ни вражды между людьми, ни разделения на своих и чужих....

    17 слайд

    Не было в те времена ни вражды между людьми, ни разделения на своих и чужих. Все жили в достатке и веселье. Потому что те, первые люди, знали, что все они — братья, дети одного отца…

  • Кто же я, спросите вы, кем считаю себя по нации?.. Я и сам иногда задумываюсь...

    18 слайд

    Кто же я, спросите вы, кем считаю себя по нации?.. Я и сам иногда задумываюсь над этим. Немец?.. Не вполне. Казах?.. Тоже не совсем верно. Происхожу от немцев — это будет поточнее. Сейчас мы все — русло одной реки, дети одного отца. Или, если хотите, члены одной семьи, сыны одного улуса…

  • ДЕД
АХМЕТДОБРОТАЧЕЛОВЕЧНОСТЬБЛАГОРОДСТВОСПРАВЕДЛИВОСТЬЛЮБОВЬЗАБОТАНЕЖНОСТЬ

    19 слайд

    ДЕД
    АХМЕТ
    ДОБРОТА
    ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ
    БЛАГОРОДСТВО
    СПРАВЕДЛИВОСТЬ
    ЛЮБОВЬ
    ЗАБОТА
    НЕЖНОСТЬ

  • ВСЁ ОБЩЕЕ У НАС,КАК ВОЗДУХ И КАК СВЕТ.ВЕЛИКИХ НАЦИЙ НЕТ,И МАЛЫХ НАЦИЙ НЕТ....

    20 слайд

    ВСЁ ОБЩЕЕ У НАС,
    КАК ВОЗДУХ И КАК СВЕТ.
    ВЕЛИКИХ НАЦИЙ НЕТ,
    И МАЛЫХ НАЦИЙ НЕТ.
    МЫ – БРАТЬЯ И ДРУЗЬЯ,
    СВОБОДНЫЕ НАРОДЫ!

  • ГЕРОЛЬД БЕЛЬГЕР

    21 слайд

    ГЕРОЛЬД БЕЛЬГЕР

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ УРОК_2003.doc

Тема урока:                                   Детство, опалённое войной.

 

                                           ( по произведениям русской и казахской литературы)

 

 

Цель урока:                       знакомство с произведениями о

                                             судьбе детей военного времени

 

 

 

Задачи урока:                  -  способствовать формированию взглядов на 

                                             исторические события, умения оценивать их.

                                            - определить  основную мысль произведений,

         оценить поступки и характеры героев

                                     - пробудить чувство сопереживать, понимать чужую боль

 

 

 

Оформление:

1 Презентация: Я родом не из детства – из войны

 

2. Музыка «Фокстрот»

3. Кадры из фильма «Брестская крепость

4. Песня «Дети войны»  М.Войнова. Ю.Герасимов

 

Ход  урока

I Литературно-музыкальная композиция: Первый день войны.

(Звучит мелодия  «Фокстрот»)

1-Прислушаемся к мелодии.  Она  звучала в то далекое время всюду: на улицах, доносилась из окон домов, в скверах, парках. Представим: играет духовой оркестр, кружатся танцующие пары, слышатся веселый смех.…

Так было и в тот день накануне войны.  В то июньское утро ни что не предвещало беды, никто не знал, что она рядом:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофеен пить, в то миг,

Влезали в танки, закрывали люки.

Такое все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего, каких- то пять минут осталось!

                      

(Звучит мелодия, кадр из фильма «Брестская крепость»)

 

Стихотворение «День 22 июня 1941 года»

-Мирно Москва проснулась

В тот июньский день,

Только что развернулась

В скверах ее сирень.

Мчались мотоциклетки,

Била их частая дрожь,

В сетках мячи и ракетки

В парки несла молодежь.

Радуясь лету и миру

Утро встречала Москва.

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова.

Голос уверенно строгий

Сразу узнала страна.

Утром у нас на пороге

Заполыхала война.

Недруг лихой, вероломный

Встал у советских ворот

Тучей угрюмой и темной

К вашему солнцу плывет.

(Звучит мелодия)                                      

- Было обычное жаркое лето.

Бабушка мне рассказала об этом,

Все отдыхали: кто с мамой на даче,

Кто на реке загорал и рыбачил.

В лагере детском ребята играли,

Горе и бед до поры не видали.

- Вдруг грохот раздался,

И все потемнело.

Словно огромная птица влетела.

Рвутся снаряды.

Огонь полыхает.

Огненный враг на страну наступает.

Гибнут простые, мирные люди.

Кто уцелел, никогда не забудет:

От боли стонала родная земля,

Страшное слово узнала  «Война!»

 

(Кадр из фильма «Брестская крепость»)

 

Так 22 июня, Брестская крепость встретила страшное событие, изменившее жизнь миллионов людей.

 

 (Слайд №1 Я родом не из детства – из войны

 

 (Слайд №2 «Портрет Юлии Друниной»)

-Поколение сороковых их жизнь опалила война. Юлия Друнина ушла на фронт добровольцем, до конца войны служила санинструктором. О себе и своих ровесниках она напишет так:

-Я родом не из детства – из войны,

И потому, наверное, дороже,

Чем ты, ценю и счастье тишины,

И каждый лишний день, что мною прожит.

Я родом не из детства – из войны.

Раз, пробираясь партизанской тропкой,

Я поняла навек, что мы должны

Быть добрыми к любой травинке робкой.

Я родом не из детства – из войны.

И, может, потому – незащищенней.

Сердца фронтовиков обожжены,

А у тебя – шершавые ладони…

Я родом не из детства – из войны,

Прости меня – в том нет моей вины….

 

- Тяжелой и кровопролитной была война, но никто не щадил себя.

 

- Боролись не только

Солдаты на фронте.

Все, кто способен

Винтовку держать:

Старшие школьники,

Дяди и тети

Сами пошли за страну воевать.

 

-А в городах не хватало продуктов,

Голод и смерть здесь на каждом шагу.

Но не сдавались советские люди!

Упорно трудились на горе врагу!

 

-Дедушка мой мальчишкой в те годы.

Он на заводе снаряды точил.

Чтобы солдат из тяжелых орудий

Землю родную в бою защитил.

 

-Целых четыре, целых четыре,

Года четыре длилась война.

Сколько погибло, сколько народу!

Сколько людей не вернуть никогда!

Но долгожданная эта Победа

Кровью и порохом закреплена.

Сгинула, сгинула, сгинула где-то,

Но не забудется эта война!

 

- Нет не забылась эта война. Она оставалась в памяти людей и в воспоминаниях.

 

(Слайд №3 «Портрет Мукагали Макатаев»)

 

-У моих сверстниках и у меня не было детства, - напишет в своей автобиографии Мукагали Макатаев, - Мы перешагнули детство, потому что шла война. Нас были миллионы. Миллионы детей без детства.

Ему в те годы исполнилось 10 лет. Он писал письма отцу на фронт в стихах. Отец погиб. Рано повзрослев, он научился всему: ходить по борозде за плугом, пасти, таскать солому и - под молотилки. Позже он выразил в своих стихах все то, что пришлось пережить:

Совсем не помню я тепла,

Не помню ласкового слова.

Должно быть память подвела…

Работа. Сон. Работа снова.

- Стихотворение «Я войны не видал»

          (Слайд №4  «Стихи»)

- А мы не стали памяти перечить,

И, вспомнив дни далекие, когда

Упала нам на маленькие плечи

Огромная не детская беда.

Была земля и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и войнва…

 

 2 (Слайд №5 «Детство опаленное войной»)

(Песня Дети войны», слайды  6- 13 «Дети войны»)

 

(Слайд 14 «Портрет Мукагали Макатаев»)

 

От имени своего поколения и от всех сирот земли поэт Макатаев сказал:

Нас мороз обжигает лютый,

Отогрейте нас добрым словом,

Этот мир, что холодом скован,

Оживите, добрые люди!

