- Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
- Тема: § 26. Словосочетание
- 04.10.2020
- 1403
- 14
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Цели урока:
Образовательные:
• раскрыть тему «маленького человека» на примере произведения современной литературы;
• создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Л.Улицкой;
• разбудить сознание учащихся постановкой вопросов о смысле жизни;
• обучать анализу эпизода и всего текста, интерпретации текста;
• помочь выявлению чувства после прочтения текста.
Развивающие:
• формировать умение мыслить, делать самостоятельные выводы;
• использовать теоретико-литературные понятия;
• способствовать расширению словарного запаса учащихся.
Воспитывающие:
• воспитывать у учащихся любовь к человеку, доброту, благородство;
• развивать чувство милосердия и сострадания.
Оборудование:
Рассказ Л.Улицкой «Народ избранный», интерактивная доска, презентация к уроку, анкетирование учащихся по первому впечатлению от прочитанного произведения, запись песни Булата Окуджавы «Молитва».
Ход урока
Блаженны милостивые…
Из Библии.
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.
Организационный момент
Установочная беседа
• Сегодня у нас урок-встреча, урок-знакомство с писателем.
Слушают учителя, психологический настрой на деятельность на уроке.
2.
Актуализация знаний (по итогам анкетирования)
• Прочитав рассказ Л.Улицкой «Народ избранный», вы изъявили желание поговорить о нем –
Рассказ обратил на себя внимание –
Рассказ не понравился –
Неясна концовка рассказа –
• Поэтому считаю необходимым поговорить о рассказе и попытаться услышать голос писателя.
Прослушивание комментариев учителя.
3.
Изучение нового материала
Мультимедийная презентация (слайды 1, 2,) – сообщение учащегося о писателе Л.Улицкой, её творчестве
Введение в тему. Работа с заглавием. (Слайд 3)
• Чего больше всего боится каждый человек, независимо от возраста, пола, национальности?
(Болезней, смерти, нищеты, тюрьмы, одиночества, отверженности)
• В рассказе воплощены почти все названные вами страхи, обуревающие людей во все времена.
• О чём нам говорит название? Посмотрите оглавление рассказов, вошедших в сборник «Бедные родственники», куда вошёл и рассказ «Народ избранный».
• Каковы герои этих рассказов? (простые люди, бедные, но счастливые, маленькие, но избранные).
• Какой прием использует автор в заглавии рассказа «Народ избранный»?
• Что изменится, если поменять слова местами?
• А какие люди названы автором «избранными»? (Маленькие, убогие, больные и бедные, нищие и калеки, отверженные обществом).
• Почему же автор называет этих людей «избранными»?
Просмотр и прослушивание презентации.
Краткое конспектирование основных моментов.
Беседа по вопросам учителя.
4.
Работа с текстом. Анализ текста.
• Кого называют «избранными»?
• Какие они (внешне и внутренне)?
• Чем, по мнению Кати, отличаются попрошайки от настоящих нищих? (Работа по группам).
• Сделайте обобщение по вашей работе. (Слайд 4)
• Слово учителя: Писательница уделяет большое внимание внешности героев. А внешность эта непривлекательна, как не могут быть привлекательны убожество, нищета, безобразие. В этом герои схожи. И всё же они, люди, стоящие у храма, не одинаковы. Одни – жадные, гнусные, ничтожные, - это попрошайки. Они злые и тёмные, у них одна забота – денег набрать. Другие – «настоящие нищие». Они больные, убогие, но они не ропщут – они блаженные.
• Зачем же они на Земле?
Работа с текстом:
• Найдите в тексте и подчеркните детали, характеризующие героев
( 1 – Зинаиды, 2 – Кати,
3 – нищих).
5.
Выразительное чтение истории о двух монахинях
Один ученик читает. Следят по тексту
6.
Анализ эпизода «Две монахини» (Тема: высокое предназначение человека)
Прослушивание, возможное дополнение к анализу.
7.
Слово учителя.
Мало кто из вас согласится с тем, что «народ избранный» счастлив. Но христианское представление о счастье отличается от светского и включает следующие особенности.
Христианское представление о счастье. (Слайд 5)
• Обывателю трудно принять такое представление о счастье, такой тип поведения и вообще факт существования таких людей. Но не о них ли нам рассказывали Пушкин и Гоголь, Достоевский и Чехов, Горький и Булгаков? И так же, как в прошлых столетиях, общество и сегодня как будто не замечает их, сторонится, а Государственное мироустройство не берёт их во внимание. Жизнь создана для среднего человека, а любой выделяющийся из общей массы мешает. Мы в нашем обществе не любим о них говорить, стыдливо испытывая чувство брезгливости и недоумения, реже чувство вины.
Такое же отношение к ним мы встречаем и в рассказе «Народ избранный».
• Но как относится к ним автор? (Автор ставит их выше обывателей, называет «избранными», а значит – лучшими).
• Почему? (Они мудрее. Они познали истинное счастье).
Эпиграф урока. Тема урока.
• Вернитесь к названию темы.
• О чём оно вам говорит? (Будь благодарен за то, что судьба даёт тебе возможность делать добро).
А о чём вам рассказал эпиграф урока? ( Счастлив тот, кто способен на добрые, милосердные поступки).
Прочитывание, ответ на вопрос: Счастливы ли герои Л.Улицкой Зинаида и Катя Рыжая?
8
Итог-обобщение
Концовка рассказа.
• Прочитайте концовку рассказа.
• Как вы думаете, что означает концовка рассказа? (Сон, смерть, забвение, счастье).
(Зинаида бежит от злой и страшной реальности в мир грёз и фантазий, она надеется на лучшее).
Высказывают собственное мнение.
9.
Итог
Завершение урока
• Это рассказ не только об «избранных», но и обо всех нас.
• Высшая мудрость, по мнению Улицкой, и состоит в том, чтобы научиться верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды.
- Нужно ли читать о нищих и калеках?
- Нужно ли писать об этом?
Сегодня вы открыли для себя новое имя в современной литературе – Людмила Улицкая. А каждый рассказ её – это открытие.
Ответы учащихся
9
Домашнее задание
Письменный ответ на вопрос: - Какое открытие делает автор Л.Улицкая в рассказе»Народ избранный»? (Слайд 6)
10
Звучит песня Булата Окуджавы «Молитва»
У Булата Окуджава есть замечательная песня «Молитва».
Тема нашего разговора и песни перекликаются
Прослушивание песни.
Комментарий и выставление оценок.
6 626 925 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем КОЧИЕВА ТАМАРА ХАДЖУМАРОВНА. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.