Инфоурок Технология Другие методич. материалыДеловая игра как активный метод обучения

Деловая игра как активный метод обучения

Скачать материал

Министерство образования Тверской области

ГБОУ СПО Тверской машиностроительный колледж

 

 

 

 

 

 

 

Деловая игра как активный метод обучения

Методическая разработка преподавателя Гальской И. С.

по дисциплине трудовое право

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании

Цикловой комиссии по дисциплинам

_______________________________

Протокол №______от____________

Председатель:

Вишневская Г.Н.________________

 

 

 

 

 

Тверь, 2012

 

Аннотация

Данная методическая разработка посвящается активному методу обучении, такому как деловая игра и проблематике его применения на занятиях по юридическим дисциплинам.

В методических рекомендациях раскрывается само понятие деловой игры и ее структура, методика разработки и применения на занятиях, преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением, а также методологические трудности и зоны риска при конструировании деловых игр.

В основу методической разработки положен собственный опыт проведении деловой игры по дисциплине Трудовое право.

Данная методическая разработка может быть полезна не только преподавателям юрилических дисциплин, а также преподавателям общегуманиторного цикла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сведения об авторе

 

Гальская Ирина Сергеевна – преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО Тверского машиностроительного колледжа

Образование: высшее, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет», факультет – юридический, специальность – юриспруденция, год окончания – 2003.

Квалификационная категория: 1 квалификационная категория, январь, 2012

Стаж работы в должности преподавателя: с 2005 года – 10 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Переход от централизации отраслей народного хозяйства к рыночным отношениям непосредственным образом касается и среднего специального образования.

Рыночные отношения в экономике резко повышают требования к профессиональной подготовке и использованию специалистов средней квалификации. Они по новому высвечивают работу специалиста на производстве, его место и роль в экономике, заставляют качественно улучшить профессиональную подготовку выпускников.

Квалифицированный специалист отличается не тем, что работает больше, а тем, что работает иначе и, выполняя работу лучше, затрачивает гораздо меньше труда и времени, чем непрофессионал.

Основным в обучении такого специалиста является не овладение какой-то суммой конкретных знаний и навыков, а воспитание культуры профессионального мышления и профессиональной интуиции.

Многие преподаватели в наше время ищут разнообразные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, которые отличаются от стандартных. Ежедневно педагог сталкивается с различными ситуациями, в которых он не может быть только исполнителем, а в каждом конкретном случае должен принимать самостоятельные решения, быть творцом учебно-воспитательного процесса. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Среди различных активных методов, которые используются в учебной практике, хочется выделить деловую игру, так как именно она активизирует мыслительную деятельность старших школьников, развивает творческие способности будущих учителей.

Методика должна быть построена так, чтобы стимулировать учащихся к активным собственным действиям, направленным на усвоение.

Приблизить обучение к профессиональной деятельности позволяют активные методы обучения, создающие благоприятные условия для развертывания творческого потенциала личности, способствующие развитию познавательного интереса к предмету.

Поэтому особое внимание следует обратить на то, чтобы заинтересовать учащихся предметом, научиться выделять в предстоящей работе главное, решать любые производственные проблемы.

Одной из наиболее эффективных форм подготовки специалистов становятся деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями. Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике.

Игра - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Знаменитый ученый Йохан Хёйзинг даже написал книгу в 1938 году «Homo ludens» («Человек играющий»), в которой он размышляет о роли игры в жизни отдельного человека и в жизни всей человеческой цивилизации. Существует огромное разнообразие игр - спортивные, интеллектуальные, компьютерные и др.5

В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации: игра представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (студент-преподаватель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.

Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят учащихся в сферу производственной деятельности, вырабатывают у них способность к критической оценке действующего производства, к умению находить решение по его совершенствованию и является мощным стимулом активизации самостоятельной работы учащихся по приобретению профессиональных знаний и навыков. Приобретаемые в процессе деловой игры практические навыки позволяют молодому специалисту избежать ошибок, которые возможны при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.

Актуальность выбранной темы видится в том, что, во-первых, деловая игра выступает как форма, в которой наиболее успешно могут осваиваться содержание новой деятельности, во-вторых, это эмоциональная опора личности, в-третьих, как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности в среде сверстников. Все это в совокупности дает толчок в самоутверждении и самореализации взрослеющего человека.

Разработкой и применением деловых игр для учащихся занимались Лихачев Б.Т., Выготский Л.С., Селевко Г.К., Платов В.Я. и другие.

В работах Абрамовой Г.С., Степановича В.А., Кулешовой И.В., Алапьевой В.Г. рассматривается идея о том, что деловая игра является как формой, так методом обучения учащихся, в которой моделируется предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Потому что именно форма активного обучения – это первый шаг к любознательности.

Выготскй Л.С., Платов В.Я., Эльконин Д.Б. и другие утверждали, что деловая игра выступает как педагогическое средство и активной формой обучения, которая формирует учебную деятельность и отрабатывает профессиональные умения и навыки.

Идею о том, что деловая игра является средством развития не только профессиональных умений и навыков, но и профессионального творческого мышления, в ходе которой учащиеся приобретают способность анализировать специфические ситуации и решать для себя новые задачи, прослеживается в работе Хруцкого Е.А.

Объектом исследования являются учащиеся.

Предметом исследования является деловая игра как средство обучения учащихся.

Целью работы является изучение деловой игры как метода обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Аннотация……………………………….…………………………………2

Сведения об авторе…………………………….…………………………..3

Пояснительная записка…………………………………………………….4

1.       Понятие деловой игры……………………….…..…………………….9

2.        История деловых игр……………………………….………………..11

3.       Структура деловой игры……….……………………………………..15

4.       Методика разработки деловой игры…………………………………17

5.       Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением……………………………………………………………..24

6.       Методологические трудности и зоны риска при конструировании деловых игр……………………………………………………………26

Разработка занятия по дисциплине трудовое право с применение метода активного обучения «Деловая игра»……………………………29

Заключение………………………………………………………………..35

Список используемой литературы………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Понятие деловой игры

 

Деловая игра - форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов[1].

Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)[2].

Деловые игры является педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и дает возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении, например, деловых игр учащиеся входят в роль менеджера, банкира, бухгалтера и т.д., что приближает обучение к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к содержанию курса, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки.

Деловая игра - это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи.

Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры.[3]

Деловые игры - дело совсем не шуточное. Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьезных и взрослых людей. Этот метод имеет серьезные преимущества по сравнению со многими другими методами обучения. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных людей, но и команду. Учить быть командой[4].

Нужно ли это все в школе? Школе деловые игры совершенно необходимы. Ведь основной задачей нашей школы считается не просто обучение - получение и накопление знаний, а приобретение умения наиболее успешно использовать все, что накоплено. И знания, и особенности характера, и личностные качества. Цель современной школы - человек успешный. И потому, мы играем! И сами создаем деловые игры...

 

2.     История деловых игр

 

Как известно, игра в качестве средства активного обучения детей и взрослых стала использоваться достаточно давно и довольно стихийно. Самым близким предшественником деловых игр является зародившая в 17-18 веках военная игра. «Первое упоминание деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как “маневры на карте”. Интересно, что в 19 веке “военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении”. Один из прусских генералов применял игровой метод при обучении офицеров».

По оценкам экспертов метод деловых игр применительно к производственно-хозяйственной деятельности был впервые применен в нашей стране. В этом смысле «первые игры были ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений».

Первая деловая игра ("Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы") была проведена в 1932 году в Ленинградском инженерно-экономическом институте и была названа ее автором Марией Мироновной Бирнштейн организационно-производственным испытанием. В игре участвовали как студенты, так и руководители предприятий.

Проводимые в тридцатые годы деловые игры предназначались «для отработки в лабораторных условиях новых форм организации производства, систем диспетчерского управления, деятельности персонала электростанций в аварийных ситуациях» и т.п.

Однако история развития деловых игр в России, начавшись в 30-х годах, примерно тогда же была и прервана. Исследователи указывают разные причины такой приостановки традиции. С одной стороны, ссылаются на военное время, нехватку ресурсов, с другой стороны, фиксируют, что «свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации».

По мнению экспертов, во многом возрождение деловых игр в России связано с деятельностью в 50-х годах Московского методологического кружка, лидером которого был Г.П. Щедровицкий. Идеи и методы, разработанные Г.П. Щедровицким, легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием организационно-деятельностные игры (ОДИ). Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало невиданные плоды: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности. Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем.

Еще одним важным событием, послужившим возрождению и активной пропаганде деловых игр, была школа «Деловые игры и их программное обеспечение», состоявшаяся в 1975 в Звенигороде, под Москвой, по инициативе Центрального экономического института АН СССР и экономического факультета МГУ. Эта школа сыграла важную роль в советском «игростроении»… С момента Звенигородкой встречи советские деловые игры стали развиваться весьма интенсивно. К ядру стали присоединяться сотрудники многочисленных вузов и научных учреждений. Стали появляться не только все новые и новые деловые игры, но и теоретические работы. Возникли имитационные игры не только на экономические, но и на другие темы, например, биологические, медицинские, архитектурные.

Итак, 70-е годы — это время популяризации деловой игры как метода активного обучения, когда разработкой и внедрением игр занимались энтузиастов, опыт которых стал широко пропагандироваться.

1970-80 годы — время всплеска деловых игр, различных по методологии и методу проведения. В этот период появляются целые школы обучающих игр: Таллиннская школа В.К. Тарасова, ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике и т.п.

Восьмидесятые годы — это, с одной стороны, эскалация деловой игры, «…когда игры стали широко использоваться в различных отраслях народного хозяйства и тиражироваться в специальной методической литературе», а, с другой стороны, их профессионализация, «когда стали развиваться разнообразные игровые культуры обучения руководителей».

В период экономических реформ 80-90 гг. начинается использование игрового подхода для решения серьезных экономических (например, “Введение арендного подряда” на пивоваренном заводе Омска, “Введение хозрасчета в конструкторско-технологических подразделениях” Центр атомного судостроения в г. Северодвинске, “Реорганизация верфи” Николаевск-на-Амуре), экологических (например, игра, посвященная решению задачи сохранения экологии озера Байкал) и даже политических (например, выборы руководителя на ВАЗе) проблем.

За рубежом первые деловые игры были разработаны и проведены в 50-х годах в США. Первые игры применялись преимущественно для обучения студентов-экономистов и будущих руководителей фирм. «Первая машинная игра американской фирмы «Рэнд корпарейшн», предназначенная для офицеров службы материально-технического обеспечения американского военно-воздушного флота, была разработана в 1955 г. И хотя она была военной, ее проблематика носила экономический характер, поскольку в игре имитировалось управление снабжением запасными частями военно-воздушных баз США, размещенных по всему миру».

Поиск новых форм обучения подтолкнул американских ученых, представлявших фирму «Америкэн менеджмент ассоциейшн» к разработке управленческой игры с применением ЭВМ. Первый эксперимент с этой игрой был проведен в 1957 году (в ней участвовало 20 президентов крупных фирм), и впоследствии эта разработка послужила прототипом множества деловых игр.[5]

На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна. Особенно активно деловые игры используются в практике высшего образования, многие ВУЗы являются новаторами в методике преподавания деловых игр. Сегодня насчитывается уже несколько тысяч различных видов обучающих игр. Издаются пособия, каталоги и справочники по деловым играм, проводятся регулярные школы и семинары. Создана Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм.

 

 

 

 

3.     Структура деловой игры

 

Поскольку в литературе нет единства по вопросам о сущности деловой игры и методике ее конструирования, то нет и общепринятого представления о структуре игры, хотя многие структурные элементы являются общими при разных подходах. Как правило, авторы исходят из своего эмпирического опыта и здравого смысла, конструируя игру или заимствуя ее структурные компоненты у других авторов.

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры (см. табл.1).

 

Таблица 1. Структурная схема целевой игры (по Айламазьяну)

 

ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ

 

Методическое обеспечение

Игровые цели

Педагогические цели

Роли и функции игроков

Предмет игры

Сценарий игры

Модель взаимодействия окружающих

Правила игры

Система оценивания

Техническое обеспечение

 

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

 

 

Рассмотрим каждый элемент этой структуры.

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.

Игровая модель является фактически способом описания работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.

Педагогические цели

дидактические:

- закрепление системы знаний в области конструирования ДИ;

- выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры;

- обмен опытом создания ДИ;

- совершенствование навыков принятия коллективных решений;

- развитие коммуникативных умений разного рода.

воспитательные:

- порождение творческого мышления;

- выработка установки на практическое использование ДИ:

- воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми;

- преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения.

Игровые цели

- разработка вариантов проекта ДИ;

- демонстрация разработчикам приемов создания игрового контекста.

Предмет игры - это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.

Сценарий - это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием ДИ понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.

Роли и функции игроков должны адекватно отражать "должностную картину" того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.

Правила игры - отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.[6]

Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой - способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности. Система оценивания выполняет функции не только контроля, но и самоконтроля профессиональной деятельности, обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников деловой игры.

 

 

4.     Методика разработки деловой игры

 

Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.

При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов:

1)                Для чего проводится данная деловая игра?

2)                Для какой категории обучаемых?

3)                Чему именно следует их обучать?

4)                Какие результаты должны быть достигнуты

(Примеры учебных целей: показать, как следует привлечь к выполнению конкретной задачи целый комплекс инструментов (рекламу, прессу, телевидение, деловое общение специалистов различных профилей и др.); проверить уровень подготовленности должностных лиц в определенном виде производственной деятельности и др.).

При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (её ставит перед собой руководитель игры) и цели действий её участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.

Очень важным моментом является то, что в силу двуплановости игры как феномена (см. исследования, например, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского) целеполагание реализуется в реальном и условном плане. В реальном плане — это дидактические и воспитательные цели, в условном — игровые. При чем «чисто игровые цели нужны не сами по себе, поскольку сам факт выигрыша или проигрыша ничего не добавляет к тем знаниям, умениям и навыкам, которыми должен овладеть специалист. Они нужны для создания мотивации к игре, соответствующего эмоционального фона… Такого рода цели… выполняют служебную роль, роль средства достижения педагогических целей» (формирования предметной и социальной компетентности специалиста).

Особенностью деловой игры является ее возможность, как указывалось выше, целеобразования самими студентами. Таким образом, деловая игра имеет достаточно сложную целевую систему.

В настоящее время выделяют следующие принципы конструирования деловой игры:

В деловой игре при ее конструировании и применении реализуются следующие психолого-педагогические принципы: принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства; принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности; принцип совместной деятельности; принцип диалогического общения; принцип двуплановости; принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности.

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры.

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе. Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалиста.

Необходимо помнить, что залогом успеха игры является правильный выбор темы, определение проблемы и ее причинности, формирование служб, команд, выбор оппонентов с учетом индивидуальных способностей учащихся и микроклимата в группе, четкая разработка задания для самостоятельных заданий. Создание атмосферы соревнования обеспечивает творческий подход учащихся к решению поставленных задач.

Подготовку игры нельзя ограничить учебной литературой. Желательны посещения производства, встречи и беседы с «коллегами» по должности, изучение действующего оборудования и технологического процесса и их недостатков, организация работы по сбору и анализу технико-экономических данных.

Преподаватель в подготовительный период направляет работу учащихся, помогает ознакомиться с передовым опытом отрасли, рекомендует литературу, руководит изготовлением стендов, плакатов, слайдов, моделей, необходимых для организационно-технического обеспечения деловой игры.

Успех игры зависит от ряда факторов: организационных, методических, психологических, технических и других. Из обширного круга вопросов, влияющих на качество и результат игры, следует выделить следующие:

·                   Правильный выбор темы с учетом ее актуальности, дискуссионных возможностей в рамках той цели, которую ставит преподаватель;

·                   Подбор участников, распределение их на подгруппы, отделы, должности с учетом знаний учащихся, микроклимата в учебной группе;

·                   Построение структурно-логической схемы игры, четкая разработка заданий каждой службе, отделу, подгруппе;

·                   Глубокое изучение учащимися материалов разрабатываемой темы, отработка различных вариантов решений службами, отделами, подгруппами, оформление технической и технологической документации;

·                   Подготовка сценария игры с учетом «запасных», усложненных ситуаций. Занятие по отработке игры (руководитель не открывает на нем до конца свои задания – экспромты);

·                   Отработка каждой службой (назначенной группой) выступлений, внесения корректив в структурно-логическую схему игры, режиссура игры;

·                   Проведение деловой игры с предварительным решением организационных и методических моментов;

·                   Разбор результатов игры, ее оценка.[7]

Необходимо отметить, что проведению деловой игры должна предшествовать серьезная работа по углублению знаний учащихся по производственным, технологическим и экономическим вопросам. Использование на занятиях конкретных производственных данных; уроки на производстве; продуманная организация производственной практики; организация практических конференций; работы кружков технического творчества; привлечение учащихся к рационализаторской работе, проведение предметных недель, встречи с передовиками и специалистами производства, выпускниками колледжа – применение всех этих форм и методов обучения подготавливает учащихся к деловой игре.

ТЕМА ИГРЫ. При ее выборе необходимо учитывать возможности учащихся группы, их способности, уровень и глубину знаний, трудолюбие, активность. Тема должна быть актуальна и проблемна, иметь варианты решений.

СОСТАВ ИГРАЮЩИХ. При подготовке игры преподаватель учитывает не только уровень знаний учащихся, но и психологический климат в группе, продумывает возможность создания равных по знаниям, активности, трудолюбию подгрупп, служб и т.д.

Не следует отбирать преимущественно сильных учащихся, отстраняя слабо подготовленных. Всем должна найтись «должность», место в службе. Это имеет большое воспитательное значение.

Иногда самим учащимся предоставляется возможность самим распределять роли. В этом случае преподаватель тактично вносит поправки, если его не удовлетворяет качественный состав группы. При формировании служб, назначении оппонентов учитываются взаимоотношения учащихся, их психологическая совместимость – это обеспечивает высокое качество игры, дух соревнования.

Подбор учащихся на должности осуществляется с учетом их знаний, организаторских возможностей, личностных качеств.

РАЗРАБОТКА И ВЫДАЧА ЗАДАНИЯ. Когда тема определена, глубоко изучена и выявлены ее дискуссионные возможности, руководитель игры производит примерную «наметку» служб, должностей, объема решаемых задач и хода игры, т.е. выстраивает структурно – логическую схему. В ней определены порядок выполнения работ на всех этапах, источники (отделы службы) для сбора информации, произведена систематизация работы учащихся над своими заданиями.

Благодаря блок-схеме легче наладить четкую работу служб и контроль за ними. Учащиеся знают, куда и к кому идти по интересующему их вопросу.

Задания строятся таким образом:

·                   Выдача перечня вопросов для всех служб, участвующих в игре;

·                   Сбор материалов службами по действующему процессу с выявлением недостатков;

·                   Изучение вопроса по литературе, тематическим обзорам, знакомство с передовым опытом по данному вопросу;

·                   Анализ предлагаемых вариантов совершенствования с их технико-экономическим обоснованием и сопоставлением между собой и по отношению к исходному.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ИГРЫ. Когда определена тема, разработаны задания, оформлены службы, подгруппы, оппоненты, должности, наступает рабочий период.

При подборе и обработке материалов по действующему производственному процессу руководитель ставит задачу выверить основные данные производства.

Когда учащиеся полностью овладеют действующим процессом, необходимо направить их усилие на более глубокое знакомство с литературой и передовым опытом по интересующему вопросу.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ. Сценарий строится в зависимости от ее формы. Но какой бы она не была по форме, необходимо выступление должностных лиц, их оппонентов подать таким образом, чтобы игра набрала темп, шла по восходящей линии.

Преподаватель распределяет очередность сильных и слабых вариантов, предусматривает возможность контрвопросов, их место в игре. Следует помнить, что сильное решение должно следовать за слабым. В противном случае другой вариант не прозвучит, и дискуссия может закончиться.

ОТРАБОТКА ИГРЫ. Учащихся необходимо научить искусству общения, умению вести диалог. Основное назначение занятий по отработке игры – знакомство с ее ходом, опробование выступлений, обучению учащегося общению с партнером, культуре речи.

Проведение игры предусматривается в учебном кабинете. Столы, за которыми располагаются службы, руководитель игры обеспечивает счетной техникой, справочниками и т.д.

Столы обозначаются соответствующими табличками с названием служб.

В качестве ведущего выступает сам руководитель или хорошо подготовленный учащийся.

На расчетном этапе учащиеся уясняют и решают конкретные проблемы и задачи, поставленные перед каждым по данной должности, и принимают свое основательное решение. Для этого они проводят необходимые расчеты, используя нужные нормативы, анализируют литературные источники, оформляют итоги работы.

На заключительном этапе каждый участник деловой игры в дискуссионной форме защищает свои решения перед другими. При этом преподаватель должен четко оценивать качество выполнения задания, аргументированность предлагаемых решений и ответов оппонентов, а также другие показатели.

Каждый учащийся может продемонстрировать не только свою подготовку, но и проявить организаторские способности, умение находить альтернативные решения производственно – хозяйственных задач.

В заключении арбитры с участием преподавателя подводят итоги игры: анализируется активность работы отдельных участников, качество составленной документации, правильность выполнения расчетов. По сумме набранных баллов определяется победитель деловой игры.[8]

 

Оценка участников деловой игры может проводиться по критериям:

Показатели

Число баллов

Качество выполнения задания, отчета, доклада

Аргументированность предлагаемых решений, их прогрессивность

Четкость и аргументированность ответов оппонентов

Эрудиция специалиста, способность ориентироваться в реальной производственной ситуации

Выступление в качестве оппонента с предложением оригинальных идей и решений

Значение новой техники, технологий, прогрессивных направлений

Четкость, полнота и качество заполнения документации

Штрафные баллы за нарушение дисциплины, уклонение от выполнения задания (минус)

0…10

0…10

0…10

 

0…10

0…10

0…10

0…10

0…10

 

 

5.     Преимущества деловых игр по сравнению

с традиционным обучением

 

Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем:

1) «В игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций».

Иными словами, «процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений».

2) «Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода… Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности».

Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:

– Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;

– Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.

– В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации»;

– Игра позволяет формировать «у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике»;

– Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.)

 

6. Методологические трудности и зоны риска при конструировании деловых игр

 

Большинство исследователей и разработчиков деловых игр фиксируют следующий ряд трудностей в использовании и проектировании деловых игр:

– отсутствие общепринятой (или хотя бы разделяемой большинством исследователей и практиков) концепции деловой игры;

– некритическое заимствование технологий деловых игр при перенесении их в разные дисциплинарные практики;

– методологические трудности в оценке эффективности разных видов деловых игр;

– трудности воспроизведения и тиражирования деловых игр, из-за отсутствия их целостных описаний

– опережение эмпирическими разработками деловых игр их теоретических описаний.

Отдельно можно выделить и социально-психологические «сбои» в деловой игре. Многие из них вызваны двуплановым характером игры, когда реальный и условный планы начинают «конфликтовать». Доминирование реального плана над условным планом происходит, если:

а) личностные отношения вне игры переносятся в игру;

б) конфликт, возникший в рамках игровых ролей, затрагивает отношения и вне игры;

в) кто-либо из участников игры «использует» игровые ситуации и взаимоотношения в группе для «решения» своих внутренних, глубоко личностных проблем.

Отрефлексированные выше трудности, позволили исследователям сформулировать следующие практические советы преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр:

1. Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей. Это означает, что деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны:

– получение целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности;

– систематизация в целостную систему уже имеющихся у обучающихся наметок к умениям и навыкам;

– получение опыта социальных отношений;

– формирование профессионального творческого мышления.

2. Внедрение в учебный процесс хотя бы одной игры… приводит к необходимости перестройки всей используемой преподавателем методики обучения.

В деловой игре нельзя играть в то, о чем студенты не имеют представления, это ведет к профанации деловой игры. Это означает, что компетентностное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т.п.)

3. Важно избежать крайности редуцирования деловой игры, с одной стороны, к тренажу, с другой стороны, к азартной игре.

4. Преподаватель наиболее активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки. Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры.

5. Деловая игра требует изменения отношения к традиционному представлению о поведении студентов. Главным становится соблюдение правил игры. Дисциплинарные нарушения, с привычной точки зрения, (например, самовольный выход из аудитории) в деловой игре утрачивают таковой свой статус.

6. Оптимальная продолжительность деловой учебной игры примерно 4 часа. Такое рамочное время позволяет компромиссно вписываться в существующую образовательную систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка деловой  игры по дисциплине «Трудовое право»

в группе 31-ю на тему «Рассмотрение трудового спора в комиссии по трудовым спорам»

 

Учебная дисциплина

Трудовое право

Время: 2 часа

Цели деловой игры

                     закрепление знаний студентов по трудовому праву;

                     приобретение студентами навыков рассмотрения дел в КТС;

                     получение студентами опыта публичного выступления в суде.

 

Вариант ситуации предлагаемой для обсуждения

 

Швея Петрова Г.И. 15 ноября 2011 г., согласно доклад­ной записке начальника чеха, сшила пальто с браком по своей вине. Вину Г.И. Петрово подтверждает отдел по кон­тролю за качеством в акте о браке.

16 декабря 2011 г. с неё было затребовано объяснение в письменном виде, которое она дал в устной форме. 10 января 2012 г. Петровой Г.И. был объявлен выговор с формулировкой «за производственные упущения». Петрова Г.И. приказ подпи­сать отказалась, но указала в нем, что её вины в браке нет.

Руководитель предприятия, согласно Положению о преми­ровании организации, в январе 2012 г. лишил Иванова А.С. премии за декабрь 2011 г. В Положении предоставлялось право работодателю лишать работников полностью или частично премии за выпуск бракованной продукции.

Администрация, оценив ущерб в 10 000 рублей, в целях воз­мещения ущерба виновными действиями Петровой Г.И., изда­ла 15 января 2012 г. распоряжение об удержании 30 % из его заработка (заработок за декабрь составил 30 000 рублей). Петрова Г.И. возразила в письменной форме об удержании из зара­ботной платы.

25 января 2012 г. Петрова Г.И. обратилась в КТС[9] с заявлением. В нем Петрова Г.И.  возражала против вынесения  в отношении её выговора, лишения премии за декабрь, и произведения удержания из заработной платы за декабрь, так как эти дейст­вия работодателя не соответствуют трудовому законодательст­ву. К тому же она является руководителем профсоюза организа­ции. Работодатель не имеет право применять к не освобожден­ному руководителю профсоюзной организации дисциплинар­ных воздействий. Основной мотив работодателя при соверше­нии этих действий — стремление избавиться от профсоюза в организации. Вышестоящей профсоюзной организации нет.

На заседание КТС Петрова Г.И.  по неизвестным причинам не явилась. Не явилась она и на второе заседание, поскольку её поздно известили. На втором заседании, её заявление было оставлено без рассмотрения, так как не были представлены доказательства непосредственного урегулирования разногла­сия с работодателем.

30 января 2012 г. она вновь подала заявление, его приняли и зарегистрировали и назначали дату рассмотрения.

 

Примерный состав участников деловой игры

 

1)     Председатель КТС (от работодателя).

2)     Секретарь КТС (от работников).

3)     Три члена КТС со стороны работодателя.

4)     Три члена КТС со стороны работников.

5)     Государственный инспектор труда.

6)     Заявитель — Петрова Г.И.

7)     Юрист работодателя.

8)     Работодатель.

9)     Начальник отдела кадров.

10)                       Свидетель(и) — специалист(ы) со стороны работников, свидетель(и) — специалист(ы) со стороны работодателя.

11)                        Два эксперта, оценивающие деловую игру.

12)                        Преподаватель, выступающий в роли консультанта

 

Подготовка к деловой игре

 

Преподаватель назначает дату проведения деловой игры, предлагает ознакомиться с фабулой дела, разъясняет ее цель, задачи, условия, место и порядок проведения.

После ознакомления с делом, из числа наиболее успеваю­щих студентов, выбираются председатель, секретарь, заявитель, юрист работодателя, члены КТС, государственный инспектор по труду, а потом остальные участники. Рекомендуется выби­рать наиболее подготовленных студентов, которые имеют опыт публичных выступлений и участия в других деловых играх.

Студенты, участвующие в деловой игре должны тщательно изучить фабулу дела, действующее законодательство, подго­товить необходимые материалы.

С учетом распределения ролей составляются документы, которые будут использованы в игре:

-  заявитель готовит заявление, которое будет рассмотрено на заседании;

- председатель вместе с секретарем и членами КТС гото­вит положение о работе КТС;

- секретарь готовит журнал приема заявлений, ведет прото­кол заседания, вместе с председателем готовит решение КТС;

- юрист работодателя отвечает за подготовку всех необхо­димых документов, подтверждающих позицию работодателя;

- начальник отдела кадров готовит приказы о лишении премий, выговора, удержания из заработной платы, доклад­ную записку начальника цеха, акт о браке;

- работодатель помогает в подготовке своей стороны к за­седанию;

-  государственный инспектор готовит заключение после вынесения решения КТС.

         Лица, участвующие в заседании инструктируются заблаго­временно преподавателем.

В игре необходимо больше уделить внимания изучению материальных и процедурных норм Трудового кодекса РФ, а не на соревнование между противоборствующими сторонами.

Примерный план проведения деловой игры

1)     Преподаватель объявляет тему деловой игры, проверяет явку участвующих в деле лиц, проверяет готовность материа­лов. Затем слово предоставляется председателю КТС.

2)    Председатель открывает заседание КТС и объявляет, ка­кое заявление будет рассматриваться.

Секретарь докладывает о явке на заседание членов КТС и лиц участвующих в нем.

Председатель знакомит лиц участвующих в деле с порядком работы КТС на основании Положения о КТС организации.

Председатель зачитывает заявление работника, подтвер­ждая возможность рассмотрения КТС этого заявления.

3)     Затем слово поочередно предоставляется сторонам.

По необходимости на заседание вызываются свидетели и эксперты.

После того, как КТС ознакомиться со всеми материалами дела она переходит к принятию решения по нему.

4)     КТС принимает решение тайным голосованием, затем оформляется решение и выдается сторонам, участвующим в заседании.

Преподаватель может по ходу игры обращать внимание на те вопросы, которым следует уделить больше внимания в свя­зи с их важностью.

Если по ходу игры у участников будут возникать вопросы, ответ на которые могли дать только «настоящие» участники заседания, преподаватель имеет право выступить с уточне­ниями сценария. Это не слагает ответственности со студента в качественной проработке своей роли.

 

Разбор деловой игры и подведение итогов

 

Это последний и не менее важный этап игры. Его можно разбить на следующие подэтапы.

На первом, преподаватель предоставляет слово первому эксперту для дачи заключения. Он оценивают готовность сту­дентов к своим ролям, активность, компетентность, соответ­ствие проведения заседания КТС Трудовому кодексу РФ. В его выступлении должен прозвучать анализ действий основ­ных участников (указывая положительные или отрицательные моменты). Второй эксперт высказывает свое мнение, допол­няя первого эксперта.

На втором, необходимо дать высказаться студентам, участ­вующим в игре, которые отразят мнение ее участников.

В конце преподавать подводит итоги проведенного заня­тия, высказывая свое мнение по игре, указывая недостатки и положительные моменты в действиях игроков.

По завершению игры целесообразно аплодисментами по­благодарить ее участников.

 

Задание по подготовке студентов к деловой игре

 

1)     Конституция Российской Федерации, принята всена­родным голосованием 12.12.1993 г. — М., 2003.

2)    Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001. № 197-ФЗ. — М., 2002.

3)     Комментарии к Трудовому кодексу Российской Фе­дерации (по указанию преподавателя).

4)     Учебники по трудовому праву Российской Федерации (по указанию преподавателя).

5)     Преподаватель обеспечивает студентов необходимыми образцами документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Одной из наиболее эффективных форм подготовки специалистов становятся деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями. Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике.

Игры дают возможность моделировать типичные производственные ситуации, в ходе которых ее участники ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.

Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.

Необходимо отметить, что современные деловые игры дают обучающий эффект благодаря присутствию почти во всех играх момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры. Именно в этом моменте они действительно рефлексивно и исследовательски относятся к собственной деятельности и ее соорганизации. То, насколько организованна будет эта сторона игрового процесса, и определит меру эффективности формирования рефлексивно-мыслительного и исследовательского отношения к действительной профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра.- М.: Владос-пресс, 2008.

2. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. -Екатеринбург: Деловая книга, 2009.

3. Алапьева В.Г. Методические рекомендации по организации учебнотехнических и деловых игр.-Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие.-М.: Высш. шк., 2009.— 207 с

5. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1996. № 6.

6. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры — к профессиональному творчеству: Учеб..-метод. пособие.— Мн.: Университетское, 1989.— 125 с.

7. Кулешова И.В. Деловые игры для педагогических советов и методобъединений /И. В. Кулешова //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе.-2009

9. Лихачева Л.Д. Деловая методическая игра "Методическое путешествие" /Л. Д. Лихачева/ Классный руководитель.-2004.

11. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.-М.: Профиздат, 2009. - 156 с.

12. Програмно-методические материалы. Технология 5-11 классы. - М.. 2000.

13 Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.— М.: Высш. шк., 2008.—176 с.

16. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб, заведений.- М.:Высш. шк., 2008.— 320 с.

 



[1] . Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра.- М.: Владос-пресс, 2000.

[2] Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1996. № 6.

[3] Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб, заведений.- М.:Высш. шк., 2008.— 320 с.

[4] Лихачева Л.Д. Деловая методическая игра "Методическое путешествие" /Л. Д. Лихачева/ Классный руководитель.-2004.-Н 4. - С. 43-48.

 

[5] Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.-М.: Профиздат, 2009. - 156 с.

 

[6] Лихачева Л.Д. Деловая методическая игра "Методическое путешествие" /Л. Д. Лихачева/ Классный руководитель.-2004.-Н 4. - С. 43-48.

 

[7] Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 2009. – 156 с.

 

[8] Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.— М.: Высш. шк., 2008.—176 с.

[9] Комиссия по трудовым спорам.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Деловая игра как активный метод обучения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыкальный журналист

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная методическая разработка посвящается активному методу обучении, такому как деловая игра и проблематике его применения на занятиях по юридическим дисциплинам.

В методических рекомендациях раскрывается само понятие деловой игры и ее структура, методика разработки и применения на занятиях, преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением, а также методологические трудности и зоны риска при конструировании деловых игр.

В основу методической разработки положен собственный опыт проведении деловой игры по дисциплине Трудовое право.

 

Данная методическая разработка может быть полезна не только преподавателям юрилических дисциплин, а также преподавателям общегуманиторного цикла.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 4647
    • DOCX 65.8 кбайт
    • 39 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гальская Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гальская Ирина Сергеевна
    Гальская Ирина Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 19235
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 239 человек из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 1 069 человек

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель технологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 968 человек из 77 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 565 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 300 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 081 человек

Мини-курс

Музыкальная культура: от истории до современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в искусстве: от постмодернизма до поп-культуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Психические защиты и психоаналитический взгляд на личное развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек