Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Столичный учебный центр 8-800-7777-300 (звонок бесплатный)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 038767 от 26 сентября 2017 г.
Дистанционные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Курсы профессиональной переподготовки
112 курсов по цене от 3 540 руб.
Смотреть
Курсы повышения квалификации
268 курсов по цене от 840 руб.
Смотреть
Главная / Русский язык и литература / "Дети, обиженные судьбой" по повести В.Г.Короленко

"Дети, обиженные судьбой" по повести В.Г.Короленко

  • Доступно для всех учеников
    1-11 классов и дошкольников

  • Рекордно низкий оргвзнос

    30Р

16 олимпиад

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Подать заявку


Алькеевское муниципальное учреждение

Каргопольская основная общеобразовательная школа














Урок внеклассного чтения на тему:

hello_html_2243524d.gif










Работа учителя русского языка

и литературы Каргопольской

основной общеобразовательной школы

Хусаеновой Мадины Масгутовны




Вводное слово учителя.

Передо мной лежит повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

- Как воспримут книгу современные подростки?

- Будет ли она интересна для них?

- Состоится ли разговор о серьезных нравственных проблемах:

- о любви к ближнему;

- об умении сострадать обиженному судьбой;

- о непростом обретении своего места в жизни.

Вопрос о том, что такое счастье, где его хранить и в чем его смысл, посвящает писатель одно из самых замечательных своих произведений – повесть «Слепой музыкант» впервые опубликованную в 1886 г.

Короленко начал работать над повестью в январе 1886 г. В 1888 году она вышла отдельным изданием и переиздавалась много раз.

«В этом этюде, я задался целью проследить душевную драму слепого… Материалом послужили воспоминания о слепорожденной девушке, которую я знал в детстве, наблюдения над мальчиком, который постепенно терял зрение, и наконец, над одним взрослым слепым человеком развитым и образованным и в добавок музыкантом по профессии» - писал Короленко в своей автобиографии.

В этой повести он ставит вопрос: что же такое человеческое счастье?





























Внеклассное чтение по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

на тему:


Дети, обиженные судьбой…


Цель: познакомить учащихся творчеством В.Г. Короленко;

обратить внимание учащихся на актуальные проблемы нравственности;

развивать умение работать с текстом;

воспитывать внимательность, милосердие;

хранить чуткость к человеческому страданию о непростом обретении

своего места в жизни.

Оборудование: портрет Короленко, выставка книг по творчеству Короленко В.Г., эпиграф к уроку, иллюстрации, материалы местной прессы.


Ход урока


I. Оргмомент

II. Работа по теме урока.

-Дети, обиженные судьбой…

Такова тема нашего урока.


И хранить чуткость к человеческому страданию, и искать выхода.

В.Г. Короленко


Таков эпиграф урока и это обращение В.Г. Короленко лично к каждому из нас.

Сегодня мы с вами познакомимся с кратким очерком жизни и творчества Короленко, с его мировоззрением, побеседуем о содержании повести «Слепой музыкант», узнаем, что хотел сказать автор своим произведением.

Каждый человек – это целый мир. Его привлекали люди, обиженные судьбой.

А теперь послушаем выступление учеников.

  1. Рассказ ученицы биографию писателя.

  2. Знакомство с выставкой книг Короленко.

В.Г. Короленко жил, как и мы сегодня, на резком сломе истории, когда гибнут вековые традиции, рушатся авторитеты, пересматриваются привычные понятия. Он сумел выстоять в бушующей стихии событий. И то, во что он верил, чем жил, в чем нашел для себя опору, кажется, послужить и нам в сходных в чем-то жизненных обстоятельствах.

3. Звучит запись плача новорожденного.

Чтение отрывка рождение ребенка от слова: «Ребенок родился… до слов -Отчего… так… так… ужасно».

  1. Чтение и прослушивание грамзапись (подтверждение доктора о слепоте)

«…Доктор взял на руки ребенка быстро повернул к свету и заглянул в глаза.

Он слегка смутился и уехал, обещая вернуться дня через два.

Мать плакала, билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди, между тем как глаза мальчика глядели, все тем же неподвижным и суровым взглядом.

Доктор вернулся через два дня, захватив с собой офтальскоп. Он зажег свечку приближал и удалял ее от детского глаза, и, наконец, сказал смущенным видом:

- К сожаленью, сударыня вы не ошиблись,… Мальчик действительно слеп, притом безнадежно.

Мать выслушала это известие со спокойной грустью:

- Я знала давно, - сказала она тихо.

Рождение слепого ребенка это трагедия и матери, и всей семьи, и конечно, мальчика, которого обидела судьба.

- Я думаю, что многое зависит от людей, которые будут его окружать…»


  1. Учитель: Рождение слепого ребенка – это трагедия и матери, и всей семьи, и конечно, мальчика, которого жестоко обидела судьба.

- Что с ним будет в этом злом, равнодушном мире?

- Как сложится его жизнь?

Ответ учащихся. (Например: многое зависит от людей, которые будут его окружать, от их умения протянуть руку помощи, не пройти мимо страждущего и др. ответы)

- Войдут ли в жизнь Петра такие люди?

«…Однажды в жизни Петра было большое разочарование. Петр, Максим, мама Петра Эвелина поехали в гости к знакомым Максима. У этих знакомых были ребята в возрасте Петра. Они заминали его. Но однажды все решили поехать в монастырь вблизи поместья. Они все поехали туда на седле лошадей. Петр держался на седле очень хорошо и направлялся по звукам лошадей. В монастыре всех удивила большая неожиданность: звонарь, который жил и работал там, был слепым. У него были те же черты лица, как и у Петра, но он был уже стар и больной. Даже не смотря на это, он очень хорошо передвигался по монастырю. Звонарь был злым и каким-то ненавистным и обиженным к судьбе. На детей, которые хотели войти в монастырь, он кричал разными словами, проклинал их. Оставшись, один на один с Петром, он более отчетливо показал свои черты. И тогда Петр разочаровался в себе. Подумал, что все слепые такие же, как звонарь, злые и мстительные, и почувствовал себя лишним на этой земле. Но этот разговор случайно подслушала Эвелина и рассказала Максиму об этом. Максим переубедил его и объяснил что у каждого свои мысли…»


- Почему дядя Максим обратил внимание на мальчика?

«…Один из них - это дядя Максим Яценко, в прошлом известный забияка, уехавший затем в Италию, чтобы сражаться за ее свободу в отрядах Гарибальди.

Он также инвалид.

Максим упал вместе с лошадью на поле сражения.

Разъяренные австрийцы изрубили его, как капусту, но его товарищи вытащили своего достойного товарища из свалки, отдали его куда-то в госпиталь, и через несколько лет он вернулся в дом своей сестры.

Он не хотел жить, подобно раздавленному червяку, сначала он не обращал внимания на слепого ребенка, но потом сходство судьбы мальчика с его собственною судьбой заинтересовало дядю Максима.

Однажды он задумчиво сказал: « Этот малый тоже инвалид. Если сложить нас обоих вместе, пожалуй, вышел бы один ледащий человечишка»…».


«…Отец был похож на тысячу других деревенских помещиков. Он добродушный, хорошо смотрел за рабочими и очень любил строить и перестраивать мельницы. Это занятие поглощало всё его время и потому голос его раздавался в доме только в известно определенные часы дня, совпадавшие с обедом, завтраком…»


Ответ учащегося: Дядя Максим тоже был несчастным и наказан судьбой.

Чтение отрывка разговора Анны и Максима («…Этот малый несчастнее меня. Лучше бы ему не родиться»).

- Неужели дядя Максим жесток и мы в нем ошиблись?

Ответ: Нет, его слова жестокие, но справедливы по отношению к матери ребенка.

Она решила создать ему тепличные условия. Дядя Максим хотел видеть племянника счастливым, живущим полнокровной жизнью, а не нытиком спекулирующим на своем горе.

- Но разве слепой мальчик может быть счастливым?

Ответ: «Может и должен, если его не жалеть, не оберегать от житейских сложностей. Нужно найти ему свое место в жизни, помочь преодолеть недуг.

Человек будет счастлив, если не убить в нем шансы на более полную жизнь».

- Почему музыка Иохима потрясла Петра?

- Кто такой Иохим?

Рассказ об Иохиме учащимися.

Иохим – Учитель и т.д.

Ответ: «Музыка Иохима была наполнена живым чувством, в нем жила боль души простого человека, через незатейливую музыку простого конюха Петр открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли. Он являлся учителем музыки Петра».

Учитель: Но Петру не хватает общения со сверстниками, Дружбы, Любви. И вот однажды появился такой человек.

Кто это?

Рассказ об Эвелине.

- Какой натурой была Эвелина?

Чтение отрывка.

«…Есть натуры, будто заранее предназначенные для тихого подвига любви, соединенной с печалью и заботой, - натуры, для которых эти заботы о чужом горе составляют как бы атмосферу, органическую потребность.

Природа заранее наделила их спокойствием, без которого немыслим будничный подвиг жизни, она предусмотрительно смягчила в них личные порывы, запросы личной жизни, подчинив эти порывы и эти запросы господствующей черте характера. Такие натуры кажутся нередко слишком холодными, слишком рассудительными, лишенными чувства. Они глухи на страстные призывы грешной жизни и идут по грустному пути долга так же спокойно, как и по пути самого яркого личного счастья. Они кажутся холодными как снежные вершины, и так же, как они величавы. Житейская пошлость у их ног; даже клевета и сплетни скатываются по их белоснежной одежде, точно грязные брызги с крыльев лебедя...».

Ответ: Эвелина была талантливым человеком, избранной натурой, потому что умела любить, а не жалеть слепого человека, смогла разделить с ним все, радости и печали.

Учитель: Он был очень счастливым до встречи звонаря. После этой встречи Петр стал злым на мир и пришлось убедить Эвелине его изменит свои убеждения?

(Сцена объяснения в любви Петра и Эвелины)

Учитель: Эвелина вышла замуж за слепого, у них родился сын – зрячим.

(рассказ по иллюстрации)

Ожидание результат.

Учитель: Он – прозрел.

- Какой же путь он выбрал для себя?

Ответ: Путь сомнений в самом себе, путь поисков, приведший его сначала к странствиям с нищими, а затем к обретению самого себя как музыканта и человека.

Глаза его стали незрячими, но душа исцелилась. И судьба подарила за это Петру большое и творческое человеческое счастье, умную жену, сына – сына родившегося зрячим, талант пианиста и композитора.

- Кого вы знаете, таких как Петр, обиженных судьбой? (примеры)

- Как относитесь вы к таким людям и каково, отношение государства к ним?

Ответ учащихся. -- Есть такие люди. Везде и на каждом шагу. Например, в нашем селе жили глухонемые Галия и Галимзян. Но их дети родились полноценными и они воспитывали их, дали почти всем высшее образование. Их дети работали в вышестоящих органах Татарстана. Например, один из них Мансур Латыпов. В настоящее время получает достойную пенсию и пишет о своих родителях стихотворения. А его родители жили до 90 лет. Еще нам всем известна всероссийская слепая певица Диана Гурцкая, татарский певец, композитор и музыкант Закир Шахбан.

И государство обернулось к таким людям лицом. Каждый год в России проводится 10-ти дневная забота об инвалидах, предоставляются им путевки на санаторно-курортные лечения, выдаются бесплатные лекарства, проводятся разные мероприятия. А я сам отношусь к таким людям с уважением и стараюсь быть всегда к ним внимательным.

Обобщение урока учителем.

  • Русский язык и литература
Описание:

 Передо мной лежит повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

- Как воспримут книгу современные подростки?

- Будет ли она интересна для них?

- Состоится ли разговор о серьезных нравственных проблемах:

                          - о любви к ближнему;

                          - об умении сострадать обиженному судьбой;

                          - о непростом обретении своего места в жизни.

    Вопрос о том, что такое счастье, где его хранить и в чем его смысл, посвящает писатель одно из самых замечательных своих произведений – повесть «Слепой музыкант» впервые опубликованную в 1886 г.

    Короленко начал работать над повестью в январе 1886 г. В 1888 году она вышла отдельным изданием и переиздавалась много раз.

   «В этом этюде, я задался целью проследить душевную драму слепого… Материалом послужили воспоминания о слепорожденной девушке, которую я знал в детстве, наблюдения над мальчиком, который постепенно терял зрение, и наконец, над одним взрослым слепым человеком развитым и образованным и в добавок музыкантом по профессии» - писал Короленко в своей автобиографии.

В этой повести он ставит вопрос: что же такое человеческое счастье?

 

 

 

Скачать материал
Автор Хусаенова Мадиня Масгутовна
Дата добавления 11.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1088
Номер материала 6960
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.