Мы – сироты, сироты!

Жаждем справедливости и добра.

Нынче время стоять бок о бок

Ради всех на свете сирот!

 

II Выразительное чтение  и анализ эпизодов повести М.Магауина

  «Дети одного отца»

(Слайд 15  Мухтар Магауин)

 

1 Слово учителя: Эти стихи звучат призывом помнить о тех, кого осиротила война. О судьбах детей тех грозных лет, рассказывает в своей повести Мухтар Магауин, будучи  журналистом, готовя материал о героях Великой Отечественной войны, он узнает историю детей сирот, которых усыновили жители казахского аула. Он решил написать книгу о них.

 

С лайд 16 Эпиграф к повести «Дети одного отца». (Выразительное чтение)

 

-Обратимся к страницам повести. Председатель колхоза из районного центра привез детей сирот разных национальностей в возрасте от шести до девяти лет.                                                                                                   (Выразительное чтение – описание детей)

- Почему он чувствовал себя виноватым?

- Перед тем как распределить детей по семьям, он сказал: «Детей на всех не хватит, к тому же, как бы не случилось такого, тот кто нынче пригреет, завтра слезы лить заставит. Это не по нашим казахским обычаям.» Прав ли председатель колхоза?

- Что мы узнали о жизни людей, чья история затронула вас больше всего?

- Сообщение детей.

1. Рассказ о Якове – Жакыпе.

2. Судьба Нартая и Ертая.

3. Судьба Зигфрида.

Вопросы:

1.                                                  Кто усыновил немецкого мальчика?

2.                                                  Почему выбор деда Ахмета вызвал не одобрительное отношение у жителей аула, особенно у Дауренбека?

3.                                                  Какие трудности возникли в связи с усыновлением немецкого мальчика?

Инсценирование:  Эпизод: Выбор деда Ахмета:

 

- Председатель: Уважаемые, пусть каждый выберет по сердцу себе ребенка. За вами первое слово аксакал, кого облюбуете, того и берите.

- Ахмет: Вот кого я выбрал.

- Председатель: Воля ваша.

-Дауренбек: Пожалевший врага, им же будет ранен.

Ахмет: Что ты мелишь? Я совета не спрашиваю.

Дауренбек: При седой бороде, на сомнительное дело решаетесь?

Ахмет: Не встревай, светик мой! Ты немцу три пальца отдал, а я - трех сыновей. Не задерживай скажи, какое имя у моего мальчика?

Дауренбек: Зигфрид Вольфганг Вагнер, довольный?!?

Ахмет: Как? Зегпри…ЭЭ, хорошее имя! Айнаналайн, пошли что нам до чужих толков!

Дауренбек: У русского народа есть пословица: Сколько волка не корми, все в лес смотрит!

Ахмет: Умные слова, только не к месту сказаны!

 

Председатель: Скажи , аксакал, по какой причине выбрал этого мальчика?

Ахмет: Сам не знаю!

Председатель: Ведь там были и другие дети!

Ахмет: Были, только приглянулся мне, этот – Зекен!

Председатель: И все - таки!

Ахмет: Все они для меня одинаковы. Но среди других сирот, он как бы сказать, был самым большим сиротой, вот и взяла меня жалость!

Председатель: Каков он, твой сын Зекен?

Ахмет: До чего понятливый, сообразительный. Во истину от родного сына не отличу, да и он сердцем к нам привязался.

 

- Не просто складывались отношение жителей аула к Зигфриду, произошёл конфликт:

 

 Председатель: Что случилось уважаемые рассказывайте!

Дауренбек: Он мою должность не уважает! Размахивает соилом, а на кого он замахивается, а? На меня или на власть нашу?

Ахмет: Так ты моего сыночка, хотел камчой ударить! Он тебе кто? Сирота, за которого не кому заступиться! Я ему отец, я не позволю!

Дауренбек: Он нарочно хотел стравить коровам наши посевы! Я сам видел!

Ахмет: Аллах все могущий!

Дауренбек: Да видел, а что удивляться! Немец, есть немец. Кто войну затеял? Кто трех твоих сыновей жизни лишил?

Ахмет: Не оскверняй моих детей, погаными устами!

Дауренбек: Немец, есть немец! Я на них насмотрелся, на всю жизнь запомнил! И не позволю…

Ахмет: Ты про кого говоришь? Совсем разума лишился? Он ведь мальчик еще!

Дауренбек: А кто его отец, ты знаешь?

Ахмет: Не знаю и знать не хочу!

Дауренбек:А я знаю, кто ты на самом деле. Укрыватель! Вот ты кто!

Ахмет: А ты настоящий зверь.

Председатель: Уважаемые, уважаемые! Успокойтесь!

Дауренбек: Погорячился я! Не могу держать себя в руках!

Ахмет: Слово, как стрела, вылетит, не поймаешь! Ты замахнулся на мальчика, который стал мне сыном, я не приму твоих извинений!

 

Вопросы:

1.                                                      В чем ошибались жители аула?

2.                                                      С какой целью дет Ахмет рассказывает легенду?

 

(Слайд 17«Легенда»)

 

3.                                                      Какую мысль своего приемного отца, развивает взрослый       Зигфрид?

 

 (Слайд «Кто я? »)

 

 

4Какую мысль хотел до нести до нас автор?

                        Все люди – братья. Важно помнить свои корни

 

5  Выразительное чтение стихотворения

 

          Весь мир – огромный дом,

Где все мы родились.

И все мы равны в нем.

Достоинство и честь,

И слова, и богатство

Добыты не войной,

А только лишь трудом.

Все общее у нас,

Как воздух и как свет

Великих наций нет,

И малых наций нет

Мы – братья и друзья,

Свободные народы,

 

   III  Заключительное слово учителя: Эти слова перекликаются с основной мыслью повести и  ее названием «Дети одного отца». Война не убило в человеке доброту, а пробудило в нём чувство сострадания, понимание и самое главное желание помочь. Вспомним, в каком произведении русской литературы мы ясно это видим.   -   -М.Шолохов «Судьба человека» -Андрей Соколов, пройдя через тяжёлые испытания войны, потеряв близких людей, нашёл в себе силы жить и воспитать сироту Ваню.

   

         (Слайд 18 Герольд Бельгер )

 

  Изменила война судьбу и  Герольда  Бельгера и его близких. Вихрь войны занёс их в казахский аул  Сергеевского  района. Здесь они были встречены теплом и пониманием местных жителей. Он благодарен им за возможность жить единой семьёй, это помогало выжить в страшное время.

   Каждого из нас, я думаю, затронула судьба военного поколения. Возможно, вы впервые  почувствовали, что несёт  война, каков человек, способный перенести нечеловеческие испытания. Поделитесь мыслями, чувствами на страницах сочинения: Детство, опалённое войной.

    IY Домашнее задание:  сочинение

    Песня «Дети войны»

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Детство, опалённое войной.(урок, презентация)"

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Многие произведения звучат призывом помнить о тех, кого осиротила война. О судьбах детей тех грозных лет, рассказывает в своей повести "Дети одного отца" Мухтар Магауин. Он будучи  журналистом, готовя материал о героях Великой Отечественной войны, узнает историю детей сирот, которых усыновили жители казахского аула. Он решил написать книгу о них.  Война не убило в человеке доброту, а пробудило в нём чувство сострадания, понимание и самое главное желание помочь. Мы ясно это видим и в рассказе М.Шолохов «Судьба человека» -Андрей Соколов, пройдя через тяжёлые испытания войны, потеряв близких людей, нашёл в себе силы жить и воспитать сироту Ваню.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 918 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 616
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 860
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 2083
    • RAR 589.3 кбайт
    • 15 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Уразбекова Рабира Мухамодьяновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7842
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 185 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Мини-курс

Финансовый риск-менеджмент

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Семантическое ядро: теория и практика сбора

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы игровой деятельности дошкольников: роль игр в развитии детей

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек