Отдел
образования г. Степногорска
СШ
№1 п. Аксу
Тема
доклада: «Новые подходы преподавания предмета НВП в рамках реализации
Государственной Программы развития образования -2020 год».
Подготовил:
преподаватель-организатор НВП
Космаганбетов
Ж.Ж.
Стаж
– 16 лет.
Категория-высшая.
2012
год
«Лишь сильная армия
способна обеспечить
мирное небо над Родиной»
Н.А.Назарбаев
Принятая в августе 1995 года новая
Конституция в 36 статье определяет:
1. Защита
Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого
гражданина.
2. Граждане
Республики несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом.
3. Дело
защиты Родины – дело народа.
Задача
Государственной Программы развития образования -2020 год»- реализация
комплекса мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской
активности, социальной ответственности и механизмов раскрытия потенциала
молодежи через
- воспитание
казахстанского патриотизма, духовно-нравственной культуры,
-реализацию
мероприятий
-по
увеличению сети волонтерских, военно-патриотических организаций,
-военно-спортивных
клубов,
-военно-поисковых
клубов,
-спортивно-технических
клубов.
-реализацию
мероприятий по популяризации государственных символов,
-формирование
знаний по истории, традициям и родного языка.
Особая ответственность за оборону
страны возлагается на Вооруженные Силы Республики Казахстан (ВС РК). Оборона РК
предусматривает создание условий для предотвращения военного нападения и вооруженного
отпора возможной агрессии против доктрины государства,
которая имеет оборонительную направленность.
Всеобщая воинская обязанность
устанавливается Конституцией РК в целях обеспечения комплектования ВС, а также
подготовки граждан к военной службе является основной задачей начальной военной
подготовки.
Начальная военная подготовка проводится с
юношами допризывного и призывного возраста в общеобразовательных школах всех
типов независимо от подчиненности и форм собственности, штатным преподавателем
– организатором.
Задача начальной военной подготовки
состоит в то, чтобы дать юношам необходимые знания и навыки, соответствующее
военно-патриотические воспитание с тем, чтобы они в рядах ВС смогли в короткий
срок овладеть современным оружием и техникой.
Начальная военная подготовка
предопределяет особую целенаправленность военно-патриотического воспитания, она
представляет собой организационный и непрерывной процесс педагогического
воздействия на сознание, чувство, волю, психику и физическое развитие учащихся
с целью формирования у него высоких нравственных принципов, выработки
нормального поведения, должной трудовой, физической и военно – профессиональной
готовности к безупречному несению службы в рядах ВС.
Очень важно стимулировать работу
сознания чувств и практическую деятельности учеников таким образом, чтобы у них
вырабатывались осознанные стремления, интерес к освоению данного предмета.
В частности , на уроках преподаватель
НВП должен стремиться не давать сразу готовую информацию по изучаемой теме, а
дать возможность осмыслить сказанное и предугадать то, что будет сказано при
объяснении нового материала.
Например: при изучении уязвимых мест танка
учащимся дается возможность высказаться, кто какие знает слабые места у танка.
Тут начинают высказывать разные догадки,
спорят друг с другом, а в споре рождается истина, подтвержденная военруком. И
это запоминается лучше, чем любая «зубрежка».
Не менее важно, чтобы учащиеся
сочетали патриотическое сознание с патриотической деятельностью, не допуская
разрыва между ними, стремились, кроме усвоения программы по НВП, приобретать
навыки и умения по физической подготовке. С этой целью в школе работают такие
спортивные секции, как волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, секция
общей физической подготовки «Жас батыр». Команды нашей школы на всех
соревнованиях городского и областного масштаба занимают призовые места.
Военно-патриотическое воспитание
учащихся строится на принципах целеустремленности, единства казахстанского
патриотизма и интернационализма, связи воспитания с жизнью, трудом, воспитания
личности в коллективе и через коллектив. Принято выделять принцип уважения и
личности школьника, соответствия воспитательного процесса возвратным
особенностям школьника.
Принцип целеустремленности
лежит в основе всего процесса воспитания учащихся. Реализация этого принципа
означает необходимость формирования у молодежи глубокой убежденности
необходимости защиты государства, постоянного стремления ответственно
готовности к действительной военной службе. Педагогический коллектив школы, в
том числе и военрук стремится к тому, чтобы каждый ученик расценивал свои
поступки, приобретаемые знания, навыки и умения с точки зрения их соответствия
общим интересам защиты Отечества.
Принцип единства казахстанского
единства казахстанского патриотизма и интернационализма реализуется
повседневно, поскольку наша республика является многонациональной и дружной.
Учитель акцентирует внимание учащихся на достижения независимой республики за
последние годы. Даю возможность сравнить обстановку в других государствах
бывшего СССР и стабильную обстановку и процветание нашего Казахстана. Учащиеся
воспитываются в духе толерантного отношения к представителям различных этносов
и конфессий Казахстана.
Принцип связи воспитания с жизнью,
и практикой предполагает не только изучение основ наук и теоретическое
понимание гражданских обязанностей, но и прямой выход на практическую
подготовку к службе.
Этот принцип требует от учащихся
прочного усвоения курса начальной военной подготовки, активной работы по
совершенствованию физической и психологической подготовленности, овладения
техническим видом спорта и военной специальностью.
Для решения этих вопросов в нашей
школе работают кружки: «Юный стрелок» и «Меткий стрелок». Участники этих
кружков, как мальчики, так и девочки («внучки Алии Молдагуловой» - как их
называют в нашей школе) стабильно занимают призовые места в городских
соревнованиях по пулевой стрельбе. Чем неготовые снайперы в будущем.
Принцип воспитания в коллективе и
через коллектив выражает коллективную природу военного дела и отношения
между войнами. Опираясь на этот принцип в своей работе, можно сформировать морально
– психологическую и практическую готовность юношей к реальным поступкам, их
сплочения в единый коллектив, готовность каждого прийти на помощь товарищам,
отдавать силы для общего дела. С этой целью в командных игровых видах спорта
добивается от каждого участника того, чтоб они прочувствовали ответственность
перед командой, что результат зависит от усилий каждого игрока в пользу
команды, а не показной игры для публики.
Метод убеждения – основной
метод формирования мировоззрения, демократической морали применяя который
руководитель воздействует на сознания, чувство и волю учащихся, направляет их
развитие.
На занятиях убеждать нужно с помощью
разъяснения, доказательства и других способов. Учитывая возрастные способности
старшеклассников, нечасто приходится прибегать к опровержению ошибочных
выводов, выдвинутых учениками. Это требует особой выдержки, четкости в
изложении мысли, находить веские аргументы.
К примеру, ученик 10 «А» класса
Сатанов Н.при объяснении характеристики АКН никак не мог уяснить разницу между
темпом и стрельбы и боевой скорострельностью. Не мог взять в толк как можно
замерить темп стрельбы 600 выстрелов в минуту, если в магазине всего 30
патронов. С трудом удалось разъяснить что «темп стрельбы» условное понятие
(теоретическое).
Метод упражнения в обучении и
воспитании заключается в систематическом повторении учениками определенных
действий для формирований нужных навыков.
Например,
навыки скорости разборки и сборки автомата приобретаются в его многоразовом
повторении. Практические занятия по тактической подготовке желательно проводить
в воинской части . Ученики 10 класса «а» Базилов М., Мусабаев Н. на
натренировались до того, что на занятиях в воинской части выполнили этот прием
быстрее солдата.
Навыки меткой стрельбы достигаются в
упражнении прицеливания и плавном спуске курка. Повторения упражнений
закаливает волю, подавляет чувство страха.
Метод поощрения применяется для
поддерживания и усиления положительных мотивов, развития уверенности в своих
силах.
Поощрять нужно соответственно выполненному
делу.
Кого словом, кого одобряющей улыбкой, кого
похлопыванием по плечу или рукопожатием. Более значительные успехи поощряются
грамотами и ценными подарками. Обязательное требование при этом –
своевременность и гласность поощрения.
Метод принуждения применяется,
когда в воспитательных целях необходимо осудить действия и поступки. Всякое
наказание и принуждение должно сочетаться с методом убеждения.
Наказание должно быть четко
обосновано, прежде всего, в нравственном отношении. Прежде чем наказать
ученика, надо указывать на вероятные последствия поступки и в боевой
обстановке.
Например:
«Ученик Амирбай А., ты сломал учебное оружие своим небрежным отношением, в
боевой обстановке. Это может повлечь за собой трагический исход для тебя и
твоих товарищей!», то есть взыскание должно быть своевременным и гласным. Не
применять методы принуждения в состоянии раздражения или угрожать ученику. Это
обостряет конфликт.
Принцип использования исторического опыта
защиты Родины. Нужно бережно относиться к опыту
прошлого, изучать и воспитывать молодежь его на примере героизма народа в годы
Великой Отечественной войны на фронте и в тылу. В школе 25 лет работает музей
боевой и трудовой славы. Юноши под его руководством принимают активное участие
в работе музея, т.к. в ней отражается не только героизм народа в прошлом,но и
освещается служба наших выпускников в ВС РК . Периодически организуются встречи
с тружениками тыла, детьми военной эпохи, с солдатами, служивших в Афганистане,
пограничниками таджикской границы и другими участниками «горячих точек».
Следопытами- сункаровцами был исследован и оформлен в виде исследовательского
труда (папка «Он был солдатом на войне, человек, живущий рядом с нами»)
боевой фронтовой и послевоенный трудовой путь нашего земляка Кабикена
Садвакасова,
Военно-патриотическое воспитание
эффективно там, где выполняются научно-организационные требования к единству и
комплексному характеру учебно-воспитательного процесса, соблюдается
сбалансированность всех его составных частей, учитывается специфика предстоящей
военной службы, необходимость хорошей начальной военной подготовки.
В
настоящее время в связи с оснащением армии новой техникой и вооружением,
усложняются задачи обучения и воспитания молодых воинов. Основная задача НВП
состоит в том, чтобы дать юношам необходимые знания и навыки, соответствующее
военно–патриотическое воспитание, чтобы они в рядах ВС смогли в короткий срок овладеть
современным оружием, техникой.
Одним из основополагающих разделов
обучения НВП является тактическая подготовка. Для материального обеспечения
тактических занятий может применять все подручные материалы, изготовленные
своими силами или приобретенные: макеты автоматов, противогазы, сумки для
учебных гранат.
Принцип соответствия
военно-патриотического воспитания учащихся требованиям в современной армии.
Практические занятия по тактической подготовке проводятся мною в воинской части
№ 6636 , расположенной в поселке . Эти посещения и занятия на территории
воинской части дают неоценимые результаты. Учащиеся получают огромные
впечатления, наглядно видят жизнь и быт воинов. Изучают оружие и боевую технику
не по книгам и рассказам, а видят воочию, отрабатывают практические приемы с
оружием, закрепляя навыки, полученные на занятиях. Беседуют с солдатами срочной
службы.
Ежегодно в конце мая (27-31 мая )
проводятся показательные занятия по тактической подготовке.
На основе принципа соответствия
воспитательного процесса возрастным особенностям учащихся, учитель
учитывает биологические, физиологические , психологические и другие особенности
школьников каждой возрастной группы. Старшеклассники стремятся работать
самостоятельно, не терпят мелочной опеки. Для них характерно стремление к
свершению больших коллективных дел во имя возвышенной идеи. Недостаток
жизненного опыта они стремятся восполнить с помощью опытного наставника. Любой
учитель, тем более военрук должен быть образцом точности, аккуратности, дисциплинированности,
подтянутости. Именно эти качества воспитывает он у своих воспитанников, ведь
пример военрука – это как пример командира для подчиненных. Структура
созданной в школе военно-патриотической организации «Сункар» в 2002 году построена
так, что каждый сункаровец будет работать в ней в полную меру сил и
возможностей для общего дела( схема прилагается).
Мною разработаны
рекомендации по военно-патриотическому воспитанию учащихся. Учащиеся принимали
участие в научной работе по теме : «Влияние закаливания на организм человека».
В 2012 году я прошел предаттестационные курсы военруков при областном
институте усовершенствования.
В своей повседневной работе стараюсь
наладить тесный контакт с педколлективом школы, с организатором внеклассной
работы. Стараюсь привлечь учеников из «группы риска» с асоциальным поведением
к работе своих кружков «Юный стрелок» и «Меткий стрелок» , что приводит к
позитивным изменениям в их поведении и отношении к обучению.
Внеклассная и
внешкольная работа включает в себя мероприятия по воспитанию казахстанского
патриотизма.
Ежегодно проводится
военно –патриотическая игра « Жас улан». В процессе этой игры школьники
знакомятся с основами военного дела, методами маскировки, сигнализации,
ориентирования на местности, оказания первой медицинской помощи, закрепляют
полученные навыки на практике.
В
школе под моим
руководством
работает кружок « Юный стрелок». Проводятся личные первенства по стрельбе «Сур
мерген»(снайпер) с вручением призов, приурочено к праздникам организует спортивные
игры « Рыцари США», «Снайпер» и т.д.
На секциях ОФП
отрабатываются приемы рукопашного боя и самообороны, где занимаются не только
юноши, но и девушки старших классов.
Учащиеся
нашей школы участвуют во всех соревнованиях, проводимых в городе Степногорске,
добиваются высоких результатов. Команда юношей школы на областных
соревнованиях на слете патриотических и военно – спортивных клубов заняла 3
место. Участие в подобных соревнованиях оказывают большое влияние в
воспитании патриотизма, т.к. ребята борятся за честь школы. У них
вырабатывается чувство ответственности, товарищества, силы воли и другие
положительные качества характера.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.