Инфоурок География КонспектыДеловая игра лоя учащихся 8 классов "Арктика-форпосто России"

Деловая игра лоя учащихся 8 классов "Арктика-форпосто России"

Скачать материал

Учитель географии

Ильина Лариса Александровна

АОУ СОШ № 14 г. Долгопрудный

 

 

 

Деловая игра

 «Арктика – форпост России» (учащиеся 8 класс)

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ИГРЫ: 

 -  Использование ресурсов и возможностей Арктики: современность и перспективы.

-  целеполагание игры согласуется с основными положениями ФГОС, в частности с личностными характеристиками учащегося: любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознанно выполняющий правила жизни, безопасные для человека и окружающей его среды.

ЗАДАЧИ ИГРЫ: изучение Российской территории  Северного Ледовитого океана (Арктика)

1)   Познакомить учащихся с особенностями Российской территории Северного Ледовитого океана и  морей, омывающих территорию России.

2)   Познакомить с исследователями Северного Ледовитого океана.

3)   Рассмотреть природные ресурсы морей России и экономические проблемы морей и территории.

4)    Продолжить формирование навыков составления характеристики географического объекта (моря, океана).

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные УУД

- в рамках когнитивного компонента сформировать историко-географический образ, включая представления о территории и границах России, ее географических особенностях, знаний основных исторических событиях, развитию государственности и общества;

- экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе;

- в рамках ценностного и эмоционального компонента сформировать гражданственность, патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

-  сформировать умение вести диалог на основе равноправных отношений;

- устойчивый познавательный интерес и становление смысло-образующей функции познавательного мотива.

 

Регулятивные УУД

- самостоятельно анализировать условия достижения цели;

- устанавливать целевые приоритеты;

- прогнозировать и предвидеть будущие события и развитие процесса.

 

Познавательные УУД

-  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов печатных источников и источников Интернет;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий;

-  устанавливать причинно-следственные связи;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе исследования;

- структуировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, последовательность описываемых событий.

 

Межпредметные связи:

география, история, право, экология, обществознание, ОБЖ

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДО НАЧАЛА ИГРЫ

В качестве домашнего задания всем ученикам класса необходимо:

  -найти информацию по своей        специализации, связанной с изучением и исследованием  Арктики;

  -подготовить предполагаемые вопросы для краткого, но подробного освещения своей проблемы.

 

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

 - учитель рассказывает участникам «круглого стола» о ходе деловой игры,  ее сущности, последовательности ее реализации:

- введение в игру:

а)  ведущий открывает круглый стол (деловая игра)

б) представитель ООН по Арктике обозначает проблему, связанную с   использованием ресурсов и возможностей Арктики;

- распределение ролей между участниками игры;

- погружение в игру:

 - открытие «круглого стола» по изучению и исследованию Арктики;

          - представитель ОНН по Арктике рассказывает о Конвенции ООН по морскому праву, о заявке в Комиссию ООН по границам континентального шельфа, показывает отрывок документального фильма «Арктика»;

- участники «круглого стола» решают вопросы, связанные с исследованием территории  и использованием ресурсов Арктики;

-  обсуждают экологические проблемы морей;

подведение итогов игры (выгружение из игры); 

- рефлексия.

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ В ДЕЛОВУЮ ИГРУ

I.        Введение в проблему:

Ведущий - о необходимости в настоящее время заседания круглого стола по проблемам Арктики.

  II. Учитель рассказывает ход деловой игры ««Арктика – форпост России»:

Для деловой игры распределяются роли:

ведущий – 1 чел.

журналист – 1 чел.

представитель ООН по Арктике -  1 чел.

физико-географ – 2 чел.

историк– 2 чел.

геоморфолог – 2 чел.

геолог – 2 чел.

климатолог– 2 чел.

гидролог– 2 чел.

биолог– 2 чел.

эколог– 2 чел.

медико-географ– 2 чел.

Представители различных общественных  экологических и правозащитных организаций – остальные учащиеся класса

 

ХОД ИГРЫ

- открытие «круглого стола», приветственное слово ведущего, знакомство участников  заседания;

-   просмотр отрывка из документального фильма «Арктика»;

-   выступление представителя ООН от России;

(«круглый стол» проходит на территории России, поэтому с приветственным словом ко всем его участникам обращается представитель ООН по Арктике от России)

-   участники деловой игры – исследователи Арктики -  знакомят всех участников круглого стола  с физико-географическими особенностями данной территории, с ее историей освоения, биологическими ресурсами, экологическими проблемами;

 - решение проблемы -  обсуждение использования ресурсов и возможностей Арктики: современность и перспективы;

- проведение  пресс-конференции участников заседания  с журналистом

  (журналист задает вопросы о том, как можно перспективно и своевременно решить проблемы Арктики  участниками «круглого стола»)

 - принятие резолюции конференции

 

РАСПРЕДЕНИЕ РОЛЕЙ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ИГРЫ

-учащиеся, более успешно выполняющие разноуровневые задания по предмету география, принимают роли  исследователей Арктики;

-роль ведущего принимает учитель;

-роль журналиста отводится ученику, хорошо владеющему грамотной речью, хорошей дикцией и т.д.;

-представители общественных экологических организаций – остальные учащиеся класса.

РЕГЛАМЕНТ ИГРЫ

(1 урок географии в 8 классе)

А) 3 минуты  отводится на введение в игру: обозначение учителем проблемы изучения и освоения Российского сектора Арктики;

Б)   5 минут распределение ролей, объяснение сущности деловой игры;

В)  25 - 27 минут проведение международного  круглого стола:

 1.   Открытие круглого стола:

   - просмотр документального фильма «Арктика» США,  2012 г.  Режиссер: Грег Мак Джилливрей;  

2. Обсуждение проблемы (учащийся в роли представителя ООН, исследователи Арктики, журналист)

Г)  5 минут подведение итогов (принятие решений по обсуждаемой проблеме)

Д)    5 минут отводится на рефлексию

 

ПРАВИЛА И НОРМЫ:

Правила: поощрение разных подходов к решению проблемы; допущение различных, несовпадающих мнений и предположений об обсуждаемой проблеме; предоставление возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений; уважительное отношение к различным точкам зрения на рассматриваемую проблему; каждый участник должен иметь возможность высказаться; каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены; в ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.п.; побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.

Нормы:  презентация и отрывок из документального фильма «Арктика» не должны нести в своем содержании, унизительного, оскорбительного отношения к другим людям, событиям, фактам и др.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ИГРЫ -  проведение деловой игры

 «Арктика – форпост России»

- Открытие круглого стола:

Ведущий:

«Уважаемые участники «круглого стола»! Сегодня мы с вами собрались для обсуждения очень актуальной темы «Арктика – форпост России». Россия – морская держава. Ее территорию омывают 12 морей Мирового океана, а также крупнейшее озеро в мире – Каспийское. К бассейну Северного Ледовитого океана относится 10 морей. Эти моря весьма разнообразны и по природным условиям и по природным ресурсам, и также по степени их изученности и освоенности.

Поскольку решение проблемы с установлением границ континентального шельфа требует совместных усилий всех участников «круглого стола», предлагаю Вам принять участие в заседании круглого стола -   «Арктика – форпост России».

Актуальность  заседания - современность и перспективы использования ресурсов и возможностей Арктики.

Недавно завершилась научная экспедиция по исследованию Российского сектора Арктики, на нашем заседании присутствуют ее члены: гидрологи, геологи, климатологи, биологи (представление членов экспедиции). Они подробно расскажут о своей комплексной экспедиции по изучению  природных ресурсов Российского сектора Арктики и ответят на все вопросы журналиста и членов общественных экологических и правовых организаций.

- Просмотр документального фильма «Арктика»;

- Презентация с планом изучения территории

Физико-географическое положение Арктики

История исследования данной территории

Рельеф дна и геологическая история происхождения морской котловины

Климатические условия морей

Климат и человек

Биологические ресурсы

Промышленная деятельность человека и ее влияние

Экологические проблемы

 

Представитель ОНН по Арктике от РФ

(С приветственным словом ко всем участникам «круглого стола» обращается представитель ООН по Арктики от РФ. От лица всех граждан России он выражает признательность всем участникам, приехавшим на конференцию).

«Уважаемые господа! Точная граница Арктики не определена. Первоначально господствовал секторальный подход, согласно которому Арктика поделена между сопредельными циркумполярными государствами, причем северный полюс является границей всех заинтересованных государств. В 1909 году Канада объявила суверенитет на все территории между северным полюсом и своим северным побережьем. В мае 1925 года Канада официально закрепила своё право на свой арктический сектор. Постановлением ЦИК СССР от 1926 года вся территория от северного полюса до материковой части СССР, ограниченная меридианами, объявлялась территорией СССР. Тем не менее, секторный подход содержал определенные правовые лакуны, поскольку он определял правовой статус островов и земель, но никак не акваторий этих секторов.  В 1982 году была принята Конвенция ООН по морскому праву, согласно которой территориальная юрисдикция государства распространяется лишь на шельф, тогда как внешельфовая зона объявляется международной. Россия присоединилась к этому соглашению в 1997 году. По конвенции территориальным морем могут быть объявлены прибрежные воды на расстоянии не более 12 миль от базовых линий, а исключительной экономической зоной - 200-мильная зона от базовых линий (+150 миль для континентального шельфа, если удастся доказать, что морское дно является продолжением берега). По мнению некоторых специалистов, в результате ратификации этой конвенции Россия утратила суверенитет на 1.7 млн. кв. км. своей территории. Однако сохранилась неопределенность с принадлежностью подводного хребта Ломоносова, на который предъявили свои права сразу три государства: Россия, Канада и Дания.  Поэтому, когда российская экспедиция Арктика-2007 (руководитель: Артур Чилингаров), разместила на северном полюсе свой национальный вымпел, то это вызвало резкую критику как со стороны США, так и со стороны Канады. До сих пор не решен вопрос о принадлежности Острова Ханса, на который претендуют как Дания, так и Канада. В 2010 году Россия и Норвегия подписали договор о разграничении акватории Баренцева моря. В результате России пришлось уступить часть акватории, которая ранее считалась советской. Согласно международным соглашениям, территорию внутри Северного полярного круга делят пять государств - Канада, Норвегия, Россия, США и Дания, которой принадлежит остров Гренландия. Каждая из этих стран контролирует так называемую 200-мильную экономическую зону (320 км) от северной части своего побережья.

Россия претендует на большой кусок Арктики, простирающийся до Северного полюса. Как утверждает Москва, арктическое морское дно и Сибирь связаны единым континентальным шельфом. Доказать обоснованность этих претензий призваны, в частности, погружения двух российских батискафов,  дна Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса. Там на дне установлен российский титановый флаг и оставлена капсула с посланием к будущим поколениям.

Москва подала заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа. Россия планирует присоединить хребет Ломоносова и другие участки дна Северного Ледовитого океана. Согласно Конвенции ООН, государство может расширить свою экономическую зону в том случае, если морское дно за ее пределами является естественным продолжением окраины материка. На территории под Северным Ледовитым океаном также претендуют Дания, Канада, Норвегия и США».

- Задание ученикам:  решить проблему использования ресурсов и возможностей Арктики: их  современность и перспективы.

 

Обсуждение участниками круглого стола вопросов, связанных и изучением и исследованием Арктики

Деятельность ведущего (его роль выполняет учитель). Он обозначает проблему «исследователям Арктики»:

«Уважаемые исследователи Арктики, нам необходимо:

 -определить понятие «Арктика»;

 -предоставить материал по обсуждаемой теме «Арктика: современность и перспективы», согласно материалу, который вы собрали в процессе своей экспедиции;

- обсудить проблемы;

- принять решение.

 Деятельность учащихся в рамках деловой игры:

- все учащиеся класса присутствуют на открытии круглого стола, выслушивают выступление вступительное слово ведущего и  «представителя ООН по Арктике от РФ»;

Деятельность учащихся – «членов экспедиции по исследованию Арктики»:

-  учащиеся читают  на карточках, заранее собранный материал в ходе экспедиции;  

- по заранее подготовленным  вопросам, конкретизируют материал и  знакомят всех участников круглого стола  с физико-географическими особенностями данной территории, с ее историей освоения, биологическими ресурсами, экологическими проблемами и т.д.;

- последовательно по группам рассказывают содержание карточек и вместе обсуждают со всеми проблемы по использованию ресурсов и возможностей Арктики  и пути их решения.

Проблемы:

Геоморфолог - Россия планирует присоединить хребет Ломоносова и другие участки дна Северного Ледовитого океана. Согласно Конвенции ООН, государство может расширить свою экономическую зону в том случае, если морское дно за ее пределами является естественным продолжением окраины материка.

ГеологСпецифическое строение шельфа Северного Ледовитого, а он занимает более 45% дна и имеет среднюю глубину воды на нем менее 200 м., позволяет в трудных климатических условиях полярного круга, вести геологоразведочные, буровые и другие промышленные виды работ.

Климатолог – проблема, вызванная вмешательством человека – это глобальное потепление, и в связи с этим ускоренное таяние льдов.

Гидролог –  проблема — опресняющее воздействие речного стока крупных рек Евразии и Северной Америки и таяние льдов в летнее время. Средние показатели солености колеблются от 30 до 32 %о, наибольшие значения (34-35 %о) и загрязнение прибрежной части Северного Ледовитого океана отходами деятельности человека.

Биолог – проблема, связанная с чрезмерным промыслом рыбы и млекопитающих, добычей, сопутствующей ей авариями и разливами нефти, сбросов нефтепродуктов и бытовых отходов морскими транспортными, военными судами и средствами, захоронение радиоактивных и ядовитых отходов, шумовое и многие другие виды загрязнений.

Эколог – проблема – это испытание ядерного и водородного оружия в акватории Северного ледовитого океана, а также базирование кораблей и подводных лодок военно-морского флота, несущих ядерное оружие, разлив нефти, бытовые отходы.

Медико-географ – длительное воздействие холодного климата на организм человека приводит к различным заболеваниям. 

 

Деятельность учащегося – «журналиста»:

-Журналист и представители общественных экологических и правовых организаций, после обсуждения проблем учеными-исследователями, задают членам экспедиции вопросы, которые возникают в ходе игры.

1. Как Вы видите выход создавшихся проблем?

2.Можно ли как-то изменить ситуацию с экологией в Арктике?

3.К каким последствиям могут привести частые испытания ядерного и водородного оружия в акватории Северного Ледовитого океана, а также базирование кораблей и подводных лодок военно-морского флота, несущих это ядерное оружие.

4.Выгодно ли продолжать разработку шельфа (и другие вопросы)

 

 

Деятельность учащихся – «представителей общественности от экологических и правозащитных организаций»:

- совместно с членами экспедиции обсуждают проблемы Арктики, задают вопросы.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

(выгружение из игры)

В рамках  обсуждения проблем Российского сектора Арктики, журналистом уточняется, что в стране завершил свою работу международный круглый стол, на котором были выработаны решения использования ресурсов и возможностей Арктики: современность и перспективы (оглашает их).

Журналист отмечает, что общественность не осталась в стороне, поддержала решения круглого стола по следующим пунктам (перечисляет их), также отмечает интересные решения проблемы, выдвинутые общественностью,  дает свою точку зрения на эти решения, с чем он, как журналист, согласен, с чем  не согласен. В своем выступлении журналист оценивает работу круглого стола.

 

Решения организаций по работе круглого стола

1.Соблюдать правовые и экологические  нормы при использовании ресурсов Арктики.

2.Включить  в деятельность ученых и исследователей на данной территории  представителей экологов и правозащитников.

3.Выйти с вопросом к международным правовым  организациям о  присоединении  хребта Ломоносова и других участков дна Северного Ледовитого океана к территории России.

4.Подготовить вопрос, согласно Конвенции ООН, о расширении своей экономической зоны в том случае, если морское дно за ее пределами будет признано  естественным продолжением окраины материка России.

 

Оценка работы круглого стола

1.     Признать  работу круглого стола эффективной.

2.     Наметить вопросы для дальнейшего  исследования и работы по данной теме.

3.     Провести  работу круглого стола на следующий год.

 

РЕФЛЕКСИЯ

Учитель организует рефлексию деловой игры

1.     Каковы мотивы вашей деятельности?

2.     С какими мыслями и переживаниями была связана деловая игра?

3.     Какие возникли основные трудности и как вы их преодолевали?

4.     Какие задания вызывали наибольший интерес?

5.     Какими способами была решена проблемная ситуация?

6.     Что понравилось в игре: в ходе и результатах деятельности?

7.     Успешно ли прошла совместная деятельность, продуктивна, эффективна?

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Один из  вариантов организации пространства деловой игры

 

Размещение «Исследователи Арктики, представитель ООН»

 


Журналист и ведущий

Прямоугольник: скругленные углы:

Арка:                                                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


             

 

 

 

 

 

 


                        Размещение представителей «общественных экологических и правовых организаций»

 

 

 

 

 

РЕКВИЗИТЫ:

 запись на доске « Деловая игра  «Круглый стол Арктика – форпост Росси»;

 мультимедийное оснащение – фрагмент документального фильма «Арктика»

 материалы (карточки и вопросы) исследователей Арктики;

 физическая карта России

 физическая карта Арктики

 климатическая карта России

 критерии оценки решенной проблемы

 

 

 

 

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

      Критерии оценивания решенной проблемы:

·        актуальность и новизна предлагаемых решений, их аргументация,

·        практическая ценность предлагаемых решений проблемы,

·        ответы на вопросы журналиста, их полнота, аргументированность,

·        вопросы участни­ков деловой игры, их полнота, аргументированность.

Примечание: учащиеся с учителем  могут разработать свои критерии оценивания решенной проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕНЫХ - ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ АРКТИКИ

 

 

Физико-географы


          Северный Ледовитый океан - наименьший из океанов Земли Он занимает практически все пространство центральной Арктики. Почти со всех сторон океан окружен сушей, что определяет особенности его природы - климат, гидрологический режим. Границы Северного Ледовитого океана проходят от Скандинавского полуострова (62 ° с ш), до Шетландских и Фарерских островов, по Датской, Девисова и Беринговом протоках, через которые его воды соединяются с водами Атлантического и Тиого океанов.
Береговая линия океана сильно расчленена; В нем выделяют девять морей, на долю которых приходится половина всей поверхности океана Многие отдельных островов и архипелагов (Гренландия, Шпицберген, Зем мля Франца-Иосифа, Новая Земля) .
          Океан расположен в центре Арктики, почти со всех сторон окружен сушей, что определяет особенности его природы - климат, гидрологические условия, ледовую обстановку. Северный Ледовитый океан - наименьший из океанов Земли.
                   Основную биомассу в океане образуют диатомовые водоросли, которые приспособлены к жизни в холодных водах Они живут как в воде, так и на льдах в приатлантических районе и у прибрежных вод, устьев рек развивается зоо и фитопланктон, много водорослей, растущих на дне
          На периферии океана и в морях живут промысловые рыбы (треска, пикша, навага, палтус и др.), из млекопитающих - тюлень, морж, белуха, белый медведь.
Северный Ледовитый океан расположен в пределах северного арктического природного пояса Мирового океана Моря океана лежат в северном субполярных поясе Только Норвежское море принадлежит к умеренному пояссу.
           Обычно выделяют два крупнейших природных комплекса:
1. Северный полярный пояс - своеобразный водный комплекс течение года большая часть поверхности покрыта дрейфующими льдами Ветер, течения и приливы вызывают движение льда Образуются нагромождения льда - торосы высотой до 10-12 м Этот пояс мало пригоден для жизни Только на его окраине обитают тюлени, моржи, белые медведи.
2. Субарктический пояс охватывает части океана, прилегающих к земле их природа не такая суровая Летом вода у берегов свободна ото льда, к тому же очень опреснена речными водами В акваториях, куда проникают теплые воды, много планктона и рыбы, на скалах островов и побережья множество птиц.

 

Историки

История исследования Северного Ледовитого океана

Северный Ледовитый океан, самый суровый по природным условиям, стал известен европейцам значительно раньше самого крупного — Тихого океана. В X—XI вв. русские поморы плавали к о-вам Матка (Новая Земля) и Грумант (Шпицберген), знали они и проход к Атлантическому океану. Уже к концу XIV в. русским было известно все побережье до устья Оби.

Первый этап исследований Северного Ледовитого океана

В эпоху Великих географических открытий XV-XVII вв. главной целью плаваний было открытие новых путей сообщения и новых земель. Плавания были без четких планов и соответствующего для полярных широт снаряжения.

В то время русские, английские и голландские мореходы пытались пройти из Атлантического океана в Тихий Северо-Восточным путем вдоль берегов Азии и Северо-Западным путем вдоль берегов Северной Америки. Однако отсутствие практики и умения плавать во льдах, неприспособленность судов помешали достигнуть желаемых результатов.

В начале XVII в. У. Баффин сделал новый шаг в исследовании Северо-Западного прохода. Вдоль западного побережья Гренландии он доплыл до 77° 30' с. ш. и открыл устья проливов Ланкастер и Смит Льды не дали возможности проникнуть в проливы, и У. Баффин сделал вывод, что прохода нет. Карты экспедиции затерялись в архивах, и его современники и последователи вообще стали сомневаться в достоверности его исследований. Этому, по-видимому, способствовали и постоянные неудачи последующих экспедиций.

В исследовании Северо-Восточного прохода велики заслуги русских исследователей. Мысль о Северо-Восточном проходе была высказана русским дипломатом Д. Герасимовым еще в 1525 г. Длина основной ледовой трассы от Новоземельских проливов до порта Провидения — 5610 км, это кратчайший путь вдоль северного побережья Евразии из Мурманска во Владивосток. В первой половине XVII в. землепроходец И. И. Ребров достиг устья р. Яны, а затем в середине XVII в. С. И. Дежнев морским путем обогнул северо-восток Азии, открыл пролив (ныне Берингов). Однако докладная грамота С. И. Дежнева затерялась в якутских архивах на 88 лет и стала известна лишь после смерти и открывателя, и Петра I, которого очень интересовали северные регионы России.

Второй этап исследований Северного Ледовитого океана

С начала XVIII до конца XIX в. проводилось планомерное изучение Арктического бассейна с теоретическим обобщением полученных результатов.

С этим периодом связаны имена В. Беринга, О. Е. Коцебу, всех участников Великой Северной экспедиции, в числе которой были русские офицеры («птенцы гнезда Петрова») Н. П. Румянцев, И. Ф. Крузенштерн и др. Морское соперничество между Россией и Англией в открытиях Северо-Западного и Северо-Восточного путей продолжалось. Англичане организовали в XVII-XIX вв. около 60 экспедиций, часть результатов которых так и не стала достоянием ученых и мореплавателей.

В 1770 г. компания Гудзона организовала экспедицию С. Херка, задачей которой было проверить, существует ли пролив между Северными материками. В отчете он написал, что сомневается в наличии прохода от Баффинова и Гудзонова заливов. В 1778 г Д. Кук через Берингов пролив прошел из Тихого в Ледовитый океан, двинулся на восток и достиг 71° с. ш., далее ему препятствовали льды.

В XVIII в. поисками Северо-Восточного прохода занимались многочисленные русские экспедиции. Крупнейшей серией научных исследований России была Великая Северная экспедиция (1734-1742 гг.), задуманная еще Петром I. Экспедиция эта выделялась своей масштабностью: количеством участников, отменным их мужеством, величием поставленных задач, объемом проведенных исследований, сделанных открытий. Имена многих (С. И. Челюскина, братьев Лаптевых, супругов Пончищевых и др.) сейчас значатся на карте нашей Родины. Главная задача — пройти кратчайшим путем из Европы в Азию не была выполнена не по вине участников: этому препятствовали слабая оснащенность экспедиции и льды. Но описание и изучение морей, северных берегов континента, их картирование от Карского моря до Восточносибирского были проведены с большой тщательностью и точностью, была открыта самая северная точка Евразии — ныне мыс Челюскин (77°43' с. ш.).

Середина XVIII в. — пора М. В. Ломоносова. Первая высокоширотная экспедиция в Северный Ледовитый океан была организована (1764-1766 гг.) по его инициативе. Возглавлял экспедицию В. Я. Чичагов. Была достигнута широта 80°30', а кроме того, получен интереснейший материал о природных условиях Гренландского моря, архипелага Шпицберген, обобщены сведения об условиях и специфике мореплавания в суровых и сложных ледовых условиях. М. В. Ломоносову принадлежит идея создания Северного морского пути, которая смогла осуществиться лишь через 170 лет, в XX в.

История изучения Арктики в XIX в. связана с именами выдающихся государственных деятелей и мореплавателей России. В начале века Н.П. Румянцев и И.Ф. Крузенштерн разработали проект дальнейших поисков Северо-Западного прохода и детального изучения берегов Северной Америки.

В первой четверти XIX в. осуществили свои экспедиции Ф. П. Врангель, Ф. П. Литке. Результатом этих экспедиций были выводы, что Северный Ледовитый океан имеет своеобразный ледовый режим, что льды подвижны, режим океана, как ледовый, так и гидрологический, в различные годы неодинаков. Огромны заслуги в изучении Северного Ледовитого океана адмирала С. О. Макарова. Он предложил преодолевать морские льды на специально приспособленных судах — ледоколах. При его участии, по его проекту и чертежам был Построен первый русский ледокол «Ермак», на котором экспедиция С. О. Макарова достигла широты 81°29', т. е. прошла на градус севернее экспедиции В. Я. Чичагова.

Из зарубежных исследований конца XIX в. наиболее известна экспедиция Ф. Нансена на судне «Фрам» (1893—1896 гг.). Его судно вмерзло во льды и дрейфовало, и за годы дрейфа были получены интереснейшие сведения о структуре водной массы, рельефе дна, характере ледяного покрова, климате центральной части океана.

Третий этап исследований Северного Ледовитого океана

С первой половины XX в. организуются специальные экспедиции для изучения особенностей природы Северного Ледовитого океана. Активно изучались как восточный, так и западный секторы Арктики, в плаваниях принимали участие русские, английские, американские, норвежские исследователи и моряки.

После настойчивых обращений к правительству адмирала С. О. Макарова в 1901 г. состоялся новый поход в сторону Северного полюса. Пройдя Новую Землю, на подходе к Земле Франца-Иосифа судно попало в ледяной плен, дрейфовало и вынуждено было вернуться обратно. В 1909 г. для исследований в Северном Ледовитом океане были построены гидрографические суда «Вайгач» и «Таймыр» — первые стальные корабли ледокольного типа. Плавание судов возглавляли капитаны И. Сергеев и Б. А. Вилькицкий. В 1911 г. были проведены батиметрические работы от Берингова пролива до устья р. Калымы, а затем продолжены до устья р. Лены. Карты глубин, полученные экспедицией, используются до сих пор.

В 1912 г. русскими исследователями были предприняты три экспедиции к Северному полюсу, а также для поисков возможности сквозного прохода вдоль берегов Сибири — Г. Л. Брусилова, В. А. Русанова и Г. Л. Седова.

В западном секторе Арктики исследования проводились с не меньшей интенсивностью и настойчивостью. В 1903—1906 гг. Р. Амундсен с тремя зимовками первым прошел Северо-Западным проходом от Гренландии до Аляски. В первой четверти XX в. Американскую Арктику изучал К. Й. Расмуссен, проведший пять экспедиций в Гренландии и Канадском

Арктическом архипелаге. В 1920—1927 гг. во время пятой экспедиции К. И. Расмуссен прошел на собачьих упряжках от Гренландии через Гудзонов залив и Гудзонов пролив вдоль берега континента к Аляске, проделав путь в 18 тыс. км.

Первым достиг Северного полюса американец Р. Пири 6 апреля 1909 г. Он установил, что в районе полюса сплошные льды находятся над очень глубоким океаном: трос длиной 2750 м, опущенный в прорубь на полюсе, не достиг дна.

Дальнейшие исследования Северного Ледовитого океана связаны с 30-40-ми гг., когда началось очень активное исследование Северо-Восточного прохода. Первое сквозное плавание Северным морским путем в одну навигацию совершила экспедиция, возглавляемая О. Ю. Шмидтом, под научным руководством профессора В. Ю. Визе. Экспедиция была осуществлена на судне «Сибиряков» под командованием капитана В. И. Воронина летом 1932 г.

В 1933-1934 гг. была предпринята вторая попытка пройти Северный морской путь за одну навигацию. Ледокольный пароход «Челюскин» был затерт льдами в Беринговом проливе и затонул. Члены экспедиции и экипаж были вывезены с льдины летчиками — первыми Героями Советского Союза. Северный морской путь (Северо-Восточный проход) был окончательно освоен. Сейчас с развитием ледокольного флота и появлением атомоходов появилась возможность проложить новую трассу от Мурманска в обход Гренландии до порта Черчилл в Гудзоновом заливе.

Исследования Ледовитого океана продолжали и зарубежные ученые и моряки. Бурные успехи авиации дали возможность проводить ледовые разведки с помощью самолетов. В 1925 г. Р. Амундсен и американец Л. Элсуорт организовали первую воздушную экспедицию в Арктику.

1937 г. был знаменателен тем, что начала работать во льдах гидрометеорологическая станция «Северный полюс-1» под руководством И. Д.  Станина. В экспедиции принимали участие гидролог П. П. Ширшов, метеоролог Е. К. Федоров и радист Э. Т. Кренкель.

Летом этого же года был совершен первый трансарктический перелет через Центральную Арктику из Москвы в США (В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков). Интенсивное изучение Арктического бассейна было прервано началом второй мировой, а затем Великой Отечественной войны.

Четвертый этап исследований Северного Ледовитого океана

С конца 40-х гг. XX в. начинается современный этап освоения и изучения Северного Ледовитого океана и его морей. Он отличается от предыдущих тем, что наряду со специализированными экспедициями проводятся лабораторные и теоретические исследования. Открытие хребтов Ломоносова и Менделеева, а также ряда глубоководных котловин изменили представления о рельефе дна океана.

В 1948-1949 гг. на льды Арктики самолетами доставлялись отряды исследователей на короткий срок — от трех часов до трех суток. Были продолжены работы дрейфующих станций («СП-2», «СП-3» и т. д.). В 1957 г. экспедиция Я. Л. Гаккеля установила, что западнее хребта Ломоносова проходит подводное сооружение вулканического характера — арктическое продолжение Срединно-Атлантического хребта (впоследствии этот хребет получил имя Гаккеля).

В 1963 г. было осуществлено плавание подо льдом к Северному полюсу подводной атомной лодки «Ленинский комсомол». Попытки пройти на судах через Арктический бассейн продолжались. В 1977 г. сотрудниками Института Арктики и Антарктики была осуществлена высокоширотная экспедиция на атомном ледоколе «Арктика». На 88° с. ш. ледокол встретил « канадца » — так полярники называют мощный голубоватого цвета лед, формирующийся у Аляски и Канадского Арктического архипелага. Но ледокол медленно продвигался на север и 17 августа 1977 г. достиг Северного полюса. Впервые были получены достоверные современные сведения о льдах центральной части океана.

Исследования западного сектора и в первую очередь особенности плавания по Северо-Западному проходу среди островов Канадского Арктического архипелага продолжают канадские и американские исследователи.

 

Геоморфологи

Евразийский и североамериканский шельф окаймляют материковый склон и материковое подножие. Внутри этого почти замкнутого пространства находится сложно построенное ложе Северного Ледовитого океана — так называемый Арктический, или Полярный, бассейн, дно которого сложено корой океанического типа. От края шельфа района Новосибирских островов до острова Элсмир Арктический бассейн пересекает подводный хребет Ломоносова, разделяя его на две неравные части. Каждая из них, в свою очередь, разделяется на плоские или холмистые котловины и обособляющие их подводные поднятия и хребты. Глубины котловин достигают 2500-3000 и даже почти 4000 м. Дно их обычно покрыто мощными толщами (до 3,5 км) осадков. Самая большая из котловин — Канадская. Глубина вершин подводных хребтов и поднятий — 500-1500 м, мощность покрывающего осадочного покрова — несколько сотен метров. Наиболее обширное поднятие этой части Арктического бассейна расположено между хребтами Ломоносова и Менделеева, Канадской котловиной и материковым склоном. Оно состоит из двух плато — Чукотское и Альфа.

По другую сторону хребта Ломоносова простираются глубоководные котловины: Амундсена и Нансена, а между ними — хребет Гаккеля. Каждый из этих структурных элементов дна центральной части Северного Ледовитого океана имеет свои особенности и уникален в том или ином отношении: глубина котловины Амундсена превышает 4000 м, и в ее пределах на глубине 4485 м находится Северный полюс. Котловина Нансена достигает глубины 5449 м. Поднимающийся между ними хребет Гаккеля по многим признакам принадлежит к системе срединно-океанических хребтов и является наиболее северным звеном этой глобальной системы. Посредством хребтов Книповича и Мона через глубоководные моря Гренландское и Норвежское и о. Исландия хребет Гаккеля соединяется со Срединно-Атлантическим хребтом. Вероятно, вдоль этой системы произошло окончательное разъединение Евразийской и Северо-Американской литосферных плит, а водное пространство, соединяющее Атлантику с Северным Ледовитым океаном, можно рассматривать как переходную зону между ними. В некоторых случаях его даже выделяют как особый регион Мирового океана, противопоставляя Арктическому бассейну как собственно океану.

 

Геологи

Геологическое строение и рельеф дна:

    Большую часть рельефа дна Северного Ледовитого океана занимает шельф (более 45 % дна океана) и подводные окраины материков (до 70 % площади дна). Именно этим объясняется малая средняя глубина океана — около 40 % его площади имеет глубины меньше 200 м. Северный Ледовитый океан окаймляют и частично продолжаются под его водами материковые тектонические структуры: Северо-Американская древняя платформа; Исландско-Фарерский выступ каледонской Евразийской платформы; Восточно-Европейская древняя платформа с Балтийским щитом и лежащая почти полностью под водой Баренцевоморская древняя платформа; Уральско-Новоземельское горное сооружение; Западно-Сибирская молодая платформа и Хатангский прогиб; Сибирская древняя платформа; Верхояно-Чукотская складчатая страна. В российской науке океан принято делить на 3 обширные акватории: Арктический бассейн, включающий глубоководную центральную часть океана; Северо-Европейский бассейн, включающий материковый склон Баренцева моря до 80-й параллели на отрезке между Шпицбергеном и Гренландией; Канадский бассейн, включающий акваторию проливов Канадского архипелага, Гудзонов залив и море Баффина.

Северо-Европейский бассейн:

Основу рельефа дна Северо-Европейского бассейна составляет система срединно-океанических хребтов, являющихся продолжением Срединно-Атлантического хребта. На продолжении хребта Рейкьянес находится рифтовая зона Исландии. Эта рифтовая зона характеризуется активным вулканизмом и интенсивной гидротермальной деятельностью.   Элементом подводной окраины Европейского субконтинента у побережья Скандинавского полуострова является выступающее далеко к западу плато Воринг. Она разделяет Норвежское море на две котловины — Норвежскую и Лофотенскую с максимальными глубинами до 3970 метров. Дно Норвежской котловины имеет холмистый и низкогорный рельеф. Котловину разделяет на две части Норвежский хребет — цепочка невысоких гор, протянувшихся от Фарерских островов до плато Воринг. К западу от срединно-океанических хребтов расположена Гренландская котловина, в которой преобладают плоские абиссальные равнины. Максимальная глубина Гренландского моря, одновременно являющаяся максимальной глубиной Северного Ледовитого океана, составляет 5527 м.

На подводной материковой окраине распространена земная кора континентального типа с очень близким к поверхности залеганием кристаллического фундамента в пределах шельфа. Для рельефа дна Гренландского и Норвежского шельфа характерны экзарационные формы ледникового рельефа.

Канадский бассейн:

Большую часть Канадского бассейна составляют проливы Канадского Арктического архипелага, которые также носят название Северо-Западного прохода. На многих островах архипелага и сейчас обширные площади заняты ледниками. Ширина шельфа составляет 50—90 км, по другим источникам — до 200 км.

Арктический бассейн:

Основная часть Северного Ледовитого океана — это Арктический бассейн. Более половины бассейна занимает шельф, ширина которого составляет 450—1700 км, в среднем 800 км.

Баренцевоморский шельф в структурно-геологическом отношении представляет собой докембрийскую платформу с мощным чехлом из осадочных пород палеозоя и мезозоя, его глубина — 100—350 м. На окраинах Баренцева моря дно сложено древними складчатыми комплексами различного возраста. Наиболее значимые впадины и прогибы моря: Медвежинский жёлоб на западе, желоба Франц-Виктория и Святой Анны на севере, жёлоб Самойлова в центральной части Баренцева моря, крупные возвышенности — Медвежинское плато, Нордкинская и Демидовская банки, Центральное плато, возвышенность Персея, возвышенность Адмиралтейства.

Дно Белого моря в северной и западной частях сложено Балтийским щитом, в восточной — Русской платформой. В северной части шельф пересекает погружённое звено Уральско-Новоземельского мегантиклинория, структуры которого продолжаются на северном Таймыре и архипелаге Северная Земля.

 Дно Карского моря пересекают чётко выраженные продолжения долин Оби и Енисея. Вблизи Новой Земли, Северной Земли, Таймыра на дне распространены экзарационные и аккумулятивные реликтовые ледниковые формы рельефа. Глубина шельфа составляет в среднем 100 м. Преобладающий тип рельефа на шельфе моря Лаптевых, глубина которого составляет 10—40 м, — морская аккумулятивная равнина, вдоль побережий, а на отдельных банках — абразивно-аккумулятивные равнины.

Этот же выровненный рельеф продолжается на дне Восточно-Сибирского моря, местами на дне моря (около Новосибирских островов и к северо-западу от Медвежьих островов) чётко выражен грядовый рельеф. На дне Чукотского моря преобладают затопленные денудационные равнины. Южная часть моря представляет собой глубокую структурную впадину, заполненную рыхлыми отложениями и мезокайнозойскими эффузивами. Глубина шельфа в Чукотском море составляет 20—60 м.

Донные отложения Арктического бассейна исключительно терригенного происхождения. Преобладают осадки тонкого механического состава.

Мощность донных отложений в Северном Ледовитом океане достигает 2—3 км в американской части и 6 км в евразийской части, что объясняется широким распространением плоских абиссальных равнин. Большая мощность донных отложений определяется высоким количеством поступающего в океан осадочного материала, ежегодно около 2 миллиардов тонн или около 8 % от общего количества, поступающего в Мировой океан.

 

Климатологи

Северный Ледовитый океан располагается в приполюсных широтах, где в атмосферу в среднем за год уходит больше тепла, чем приходит. Этим обусловлены и объясняются многие особенности и характеристики его гидрологического режима. В июле на 80° с. ш. на поверхность поступает около 31 ккал/см2 в месяц. Но значительная часть этой энергии теряется вследствие большой отражательной способности снега и льда. Альбедо морских льдов и снега — 80-85%, т. е. его роль в формировании радиационного баланса чрезвычайно велика.

По расчетным данным и непосредственным измерениям годовой радиационный баланс Центральной Арктики положительный и колеблется от 2 ккал/см2 до величин, близких к 0. В зимнее время остывшие нижние слои приземного слоя воздуха получают немного тепла от атлантических вод, температура которых подо льдом достаточно высокая по сравнению с другими слоями воды. Весной и летом к понижению температуры воздуха ведет огромная затрата тепла на таяние снега и льда.

Формирование климата Арктического бассейна связано с взаимодействием барических центров, образующихся как над океаном, так и над соседними участками суши.

В Арктическом регионе взаимодействуют четыре центра повышенного давления. В центре бассейна располагается обширный постоянный максимум, границей которого служит арктический фронт (приблизительно на 70° с. ш.). С сентября по март формируются Азиатский и Североамериканский максимумы. И наконец, в течение всего года над ледяным куполом Гренландии функционирует Гренландский максимум. Над океанами в зимнее полугодие активны Исландский минимум и играющий местную роль для Северного Ледовитого океана Алеутский минимум Тихого океана. В северо-восточном направлении развивается Исландско-Карская ложбина, к зиме она достигает Восточносибирского моря. По оси ложбины проходит арктический фронт, вдоль которого происходит активное движение циклонов. Его влияние сказывается на климате восточной части Чукотского моря, иногда циклоны прорываются в Центральную Арктику, играя некоторую роль в питании ледников западных окраин Канадского Арктического архипелага. В прибрежных районах материков и в Гренландии наблюдается муссонный характер ветров.

Арктический климат наиболее ярко проявляется во время полярной ночи, продолжающейся в разных частях океана от нескольких суток до полугода (на полюсе). В это время не поступает солнечное тепло, остается только атмосферная радиация адвективного происхождения. Полярной ночью отмечаются самые низкие температуры в приземных слоях атмосферы (ниже —30°С). Усиливается выхолаживание огромной поверхности замерзшего океана вследствие излучения.

Необходимо отметить, что того количества тепла, которое получает Северный Ледовитый океан за полярный день, вполне достаточно, чтобы растопить все льды и снега, если бы поверхность океана была черного цвета, поглощающего радиацию. В летнее время интенсивно протекают процессы испарения и образования облаков. Зимой все прекращается. Океан отдает тепло, хотя и небольшое, атмосфере.

В целом климат океана можно охарактеризовать как суровый с продолжительной зимой, сильными ветрами, малой суммой осадков, но частыми туманами, метелями, вечными льдами, со среднегодовой температурой ниже 0°С.

Преобладающая скорость ветров — 4-9 м/с. Облачность летом — более 7 баллов, зимой — 4-9 баллов. Годовая сумма осадков редко где превышает 200 мм. Значительная часть последних приходится на иней, изморозь, ледяной налет, что связано с низкими температурами и высокой относительной влажностью воздуха (70% и более). Характерную особенность климата Арктики отмечал В. Ю. Визе: наибольшие суточные амплитуды температур наблюдаются весной — в апреле, в переходное время от полярной ночи к полярному дню, при минимальной облачности и очень слабых ветрах. Для ледово-морской (центральной) части характерны почти полное отсутствие положительных среднесуточных температур, однородность летних (июль-август) температур и отсутствие ярко выраженного среднемесячного зимнего минимума. Абсолютный минимум температур не достигает —50°С.

 

Гидрологи

Гидрологический режим:

Благодаря полярному географическому положению океана в центральной части Арктического бассейна ледяной покров сохраняется в течение всего года, хотя и находится в подвижном состоянии.

Циркуляция поверхностных вод:

Постоянный ледяной покров изолирует поверхность вод океана от непосредственного воздействия солнечной радиации и атмосферы. Важнейшим гидрологическим фактором, влияющим на циркуляцию поверхностных вод, является мощный приток атлантических вод в Северный Ледовитый океан. Это тёплое Северо-Атлантическое течение определяет всю картину распределения течений в Северо-Европейском бассейне и в Баренцевом, отчасти в Карском морях. На циркуляцию вод в Арктике заметно влияет также приток тихоокеанских, речных и глетчерных вод. Баланс вод выравнивается, прежде всего, за счёт стока в северо-восточную часть Атлантического океана. Это и есть главное поверхностное течение в Северном Ледовитом океане. Меньшая часть вод стекает из океана в Атлантику через проливы Канадского Арктического архипелага.

Существенную роль в формировании поверхностной водной циркуляции океана играет речной сток, хотя по объёму он невелик. Более половины речного стока дают реки Азии и Аляски, поэтому здесь возникает постоянное стоковое движение вод и льдов. Образуется течение, которое пересекает океан и в западной его части устремляется в пролив между Шпицбергеном и Гренландией.

В море Бофорта между Аляской и Трансатлантическим течением возникает местный круговорот. Другой круговорот образуется восточнее Северной Земли. Местный круговорот в Карском море образуют Восточно-Новоземельское и Ямальское течения. Сложная система течений наблюдается в Баренцевом море, где она целиком связана с Северо-Атлантическим течением и его ответвлениями. Перейдя Фарерско-Исландский порог, Северо-Атлантическое течение следует на северо-северо-восток вдоль берегов Норвегии под названием Норвежское течение, которое затем разветвляется на Западно-Шпицбергенское и Норткапское течения. Последнее у Кольского полуострова получает название Мурманского, а затем переходит в Западно-Новоземельное течение, постепенно затухающее в северной части Карского моря. Все эти тёплые течения движутся со скоростью более 25 см в секунду.

Водные массы:

В Северном Ледовитом океане выделяются несколько слоёв водных масс. Поверхностный слой (до 25—50 м) имеет низкую температуру (ниже −1,5 °C) и пониженную солёность (28—33,5 промилле). Последняя объясняется распресняющим действием речного стока, талых вод и очень слабым испарением.

Вдоль Американского континента образовалась зона с солёностью на 2—4 промилле меньше среднемноголетних значений, а в Евразийском суббассейне зафиксирована аномалия с повышенной солёностью до 2 промилле. Граница между этими двумя зонами проходит вдоль хребта Ломоносова. Были зафиксированы аномалии температуры поверхностных вод на значительной части акватории Канадского суббасейна, достигающие значений +5°С по отношению к среднему многолетнему уровню. Величина аномалий до +2°С зафиксирована в море Бофорта, в южной части котловины Подводников и западной части Восточно-Сибирского моря. Также наблюдается повышение температуры глубинных атлантических вод в отдельных районах Арктического бассейна (иногда отклонения доходят до +1,5°С от среднего климатического состояния).

Приливы, нагоны и волнения:

Приливно-отливные явления в арктических морях определяются в основном приливной волной, распространяющейся из Атлантического океана. В Баренцевом и Карском морях приливная волна приходит с Запада со стороны Норвежского моря, в моря Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофорта приливная волна поступает с севера, через Арктический бассейн. Преобладают приливы и приливно-отливные течения правильного полусуточного характера.

Лёд:

Ледовитость имеет огромное значение для гидродинамики и климата Арктики. Льды круглогодично присутствуют во всех арктических морях. В центральных районах океана паковые льды сплошным покровом распространены и в летнее время, достигая толщины 3—5 метров. В океане дрейфуют ледяные острова (толщиной 30—35 метров), используемые для базирования дрейфующих станций «Северный полюс». Льды дрейфуют со средней скоростью 7 км/сутки, максимальной до 100 км/сутки. Прибрежные моря летом в значительной части освобождаются ото льда, но остаются отроги океанических ледниковых массивов, близко подступающих к берегу и создающих проблемы для судоходства. В Карском море летом сохраняется местный массив дрейфующих льдов, другой существует к югу от острова Врангеля. Береговой припай исчезает у берегов летом, но на некотором расстоянии от берега возникают локальные массивы припайных льдов: Североземельский, Янский и Новосибирский. Береговой припай в зимнее время особенно обширен в морях Лаптевых и Восточно-Сибирском, где его ширина измеряется многими сотнями километров.

 

Биологи

Растительный мир арктических пустынь.

Растительный покров в арктической пустыне носит лоскутной характер. В равнинных частях арктической пустыни растительный покров составляет около половины её площади. В гористых районах он занимает только 2-4% гористых склонов. Количество представителей растительного мира в арктических пустынях насчитывается всего 340-350 видов высших растений. Если отметить наиболее распространённые виды, то это: камнеломка снежная, лютик арктический, мак полярный, лисохвост альпийский и некоторые виды осок, незабудки, а также - крупка и альпийский мятлик. Каменные россыпи в арктической пустыне обычно покрыты островками лишайников, бурых мхов и зелёных мхов. Прибрежные донные участки в некоторых местах тоже покрываются донными лишайниками и донными мхами. Очень редко дно водоёмов покрыто произрастающими там водорослями. 

Растительный мир арктических пустынь очень однообразный, но даже при такой немногочисленности произрастающих там видов растительности, она позиционируется с юга на север. На юге арктической пустыни - Новосибирские острова, южная оконечность Земли Франца-Иосифа, север Новой земли - растительность значительно богаче северных участков арктической пустыни. Там можно встретить жидкие кустарники полярной ивы и камнеломки, а также прижатые к земле низкорослые заросли дриады.

Растительный покров арктических пустынь имеет ничтожную продуктивность. По показателям объёма фитомассы очень малый, и находится в одном ряду с классическими пустынями среднего пояса.

Скудность растительного мира арктических пустынь не умаляет их значимости для освоения их подземных богатств. Они отнесены к разряду перспективных по месторождениям нефти и газа, полиметаллических руд, золота и даже алмазов

В Арктике растут травы, кустарники, злаки и, конечно же, мхи с лишайниками. Как известно, в летний период температура воздуха здесь достаточно низкая, что и обуславливает скудное разнообразие видов растений. Климат влияет и на размеры представителей флоры. Это отчасти объясняется тем, что в Арктике вообще нет деревьев. В теплых регионах произрастают кустарники, которые могут достигать высоты в 2 метра, но не более того. Мхи, осока и лишайники образуют что-то типа мягкой подстилки. Говоря о своеобразной флоре Северного полюса, нельзя не отметить так называемые арктические пустыни. Это наиболее северные природные зоны, практически полностью лишенные всяческой растительности. Лишь изредка в этих пустынях можно встретить полярный мак, и не более того!

Лишайник ягель, или олений мох (Cladoniarangiferina). Это один.из самых крупных наших лишайников, высота его достигает 10—15 см. Ягель, как и остальные лишайники, растет медленно. Он увеличивается в высоту лишь на несколько миллиметров в год, хотя размеры его достаточно большие. Из-за медленного роста ягеля одно и то же тундровое пастбище нельзя использовать несколько лет подряд, приходится все время переходить на новые участки. Если олени в тундре съедают ягель, на восстановление лишайникового покрова требуется довольно много времени (10—15 лет). Ягель имеет большое народнохозяйственное значение. Он, как известно, служит одним из важнейших кормовых растений для оленей в тундре. Интересно, что олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под слоем снега.

Животные Арктики

Арктическая морская среда является ареалом распространения множества уникальных видов животных, среди которых наиболее редкими являются белый медведь, нарвал, морж и белуха. Более 150 видов рыб населяют арктические и субарктические воды, в том числе важнейшие для рыбного промысла треска и американская камбала. Именно рыбохозяйственный комплекс арктической зоны обеспечивает до 15 % вылова водных биоресурсов и производимой в Российской Федерации рыбной продукции.

Морж — уникальное животное Арктики. Относится он к группе ластоногих, семейству моржовых. Семейство имеет один род и один вид. Вид же делится на два подвида: тихоокеанский морж и атлантический. Ареал обитания животного обширен и охватывает практически большую часть прибрежных вод Северного Ледовитого океана.

Обыкновенный тюлень обитает в восточной и западной частях Северного Ледовитого океана. На востоке это Берингово море, Чукотское и море Бофорта. На западе Баренцево море и южные прибрежные воды Гренландии. Попадается он и в других морях Арктики, но в незначительном количестве. Заселяет также северные прибрежные воды Атлантического и Тихого океанов, а также является постоянным жителем Балтийского моря. По своему внешнему виду тюлени из разных регионов отличаются мало. Разве что животные, живущие на востоке или тихоокеанские тюлени, несколько крупнее своих западных (атлантических) собратьев. Всего их насчитывается на сегодняшиний день 500 тыс. голов.

В отряде китообразных существует огромное количество различных видов млекопитающих. Наиболее примечательными среди них являются нарвалы. Обязаны они такой популярностью своему длинному рогу или бивню, который торчит прямо изо рта и достигает в длину 3 метра. Бивень этот состоит из костной ткани, но наравне с твёрдостью чрезвычайно гибок. В действительности он является ничем иным как одним из двух верхних зубов, проткнувшим верхнюю губу и вылезшим наружу. Весит такой бивень 10 кг.

Песец или полярная лиса относится к виду песцов семейства псовых, является хищником. Ареал его обитания очень обширен. Он живёт в полярной тундре Евразии и Северной Америки, в Гренландии и на Шпицбергене. Привычен на Новой Земле, на Северной Земле и на Земле Франца-Иосифа. Острова Северного Канадского архипелага также его исконная вотчина. Обитает и на многих других островах Северного Ледовитого океана. Зимой он мигрирует в поисках лучшей доли как на север, так и на юг. Его можно встретить и среди арктических льдов, неизменно следующим за белым медведем, и в низовьях Амура, и в суровой Прибайкальской тайге. Он проходит тысячи километров и может с Таймыра добраться до Аляски за несколько месяцев.

Маленькое, укутанное пёстрым мехом животное из семейства грызунов подсемейства полёвковых носит название лемминг. Зона его обитания распространяется на районы тундры Евразии и Северной Америки. Этот зверёк населяет также острова Северного Ледовитого океана. Его можно встретить практически на всей прибрежной территории Арктики от Белого моря до Берингова.

Северный олень является парнокопытным млекопитающим животным семейства оленевых. Ареал его распространения охватывает земли северной части Евразии и Северной Америки. Его можно встретить на западе Кольского полуострова, в Карелии, на Камчатке, в Западной Чукотке. Есть он и на севере Сахалина. В большом количестве обитает на островах морей Северного Ледовитого океана, прекрасно чувствует себя на Аляске и в северной Канаде.

Розовая чайка относится к роду чаек семейства чайковых. Эта маленькая красивая и хрупкая птица обитает в суровых районах Арктики. Места для гнездования она выбирает в низовьях холодных северных рек. На островах и берегах этих полноводных потоков, текущих в Северный Ледовитый океан, она и сооружает гнёзда.

Кайра относится к роду птиц из семейства чистиковых. Она является исконным жителем полярного региона. Вся её деловая активность проходит у кромки дрейфующих льдов. Возле них она охотится, а гнездится на неприступных скалах, которые отстоят совсем недалеко от бескрайнего ледяного поля. Птица живёт на берегах Гренландии, Новой Земли, Исландии.

 Различаются два вида кайр: тонкоклювые и толстоклювые.

Полярная сова или белая сова, как её ещё называют, относится к роду филинов отряда совообразных. Это большая птица, зона обитания которой распространяется на полярную тундру Евразии и Северной Америки, а также острова Северного Ледовитого океана. Эта птица живёт в Гренландии, на Новой Земле, на Северной Земле. Её постоянно видят на Новосибирских островах и на острове Врангеля. Она обитает на Шпицбергене, на Земле Франца-Иосифа, на острове Ян-Майен, Аляске и на островах Берингова моря. Присутствует на островах Колгуев и Вайгач, то есть, практически, заселяет всю Арктику, не упуская из зоны своего внимания даже самые отдалённые и маленькие участки суши.

 

Экологи

Экологические проблемы Арктики

Коренные и пришлые жители.

Население Арктики состоит из коренных и пришлых жителей, являющихся носителями разных культурных традиций. Наиболее однородна группа аборигенов, живущих в Американской Арктике. В основном она состоит из эскимосов, или иннуитов. Общая численность эскимосов превышает 100 тыс. человек, включая 1500 человек в Сибири и юго-западной Аляске. Во внутренних районах северной Аляски и западной Канады наряду с эскимосами проживают индейцы дене. Белое население сосредоточено в различных крупных городах к югу от Северного полярного круга. Представители некоренного населения обычно приезжают на время и работают врачами, медицинскими сестрами, учителями, полицейскими, миссионерами, торговцами, администраторами. На северной Аляске преобладает эскимосское население, однако на нефтяных промыслах занято много приезжих.

На крайнем севере Евразии в составе коренного населения выделяются саамы в северной Скандинавии и Финляндии, ненцы на севере и чукчи на северо-востоке России. В Российской Арктике осело много добровольных и вынужденных иммигрантов, и во многих районах аборигены превратились в национальные меньшинства. В России, как и в Северной Америке, приезжие живут главным образом в промышленных, горнодобывающих или административных центрах (например Норильск).

Проблемы островной Арктики

Знакомство с природой северных территорий предоставляет нехитрые доказательства того, что экологическое состояние Арктики и всех прилегающих островов постоянно ухудшается. Из-за неразумной жизни человека здесь в последние годы стало заметным обезлесение и истощение промысловой фауны. Леса пострадали от варварских рубок и многочисленных пожаров. Количество зверья, птицы и рыбы сократилось под натиском браконьеров. Растительный покров и оленьи пастбищные луга содраны и безжалостно уничтожены разнообразной гусеничной техникой. Повсюду видны следы разрушения ландшафта, рельефа и почвы. И более всего повинна в деградации и загрязнении природной среды Арктики немудрая промышленная политика. Нефтегазовая, горнодобывающая и металлургическая промышленности напрямую загрязняли значительные пространства северной природы.

В арктической зоне России было выделено 27 районов (11 – на суше, 16 – в морях и прибрежной зоне), получивших наименование «импактных», где эти процессы уже привели к сильнейшей трансформации естественного геохимического фона, загрязнению атмосферы, деградации растительного покрова, почвы и грунтов, внедрению вредных веществ в цепи питания, повышенной заболеваемости населения.

Крайне острой для арктической зоны является проблема утилизации промышленных отходов, в огромном количестве накапливающихся вокруг промышленных предприятий.

Как известно, основные источники загрязнения Арктики оказались в ее западном секторе и вблизи месторождений полезных ископаемых: нефти, газа, золота, олова. Среди широко известных загрязняющих веществ экологи особо отмечают оксиды серы и азота, нефтяные углеводороды, радионуклиды, твердые отходы, тяжелые металлы.

Хотя поиск виновных за безразличие к судьбе Арктики, за продолжающееся ее загрязнение имеет право на существование. Он полезен только в целях профилактики, возможности привлечения к экологическим проблемам Арктики еще большего внимания. Иначе как приступить не на словах, а на деле к решению этих проблем. Если ведущие арктические страны имеют атомные станции и атомный подводный флот, то должен быть и поиск решения экологически безопасного захоронения ядерных отходов. Если в последнее время снимается с эксплуатации все большее количество атомных подводных лодок, то следует опять же найти решение о срочной разгрузке и безопасном захоронении ядерного топлива с них. Более того, следует найти и решение по экологической безопасности утилизации самих списанных лодок, так как и после разгрузки их реакторные отсеки все равно представляют большую опасность.

Экологи не выступают против строительства промышленных объектов, связанных с добычей углеводородных энергетических ресурсов на шельфах северных морей, ибо понимают, что без экономического развития Арктики не может быть развития России, и Россия может навсегда потерять эту многообещающую Арктику. Но неразумное, нерациональное и варварское освоение природных ресурсов может безвозвратно загубить природу Арктики и вызвать тем самым экологическую катастрофу в России, а затем и на планете. Потому экологи и требуют обеспечения устойчивого развития северных территорий, регулирования деятельности в морских акваториях и на участках добычи минеральных и топливных ресурсов, недопущения природоразрушающего действия среды обитания морских живых существ и донных растений.

К тому же уникальная природа Арктики может дать человеку и возможность зарабатывать на ней средства без причинения ущерба – на том же экологическом туризме, например. Но Россия еще только постигает азы экологического бизнеса.

Последние два десятилетия стали для Арктики особенно драматичными. Площадь летнего таяния льдов увеличивается почти на 50 тыс. кв. км каждый год. Если средняя температура по всему земному шару за последние 150 лет повысилась на 0,4 °С, то для Арктики этот показатель втрое выше. Естественно, арктические обитатели не могли не почувствовать такие быстрые и кардинальные изменения. В самом незавидном положении оказались животные с узкой экологической специализацией, для существования которых нужны определенные условия. Ведь если эти условия меняются, такие виды просто погибают. По словам авторов работы, в основном это животные, жизнь которых тесно связана со льдом и снегом, – атлантический морж, белая чайка, тюлень-хохлач, нарвал, а также белый медведь.

Вообще снег в Арктике за последние десять лет стал таять на 20 дней раньше, что повлекло за собой множество проблем. Например, для многих детенышей кольчатой нерпы раннее начало весны оказывается смертельным. Дело в том, что на свет они появляются в берлогах, которые их родители строят в снежных сугробах. Новорожденные нерпы находятся там вместе с матерью определенное время, пока не станут самостоятельными. Ранние весенние дожди и таяние снега размывают их снежное убежище, и крошечные детеныши оказываются просто «на улице». На открытом пространстве они совершенно беззащитны – их съедают хищники или же они погибают от переохлаждения

Таким образом, эффект глобального потепления может привести к тому, что уже через 20 лет в Арктике начнется массовое вымирание белых медведей и тюленей.

 

медико-географы

Ещё в глубокой древности наши предки знали о зависимости самочувствия и всех жизненных процессов от погодных и других природных явлений. Первые письменные свидетельства о влиянии природно-климатических явлений на здоровье человека известны с давних времен. 

Климат оказывает на человека прямое и косвенное влияние. Прямое влияние весьма разнообразно и обусловлено непосредственным действием климатических факторов на организм человека и прежде всего на условия теплообмена его со средой: на кровоснабжение кожных покровов, дыхательную, сердечно-сосудистую и потооделительную системы.

 

Ультрафиолетовое излучение

Среди климатических факторов большое биологическое значение имеет коротковолновая часть солнечного спектра — ультрафиолетовое излучение (УФИ) (длина волн 295–400 нм).

Чем севернее расположена местность, тем больше приходится тратить времени на то, чтобы набрать эту норму. Зоны УФ-дефицита расположены севернее 57,5 с.ш.

Температура

Температура тела в большей или меньшей степени влияет на весь организм (на все органы и системы). Соотношение температуры внешней среды и температуры тела определяет характер деятельности системы терморегуляции. 

Что происходит в организме человека при охлаждении. Вследствие раздражения холодовых рецепторов изменяются рефлекторные реакции, регулирующие сохранение тепла: сужаются кровеносные сосуды кожи, что на треть уменьшает теплоотдачу организма. Важно, чтобы процессы теплообразования и теплоотдачи были сбалансированными. Преобладание теплоотдачи над теплообразованием приводит к понижению температуры тела и нарушению функций организма. При температуре тела 35°С наблюдается нарушение психики. Дальнейшее понижение температуры замедляет кровообращение, обмен веществ, а при температуре ниже 25°С останавливается дыхание.

У жителей северных районов более интенсивный обмен веществ. Основную массу их рациона составляют белки и жиры. Поэтому в их крови содержание жирных кислот повышено, а уровень сахара несколько понижен.

У людей, приспосабливающихся к влажному, холодному климату и кислородной недостаточности Севера, также повышенный газообмен, высокое содержание холестерина в сыворотке крови и минерализация костей скелета, более утолщенный слой подкожного жира (выполняющего функцию теплоизолятора).

У некоторых людей в условиях Севера защитные механизмы и адаптивная перестройка организма могут вызвать дезадаптацию — целый ряд патологических изменений, называемых «полярной болезнью». Одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих адаптацию человека к условиям Крайнего Севера, является потребность организма в аскорбиновой кислоте (витамин С), повышающей устойчивость организма к различного рода инфекциям.

Нарушение природного равновесия приводит к разбалансированию целостной системы «человек — окружающая среда». Загрязнение воздуха, воды, грунта, продуктов питания, шумовые нагрузки, стрессовые ситуации в результате ускоренного ритма жизни, негативно отражаются на здоровье человека как физическом, так и психическом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К КАРТОЧКАМ

 

Карточка для биологов

1.Почему растения тундры имеют невысокую стелющуюся подушкообразную форму?

2.Какую положительную и отрицательную роль  играет снеговой покров?

3. Кто является самым мощным и сильным хищником на планете?

4.Опишите песца, включая характеристику его ареала.

 

Карточка эколога

1.Почему ухудшается экологическое состояние Арктики? Назовите не менее двух причин.

2.Что может дать Арктика человеку?

3. К чему может привести эффект глобального потепления?

 

Вопросы геологов

1.На какие части делят Северный Ледовитый океан по особенностям  геологического строения?

2.Какими литосферными плитами сложено дно Северного Ледовитого океана?

3.Чем вы можете объяснить не большие глубины Северного Ледовитого океана?

4. undefinedПрочитайте выдержки из текста Статьи 1 закона РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и выполните задание. «Континентальный шельф Российской Федерации (далее –  континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее – территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения её сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права».  Какой буквой на рисунке обозначена внешняя граница континентального шельфа Российской Федерации: 1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.


Вопросы гидрологов

1.Что является важнейшим гидрологическим фактором, влияющим на циркуляцию поверхностных вод.

2.Назовите основные течения Северного Ледовитого океана.

3.Какие виды льдов можно встретить в Северном  Ледовитом  океане.

4.С какой скоростью дрейфуют льды в Северном  Ледовитом  океане

5.Какие  реки играют существенную  роль в формировании поверхностной водной циркуляции?

6.Дайте оценку основным свойствам вод Северного  Ледовитого  океана.

 

 

 

 

 

Вопросы историков

1.Расскажите о первом этапе исследования Северного Ледовитого океана и его морей.

2.С какими именами связан второй этап в освоении Северного Ледовитого океана? В чем их заслуга.

3.Расскажите об изучении особенностей природы Северного Ледовитого океана первой половины XX века.

4.В чем особенности современного этапа освоения и изучения Северного Ледовитого океана и его морей.

 

Вопросы медико-географов

1.Как климат оказывает на человека?

2.Как происходит адаптация к изменениям температуры?

3.Как происходит адаптация к УФИ?

4.Человек и окружающая среда…

 

Вопросы физико-географов

1. Что называют Арктикой?

2. Определите физико-географическое положение океана (данные о положении океана установите по карте, покажите границы Северного Ледовитого океана).

3. Укажите площадь океана, назовите моря Северного Ледовитого океана, материки, крупные острова и архипелаги, которые омывает океан.

4Укажите связь с другими океанами. Какой океан в большей степени оказывает влияние на Северный Ледовитый океан?

5. Прочитайте текст «Территориальное море и исключительная экономическая зона Российской Федерации» и выполните задание. В соответствии с законами России, территориальным морем Российской Федерации является примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной 12 морских миль. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.

undefinedНа территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

За границей территориального моря находится исключительная экономическая зона России.

Её внутренней границей является внешняя граница территориального моря, а внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

 Исключительная экономическая зона России ограничивается линиями, обозначенными на рисунке буквами: 1) А и Б; 2) А и Г; 3) Б и В; 4) Б и г.

 undefined6. Прочитайте выдержки из текста Статьи 1 закона РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и выполните задание. «Континентальный шельф Российской Федерации (далее –  континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее – территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения её сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права».  Какой буквой на рисунке обозначена внешняя граница континентального шельфа Российской Федерации: 1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

 

Вопросы климатологов

1.Какие причины могут изменить установленные закономерности изменения климата океана?

2.Как можно охарактеризовать климат Северного Ледовитого океана?

3.Когда наиболее ярко проявляется Арктический климат?

4.Какие особенности оказывают влияние на формирование  климата Северного Ледовитого океана?



 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Деловая игра лоя учащихся 8 классов "Арктика-форпосто России""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Социальный педагог

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Деловая игра "Арктика-форпост России " предназначена для учащихся 8 классов, изучающих курс "Природа России". АКТУАЛЬНОСТЬ ИГРЫ:Использование ресурсов и возможностей Арктики: современность и перспективы.ЗАДАЧИ ИГРЫ: изучение Российской территории Северного Ледовитого океана (Арктика)1) Познакомить учащихся с особенностями Российской территории Северного Ледовитого океана и морей, омывающих территорию России.2) Познакомить с исследователями Северного Ледовитого океана.3) Рассмотреть природные ресурсы морей России и экономические проблемы морей и территории.4)Продолжить формирование навыков составления характеристики географического объекта (моря, океана).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 828 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.09.2020 399
    • DOCX 124.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пчёлкина Людмила Федоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пчёлкина Людмила Федоровна
    Пчёлкина Людмила Федоровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80610
    • Всего материалов: 229

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 209 человек

Мини-курс

Влияние внешних факторов на психологическое развитие личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная работа с Wildberries: от создания личного кабинета до выбора продукта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек
Сейчас в эфире

Арт-педагогика как метод профилактики детских неврозов

Перейти к трансляции