Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалы«Деловая игра как средство развития профессионального мышления и творческих способностей педагога»

«Деловая игра как средство развития профессионального мышления и творческих способностей педагога»

Скачать материал

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ»

 

 

Ведущий: Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Метапредметный подход в профессиональной деятельности учителя. Что это: дань моде или объективая необходимость? В ходе нашей деловой игры мы познакомимся с Вами с метапредметами, определим какими качествами должны обладать учителя для успешной реализации метапредметного подхода, что дает метапредметный подход учащимся.

     Участники игры делятся  на 4 группы. (На столах таблички с надписями «Знак», «Знание», «Задача», «Проблема»).

Ведущий: Для начала давайте определимся с понятиями «Знак», «Знание», «Задача», «Проблема». Вам дается 5 мин. на обсуждение. По окончании этого времени группы должны ответить на вопросы:

·        Что такое «Знак»?

·        Что такое «Знание»?

·        Что такое «Задача»?

·        Что такое «Проблема»?

Примерные ответы:

1. «Знак - минимальный носитель языковой информации»

«Знак - материально, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, служащие:

- для обозначения другого предмета, свойства или отношения;

- для переработки и передачи информации»

2. «Знание – это верное отражение действительности в сознании человека. Знание является результатом познания.»

«Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека»

3. «Задача - вопрос, требующий разрешения, то, что задано для решения, разрешения»

«Задача» обозначает упражнение, требующее нахождения решения по известным данным с помощью определённых действий (умозаключения, вычисления, перемещения элементов и т. п.) при соблюдении определённых правил совершения этих действий.

4. «Проблема - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения»

«Проблемой преимущественно называется вопрос, не имеющий однозначного решения»

«Проблема — вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе по­знания».

Ведущий: Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.

 В настоящее время разработаны 4 метапредмета: «Знак», «Знание», «Задача», «Проблема». Разрабатываются  и другие метапредметы: «Смысл», «Ситуация» …. Перед Вами на  столах лежит  статья кандидата философских наук, заместителя директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы Громыко Нины Вячеславовны «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД КАК ЯДРО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ». Я предлагаю вам ознакомиться с ней и дать определение своему метапредмету. Определение должно состоять из 1 – 3 простых предложений. Обязательное условие задания – предложения должны быть простыми.

Примерные ответы:

      Метапредмет «Знак»

1.     В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации.

2.     Метапредмет «Знак» формирует умение мысленно видеть за графическими изображением идеальное содержание.

3.     Метапредмет «Знак» решает  проблему с заучиванием больших массивов учебного материала.

Метапредмет «Знание»

1.                 Метапредмет «Знание» формирует свой блок способностей: способность работать с понятиями, систематизирующую способность, идеализационную способность и другие…

2.                 Меатпредмет «Знание» формирует блок способностей обеспечивающих порождение нового знания.

Метапредмет «Проблема»

1.                 На метапредмете «Проблема» учащиеся овладевают техниками позиционного анализа, умением организовывать и вести полипозиционный диалог.

2.                 Метапредмет «Проблема» развивает способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др…

Метапредмет «Задача»

1.     На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения.

2.     Метапредмет «Задача» формирует у школьников способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

Ведущий: Для большинства российских учителей этот подход сложен и трудно применим на конкретном уроке. Авторы статьи «Метапредметный подход как ядро Российского образования» утверждают: «Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний…» Давайте попробуем смоделировать ситуацию на уроке, когда Ваш метапредмет «выстраивается» поверх традиционного учебного предмета.

(Участникам игры дается 5 мин. времени на обсуждение, по окончании которого представители групп знакомят остальных участников со своими моделями ситуаций и способами включения метапредметных тем в уроки)

Ведущий:

Еще одна важное преимущество, которое дает метапредметное преподавание, – это мировоззрение, которое начинает затрагивать самого педагога. Что значит для педагога изменение в собственном мировоззрении?  Что нужно знать современному педагогу для реализации того или иного метапредмета? Что он должен уметь? После небольшого обсуждения представители групп ответят на эти вопросы и мы получим «портрет идеального учителя», способного успешно осуществлять метапредметный подход в своей профессиональной деятельности.

(Идет обсуждение в группах)

Примерные ответы:

Метапредмет «Знак»

·        Учитель должен  обладать знаниями в области технологии схематизации, понимания, построения и употребления знаков и символов. Он должен знать специфику знаковых средств, владеть приемами сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр...

·        Учитель должен уметь научить учащихся распознавать за знаками, схемами различные идеальные действительности и строить свое собственное отношение к серьезным проблемам познания, науки, культуры, политики, методологии и мировоззрения.

Метапредмет «Знание»

·        Учитель должен  обладать знаниями в области осуществления деятельностных процедур и операций, которые лежат в основе разных типов знаний. Он должен знать типы знания, существующие в разных предметных областях.

·        Учитель должен уметь четко определять области знаемого и незнаемого, научить учащихся самим порождать действительно новые знания.

Метапредмет «Проблема»

·                                Учитель должен  обладать знаниями в области законов мыслительной деятельности человека и   механизмов развития мышления школьников. Он должен знать строение процедур и принципов процесса проблематизации – интеллектуальной технологии, обеспечивающей выявление отсутствующих знаний в различных научных дисциплинах и практических областях.

·                                Учитель должен уметь организовывать и осуществлять процесс мышления, формировать осуществлять и направлять ход мыслительной деятельности.

 

Метапредмет «Задача»   

·                    Учитель должен  обладать   приемами работы с моделями  решения задач. Он должен знать обобщенные способы решения различных типов задач в различных предметных дисциплинах.

·                    Учитель должен уметь формировать способы постановки и решения задач, создать   особые условия, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи.

Ведущий:

 И так мы с Вами получили портрет   учителя, к которому XXI век предъявляет новые требования. Он обладает всеми знаниями и умениями, чтобы соответствовать новым требованиям.

Учитель XXI века знает:

·        технологии схематизации, понимания, построения и употребления знаков и символов;

·        специфику знаковых средств;

·        владеет приемами сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр...

·        типы знания, существующие в разных предметных областях;

·        законы мыслительной деятельности человека и   механизмы развития мышления школьников;

·        строение процедур и принципов процесса проблематизации;

·        приемы работы с моделями  решения задач.

Он умеет:

·        организовывать и осуществлять процесс мышления, формировать осуществлять и направлять ход мыслительной деятельности;

·        формировать способы постановки и решения задач, создать   особые условия, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи.

·        четко определять области знаемого и незнаемого,

·        научить учащихся самим порождать действительно новые знания;

·        научить учащихся распознавать за знаками, схемами различные идеальные действительности и строить свое собственное отношение к серьезным проблемам познания, науки, культуры, политики, методологии и мировоззрения;

Ведущий:

Наряду с личностным и предметными требованиями в новой версии ФГОС впервые сказано о необходимости и о требованиях к метапредметному образовательному результату обучения в средней школе. На данном этапе игры мы с Вами попытаемся определить,  каким может быть  результат при использовании того или иного метапредмета. Что дает метапредметный подход учащемуся?

После небольшого обсуждения представители групп ответят на этот вопрос, и мы получим «портрет идеального ученика», способного успешно применять метапредмет в учебной, познавательной и социальной практике.

(Идет обсуждение в группах)

Примерные ответы:

Метапредмет «Знак»

Учащийся сможет   составлять ментальные карты, дерево понятий, кластеры, денотатные графы, схемы «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»).

У него будет сформирована   способность схематизации на основе выделения главного в материале. За  разными графическими изображениями он научится  мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено.

Метапредмет «Знание»

Учащийся сможет   сам порождать действительно новые знания - через промысливание базисных понятийных различений и идеализаций, лежащих в основе разных предметных полей знания, а также посредством мыследеятельностного «воспорождения» ключевых предметных понятий, их переоткрытия, их переосмысления в новой социокультурной ситуации и тем самым развития данных понятий.

 У него будет сформирована  способность работать с понятиями как особой формой знания.  

Учащийся, будучи проведен сквозь метапредмет «Знание», обретет культуру работы со знаниями, и, прежде всего - с теоретическими знаниями.

Метапредмет «Проблема»

Учащийся сможет   разрешать проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов.

У него будет сформирована   способность самоопределения по отношению к взаимоотрицающим и противоречивым суждениям авторитетов научной области.

Учащийся осваивает очень своеобразную и сложную технику - видеть одно и то же явление одновременно с разных позиций. Общее видение поля противоречия обеспечивается за счет правильно организованной групповой коммуникации.

Метапредмет «Задача»   

Учащийся сможет   осмыслить устройства процесса решения задач.

У него будет сформировано   понимание сути задачи, построение эффективных моделей.

Учащийся   приобретает опыт работы с моделями и опыт самостоятельного порождения способа действия при решении математической задачи, то он может опираться на этот опыт при изучении других предметов, например в физике. Приемы работы с моделями наверняка будут востребованы во многих профессиях, связанных с экономикой, технологией.

Ведущий:

    «Портрет идеального ученика» выглядит следующим образом:

   «Учащийся сможет   составлять ментальные карты, дерево понятий, кластеры, графы, схемы «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), сам порождать действительно новые знания, разрешать проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов, осмыслить устройства процесса решения задач.

     У него будет сформировано   понимание сути задачи, построение эффективных моделей, способность самоопределения по отношению к взаимоотрицающим и противоречивым суждениям авторитетов научной области, способность работать с понятиями как особой формой знания,   способность схематизации на основе выделения главного в материале».

Как видим у нас с Вами получилась социально-адаптированная личность владеющая  универсальными принципами и общими универсальными стратегиями познания.

Ведущий:

Давайте подведем итоги игры и попробуем ответить на вопрос, который мы задавали в начале нашей игры: «Метапредметный подход в профессиональной деятельности учителя. Что это: дань моде или необходимость?»

Как видим  традиционные средства и способы педагогической работы не позволяют сделать обучение в школе адекватным уровню развития других сфер науки и практики. В ходе овладения  метапредметами ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредмет в образовании дает возможность удвоить производительность труда в рамках того же самого учебного времени. Метапредметный подход обеспечивает такую переорганизацию предметного образования, при которой   необходимое содержание передается не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования и практического применения.

Литература:

1.     Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». / Учебное пособие для учащихся старших клас-сов. — М., 1998.

2.     Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по ос-воению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.

3.     Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание симво-лов. / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М.: Пушкинский институт, 2001.

4.     Громыко Н. В. Метапредмет «Знание». / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 2001.

5.     Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Деловая игра как средство развития профессионального мышления и творческих способностей педагога»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Микробиолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Деловая игра является методом эффективного обучения учителей. При обычных формах методической работы налицо противоречие между абстрактным характером  предмета обсуждения и реальным характером профессиональной деятельности. Деловая игра это противоречие снимает и помогает абстрактное превратить в реальное. Деловая игра помогает    участникам: преодолеть психологическую инерцию мышления, разрушить традиционную схему взглядов и представлений. В ходе игры участники не только получают четкое представление о выдвинутой проблеме, но и вырабатывают наиболее приемлемую стратегию ее решения.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 171 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 392
    • DOCX 75 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мурадян Рита Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мурадян Рита Сергеевна
    Мурадян Рита Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1043
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 73 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы ортопедии в современной медицинской практике

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Мобильный редактор: создание креативов на телефоне

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 68 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Управление и стратегическое развитие высшего образования

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 352 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 180 человек