Инфоурок Русский язык Конспекты"Дети, обиженные судьбой" по повести В.Г.Короленко

"Дети, обиженные судьбой" по повести В.Г.Короленко

Скачать материал

 

Алькеевское муниципальное учреждение

Каргопольская основная общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок внеклассного чтения на тему:

Дети, обиженные судьбой...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Работа учителя русского языка

                                                               и литературы Каргопольской

                                                               основной общеобразовательной школы  

                                                     Хусаеновой Мадины Масгутовны

 

 

 

 

Вводное слово учителя.

Передо мной лежит повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

- Как воспримут книгу современные подростки?

- Будет ли она интересна для них?

- Состоится ли разговор о серьезных нравственных проблемах:

                          - о любви к ближнему;

                          - об умении сострадать обиженному судьбой;

                          - о непростом обретении своего места в жизни.

    Вопрос о том, что такое счастье, где его хранить и в чем его смысл, посвящает писатель одно из самых замечательных своих произведений – повесть «Слепой музыкант» впервые опубликованную в 1886 г.

    Короленко начал работать над повестью в январе 1886 г. В 1888 году она вышла отдельным изданием и переиздавалась много раз.

   «В этом этюде, я задался целью проследить душевную драму слепого… Материалом послужили воспоминания о слепорожденной девушке, которую я знал в детстве, наблюдения над мальчиком, который постепенно терял зрение, и наконец, над одним взрослым слепым человеком развитым и образованным и в добавок музыкантом по профессии» - писал Короленко в своей автобиографии.

В этой повести он ставит вопрос: что же такое человеческое счастье?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассное чтение по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

на тему:

 

Дети, обиженные судьбой…

 

Цель:  познакомить учащихся творчеством В.Г. Короленко;

            обратить внимание учащихся на актуальные проблемы нравственности;

            развивать умение работать  с  текстом;

            воспитывать внимательность, милосердие;

            хранить чуткость к человеческому страданию  о непростом обретении         

            своего места в жизни.

Оборудование:  портрет Короленко, выставка книг по творчеству Короленко В.Г., эпиграф к уроку, иллюстрации, материалы местной прессы.

 

                                           Ход урока

 

I. Оргмомент

II. Работа по теме урока.

-Дети, обиженные судьбой…

Такова тема нашего урока.

 

И хранить чуткость к человеческому страданию, и искать выхода.

                                                                                                         В.Г. Короленко

 

Таков эпиграф урока и это обращение  В.Г. Короленко лично к каждому из нас.

Сегодня мы с вами познакомимся с кратким очерком жизни и творчества Короленко, с его мировоззрением, побеседуем о содержании повести «Слепой музыкант», узнаем, что хотел сказать автор своим произведением.

Каждый человек – это целый мир. Его привлекали люди, обиженные судьбой.

А теперь послушаем выступление учеников.

1.                 Рассказ ученицы биографию писателя.

2.                 Знакомство с выставкой книг Короленко.

В.Г. Короленко жил, как и мы сегодня, на резком сломе истории, когда гибнут вековые традиции, рушатся авторитеты, пересматриваются привычные понятия. Он сумел выстоять в бушующей стихии событий. И то, во что он верил, чем жил, в чем нашел для себя опору, кажется, послужить и нам в сходных в чем-то жизненных обстоятельствах.

 3.  Звучит запись плача новорожденного.

Чтение отрывка рождение ребенка от слова: «Ребенок родился…  до слов  -Отчего… так… так… ужасно».

4.                 Чтение и прослушивание грамзапись (подтверждение доктора о слепоте)

«…Доктор взял на руки ребенка  быстро повернул к свету и заглянул в глаза.

Он слегка смутился и уехал, обещая вернуться дня через два.

Мать плакала, билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди, между тем как глаза мальчика глядели, все тем же неподвижным и суровым взглядом.

Доктор вернулся через два дня, захватив с собой офтальскоп. Он зажег свечку приближал и удалял ее от детского глаза, и, наконец, сказал  смущенным видом:

- К сожаленью, сударыня вы не ошиблись,… Мальчик действительно слеп, притом безнадежно.

Мать выслушала это известие со спокойной грустью:

- Я знала давно, - сказала она тихо.

Рождение слепого ребенка это трагедия и матери, и всей семьи, и конечно, мальчика, которого обидела судьба.

- Я думаю, что многое зависит от людей, которые будут его окружать…»

 

5.                 Учитель:  Рождение слепого ребенка – это трагедия и матери, и всей семьи, и конечно, мальчика, которого жестоко обидела судьба.

- Что с ним будет в этом злом, равнодушном мире?

- Как сложится его жизнь?

Ответ учащихся.  (Например: многое зависит от людей, которые будут его окружать, от их умения протянуть руку помощи, не пройти мимо страждущего и др. ответы)

- Войдут ли в жизнь Петра такие люди?

«…Однажды в жизни Петра было большое разочарование. Петр, Максим, мама Петра Эвелина поехали в гости к знакомым Максима. У этих знакомых были ребята в возрасте Петра. Они заминали его. Но однажды все решили поехать в монастырь вблизи поместья. Они все поехали туда на седле лошадей. Петр держался на седле очень хорошо и направлялся по звукам лошадей. В монастыре всех удивила большая неожиданность: звонарь, который жил и работал там, был слепым. У него были те же черты лица, как и у Петра, но он был уже стар и больной. Даже не смотря на  это, он очень хорошо передвигался по монастырю. Звонарь был злым и каким-то ненавистным и обиженным к судьбе. На детей, которые хотели войти в монастырь, он кричал разными словами, проклинал их. Оставшись, один на один с Петром, он более отчетливо показал свои черты. И тогда Петр разочаровался в себе. Подумал, что все слепые такие же, как звонарь, злые и мстительные, и почувствовал себя лишним на этой земле. Но этот разговор случайно подслушала Эвелина и рассказала Максиму об этом. Максим переубедил его и объяснил что у каждого свои мысли…»

 

- Почему дядя Максим обратил внимание на мальчика?

«…Один из них -  это дядя Максим Яценко, в прошлом известный забияка, уехавший затем в Италию, чтобы сражаться за ее свободу в отрядах Гарибальди.

Он также инвалид.

Максим упал вместе с лошадью на поле сражения.

Разъяренные австрийцы изрубили его, как капусту, но его товарищи вытащили своего достойного товарища из свалки, отдали его куда-то в госпиталь,  и через несколько лет он вернулся в дом своей сестры.

Он не хотел жить, подобно раздавленному червяку, сначала он не обращал внимания на слепого ребенка, но потом сходство судьбы мальчика с его собственною судьбой заинтересовало дядю Максима.

Однажды он задумчиво сказал: « Этот малый тоже инвалид. Если сложить нас обоих вместе, пожалуй, вышел бы один ледащий человечишка»…».

 

«…Отец был похож на тысячу других деревенских помещиков. Он добродушный, хорошо смотрел за рабочими и очень любил строить и перестраивать мельницы. Это занятие поглощало всё его время и потому голос его раздавался в доме только в известно определенные часы дня, совпадавшие с обедом, завтраком…»

 

Ответ учащегося: Дядя Максим тоже был несчастным и наказан судьбой.

Чтение  отрывка  разговора  Анны и Максима («…Этот малый несчастнее меня. Лучше бы ему не родиться»).

- Неужели дядя Максим жесток и мы в нем ошиблись?

Ответ: Нет, его слова жестокие, но справедливы по отношению к матери ребенка.

Она решила создать ему тепличные условия. Дядя Максим хотел видеть племянника счастливым, живущим полнокровной жизнью, а не нытиком спекулирующим на своем горе.

- Но разве слепой мальчик может быть  счастливым?

Ответ: «Может и должен, если его не жалеть, не оберегать от житейских сложностей. Нужно найти ему свое место в жизни, помочь преодолеть недуг.

Человек будет счастлив, если не убить в нем шансы на более полную жизнь».

-  Почему музыка Иохима потрясла Петра?

-  Кто такой Иохим?

Рассказ об Иохиме учащимися.

Иохим – Учитель и т.д.

Ответ: «Музыка Иохима была наполнена живым чувством, в нем жила боль души простого человека, через незатейливую музыку простого конюха Петр открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли. Он являлся учителем музыки Петра».

Учитель: Но Петру не хватает общения со сверстниками, Дружбы, Любви. И вот однажды появился такой человек.

Кто это?

Рассказ об Эвелине.

- Какой натурой была Эвелина?

Чтение отрывка.

 «…Есть натуры, будто заранее предназначенные для тихого подвига любви, соединенной с печалью и заботой, - натуры, для которых эти заботы о чужом горе составляют как бы атмосферу, органическую потребность.

Природа заранее наделила их спокойствием, без которого немыслим будничный подвиг жизни, она предусмотрительно смягчила в них личные порывы, запросы личной жизни, подчинив  эти порывы и эти запросы господствующей черте характера. Такие натуры кажутся нередко слишком холодными, слишком рассудительными, лишенными чувства. Они глухи на страстные призывы грешной жизни и идут по грустному пути долга так же спокойно, как и по пути самого яркого личного счастья. Они кажутся холодными как снежные вершины, и так же, как они величавы. Житейская пошлость у их ног; даже клевета и сплетни скатываются по их белоснежной одежде, точно грязные брызги с крыльев лебедя...».

Ответ:  Эвелина была талантливым человеком, избранной натурой, потому что умела любить, а не жалеть слепого человека, смогла разделить с ним все, радости и печали.

Учитель: Он был очень счастливым до встречи звонаря. После этой встречи Петр стал злым на мир и пришлось убедить Эвелине его изменит свои убеждения?

(Сцена объяснения в любви Петра и Эвелины)

Учитель:   Эвелина вышла замуж за слепого, у них родился сын – зрячим.

(рассказ по иллюстрации)

Ожидание результат.

Учитель: Он – прозрел.

- Какой же путь он выбрал для себя?

Ответ: Путь сомнений в самом себе, путь поисков, приведший его сначала к странствиям с нищими, а затем к обретению самого себя как музыканта и человека.

Глаза его стали незрячими, но душа исцелилась. И судьба подарила за это Петру большое и творческое человеческое счастье, умную жену, сына – сына родившегося зрячим, талант пианиста и композитора.

- Кого вы знаете, таких как Петр, обиженных судьбой? (примеры)

- Как относитесь вы к таким людям и каково, отношение государства к ним?

Ответ учащихся. -- Есть такие люди. Везде и на каждом шагу. Например, в нашем селе жили глухонемые Галия и Галимзян. Но их дети родились полноценными и они воспитывали их, дали почти всем высшее образование. Их дети работали в вышестоящих органах Татарстана. Например, один из них Мансур Латыпов. В настоящее время получает достойную пенсию и пишет о своих родителях стихотворения. А его родители жили до 90 лет. Еще нам всем известна всероссийская слепая певица Диана Гурцкая, татарский певец, композитор и музыкант Закир Шахбан.

И государство обернулось к таким людям лицом. Каждый год в России проводится 10-ти дневная забота об инвалидах, предоставляются им путевки на санаторно-курортные лечения, выдаются бесплатные лекарства, проводятся разные мероприятия. А я сам отношусь к таким людям с уважением и стараюсь быть всегда к ним внимательным.

Обобщение урока учителем.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Дети, обиженные судьбой" по повести В.Г.Короленко"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист по планированию

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Передо мной лежит повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

- Как воспримут книгу современные подростки?

- Будет ли она интересна для них?

- Состоится ли разговор о серьезных нравственных проблемах:

                          - о любви к ближнему;

                          - об умении сострадать обиженному судьбой;

                          - о непростом обретении своего места в жизни.

    Вопрос о том, что такое счастье, где его хранить и в чем его смысл, посвящает писатель одно из самых замечательных своих произведений – повесть «Слепой музыкант» впервые опубликованную в 1886 г.

    Короленко начал работать над повестью в январе 1886 г. В 1888 году она вышла отдельным изданием и переиздавалась много раз.

   «В этом этюде, я задался целью проследить душевную драму слепого… Материалом послужили воспоминания о слепорожденной девушке, которую я знал в детстве, наблюдения над мальчиком, который постепенно терял зрение, и наконец, над одним взрослым слепым человеком развитым и образованным и в добавок музыкантом по профессии» - писал Короленко в своей автобиографии.

В этой повести он ставит вопрос: что же такое человеческое счастье?

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 366 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока на тему "Безударные гласные в корне слова"
  • Учебник: «Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.
  • Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
  • 01.10.2020
  • 493
  • 5
«Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.12.2014 720
    • DOCX 58.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хусаенова Мадиня Масгутовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хусаенова Мадиня Масгутовна
    Хусаенова Мадиня Масгутовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3154
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая работа с эмоциональными и поведенческими проблемами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 50 человек

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов