Сегодня
проблема адаптации детей раннего дошкольного возраста остается
весьма актуальной. Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со
значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями
личности ребенка, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.
Исследования Терехиной
О.А., Богословской В.С., показывают, что только 17% детей готовы к посещению
дошкольного учреждения, 14% - не готовы, 69% - условно готовы. В связи с этим
процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и
приводит к дезадаптации ребенка, что в дальнейшем влияет на его психическое и
физическое развитие.
Считается,
что причины осложнения физического и психического состояния малышей имеют, в
первую очередь, психологическую природу и находятся в сфере социальных
отношений ребенка с окружающим миром. И, как не странно, именно в этот период
наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние
существующей в ней системы внутрисемейных и детско-родительских отношений.
Однако, необходимо отметить тот факт, что детско-родительские отношения во
взаимосвязи со степенью адаптации детей раннего возраста раннее не являлись
предметом психологического исследования.
В связи с
этим наша тема исследования является актуальной.
Цель
исследования: выявить влияние
детско-родительских отношений на степень адаптации ребенка раннего возраста к
условиям дошкольного образовательного учреждения.
Объект
исследования: адаптация ребенка раннего
возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Предмет
исследования: родительское отношение как условие адаптации ребенка к дошкольному
образовательному учреждению.
Гипотеза
исследования: тип детско-родительских
отношений влияет на адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного
образовательного учреждения: при типе детско-родительских отношений «принятие»
и «кооперация» у детей раннего возраста будет наблюдаться легкая степень адаптации
к условиям дошкольного образовательного учреждения, при типе
детско-родительских отношений как «симбиоз» будет наблюдаться средняя степень
адаптации, при «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник» будет
наблюдаться тяжелая степень адаптации к условиям дошкольного образовательного
учреждения.
Задачи
исследования:
1. Провести теоретический анализ по изучению проблемы адаптации
детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения;
2. Изучить проблему детско-родительских отношений семей, имеющих
детей раннего дошкольного возраста;
3. Подобрать методики, направленные на изучение степени адаптации
детей раннего возраста и типа детско-родительских отношений;
4. Экспериментальным путем выявить влияние детско-родительских
отношений на степень адаптации детей раннего возраста;
В Современном
словаре по психологии адаптация определяется как
приспособление строения и функций организма, его клеточных систем, органов к
условиям окружающей среды.
Выделяют два
основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт эмоциональная
удовлетворенность; внешняя адекватность поведения - способность легко и точно
выполнять требования среды.
Выделяют три
стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
а) творческий
стиль, когда человек старается активно изменить условия среды, активно
приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам. Такая адаптация
будет у личности легкой;
б) конформный
стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и
обстоятельства среды. В этом случае адаптация будет средней;
в) избегающий
стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или
не может приспособиться к ним. При этом стиле адаптация будет носить тяжелый
характер.
Адаптация
детей раннего возраста - это
процесс и результат приспособления ребенка к условиям дошкольного
образовательного учреждения. Критериями процесса успешности/неуспешности
адаптации детей раннего возраста является: эмоциональное состояние, деятельность
взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, речь, общение.
Выделяют
следующие виды адаптации детей раннего возраста: легкая адаптация, адаптация средней тяжести, тяжелая
адаптация.
Семья, по
мнению многих ученых, может представлять собой как фактор, влияющий на
успешность адаптации ребенка, так и одну из причин дезадаптации личности. При
этом характер детско-родительских отношений выделяется в качестве основного
условия адаптации ребенка.
Важным
условием для обеспечения успешности адаптации является целенаправленная,
системная работа с родителями в условиях дошкольного образовательного
учреждения, направленная на повышение психолого-педагогической компетентности
родителей и осознания необходимости оптимизации типа детско-родительских
отношений.
Теоретический
анализ научной, психолого-педагогической литературы позволил для проверки гипотезы провести эмпирическое
исследование, которое проводилось на базе МБДОУ Центр развития ребенка-детский
сад № 95 «Дидинаг» города Владикавказа, РСО-Алания.
Выборку исследования
составили 20 воспитанников раннего дошкольного возраста первой младшей
группы «Б» и их родители.
Изучение типа
детско-родительских отношений и степень адаптации детей раннего возраста
осуществлялось с помощью следующих методик:
1. Наблюдение за детьми раннего дошкольного возраста в процессе
адаптации к условиям дошкольного
образовательного учреждения (автор К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина). Цель: определить
степень адаптации детей раннего возраста.
2. Опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин). Цель методики: определение
типа родительского отношения к детям.
3. Анкета для родителей «Адаптация ребенка в детском саду». Цель: Изучить степень осознания значимости родительского отношения
на степень адаптации детей раннего возраста у родителей.
По
результатам диагностирования у 42% детей раннего дошкольного возраста
наблюдается легкая степень адаптации: у детей этой степени преобладает
положительное, уравновешенное эмоциональное состояние, ребенок включен в
предметную деятельность, ребенок быстро засыпает, длительно спит, навыки
взаимоотношений инициативные как со взрослыми, так и с детьми, речь инициативная
или ответная, аппетит хороший.
У 37% воспитанников
наблюдается средняя степень адаптации, которая характеризуется нестабильным
эмоциональным состоянием у ребенка, ребенок включен в деятельность наблюдения,
плохо засыпает, но длительно спит, навыки взаимоотношений ответные как со
взрослыми, так и с детьми, речь в основном ответная, аппетит средний.
У 21% детей
наблюдается тяжелая степень адаптации, которая характеризуется отрицательным,
бездеятельным эмоциональным состоянием у ребенка, ребенок не включен в
деятельность, плохо засыпает, сон кратковременный, или ребенок вообще не спит,
навыки взаимоотношений отсутствуют как со взрослыми так и с детьми, речь
связана с воспоминаниями близких, аппетит плохой.
Тип
родительского отношения «Принятие» всречается у 18% родителей. Тип
родительского отношения «Кооперация» встречается у 29% родителей. Тип «Симбиоз»
встречается у 31% родителей. Тип «Авторитарная гиперсоциализация» встречается у
15% родителей. Тип родительского отношения «Маленький неудачник» — встречается
у 7% родителей.
Анализ
соотношения результатов степени адаптации детей раннего возраста и типа
детско-родительскх отношений позволил нам сделать следующие выводы: чем легче
протекает адаптация детей раннего возраста, тем адекватней тип родительского
отношения к ребенку раннего дошкольного возраста. Так, у 35% родителей при типе
детско-родительских отношений «принятие» и «кооперация» степень адаптации у
детей раннего возраста наблюдается преимущественно легкая, при типе
детско-родительских отношений как «симбиоз», наблюдается средняя степень
адаптации (22%), при типе детско-родительских отношений как «авторитарная
гиперсоциолизация», «маленький неудачник» наблюдается тяжелая степень адаптации
(19%).
Гипотеза
нашего психологического исследования подтвердилась: тип детско-родительских
отношений влияет на адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного
образовательного учреждения.
Практическая
значимость: полученные данные нашего психологического исследования могут помочь
психологам и педагогам при адаптации детей раннего дошкольного возраста к
условиям дошкольного образовательного учреждения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.