Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Биология / Детский образовательный экологический проект "Природа моего края"

Детский образовательный экологический проект "Природа моего края"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Детский экологический проект "Природа моего края"


«Мир окружающий ребенка – это,  прежде всего, мир природы, с безграничным  богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник  детского разума»

                                                                                     В. А. Сухомлинский.


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Авторы проекта: Бозаджиев В.Ю., Добринов А.В. – педагоги МБОУ «Гимназия № 117»

Тип проекта: информационно – исследовательский

По содержанию: ребенок и охрана природы

Участники проекта: дети – педагоги – родители

По количеству участников: индивидуальный и коллективный

По продолжительности реализации проекта: долгосрочный

Проблема: слабое знание учащимися местных видов живой природы, охрана природы

Гипотеза: если биологическое образование в школе вести посредством вовлечения учащихся в изучение местной растительности и животного мира с привлечением современных технических средств и развивающих педагогических технологий, то качество усвоения у учащихся знаний по биологии значительно повысится.

 

Актуальность проблемы.

 Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо  и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. На нашей планете в  последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем  разных уровней. Причины этого в экологической неграмотности человека, относящего к окружающему миру потребительски. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка представляются первоочередными.  «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. 

Школа является важным звеном системы непрерывного экологического образования, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и   интеллектуальный путь развития. Самоценность школьного детства очевидна: эти года в жизни ребенка – это период его бурного роста и развития, период  совершенствования физических и психических возможностей, начало становления  личности. В школьном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей  среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются  основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

Природа – богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального,  нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и  динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве и юности, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.

Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка – это, прежде  всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и  именно природа является вечным источником детского разума. Огромную роль в экологическом образовании детей школьного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

В МБОУ «Гимназия № 117» детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, если ребенок хотя бы раз в школьном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам помогает наиболее эффективный метод – метод экологических проектов, который подразумевает совместную деятельность педагогов, детей и родителей.

Девиз проекта: «Самое лучшее открытие то, которое    ребёнок делает сам!»

Основная идея проекта:    Создание условий для формирования у детей:

- основ биологических и экологических знаний,

- знаний о местной растительности и животном мире,

- экологической культуры,

- экологически грамотного поведения в природе,

- гуманного отношения к окружающей среде.

Участники проекта:

 - учащиеся 1 – 11 классов;

 - учителя биологии;

 - родители;

Руководители проекта:    педагоги Бозаджиев В.Ю. и Добринов А.В.

Вид проекта:   долгосрочный, с февраля 2013 г .

Цель проекта:     создание условий для активного приобретения учащимися знаний о местной растительности и животном мире, навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности.

  Задачи проекта:

создать экологически благоприятную среду на территории МБОУ «Гимназия № 117» для реализации данного проекта;

формировать активную жизненную позицию и экологическую культуру учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность детей, родителей и педагогического коллектива;

воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края;

прививать любовь к родной природе, обогащать их знания о родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты;

развивать познавательные умения учащихся через экспериментальную и исследовательскую деятельность;

формировать предпосылки поисковой деятельности у учащихся;

развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;

воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;

формировать элементарную систему знаний о живой и неживой природе;

создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды;

развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений.

Продукты проекта: Стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, экспериментально – исследовательские работы, схемы, выставки, конкурсы, карта экологической тропы, скворечники, кормушки, цветники, дидактические экологические игры, экологические сказки, художественная литература, экологические развлечения, досуги, праздники, комнатные цветы, коллекции, экологические акции, «зеленые зоны», новые деревья и цветы на участке гимназии.

 Предполагаемый результат:

приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру; расширение знаний учащихся о местной растительности и животном мире;

вовлечение учащихся в активное эколого-образовательное пространство гимназии;

развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей;

развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, исследовать, анализировать, делать выводы;

сплочение детского коллектива;

воспитание навыков экологически безопасного поведения в природе;

объединение педагогов и детей в работе над проектом;

создание на территории и в помещении гимназии предметно-развивающей среды, которая научит понимать окружающий мир;

появления желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

формирование осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

приобретение знаний об особенностях природы родного края и его обитателях;

воспитания трудолюбия, любознательности, желания постоянно открывать что-то новое.

 Ресурсы проекта:

 1. Материалы флоры и фауны Ростовской области: электронные учебные пособия «Атлас-определитель объектов живой природы Ростовской области», иллюстрации, макеты, коллекции, проспекты, гербарии, альбомы.

 2. Авторские информационно-методические буклеты по методике исследования живой природы и ее охране.

3. Детско-молодежное общественное экологическое движение «Эко-друзья».

3. Научное общество гимназистов «Эврика» и кружок «Юный биолог».

4. Цветники на территории гимназии для воспитания в детях чувства прекрасного.

5. Совместная работа с Азовским орнитологическим обществом (Союз охраны птиц России).

6. Совместная работа с Экспериментальной группой исследователей природы «Следопыт».

7. Возможность участия гимназистов в международных, всероссийских, областных и городских конкурсах и смотрах.

8. Природное окружение для проведения экскурсий и наблюдений: «экологическая тропа» на территории гимназии, поля, луга, водоемы, хозяйственные дворы населения с домашними  животными и птицей, зоомагазин.

9. Интернет ресурсы, проведение презентаций.

10. Высокий профессиональный уровень педагогов гимназии.

11. Познавательный материал, дидактические игры, упражнения, пособия по биологии и экологии.

 План действий по реализации проекта.

1. Совместная деятельность участников образовательного процесса по развитию эмоционально-чувствительного отношения детей к объектам живой и неживой природой, ценностных представлений об организации природоохранной деятельности, развитие способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях гимназии и семьи. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

2. Разработка экологической тропы и объектов наблюдения. Составление маршрутов изучения объектов экологической тропы для всех возрастных групп.

3. Пополнение познавательно-экологической среды.

4. Уход за зелеными насаждениями на территории гимназии. Посадка и уход за деревьями, кустарниками, однолетними и многолетними цветами.

5. Операция «Помоги балке Рябинина". Цель: поддержание в порядке территории балки Рябинина и родника, протекающего по ее дну.

6. Экологическая операция «Птичья столовая». Изготовление кормушек и развешивание их на территории гимназии.

7. Экологическая акция «Каждой птичке по домику». Изготовление скворечников других искусственных гнездовий и размещение их на деревьях, расположенных на территории гимназии и в балке Рябинина.

8. Деятельность Научного общества гимназистов и кружка «Юный эколог».

9. Работа учащихся над исследовательскими проектами и их представление на конкурсах.

10. Участие в международных, всероссийских, областных и городских конкурсах.

11. Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов.

12. Мероприятие, посвященное Всемирному дню животных

13. Экологическая акция «Закрывай по крепче кран, чтоб не вытек океан», приуроченный  ко Дню воды.

14. Выставка плакатов с призывом к экономии пресной воды, выполненные учащимися.

15. Выставка поделок «Встречаем весну с цветами» из бумаги и бросового материала.

16. Выставка рисунков детей по временам года.

17. Открытое занятие  «Птицы, живущие по соседству».

18. Участие в детском творческом конкурсе рисунков «Мы в ответе за тех, кого приручили»

19. Неделя экологических сказок: «Ежонок ищет себе друзей», «Путешествие художника», «Пожар в лесу»

20. Театрализованное экологическое представление.

21. Экологическая викторина для учащихся «Планета экологических знаний», приуроченная ко дню экологических знаний.

22. Экологическая акция «Природа просит помощи». После проведения акции фотовыставка с описанием содержания фотографий.

23. Открытое занятие по объектам экологической тропы.

24. Ознакомление детей со стихами и музыкой о природе.

25. Изучение флоры и фауны родного края на занятиях по экологическому воспитанию, через наблюдения на биологических экскурсиях. Передача своих взглядов на природу через различные виды деятельности.

Заключение.

В ходе работе над проектом, в 2016 году, был проведен промежуточный анализ предварительных результатов, достигнутых в ходе реализации проекта. Мониторинг показал, что отдельные предполагаемые результаты были улучшены: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми разработаны, организованы различные конкурсы, игры, праздники. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Школьники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашей гимназии.



  • Биология
Описание:

Детский образовательный экологический проект "Природа моего края" предназначен для учащихся 5-10 классов и соответствует ФГОС. Идея проекта - приобщить учащихся к познанию местной природы на основе обучения их навыкам наблюдения в природе и работе в лаборатории. Реализация проекта подразумевает компетентностный, личностно-ориентированный и системно-деятельностные подходы.

Автор Бозаджиев Вадим Юрьевич
Дата добавления 21.07.2017
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 486
Номер материала MA-071514
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»